Долгая дорога к Богу Гл. 5 Часть 8-2 ТЭЦ-22

               
На фотографии – мои родные братишка – БОРИС и сестрёнка – Милочка.
Во время летних каникул Милочка приезжала в Шатуру навестить бабусю и Борьку (я жила уже на ТЭЦ-22, а отец отбывал срок…).Они ходили на знаменитые Шатурские озёра - катались на лодке, купались и загорали... 1958 год.

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 5  ДЕТИ  АЛОИСА  И  ПРАСКОВЬИ
ЧАСТЬ 8-2  ТЭЦ-22


ЛЕТО 1957 года 

ОТЕЦ   

После того, как отцу изменили срок отбывания в заключении с 10 лет на 2 года, его перевели отбывать эти 2 года – в Капотню. Капотня находилась на окраине Москвы. Его определили там на должность библиотекаря. Как всегда, он занялся там организацией художественной самодеятельности, организовав ансамбль. Пригодилось его умение играть на аккордеоне и пианино.   В общем, он не скучал. Вероятно, там ему не хватало – женщин,    к которым он всегда испытывал слабость. Но два года пролетят быстро. И он упущенное, наверняка наверстает…

А вот нам – мне, Борьке и бабусе было не так весело, как – отцу. Я из своей зарплаты отдавала долги, которые у нас появились после оплаты адвокатов.
То, что оставалось из моих денег, я приносила домой и опускала в ящик комода. Бабуся туда же добавляла свою пенсию, а Борис – стипендию.

Я не помню, чтобы мы планировали расходы. Также не помню – кто и когда покупал продукты для дома. Если нужны были кому-то деньги на расходы, их просто брали  из общей «кассы».

Бабуся готовила еду дома, "растягивая" оставшиеся в комоде деньги... И они с Борисом обедали вместе. Исходя из малых сумм, выделяемых на продукты, обеды эти были бедными и не калорийными. А я чаще всего – обедала в столовой для работников ГРЭСС. Хотя мое рабочее время никто не контролировал, и я могла бы тоже приходить на обед домой. Пользуясь предоставленной мне свободой, вероятно я выбирала варианты – где было вкуснее и интересней…

Время летело быстро. Прошел и 1957 год. А за ним и 1958-й.


Я, наконец, первый раз влюбилась в Бориса Белобородова. Он находился в Шатуре в командировке После его отъезда наши встречи перенеслись в Москву. Я ездила туда на поезде. Долгое и дорогое удовольствие. Поездом – 4,5 часа в один конец. Но, охота пуще неволи. Меня всё чаще посещало ощущение того, что в Шатуре мне стало «тесно». Мне наскучило возиться с текущими ремонтами.
Я перешла на работу в ОКС, на живое дело. Не помню, что мы строили, но что-то строили.

Запись в трудовой книжке…


4.   1958 г. 2.03.                ПЕРЕВЕДЕНА   МАСТЕРОМ   В   ОКС.


Между нашими встречами, с Борисом обычно мы общались  в письмах, а иногда присылались и телеграммы.

Но вот однажды пришла телеграмма не от Бориса.

ТЕЛЕГРАММА   ШАТУРА   МОСОВСКОЙ   СОВЕТСКАЯ   3  кв  2
СТЕПАНОВОЙ   ИЗ   МОСКВЫ

8.03.58 г.   ПРОШУ ПОЗВОНИТЬ МНЕ
                БЫХОВСКИЙ

Быховский – это первый адвокат отца.  Отец отбывал срок в Москве, в Капотне.
Из двух лет он отсидел половину. Можно было освободить его досрочно, но за это нужно было заплатить.  С папиной пассией – Надеждой, мы не поддерживали связь, поэтому, к ней обращаться не стали. Спасибо Борису, он сразу же откликнулся на мою просьбу и одолжил деньги.

