Православная авторская песня

ПРАВОСЛАВНАЯ АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: В данной статье рассматривается специфика православной авторской песни. Статья основана на материалах интервью с непосредственным участником движения духовной авторской песни в Краснодарском крае протодиаконом Свято Троицкого Собора г. Краснодара отцом Михаилом (Околот).

Ключевые слова: авторская песня, Михаил Околот, духовная авторская песня, православная авторская песня.

В последние годы события, касающиеся православной авторской песни, активно освещаются в интернете. Несложный анализ сайтов показывает, что география распространения православной авторской песни включает не только культурные центры (Москву, Петербург), но и регионы России, не является исключением и Краснодарский край. Православную авторскую песню понимают и принимают широкие слои общества: школьники, студенчество, представители сферы производства, образования, науки, бизнеса, ветераны военных конфликтов, пенсионеры. Вывод прост – православная авторская песня нужна людям. Впрочем, технический прогресс, обращенный к современному культурному контексту, облегчил задачу фиксации творчества участников движения православной авторской песни, но не снял вопрос полноценного её изучения. Для исследователей музыкальной культуры феномен православной авторской песни – проблема новаторская. В существующих публикациях в основном историко-филологической направленности концепт православной авторской песни не имеет терминологической точности и не оперируется их авторами как общепонятный [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

В фокусе данного проекта – основные тенденции развития православной авторской песни в Краснодарском крае. Нижеследующее – результат интервью с протодиаконом о. Михаилом (Околот) проведённого 23 января 2020 года в стенах Свято Троицкого Собора г. Краснодара. Отец Михаил стал непосредственным участником творческого направления православной авторской песни в конце XX века. Это обуславливает как очевидные преимущества, связанные со знанием предмета исследования изнутри, так и недостатки: субъективность и эмоциональная насыщенность оценок, придают материалу скорее мемуарный, нежели научный характер. В любом случае нам представляется продуктивным использование метода устной истории – интервьюирование свидетелей событий прошлого в целях формирования источниковой базы будущих исследований феномена православной авторской песни как отдельного творческого направления музыкальной культуры региона, не нашедшего пока должного отражения в письменных источниках. Данные, полученные во время интервью, представляют особую ценность, так как дают возможность понять специфику восприятия явлений и процессов самим актором. Решение задачи такого характера может быть воспринято с оптимизмом, и потому что, как правило, перспективы анализа заметно улучшаются с приобретением дополнительных рамок для материала. В этой связи во главу угла подхода в проекте поставлена проблема контекста и с учётом особенностей респондента выработаны типовые вопросы интервью, охватывающие всю его жизнь, начиная с детства. Но вначале некоторые основные сведения.

Михаил Евгеньевич Околот родился в 1956 г. в Краснодаре в семье православного священника. После школы служил в советской армии. Окончил музыкально-педагогический факультет Краснодарского государственного института культуры. С 1981 по 1999 гг. работал в должности преподавателя сольного пения Краснодарского музыкально-педагогического училища № 2 и иллюстратором в хоре Краснодарского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова. Выступал в составе Краснодарского государственного камерного хора на международных конкурсах хоров в Австрии, Испании. В 1999 г. был рукоположен в сан диакона клира Русской Православной Церкви. С 2016 года о. Михаил протодиакон, служит в Свято-Троицком соборе города Краснодара.

Песня о. Михаила «Снова вечер» вошла в первый сборник песен самодеятельных авторов Краснодарского края позднесоветского периода «Барды Кубани» (1999). Он инициатор создания и художественный руководитель ансамбля «Соборный». В 2005 г. ансамбль «Соборный» стал лауреатом фестиваля духовной авторской песни «Ковчег» в городе Воронеже. Отец Михаил – организатор традиционного Кубанского фестиваля православной авторской песни «Величай, душе моя... ». Совместно с матушкой Натальей (супруга о. Михаила (Околот) – С.И.) и кубанским композитором Е. К. Петровым составил и сам издал сборники авторской православной песни с нотным обозначением «Доброе дерево», «Величай, душе моя», «Творите добрые дела», в которые вошли песни, сочинённые в разное время им и другими православными авторами.

