Аквариум-3

          В каждом времени можно отметить те или иные «перегибы». Нет, это я не о политике партии и правительства, а о простых людях, о взаимоотношениях наших в социуме, о поведенческом мировоззрении индивидуума в среде ему подобных. Пожалуй, то, о чём я хочу рассказать сейчас, наблюдалось уже в 60-х и в70-х. А в 80-е, особенно в конце, когда люди успели уже почувствовать первые ветры перемен, это явление особенно стало выползать наружу. Это преклонение перед всем Западным! Прежде всего это касается одежды, да и всех других промтоваров тоже.

          Иметь в своём гардеробе что-то импортное, тем более «фирменное», было престижно. Как раз в то время особенно актуальна была расхожая пословица: «Встречают по одёжке...» Нужно было отдать почти месячную зарплату на джинсы: «LEE» или «LEVIS», но и это не гарантировало, что ты сможешь сразу возвысится в глазах других. Неплохо было иметь жвачку и, опускаясь в метро, обязательно жевать! Чтобы все видели, что ты за птица. Те, кто был обладателем надувной жвачки, являлись объектами особого внимания публики. Счастливчик неожиданно для окружающих вдруг выдувал большой шар, который потом лопался, издавая неприличный звук и пугая соседей. В то время все «продвинутые» жевали, поглядывая друг на друга с ухмылкой, показывая свою значимость и причастность к чему-то важному. Жевательная резинка в то время была ещё дефицитом. Хотя её и начали производить в Прибалтике, но на всю огромную страну её явно не хватало.

          Давно канула в вечность романтика 60-х, когда слово «физик» и хоть какая-нибудь причастность к науке возвышали тебя в глазах окружающих, а дети мечтали стать космонавтами, лётчиками, пожарными или моряками. И было достаточно заузить брюки, а потом, как говорили, натянуть их с мылом, чтобы быть модным. Про песни у костра и знание наизусть стихов наших ведущих поэтов того времени я уже не говорю. Достаточно было прочитать «Мастера и Маргариту» или «Доктора Живаго» в самиздате, и ты тут же возвышался в глазах своей девушки! И она тоже старалась не отстать от тебя, и была готова даже в течение ночи просматривать ксероксы этих романов.

          В конце 80-х об этом уже никто не вспоминал. Теперь приоритеты социальной значимости становились совсем другие. Современным героем становился уже тот, у кого видеомагнитофон и кассеты с голливудскими фильмами на столике рядом с телевизором, а в особом тайнике хранились: «Калигула» и «Последнее танго в Париже». Монополия фарцовщиков, как единственных поставщиков импортных шмоток, заканчивалась. Всё чаще эти товары стали появляться в магазинах, но ими торговали из-под полы или по распределению, достать что-либо простому смертному пока не представлялось никакой возможности.

          Магазины, что продуктовые, что промтоварные - не отличались особой архитектурной сложностью: в основном это были так называемые «стекляшки», приделанные к первому этажу. Они были типичны, и все походили друг на друга. Нужно было обязательно читать надпись на его фасаде, чтобы определить принадлежность этой торговой точки. Так, что это? Если на них красовалась вывеска «Гастроном» или «Универсам», то в таких магазинах мы покупали продукты. А на том, 58-ом, куда я направлялся, была прицеплена вывеска с покосившемся набором букв: «Промтовары».

          С какой же потаённой радостью каждый раз простой советский покупатель входил в этот «храм вещей», тайно мечтая, что именно сегодня что-то «выбросят», и он первый успеет подскочить к заветному прилавку! Написал, и сам удивился меткому слову - «выбросят», первоначально оно несло собой другое значение, совсем не обозначало «появление на прилавках импортных товаров». Выбрасывают, как правило, корм голодным животным, которые тут же, расталкивая и кусая друг друга, расхватывают его, оставляя после себя клочья подранной шерсти.

        - Извините, а Зинаиду Николаевну я мог бы увидеть? – спросил я у первой же продавщицы, ходившей по залу.

        - А вам, собственно, зачем?

        - Я художник из мастерских, насчёт оформления магазина…

        - Так бы и сказали! А-то ходите, как павлин важный, подозрительно смотрите на всё. Я вас за проверяющего приняла. Так она сейчас на складе, а вы идите к её кабинету, она подойдёт сейчас…

          Я потолкался немного по залу. Посмотрел на выцветшие стенды, обозначающие отделы с товарами, хорошо понимая, что это и есть моя «работа» – поменять их на что-то более стоящее. А больше тут и делать нечего, кроме витрин, но там работа для декораторов, а я только некую основу должен придумать, на чём они свои тряпки развешивать будут.

