О читателях, писателях и белом лапсердаке

Расскажу забавную историю про обращение к "дорогим читателям!" (сразу предупреждаю, я не ЧИТАТЕЛЬ, а ПИСАТЕЛЬ). Давным давно мне довелось начинать работать в многотиражке Челябинского тракторного завода. Первое редакционное задание. День металлурга. В белом пижонском костюме я отправился в литейный цех набирать фактуру для репортажа, предварительно спросив: "Что такое репортаж?"Мне ответила зам. редактора: "Что увидишь, о том и напишешь." То что я увидел, никак НЕ КОРРЕЛИРОВАЛО ни с античной литературой, ни с произведениями вагантов, миннезингеров, ни с Флобером, ни с Ги де Мопассаном.( Я уже закончил третий курс филфака , женился, породил на свет сына-не сам, понятно, посредством красавицы жены,- перевёлся на заочное "по семейным" и надо было зарабатывать деньги).

 Придя на тёщину квартиру, я на ночь засел на кухне(пошлый суррогат бальзаковской мансарды)- и первое что автоматом вывела моя рука-было "Дорогой читатель!" -ну, в духе Свифта, Дефо,Фенимора Купера, в  стилистике века просвещения, когда в самом деле существовало разделение на ЧИТАТЕЛЯ и ПИСАТЕЛЯ.То есть мужик в потном парике плющит жопу в кресле с барочными завитками, скребёт по бумаге гусиным пером -и кого-то учит жизни...Когда с утра я привёз в редакцию, где пока ещё мне не было выделено даже стола, то, чего наваял, редакционная статс-дама прежде всего вычеркнула это самое обращение к "дорогим Индирам Ганди"(Брежнев) , потом ещё немного почиркала, написала заголовок "Творцы металла"- и отнесла всю эту хрень про "бенгальские искры", "прищуренные глаза сталевара", " наплывы облоя" на машинку...("Кинула на машинку", говоря профессиональным жаргоном журов и коров). С тех пор я никогда не только не обращался к своим лилипутам, гуингмам и йеху в духе творца бессмертного образа Гулливера, не только не пытался приучить этих диких коз необитаемого острова, где они гипотетически должны бы были сосуществовать вместе с кокосовыми пальмами тупости, лианами непроходимого невежества и кактусами непросвещённого безразличия, но и ...Сами понимаете, что какое -это НО И...

Дорогой мой друг и соратник по интернет-ресурсу "проза.ру" , называемому в народе "прозарём", вы вероятно, уже прозорливо догадались к чему я клоню...Да, да - к тому , о чём вы мучительно размышляли(на проф. сленге писак -газетчиков втородревнейщиков это зовётся "размышлизмами") на предмет того:а кому же я пишу? Было время(тогда я уже переметнулся из танкограда в "город трёх академий" Новосибирск),было, было, дорогой мой, милый, милый "шер ами" , выйду я из стекляшки -небоскребины издательства "Советская Сибирь", подымаюсь  к остановке автобусной мимо газетного киоска, а там очередь как в мавзолей.(Нет , конечно, не для того, чтобы посозерцать мою нетленную мумию и даже для того, чтобы впиться глазами в мою"нетленку"(говоря на языке, нас , старых, выброшенных на помойку представителей древнейшей из наидревнейших, их почему-то интересовала прежде всего ПРОГРАММА ТЕЛЕВИДЕНИЯ). Они вынали из широких штанин свои кровно заработанные гроши - и хватали, хватали, хватали воняющие типографской краской грязные газетные "простыни"(ещё один жаргонизм). Они, конечно,скользили глазами по заголовку на первой полосе, где я выпендривался с репортажем по поводу резонансного убийства, они пробегали колонки новостей, что-то находили в тягомотине репортажей со строительных объектов и из заводских цехов, они даже не вырубались тут же, всхрапнув, -уткнувшись в рецензии из театров и картинных галерей...И все же их больше всего интересовала грёбаная ПРОГРАММА ТЕЛЕВИДЕНИЯ... Так уж была устроена фауна и флора этого дикого, лишь слегка возделанного одинокими Робинзонами острова ЧИТАТЕЛЕЙ. Ну а с тех пор, как бальзаковские мансарды стали плодиться на нём, образуя целые барьерные рифы, акуле пера стало и вовсе грустно -только кусать этих жалящих морду кишечнополостных, тупить зубы об заизвестковавшуюся субстанцию их мозгов -и больше ничего не остаётся...