– Отец Михаил, судя по тому, что Вы сын – глубоко верующих родителей, я могу предположить, что, скорее всего, семья повлияла на выбор Вашего жизненного пути?

– Да, конечно, спасибо за вопрос. Хочется о родителях вспомнить самым добрым, хорошим словом, потому что они, всё равно, вложили состояние веры, состояние того, что мы без Бога никуда. Он является причиной всего нашего бытия здесь.

Мой папа, Евгений, закончил Ставропольскую духовную семинарию в 1955 году, был рукоположен в сан священника и сорок четыре года служил в Екатеринодарской епархии, долгие годы был духовником епархии. Мою маму, Раису, папа встретил в храме. Она была псаломщиком краснодарского храма великомученика Георгия Победоносца. До двенадцати лет я посещал с мамой храм. И, в том числе, Свято-Троицкий Собор, где мы сейчас присутствуем. Здесь при входе в храм на сводах есть звёздочки, обратите внимание, они мне запомнились с детства.

Конечно, время было такое напряжённое, хрущёвское время. Всюду антирелигиозная пропаганда, вновь закрывались православные храмы. Таких как я в советской школе дразнили и называли «попятами». Знаете, есть вещи, смысл которых бывает трудно передать в разговоре, так они эмоционально обострены.

Достигнув возраста подростка, я ушёл из-под семейных крылышек в мир. Помню, когда вступал в комсомол, папа мне сказал: «Ну, живи, как тебе совесть подсказывает». Вспомнил эти слова отца, только когда мне было под сорок лет. Переживания прошлого, переосмысление, постепенно я сам себя начал понимать. Мирская совесть подсказывала одно, а он то, во мне хотел пробудить именно ту совесть – голос Бога в сердце, душе человека.

Моя мирская деятельность закончилась в 1999 году. Я перешёл на службу в храме. Многие говорят, что так и должно было быть. Промыслительно всё произошло. По просьбе и ходатайству старосты Свято-Троицкого Собора, протодиакона Анатолия Байдецкого перед правящим архиереем Владыкой Исидором, 1-го августа 1999 года, в день памяти великого угодника Божия, русского святого преподобного Серафима Саровского я был рукоположен в сан диакона. Наш Владыка, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор ко мне обратился и сказал: «Ну, Михаил, главное твоё место назначения – это алтарь, ты должен быть у престола Божьего. Должен служить Богу».

Возвращение к Богу было у меня через такой вот мирской путь. Вместе с моим отцом протоиереем Евгением мне посчастливилось немного послужить. Спустя два месяца папа... его не стало. Вот и задумаешься. По правде говоря, теперь хочется, чтобы я остался в лоне церкви с отцом ещё тогда в детстве.

– Отец Михаил Вы росли, стали студентом. Чем ещё была наполнена Ваша жизнь?

– Для меня жизненным кредо стало увлечение музыкой. Окончил краснодарскую музыкальную школу № 3. Владею фортепиано и баяном. Гитару начал осваивать в юности, на скамеечке во дворе возле дома. Друзья, ребята встречались по вечерам, у кого гитара есть, кто-то принесёт гитару. Покажи аккорд, а ну дай попробую. Вот так постепенно освоил в основном систему аккордов. Классическая гитара, конечно, другое дело. Впрочем, всё это оказалось таким хорошим подспорьем в молодые годы во время учёбы в институте культуры, и потом.

Помню, как нас студентов готовили к пионерской практике. В 1979 году буквально со всех вузов и педагогических училищ края около тысячи человек, собрали в пионерском лагере «Кавказ» в Анапе. С нами занимались инструкторы-вожатые из всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок». Мы их называли «орлятами». Среди них запомнился такой удивительный человек, Михаил Ковальский, он подарил нам бардовские песни Окуджавы, Якушевой, Визбора, Городницкого и те песни, которые родились в «Орлёнке» – «орлятские песни», тоже самодеятельные песни.