ТЕЛЕГРАММА   ШАТУРА   МОСКОВСКОЙ   СОВЕТСКАЯ   3  кв  2
СТЕПАНОВОЙ   ИРИНЕ   ИЗ   МОСКВЫ

12.04.58 г.
ВЫСЛАЛ  СУББОТУ  ПОЧТОЙ     ТРИСТА   БОРИСА   ПРИВЕТОМ
                БОРИС

Деньги Быховскому отдала. Теперь можно было скоро ждать возвращение отца.
Если не обманут...

 ЛЕМИТА

 1958 год


 Как и много раз раньше, мне начала надоедать работа. Хотелось опять куда-то ехать, чего-то искать в жизни нового.
Может быть, эти качества характера через гены досталось мне от отца?

Я написала несколько писем в разные города и организации с запросом о работе, о прописке. Многие мне отвечали, Но, как правило, это всё были письма с отказами, как это.

Письмо в Шатуру из Ленинграда.

ГР-КЕ Степановой   ИРАИДЕ Владимировне, проживающей – город Шатура, Советская ул. 3, кв. 2.
На Ваше письмо. 1-ое отделение милиции города Ленинграда сообщает, что в город Ленинград приезд ограничен, а потому, Вы по приезду в Ленинград, прописаны не будете.
Прописка Вам была бы разрешена, если бы Вы приехали в город Ленинград для учёбы в Вузе на дневном отделении, при условии, жилая площадь, на которую бы Вы пожелали прописаться, соответствовала бы 5 кв.м. на человека.

Начальник 1-го отделения милиции
 ЛЕНИНГРАДА   -   САФОНОВ.                9.12.57 г.



Ездить в Москву, на свидания к Борису, было всё же несподручно, да и дороговато. И, как всегда, помог случай. Ещё в прошлом году, когда я рассылала во многие места письма с запросами о вакансиях и возможной прописке, посылала  письмо и на строительство ТЭЦ – 22.

Получила ответ, в котором говорилось, что в настоящее время вакансий нет, но при утверждении штатного расписания на новый год, возможно… А пока – «Ждите письма».

И вот, неожиданно я получаю открытку. В ней говорится, что имеется вакансия инженера по подготовке кадров, и можно приехать на переговоры.

Естествен, я немедленно отправилась на ТЭЦ – 22.

Строительство велось уже не первый год. Слева от основной дороги, которая вела от Люберец до посёлка «Дзержинский» - уже был построен строительный посёлок «ТЭЦ – 22». А справа, чуть поодаль от дороги строилась сама ТЭЦ.

В то время строительство представляло собой огромные котлованы, кучи строительного материала и мусора. И в глубине этого грандиозного строительства стоял двухэтажный каменный домик – контора.

Я сразу же попала на приём к главному инженеру. После собеседования, он прошел со мной к директору строительства,   который коротко выслушав мнение главного инженера, поставил на моём заявлении резолюцию – «В О.К. – оформить». Вот и всё. Я получила работу и лимитную прописку в общежитии. Как в сказке. А что такое – лимит на прописку, наверное, знают только наши современники. Это была путёвка в запретное.

А для меня это был пропуск для проживания и работы в ближнем Подмосковье, и рядом – Москва. Я могла поехать в столицу в любое время автобусом до метро, и вернуться назад в тот же день или вечер.

И вот в моей трудовой книжке появилась новая запись.

5.   1958 г. 4.14.                Уволена по собственному желанию.
         
6.   1958 г. 4.22.                СТРОИТЕЛЬНОЕ   УПРАВЛЕНИЕ   ТЭЦ – 22
                ИНЖЕНЕР   ПО   ПОДГОТОВКЕ   КАДРОВ



Общежитие находилось в посёлке строителей. Там была построена всего одна улица. С левой стороны её открывала баня. А потом стояли в линеечку, фасадом на улицу, трёх и четырёх этажные дома, в которых жили  работники управления со своими семьями. Для работы на будущей ТЭЦ приглашались специалисты с других, уже действующих ТЭЦ и ГРЭСС. Может быть, по этому принципу и я попала сюда?