А что до репортажа в многотиражке "За трудовую доблесть", то его "повесили" на "красной доске"(опять фольклор газетчиков), мне выделили стол в редакционном кабинете, назначили зарплату в несколько раз превышающую студенческую стипендию-и понеслось: пишу да расписываюсь в гонорарной ведомости...Вот и все муки творчества.И так 40 лет...И ещё один "штрих" (опять профжаргонизм)на десерт. Тот самый пижонский белый костюм после посещения литейки стал грязно серым. Его , правда, жена-красавица прокрутила в стиральной машинке и так до такого бела отмыла этого чёрного кобеля, что в том смокинге-лапсердаке я даже смог(угораздило  же!) жениться ещё раз,о, мой "шер ами" из Одессы!


Рецензии
В белом пижонистом лапсердаке отправился я в литейный цех. Не каждому дано оценить прелесть и глубину этой фразы, даже самому автору. Это вам не:"Все в говне, а тут выхожу я - весь в белом". Нет, это посещение ада белым ангелом. Если я вздумаю писать об аде, то дам фору классику.
Это не трагедия , это небольшой эпизод жизни.
Дорогой мой друг и соратник по "прозе.ру." (Ну как тут без плагиата) Хотел бы я сравнить ту вашу статью, за которую вам назначили зарплату в несколько раз превышающую студенческую, со своими воспоминаниями о первых шагах на трудовом поприще. Итак лето 1968-го года. Я уже закончил второй курс, женился, народил на свет сына - не сам понятно. (Это не плагиат) Не перевёлся на заочное т.к. получал 50 рублей тренерской полставки, как спортсмен любитель. Кто не знает - спорт в СССР был только любительским. Плюс 45 рублей стипендия. Но надо было ещё зарабатывать и на летних каникулах после 1-го, 2-го, 3-го курсов устраивался в студенческий отряд на работу в стале чугуно литейных цехах тракторного завода. Следует отметить, что тракторо танкостроительное производство во второй половине 20-го века осуществлялось по технологии второй половины 19-го века, купленной в США в первой половине 20-го века.
Литейщик, в первую очередь, это грешник - человек осуждённый за грехи свои криминальные. Короче условно освобождённый, а иных, да студентов летом, и не было.
Температура жидкого металла, где-то за полторы тысячи градусов, точно не помню.
Плавильные и закалочные печи создавали атмосферу в цеху на уровне финской парилки. Воздействие на органы чувств:
- На слух. Стук формовочных машин делает органы слуха не нужными.
- На зрение. Освещение рассчитано по нормам 19-го века. Экономия электричества.
- На обоняние. Газовка от сжигаемых жидким металлом химических связующих песка.
- На дыхание. На абразивных кругах стирают остатки летников на отливках, образуя металлическую пыль, осаждающуюся на лёгких, вызывая силикоз.
- На вкусовые рецепторы. Есть не хочется, хочется пить. Условники ставят на раскалённый летник заправленный "урыльник",несколько секунд чифир готов. Попробовал - дрянь.
Физическое воздействие. Хотя в вертикальной плоскости имеются тельфера, во всех остальных всё на пупок. Можно ещё кувалдой махать, отрубать летники. И всё это при условии конвейера. Чуть замешкался и ****ец, и тебе тоже. Работа сменная, день - ночь. Может, что и забыл более 50 лет прошло.
Поражаюсь сколько, в молодости было здоровья, вернее дури. С тренировки на смену или отработал смену и на тренировку выбивать пыль из партнёров. Пропустишь снимут полставки. Такие, как я - гумос для выращивания чемпионов.
Кайф, это когда идёшь на скорости во главе колонны по калмыцким степям, вдыхаешь аромат степных трав, а за тобой другие глотают пыль. Когда американцы познакомились с лучшим в мире танком, ещё при здравии Иосифа Сталина, ИС-2, их первым вопросом было: "Где же кондиционер?" Извини коллега, это совсем другая история.

Алексей Борзенко   03.09.2021 06:32     Заявить о нарушении
Так то не плагиат, а литературная реминисценция...Очень изящно влитая в основную форму...В литейке много слов вкусных. Облой. Футировка. Шихта(кажется)...Ваш ностальгический репортаж превзошёл моих "Творцов металла". За него бы положен не двойной , а тройной гонорар...Горжусь, что вдохновил вас на этот литературный подвиг!

Юрий Николаевич Горбачев 2   02.09.2021 17:45   Заявить о нарушении
Ценю вашу похвалу.

Алексей Борзенко   02.09.2021 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.