Во время работы в музыкально-педагогическом училище, я собрал ребят из любителей авторской песни, и мы впервые поехали на осенний слёт КСП (в районе г. Горячего Ключа). В конце 80-х начале 90-х мы с супругой (матушкой Натальей) каждый год ездили в пионерские лагеря. Я работал музыкальным руководителем. Бардовские песни очень пригодились. Ребятами они воспринимались и принимались хорошо (особенно у костра). Позже такие пионерские лагеря стали называться детскими оздоровительными лагерями.

Десять лет я выступал в составе Краснодарского государственного камерного хора под руководством Народного артиста России Вячеслава Михайловича Яковлева. Был в исторических поездках коллектива за границу. Для меня это была серьёзная школа исполнительского и вокального мастерства. Вокал – такое дело, которому можно учиться всю жизнь.

– Отец Михаил Вы упомянули о поездке на слёт КСП с любителями авторской песни из студентов музыкально-педагогического училища. Как Вы можете определить концепт «авторская песня»? Какое значение имела авторская песня для Вас в те годы? Считаете ли Вы себя представителем авторской песни?

– В 1960-х пространство культуры нашей страны было в определённых рамках идеологического режима (сверху, властью обозначенных) и подцензурно. Песенный репертуар был партийный, такой плакатный. И в это время появляется целая когорта поэтов-шестидесятников, которые стали петь свои стихи под гитару Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор. Это творчество назвали авторской песней.

Давайте будем говорить об особенностях. В песнях Окуджавы, Галича, Высоцкого, Визбора, Городницкого и многих других авторов есть именно тот стержень, который является основой нашего национального сознания. Тогда авторская песня, и разрушала стереотипы и порождала у людей изумлённое узнавание давно знакомого. А дальше в условиях пока ещё не полного овладения этой новой этической позицией возник дополнительный эффект – авторская песня стала как глоток воды живой, как откровение, которое правда следует отличать от откровения, истолковываемого в теологии. Например, в песне замечательного московского барда Юрия Лореса «В ночном лесу звучит орган» я нашёл очень важные для себя слова.

В ночном лесу звучит орган. Прислушайтесь, звучит
орган.
Что это – сон или обман? Прислушайтесь – звучит
орган,
Прислушайтесь, пока еще есть время.
И этот лес не начали рубить.
Пока ещё мы, кажется, умеем надеяться, и верить, и
любить.
И если даже музыка – от Бога, она ещё всесильнее,
чем Бог.

Позже когда я уже повернулся лицом к вере, слова «И если даже музыка – от Бога, она ещё всесильнее, чем Бог» я не воспринял. Как музыка может быть всесильнее, чем Бог? Ничего... не может быть всесильнее. Это всё написано поэтом, образно и субъективно одновременно. И песня ушла.

Со своим студенческим ансамблем «Надежда» из музыкально-педагогического училища я принимал участие во многих краевых бардовских фестивалях: это осенние и весенние слеты КСП (Клубов самодеятельной песни) и фестиваль авторской песни «Город зажигает огни». На осенних слётах КСП нашими творческими учителями были Валентин Ушканов, Эдуард Гончаров, Руслан Шмаков, Владимир Ланцберг, Владимир Яковлев, Алексей Черемисов, Николай Хнаев. У них своё поколение. Я позже пришёл в авторскую песню (конец 80-х – начало 90-х). Тогда на слёт привёз свои ноты, напел песни. Помню, Руслан Шмаков сказал: «Если с нотами тогда к Владимиру Яковлеву, он знаток». Потом у нас в музыкально-педагогическом училище образовался клуб авторской песни, а Владимир Яковлев стал нашим куратором. В ДК ЖД был клуб «Посредник» (собирались они по средам). Михаил Чигряев был руководителем этого клуба. У нас была такая тесная связь, мы организовывали творческие встречи, во время которых пели песни, общались, к нам приезжали барды из Москвы. В те времена бардовское движение было существенным явлением. Так продолжалось до 1995 года.

