Как не сгореть на работе?

Кто-то свою работу любит и обожает, если это была детская мечта и она воплотилась в реальность- это здорово. Кто-то свою работу по-тихому ненавидит и каждый проведенный день, это нервы, масса неудобств и переживаний которые в будущем выливаются в серьезные заболевания. Но даже те, кто работу выбрал осознанно, и любит ее, может от перегрузки испытывать стресс. Сегодня мы будем говорить о стрессе, который ведет к синдрому эмоционального сгорания. Когда начинают отсутствовать любые эмоции. Нет ни положительных эмоций, ни отрицательных – ничего нет, одна опустошенность и усталость. Специфические особенности педагогической деятельности способствуют психоэмоциональному и физическому истощению. Любая деятельность оказывает влияние на личность, а педагогическая особенно. Ведь, скажем прямо, условия труда у педагогов не самые комфортные. Я имею в виду, не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: постоянная активность, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимо быть всегда в "форме". При такой работе появляется стресс, а как результат длительного пребывания хронического стресса - появляется синдром психофизиологического истощения, по-другому - синдром эмоционального сгорания. После 10-15 лет непрерывной работы в одной сфере любая профессия накладывает на личность человека определенный отпечаток. Сегодня даже ребенок знает о существовании синдрома профессионального выгорания. Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
На самом деле проблема эмоционального сгорания педагогов стоит давно и остро. Мне довелось ознакомиться с диссертацией коллеги Кондратьевой Ольги Генриховны на тему "Изменения альфа- и бета-ритмов биоэлектрической активности мозга при формировании синдрома эмоционального выгорания у педагогов". Где была проделана колоссальная работа. Эмпирическую базу исследования составили около 450 респондентов...

Так по каким же методикам можно проводить диагностику на выявление синдрома эмоционального сгорания? И самое главное, что с этим делать, по каким признакам отследить и как справляться. Методик на определение существует множество, особенно популярна методика Бойко. "Интегральная удовлетворенность трудом" (А.В. Батаршева). Хотя, при любой методике - если есть синдром сгорания, он обязательно будет выявлен.
Для того чтобы понять в какой мере вы подвержены синдрому эмоционального сгорания, предлагаю  небольшой тест.
Тест на определение синдрома эмоционального сгорания.
1.Успеваете ли Вы каждый день обедать?
2.Спите ли по 7-8 часов в сутки?
3.Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?
4. Есть ли у Вас друг готовый помочь в трудную минуту?
5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом?
6. Утром Вы с радостью идете на работу?
7. Соответствует ли Ваш вес вашему росту?
8. Посещение уроков коллег доставляет ли Вам удовольствие?
9.Хватает ли Вам вашей зарплаты на покрытие ваших расходов.
10. Имеете ли Вы твердые убеждения?
11.Регулярно ли Вы ходите в кино или театр?
12.Много ли у Вас знакомых и друзей?
13.Делитесь ли Вы с ними наболевшими проблемами?
14. Регулярно повышаете свой профессионализм на курсах?
15. Сохраняете ли спокойствие во время ссоры, конфликта?
16.Вам нравятся ваши коллеги?
17. Умеете ли Вы рационально организовывать свое время?
18.Находите ли Вы время для отдыха?
19.Пьете ли Вы крепкий чай или кофе?
За каждый утвердительный ответ, начисляйте себе 1 очко, за каждый отрицательный – 5 очков. Сложите, все ваши цифры. Если у вас получилось сумма менее 30 очков, поздравляю, у вас отсутствует стресс.  От 30 до 49 очков – возможно проявление некоторых симптомов. В сумме от 50 до 75 очков – вы с трудом справляетесь с синдромом эмоционального сгорания.
Американским психиатрам удалось составить рейтинг профессий, которые способны сломать психику человека.
Итак, вот топ-10 профессий, наиболее опасных для психического здоровья.
1. Водитель, шофер Многие водители жалуются на хамство пассажиров и даже на проявление насильственных действий с их стороны! Причинами хронического стресса представителей этой профессии чаще всего становятся: длительные часы за рулем, постоянный риск ДТП, ночные смены и нездоровый ритм жизни.