С правой стороны улицы стояло три трёхэтажных дома – общежитии: «О -1», «О – 2» и «О – 3». Первый дом стоял фасадом на главную и тогда единственную улицу Ленина. За общежитием был магазин, потом жилые дома, и в конце улицы уже была построена школа.

На первом этаже здания «О – 1» располагался клуб. Два других дома стояли за ним. На каждом этаже общежития, по обеим сторонам коридора, располагались комнаты. Каждая на 4 койки. А остальное, как везде – тумбочки, шкаф, стол, стулья. Уют создавали сами. У каждой девушки над койкой висели коврики, вышивки, фотографии. Естественно, я привезла с собой те же настенные рукоделия, сделанные ещё бабусей. Они кочевали со мной по всем общежитиям. И как только я их не посеяла до сих пор?

Меня поселили в комнату ИТР. Со мной жила Дина Бастрыгина – директор клуба. Она попала сюда по распределению, окончив специальное культпросвет училище. Родом она была из какой-то деревни, этого же района. Родители – простые колхозники. Она их стеснялась, так же, как и своего имени – Зинаида. Поэтому, она переименовала себя в Дину. Мы  с ней сразу как-то сдружились.

Поселившись в общежитии, я, конечно и предполагать не могла, что в посёлке Дзержинском, куда входила территория Тэц-22, я задержусь аж до 1975-го года.

Мы договорились - обо мне без подробностей...


ЖДЕМ  ОТЕЦА

1958 год

Отца, действительно должны были отпустить досрочно. Я несколько раз была у него в Капотне – ездила на свидания. Он писал и в Шатуру бабусе с Борькой, и маме с Милочкой. Вспомнил теперь и о них.

А им жилось, ой как плохо! Ещё в Шатуру  Милочка писала об их житье-бытье.

15.01.58 г. ЗДРАВСТАУЙТЕ,  ДОРОГИЕ  БАБУСЯ,  ИДА  И  БОРЯ!
Как ваше здоровье? Почему не пишете? Я посылала письма, мама писала, и все молчат. Я даже не знаю, что случилось.

Как вы провели Новый год? Папа пишет, а вы нет. Что случилось? Пишите. Немного о себе. Четверть закончила с тремя тройками: по литературе, физике и немецкому. Вечер в школе прошел весело. Был духовой оркестр. За костюм снегурочки получила приз – лису и двух лебедей.

Ездила к Нине Мироновой на вечер. Давали билет в Лужники, но не поехала, не было денег. Вообще, на Новый год в доме не было ни копейки денег. И сейчас нет. Мама уехала с балансом. Сдаёт годовой отчёт. У меня сильно болят зубы.
Бабуся! Я начала вязать. Очень мне нравится. Дома бывает очень холодно. Дрова и уголь кончаются. Хожу в туфлях, и те – рваные.

17 числа еду на конференцию. От комсомольской организации едут 7 человек. Будет весело.

Мама уехала в субботу. Сегодня жду, думаю приедет. Пришла со школы, и лежит от папы письмо. Я очень рада, что у него сейчас хорошо. Хоть работает в тепле.
Что-то не пишут ни Ида, ни Боря. Неужели так трудно? Все молчат. Как у вас с питанием? Я уже как-то привыкла без горячего. Уже сварю суп, да и тот выливаю. Если бы ты увидела меня, сказала, что я похудела. Это все говорят у нас в школе. Один нос большой торчит.

Умерла тётя Стеша Копырина и тётя Катя Миронова, кладовщика жена.

Привет вам от Витьки Устинова. Просил вам передавать. Исправился, стал вежливым. Но на лицо всё такой же не симпатичный.