По сути барды – это поэты, которые поют свои стихи. Посему я не могу считать себя чистым бардом. Песен на свои стихи я написал несколько, в их числе и песня «Снова вечер», которая вошла в сборник Валентина Николаевича Ушканова «Барды Кубани». В основном я себя считаю самодеятельным автором-композитором, но бардовское движение для меня – важнейшая часть жизни. Это время не прошло зря, многое я почерпнул для себя в общении с настоящими бардами.

– Хотелось бы знать, какой смысл Вы вкладываете в понятия православная авторская песня?

– Творческое направление православной авторской песни, которое я сейчас представляю, в определённом отношении является одним из пластов широкого спектра духовной авторской песни. Известный автор-исполнитель Сергей Гребенников считает важным в духовной авторской песне «единство музыки, слов и молитвы» [1, с. 5].

Если говорить об истоках, то православная ветвь духовной авторской песни уходит корнями к псалмам библейского царя, пророка Давида. Тексты этих псалмов вошли в основу многих песнопений, служб Русской Православной Церкви. Царь Давид пел песни посвящённые Богу, в которых его глубокая вера, его молитва к Богу, его личное покаянное чувство.

В наше время, живительным истоком возрождения православной авторской песни в России стало творчество иеромонаха Романа (Матюшина). Его поэзия, боль за судьбу России, Богом хранимой земли, судьбу народа русского православного, его глубокие содержательные песни пришлись по сердцу многим. По всей России его творчество подхватили авторы-исполнители. Стали проводиться фестивали православной авторской песни. Его творчество стало толчком к новому этапу развития жанра авторской песни. Отец Роман сейчас в затворе, болеет, принял обет молчания. Но песни его звучат. Певица Жанна Бичевская исполняет песни отца Романа и является его духовным чадом.

– Могли бы Вы охарактеризовать художественно-эстетические особенности православной авторской песни? Расскажите об этом, пожалуйста, подробней.

– Понимаете, если мы говорим, что основой духовной авторской песни является молитва, это же состояние, мы прослеживаем и в православной авторской песне. Вот как это раскрывается в песне монаха Лаврентия (Подколзина):

Помолись о мне, светлый ангел мой.
И крылами белыми-белыми.
В синей синеве, в дымке золотой
Пронеси над вражьими стрелами.
<...>
Где любви стезя? Как врагов жалеть?
Где начало мира нетленного?
Научи меня Богу славу петь,
Воспевать Христа несравненного.

Молитвой были пронизаны ещё псальмы – русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Вот, например, в состав рождественского богослужения входит Великое славословие: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение», а в народе поют так:

Добрий вечер тоби,
Пане господарю!
Радуйся,
Ой радуйся, зэмле,
Сын Божий народывся.

То состояние веры, которой наполняемся, мы переносим и в нашу жизнь. Другими словами, здесь приём – стилистический сдвиг от церковного слова, который выдаёт отношение народа, учитывая подход к изображению великого события в этой песне. За столом мы можем петь простые песни, что вызывает ощущение личного участия в разных сюжетах. Недавно мы с матушкой написали такую песню в фольклорном стиле:

Говорила мне бабуля,
Когда пили чай вдвоём.
Всё на свете, Слава Богу,
Живы будем, не помрём.
Жизнь, что дальняя дорога,
Нелегко её пройти

Говори всё, Слава Богу!
Он поможет на пути.
День прошёл и Слава Богу
Снова будут вечера.
Хлеба дал Господь немного
Завтра будет день опять.

Слава Богу за рассветы,
Хлеб насущный и закат,
Зимы, солнечные лета,
Землю, небо, облака!
Слава Богу за ученье,
Встречи разные с людьми,

Будний день, и воскресенье,
Дух, живущий воплоти.
Слава Богу, пока живы,
Можем лоб перекрестить.
Помолиться во смиреньи.
И обиды всем простить.