        - Это вы?
 
          Я вздрогнул от неожиданности. Передо мной стояла довольно импозантная дама средних лет. Но насколько средних: с начала их, или ближе к концу? Возраст наш напрямую зависит от состояния души: светятся глаза или нет? Вот и определение. Сколько я по жизни встречал молодых людей с потухшими глазами! И людей в возрасте, о которых и не скажешь, сколько им лет, глядя в живые, лучистые глаза! Но таких уже мало стало.

        - Да, это я.

        - Входите.

          Я пропустил её вперёд, вошёл сам и прикрыл дверь.

        - Присаживайтесь, и давайте сразу. Нам, пожалуйста, без всяких вывертов: только вывески и чего-нибудь в витрины. Не усложняйтесь, чего впустую пыль в глаза пускать? Товаров нет, а пустые прилавки нет толку украшать, и так сойдут. Это нас сверху заставляют – «перестраиваются» все, кто во что горазд. Ах, да, совсем забыла: в четверг в торге будут распределять «Аляски», на ваши мастерские шесть штук выделено. К двенадцати быть обязательно, а то с носом останетесь. Всё расхватают. У нас народ такой: кто поспел – тот и съел. Да, и ещё забыла спросить, как там ваша Татьяна Петровна, хорохорится ещё?

        - Это в каком смысле? – заулыбался я.

        - Ну, как же? Она директором магазина большого была. Так её попёрли за растрату. Дело хотели пришить, но уладили как-то, а её сослали к вам в мастерские. В первые полгода она вообще никакая ходила – депрессия, даже пить начала с вашими удальцами. Но потом поднялась ни с того ни с сего. Просто чудо какое-то произошло, вот и ломают все голову: что это так бабу бодрить стало? Ну, а чего не взбодриться среди мужиков таких?!

          Она испытующе посмотрела на меня.

        - А? Молодой человек, что на это скажете? Сейчас иногда встречаю её в торге – вроде и нечего. Ну, сдала, правда, а раньше при должности - королевой ходила! А чего ей было не сиять, к ней пол-Москвы на склад съезжались! Она знала, кого приветить, вот поэтому и не посадили.

          Я молчал и думал: ну, как можно совсем незнакомому человеку раскрывать такие тайны? Есть у женщин, да и не только у них, скажем - у некоторых индивидуумов, желание хоть каким-то образом и как бы невзначай, но очернить своего коллегу. А мы действительно все соперники в этом мире в той или иной степени! А чего уж говорить о женщинах, работающих в одной сфере? Тем более, если сфера эта связана была в ту пору с тотальным дефицитом всего, что можно было купить и продать.
 
        - Ну, ладно, идите замеряйте, чего вам там надо. Я сейчас занята буду, ко мне люди придут. Передавайте своей Татьяне большой привет от Волковой, если она меня помнит ещё, и чтобы поосторожней с молодыми мальчиками была! А то она так охоча до этого, что даже муж жаловаться в местком приходил, обхохочешься. Во, баба ненасытная, до чего мужика бедного довела!

          На следующий день я приступил к работе над эскизами. Задания были простыми и незамысловатыми – всего-то при придумать что-нибудь новенькое с «немыми справками», так после Олимпиады в Москве стали называть вывески в магазинах, и на улицах тоже. Мои коллеги, как я понял, просто меняли шрифты и цвет основы, останавливаясь на этом. Главное - зарплата идёт, и ладно! Но я решил поиграться с формой, этим наживая себе только проблемы с исполнением.

          И все делали изготавливались из пластика и цветного оргстекла, применяя разноцветную самоклеящуюся плёнку. Из всего этого можно было создавать довольно-таки неплохие рекламные щиты. А скрепляли детали с помощью дихлорэтана. Зная, что одними эскизами зарплату себе не сделаешь, приходилось брать на себя и макетные работы. Вот когда я понял, насколько становишься зависим от той самой женщины, которую я встретил в первый свой день!

          Она же и экономист, и бухгалтер, и сметчица в одном лице. Да и женщина в самом соку, охочая до «любви» и всяких приключений. По крайней мере, мне так казалось.