Больше, кажется, новостей нет. У нас то холодно, то тепло. Сейчас, кажется, потепление. Зима надо мной смилостивилась. Видит, что ходить не в чем. Ну пока всё. Крепко вас всех целую. Пишите. Жду ответа.

               Целую Вас.   Ваша МИЛА.


Ида!
Поздравляю тебя я и мама с днём рождения. Желаем тебе наилучших успехов в твоей работе и жизни. Мама приехала.  Ездила к папе. Отвезла масла, сахару и хлеба.
И ещё там, по мелочам. Писать кончаю. Целую крепко вас ещё раз.

                Пишите.      МИЛА.



Из письма и так всё понятно про жизнь мамы и Милочки.
Я приглашала Милочку пожить у меня летом в общежитии, но, к сожалению, у неё это не получилось.

Письмо на Тэц-22, в общежитие Степановой И.В. из Вельяминово, Михневского района от Степановой Нины Николаевны.

Адрес общежития: - «Московская область. Г.Люберцы. Пос. Дзержинского, О – 2. Общежитие. Степановой Ираиде Владимировне.

Адрес в Вельминово:    -   «Московская область. Михневский район. Ст. Вельяминово. С/Х МПС. Степановой Нине Николаевне и Людмиле Владимировне.».


10.06.58 г.                ДОРОГАЯ   ИРА!


Как мы договорились, ничего не получилось с Милой. Пошла я в школу договориться, а Иван Ефимович меня прямо ошарашил. Показал постановление министерства, что без отработки практики не переводить в следующий класс, так что, педсовет будет заседать только после 24 июня.
Справку об окончании 9-го класса  он не даст.

Ничего поэтому предпринимать не пришлось. Обидно из 20 дней весь год пропадает. Ира, теперь  тебе придётся самой до 24-го июня съездить в Шатуру за костюмом для папы, или написать Боре, чтобы он привёз. Но лучше тебе съездить, больно он уж не надёжный, ещё где-нибудь в вагоне оставит.

Если пойдёшь к папе, как ты обещала, то объясни ему тоже, хотя я ему так же написала.

Картошку мы посадили – 10 соток, вчера только, теперь отлегло, а то всё думалось. Если даже не придётся убирать, то можно продать.

Мила ходит ежедневно с классом в колхоз, даже не разрешили работать в нашем совхозе.

Анна Сергеевна на всё лето уехала с ребятишками в лагерь, так что в Москве остались одни взрослые девочки.

Как теперь сложится у папы с работой. Прямо из головы не выходит. Ты, как обещала, то поговори и с начальником отдела кадров, и с начальником ТЭЦ – 22, чтобы он успокоился, а то он очень нервничает.

Ну пока. Целую. Привет от Милы.
                МАМА.

В письме мама вспоминает Анну Сергеевну. Это – Кулинич, а дети – это Петя и Леночка, дети Светланы. Я о них рассказывала в одной из предыдущих глав.

Папа готовился к выходу на волю. Как звучит-то! На волю! Нужно было съездить в Шатуру за его костюмом.

Срок он отбывал в тюрьме, в Москве, в Капотне.

Ко мне пожить Милочка так и не выбралась, но зато съездила в Шатуру навестить бабусю и Бориса. Время она там провела весело. Он катал её на лодке по озеру. Познакомил со своими друзьями, даже пару раз сводил на танцплощадку, хотя сам не очень увлекался танцами.

ОТЕЦ  ВЫШЕЛ  НА  СВОБОДУ

И вот, наконец отец вышел из заключения.  Я его встретила. Познакомила с Виктором Розовым, который  временно устроил его пожить в своей комнате в мужском общежитии ТЭЦ-22.
У отца была только – характеристика. За трудовой книжкой нужно было съездить ещё в Шатуру.