Язык авторской православной песни ясен для людей вне стен храма, где звучит церковное песнопение на богодухновенном церковнославянском языке. Церковное пение это отдельная тема, с которой у нас есть пересечение, но, как говорится, каждому своё. Один из наших новомучеников, епископ Арсений (Жадановский) в своём «Духовном дневнике» (Часть восьмая – С.И.) сказал: «Регенту и церковным певцам никогда не следует забывать своей роли, своего назначения в храме – возбуждать молитвенный дух у молящихся». Это для нас очень важный момент, который мы учитываем.

Здесь присутствует соборность. Наша вера это свидетельство о Создателе, о том кто явился и является нашим Спасителем. Мы свидетельствуем о Христе, о вере церкви нашей. Существенное содержание этого свидетельствования основывается на религиозном опыте живого общения с Богом самих авторов-исполнителей православной авторской песни. Можно превратить песню и в агитационный плакат. В свидетельстве же очень важно покаянное чувство. Как говорится в молитве Ефрема Сирина «Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Такой замысел осуществлён в песне Владимира Никитина на стихи Нинель Мордвиновой:

Когда до боли надоест судьбе перечить,
Не перекладывай свой крест другим на плечи.
Пусть, словно каменный, тяжёл, а путь всё в гору,
Припомни – на Голгофу шёл Иисус без спора.
Ему люлюкали вослед, и камнем в спину,
В нас, грешниках, смиренья нет и вполовину.
Клянём и время, и страну и мир отчасти
И на других кладём вину за все несчастья.
Пусть кто-то понесёт свой крест безмерной мукой,
А мы ему камнями вслед и улюлюкать.
Потом опомнимся, грешны – прости нас, Боже.
Во все века как мы страшны и как похожи.

Думаю, эта песня пронизанная духом индивидуальной ответственности, в сущности, останется с тем, кто её услышал, поскольку нельзя вернуться в то состояние, когда она ещё не была услышана.

Знаете, в связи с заданным вопросом вспомнился один разговор с Виктором Гавриловичем Захарченко, нашим выдающимся маэстро Кубанского казачьего хора. Тогда я его спросил: «А как Вы слушаете песню?» Он ответил: «Я слушаю слова. Артист поёт прекрасно. Но, если не услышишь в песне слова, этой песни для меня не существует. Слова должны мне на сердце упасть». В основе песни лежит текст, слово. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Евангелие от Иоанна 1:1 – С.И.). Вот если такое отношение к слову, тогда и музыкальное наполнение должно быть естественно тому слову, которое истекает из уст наших.

Современная православная авторская песня очень зависит от того музыкального многообразия, которое её окружает. Например, некоторые песни наших рок-музыкантов. Они тоже имеют духовное наполнение. Но они это выражают своим стилем, и никуда мы не денемся, если это искренне. Помню, на конкурсе слушали песню одной девочки. Она спела о Божьей матери. Я спросил тогда: «А чего ты кричишь?» Она ответила: «Ну, мне хочется голос показать». Я сказал ей: «Да, у тебя красивый голос. А ты просто прочитай вот это стихотворение как молитву. Ты как произносишь "Отче наш"? Ты же не кричишь, не показываешь голос». Важным выражением характера авторской православной песни является молитвенная интонация.

Хотелось бы, чтобы всё это было соразмерно той ниточке, которая связывает нас с Богом. Она тоненькая. Если она толстая и огрубевшая, тогда мы начинаем кричать как в песне автора-исполнителя Виктора Третьякова «Блудный сын».

Я устал от Войны, что внутри и вокруг,
И от зла никуда не свернуть.
Но, сегодня, разжав этот замкнутый круг,
Ухожу в самый главный свой путь.
Исповедаюсь вслух, и, с гордыней простясь,
Добегу до одной из церквей.
И под взгляды старух, неумело крестясь,
Постою у иконы Твоей.
Успокой непокорную душу мою,
Дай мне веры глоток и убогий приют.
Я устал, я давно у порога стою,
Постучался бы в дверь, да грехи не дают.

В этой песни слышим крик. На каком-то этапе может быть и крик. Это тоже принимается, но душа она требует любви, радости, тепла, внимания, и такие песни порой очень необходимы. Интонация должна быть мягкая, добрая, тёплая. Именно интонация.