          А чего далеко ходить: загляни женщине в глаза, а там прямым текстом написано очень и очень многое! Там любовь, если она любит. Там и ненависть, - такое частенько встретить можно. Там и просто похоть открытая, и такое бывает, хотя и реже, но бывает. Это только в книжках пишут, что мужик, там кого-то домогается! Да, было такое, но с каждым годом это явление сходит на нет. Я никого не осуждаю, а наоборот - отношусь к этому с большим пониманием. В мастерской тогда было всего две «сотрудницы» на десять мужиков. И пускай дихлорэтан довольно сильно подпортил либидо мужской составляющей коллектива, но сил у них ещё было в достатке, надо только уметь распоряжаться ею… и видно, что некоторые время не теряли.

        - Александр Сергеевич! Я тут прикинула, мы с вами на одних эскизиках и на сто рублей не выплывем, а нам с вами… - начала Наталья, бухгалтер нашей мастерской.

          Тут она как-то особенно поворачивает голову и лукаво блестит глазами.

      - … так вот, а нам с вами хотя бы на сто пятьдесят потянуть. А?!.. как вы?

        - Наталья Григорьевна, только на вас уповаю. На вашу неординарную компетентность в этом вопросе.

        - Но и вы не оплошайте, не подведите кол-л-ектив, так сказать. – отвечает она, склонив голову на бок и, продолжая играть глазами.

          Она была похожа на кошку, крутящуюся у ног хозяина и выпрашивающую молоко. Но не получив своего, покидает комнату, мило помахивая хвостом и без обиды… стало быть в другой раз попробуем.

          Постепенно я не только привык к новому месту работы, но и полюбил его. Сработали все положительные качества пребывания здесь. И прежде всего – максимальная приближенность к дому: всего-то, надо было спуститься с пятого этажа, выйти из подъезда, пройти весь двор и повернуть налево, а там, на углу соседней улицы и находился мой особнячок. Получается, что время в пути на работу составляло всего пять минут. О таком можно было только мечтать.

          Кроме того, в обеденный перерыв я успевал забрать сына из школы, которая находилась в десяти минутах ходьбы отсюда, вместе с ним пообедать и вернуться на своё рабочее место. Многие даже не замечали моего отсутствия. Как-то раз, вернувшись из своей очередной отлучки, я столкнулся лицом к лицу с Татьяной Петровной.

        - Всё бегаем Александр Сергеевич, - как всегда, ехидно улыбаясь, начала она. – А не сыграть ли нам партейку в пинг-понг?!

          Я не стал долго рассуждать и охотно согласился.

        - От чего же не сыграть? Я всегда готов, – выпалил я. Хотя в голове, вместо «всегда» крутилось – «даже на всё».

          Зелёный стол находился здесь, сразу у аквариума, и служил для игры в настольный теннис. Игра положительно воздействовала на возбуждённые умы сотрудников коллектива, как прекрасная расслабляющая сила.

          Только потом, на второй день, восстанавливая в памяти нашу партию, я понял, что Татьяна Петровна как бы присматривалась ко мне: изучала мои повадки, а может хотела как-то преподнести себя, всячески высматривая мою реакцию на её жеманство. В общем, она хотела узнать меня больше, ведь находясь постоянно в своей комнате, я был невидим глазу «начальства», и трудно было составить обо мне какое-то мнение. А тут ты открыт и легко можно распознать: что ты стоишь на самом деле, и посвящать ли тебя в тайны «королевского двора»?

          После игры, складывая ракетки, она произнесла:

        - Да, совсем забыла сказать, на следующей неделе, к нам приходят три практикантки из училища набираться «жизненного опыта». Ну, так положено у них. Это будущие декораторы. Так что вам придётся потесниться и посадить к себе девочку. Будете одним из наставников, я думаю опыта вам не занимать, придётся поделиться с молодыми специалистками по возможности.

          Она хитро посмотрела на меня, а глаза её говорили: "Я и сама бы не против поучиться, только вижу, что у вас набор закончен"… а может это мне только показалось, и она закончила фразу:

        - Но выбирать не приходится – это вам не гарем, - кто попадётся, уж не обессудьте…

                (продолжение следует)

                апрель 2021г.к


Рецензии
Сергей, добрый вечер.
Спасибо за качественную прозу.
С уважением,

Лариса Малмыгина   27.07.2021 21:55     Заявить о нарушении
Спасибо вам! Всего вам самого хорошего!

Сергей Вельяминов   28.07.2021 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.