                ХАРАКТЕРИСТИКА

 на СТЕПАНОВА  ВЛАДИМИРА  ВАСИЛЬЕВИЧА, 1909 г. рождения

 Степанов Владимир Васильевич находился при п / я УУ 163 / 30

С 16 октября 1957 года. Работал заведующим библиотекой и к своим обязанностям относился всегда добросовестно. В работе аккуратен и инициативен. Принимал активное участие в общественной жизни. Являлся редактором стенгазеты и руководил художественной самодеятельностью.
В поведении дисциплинирован, в обращении с окружающими вежлив и скромен. Пользовался хорошим деловым авторитетом.
За хорошую работу, примерное поведение, и активное участие в общественной жизни имел ряд благодарностей и премировался денежной премией.


Папа очень волновался по поводу дальнейшей своей судьбы после освобождения из заключения.
Возвращаться в Шатуру, естественно, он не мог.
А волновался папа зря. Опять я сходила к начальнику отдела кадров…
И, когда папа, наконец, вышел, ему был предоставлен лимит, прописка в общежитии, и работа мастером, а потом и начальником участка на строительстве ТЭЦ – 22. Кроме самой ТЭЦ строилось много жилых домов, железо - бетонный завод, и ряд других объектов, так что работы строителям хватало.

                СПРАВКА

Дана тов. СТЕПАНОВУ В. В. в том, что он действительно работает на Дзержинском комбинате производственных предприятий. в должности – Начальника ОТК с 16.08. 1958 г. по 12.03. 1959 года.
Уволен по собственному желанию.
Справка выдана для предоставления в паспортный стол.

Поясняет Ираида...
По поводу фразы - "опять я схоила к начальнику кадров..."
Ещё  в ранней юности, когда училась в кожевенно-обувном техникуме я познакомилась с Виктором Розовым. Тогда он учился в 1-м МАПУ (артиллерийское училище. Бросив техникум, я потеряла Виктора из вида. Позже, учась в Высшей комсомольской школе я сама разыскала его. Он уже был курсантом. Потом, не знаю причин - он бросил учёбу. Возвращаться к родным в Калугу не захотел.
Я на Тэц-22 пользовалась авторитетом и со многими из руководства   поддерживала дружеские отношения. В том числе и с начальником отдела кадров. По моей просьбе он устроил Виктора Розова на работу на железо-бетонный  комбинат. И по лимиту прописал и поселил его в общежитии.
Начальник отдела кадров решил, что я хлопочу о своём женихе. Но я эту кандидатуру никогда не рассматривала в таком качестве.
Интересно, что когда на первое время Виктор Розов устроил папу в свою комнату на время, пока решается папин вопрос с пропиской и работой, они с папой подружились. А потом какое-то время ещё вместе работали. И к моему удивлению папа очень хотел, чтобы я вышла замуж за Виктора Розова. К этому времени и Виктор Розов объяснился мне в любви и предложил руку и сердце...
Когда я познакомилась с Виктором Дудко, со временем мне пришлось выбирать - за кого выходить замуж. Я выбрала Виктора Дудко. Папа долго сожалел о моём выборе...

Я остановилась на том, что опять обратилась к начальнику кадров. И он обеспечил папу: и пропиской по лимиту, и местом в общежитии и работой.

Папу поселили в мужском общежитии – «О – 3», в комнате на двоих. Это тоже было большой привилегией.  С ним вместе жил директор новой школы – Долгов Николай Иванович, строительство которой должно было быть окончено к новому учебному году. При школе должна была быть квартира для семьи директора, которая ещё не переехала – не помню откуда.

Отец съездил в Шатуру, и быстро вернулся.

Ездил и в Вельяминово. Мама с Милочкой надеялись, что скоро что-нибудь образуется, и семья опять воссоединится.

Но что нужно сделать для того, чтобы произошло это – «образуется»? Пока никто не знал. И, хотя я не помогала деньгами бабусе и Борьке (они жили по прежнему на её маленькую пенсию по старости и его стипендию), с меня возвращение отца, как бы сняло -ответственность за невыполненный мною долг в отношении родных.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

 


Рецензии