Am   Dm                E        Am
Снова вечер спустился на сказочный лес,
Am      Dm                G        C
Полный красок волшебных и добрых чудес.
F               Gm        A      Dm
В этот час мы друзей у костра соберём
E
И хорошие песни друг другу споём.

Am  Dm        G                C
Припев: В этих песнях и свет, и открытость сердец,
Am     Dm                H     E
В них журчанье ручья с синевою небес,
Am    Dm                G         C
В них надежда на светлый, безоблачный мир
Dm                E
Так желанный для всех, кто влюблён и любим.

Вдруг затеплит глаза свет далёкой звезды,
И коснётся струны лёгкий шелест листвы.
Вдруг дыханье огня станет звуком в душе,
И тогда кто-то песню подарит тебе.
Припев.
Суета городов и домашний уют
Не заменят нам леса душевный приют.
Вновь и вновь мы друзей у костра соберём
И хорошие песни друг другу споём.
(«Снова вечер» стихи и музыка о. Михаила (Околот) – С.И.)

Думаю, что в связи со сказанным было бы уместным вспомнить и слова нашего великого русского праведника, отца Иоанна Кронштадского: «Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу, или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, оставь слушать, брось и тело, и дух музыки» (Симфония по творениям св. Иоанна Кронштадтского. – М., 2007. С. 163 – С.И.).

– Можно ли считать, что в пространстве православной авторской песни проявляется репертуарное разнообразие?

– Православная авторская песня разнообразна и не ограничена только духовной проблематикой: есть песня молитва, песня исповедь, песня бой, песня призыв, песни, напоминающие проповедь, притчу или сказку, песни в фольклорном стиле, праздничные песни, шуточные, детские песни. Так же как и любая авторская песня, православная авторская песня обозначает проблему и понимание, что должно сделать, чтобы эту проблему решить. У меня есть песня, наводящая на эту мысль вот с такими словами:

Молодость и зрелость сели на скамейку.
Молодость сказала, ты как я сумей-ка.
Зрелость отвечала, красота не вечна.
Научись делиться красотой сердечной.

Эта песня на грани духовного и душевного наполнения. Смотря кто как наполняет. Если выходишь петь в рясе, то тебя воспринимают как духовного человека, хотя песня душевная. Возникают такие параллели. Авторская православная песня – это личностная песня. Как сказал преподобный Серафим Саровский «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». То есть сохрани в себе чистую совесть и приобретёшь мирный дух, тогда ты поймёшь, что мир будет вокруг тебя образовываться.

– По Вашему мнению, какое влияние имеет авторская православная песня на развитие современного общества?

– Люди, которые приходят послушать авторскую православную песню, искренне желают припасть к живому источнику Божией любви, в противовес натиску той бездуховности, которая заполонила мир. Наверно, потому, в последние годы заполняются концертные площадки, где исполняется авторская православная песня.

– Отец Михаил, какие творческие планы у Вас на ближайшее будущее?

– Ежегодно, в наших планах, осуществление нескольких проектов, на которых мы можем полностью реализовать свои творческие возможности: среди них традиционный Кубанский фестиваль православной авторской песни «Величай душе моя…», фестиваль церковных хоров «Господи возвах», Рождественская архиерейская елка, и, конечно же, Воронежский международный фестиваль духовной авторской песни «Ковчег». В своем творчестве во всём полагаюсь на Волю Божию. Появляются новые песни. Если у кого есть желание встречи со мной и с моим творческим коллективом духовной песни «Соборный», стараемся не отказать в этих встречах. Если, на то будет Воля Божия, приступлю к записи новых песен и к изданию нового сборника.

Таким образом, мы видим, что православная авторская песня – это сложное, синкретическое явление, существующее в наше время через отложившиеся культурные слои – псалмы Давида, псальмы, авторская песня советского периода. В названном выше квартете такие сходные элементы, как слово, музыкальный аккомпанемент, голос автора-исполнителя (в широком смысле слова это тот, кто поёт свои стихи на свою музыку или тот, кто поёт на свою музыку чужие стихи). На наш взгляд в каждом конкретном случае, разумеется, если сходство не чисто внешнее, необходимо выяснить, появилось ли оно в результате независимого развития (конвергенции) или заимствования, но это следует делать в другом контексте. Здесь же имеет смысл обратить внимание на то, что в жизни православной авторской песни существует некий канон (установка на молитву, проповедь). Он же является объектом авторского переосмысления, в результате которого малое пространство отдельного сочинения – песни, становится художественным произведением (песня-исповедь, притча, в фольклорном стиле, праздничная, шуточная, детская песня) призванным служить ориентиром для осознания и освоения слушателем (личностью) духовно-нравственных ценностей. Чем полнее их осознание и освоение, тем полнее личность (не лучше или хуже, а полнее) и ярче спасительное сияние Бога. К этому, условно говоря, антропологическому подходу и сводится суть православной миссии.

Всё это вполне приложимо к творчеству кубанского автора-исполнителя православной авторской песни о. Михаила (Околот). В этом творчестве перекрестились его главные жизненные интересы – прежние, которые вырастают из опыта разносторонней деятельности, крупиц, казалось бы, забытых в архивах памяти и настоящие – отражение православной металогики восприятия мира земного как преддверие мира небесного.

В известной мере православная авторская песня – это и общественное движение (международный фестиваль духовной авторской песни «Ковчег» в г. Воронеже, Кубанский фестиваль православной авторской песни «Величай душе моя…») и пример активной позиции художественной культуры в деле возрождения духовности, православия и традиционных ценностей. И «немыслимо изучение исторического процесса без такой могущественной силы, как художественное творчество, воздействующее на массы людей – творцов истории», – утверждала академик М. В. Нечкина [3, с. 4].

Наш подход ни в коем случае не претендует на «точку» в исследовании региональной православной авторской песни. Это лишь самое общее её обозначение в рамках жизненного и творческого пути отдельного актора. Дело будущего – осмысление православной авторской песни с учётом той эстетической и объёмности, которую она в себе несёт, что приблизит нас к более-менее объективному осознанию роли и места этого феномена в социокультурном пространстве Краснодарского края.

Примечания:

1. Гребенников С. Н. Душа любить обречена: стихи песни / Сергей Гребенников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009.
2. Ильюнина Л. Одною долею с народом жить / Л. Ильюнина // «Вера» – «Эском». – 2004. – № 478 – URL: //http://www.rusvera.mrezha.ru (дата обращения: 01.03.2020)
3. Нечкина М. В. Функция художественного образа в историческом процессе. М., 1982.
4. Ничипоров И. Б. Песенно-поэтическое творчество иеромонаха Романа (Матюшина): духовное содержание и образный строй // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы III Всероссийской научной конференции. Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. С. 218-235.
5. Ничипоров И. Б. / И.Б. Ничипоров // Евангельские мотивы в песенной поэзии и. Романа (Матюшина) // Филология // Слово: [сайт]. – URL: http://https://www.portal-slovo.ru/philology/37244.php (дата обращения: 01.03.2020)
6. Татаринова Л. Н. Традиции русской философской лирики XIX века в духовной поэзии иеромонаха Романа (Матюшина) / Л. Н. Татаринова // Современная поэзия: русская и зарубежная (сборник статей). – Краснодар, 2011. С. 16-24.
7. Топоркова Н. Душа любить обречена. Интервью с поэтом, музыкантом и композитором из Воронежа Сергеем Гребенниковым / Н. Топоркова // «Русская берёза»: [сайт]. – URL: https://rusbereza.ru/vgosti/7015 (дата обращения: 01.03.2020)

9. Якимов П. А., Крымов К. Духовная поэзия иеромонаха Романа (Матюшина) // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2016. № 5(27). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/3205 (дата обращения: 01.03.2020).

Исаченко С. В. Православная авторская песня: региональные аспекты. // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Выпуск 4. Том 1 / ред.-сост. С.И. Хватова. Краснодар, 2020. С. 510–530.


Рецензии