2. Спасатель МЧС, пожарный
Работы у спасателей и пожарных всегда хватает: теракты, стихийные бедствия, пожары, техногенные или природные катастрофы, бытовые происшествия. Но эти профессионалы всегда приходят на помощь в кратчайшие сроки!
Каждый день люди, выбравшие эти профессии, добровольно подвергают себя риску, граничащему с подвигом.
Огромное количество непредсказуемых опасностей, которые ежедневно сопровождают спасателей, не может не сказаться на психике!
3. Журналист
По некоторым данным, сегодня эту профессию можно смело ставить на первое место! Уж слишком много опасностей подстерегает современного журналиста, работающего в горячих точках по всему миру.
Но даже в мирной жизни люди, выбравшие эту профессию, очень любопытны, что хорошо далеко не всегда.
Журналиста подстерегает опасность удариться в откровенную бестактность и эгоцентризм. Кроме того, у него может появиться патологическая установка, что он проживает “не свою жизнь”.
4. Учитель
Со временем многие люди этой профессии становятся высокомерными. Также у них часто бывает завышена самооценка.
Легко быть значимым на фоне ребенка – личности, которая еще не успела сформироваться!
Иногда высокое самомнение учителя превращается в авторитарность – если не к ученикам, то к домочадцам. Учителям крайне необходимо сохранять умение поставить себя на место другого человека, а также культивировать в себе скромность и терпимость.
5. Врач
Прежде всего, речь идет о врачах, которые в своей практике ежедневно сталкиваются с серьезными болезнями, страданиями и смертью. Психику таких специалистов ломает слишком большая ответственность за пациентов.
Наименее стрессовой профессией в сфере здравоохранения признана специальность врача-отоларинголога. Это понятно: экстренных больных, как правило, практически нет, да и сами пациенты не буйные!
Зачастую цинизм, эмоциональная закрытость и равнодушие медиков являются всего лишь вынужденной психологической защитой от стрессов, которые возникают в результате постоянного наблюдения человеческих страданий.
6. Военнослужащий
Всем известно, что военные – люди строжайшей дисциплины. К сожалению, нередко они начинают “строить” родных и близких, постепенно превращаясь в тиранов и диктаторов. Офицер — это не профессия, а образ жизни! Психиатры утверждают, что многие военнослужащие со временем приобретают такой тип профессиональной деформации личности, который практически невозможно исправить.
7. Менеджер по продажам
Умение продать любой товар (особенно неликвидный!) – это настоящее искусство, которое заставляет человека лукавить, хитрить, а порой и просто обманывать.
Опытные продажники – люди, как правило, достаточно беспринципные.
Также многим работникам данной профессии присущи чрезмерная болтливость и излишний артистизм, которые часто становятся причинами неестественного поведения в повседневной жизни. Таким людям психиатры рекомендуют чаще абстрагироваться от постоянных мыслей о работе.
8. Психолог
Давно не секрет, что многие люди, избравшие профессию психолога, прежде всего, стремятся разобраться в самих себе, а не в проблемах пациентов. Но при постоянном лицезрении чужих отклонений от собственных “тараканов в голове” сложно избавиться. Более того, нерешенные личные проблемы могут только усугубиться!
Благодаря своему отличному знанию человеческой натуры, некоторые психологи становятся отличными манипуляторами.
Специалистам в области психологии следует четко разделять свою профессиональную и личную жизнь, а также не воспринимать окружающих людей только в виде материала для очередного исследования.
9. Юрист
Эту профессию чаще всего выбирают люди скрупулезные и мнительные. Со временем эти качества могут дойти до абсурда, что отталкивает окружающих. Даже в личных отношениях опытные юристы начинают видеть какой-то подвох. Чрезмерная информированность правоведов может легко превратить их в угрюмых “буквоедов”.
10. Бухгалтер
Сами бухгалтеры частенько шутят, что их профессия — это диагноз. И действительно, некоторые из них настолько вживаются в деловой образ, что начинают переносить свою дотошность и любовь к цифрам в личную жизнь.
Бухгалтеры привыкли делать все правильно, поэтому что-то экстремальное или новое вызывает у них сильный страх и настороженность.
Со временем многие люди этой профессии превращаются в зануд и снобов. Поэтому бухгалтерам нужно больше общаться с людьми.
Что делает профессию опасной для психики? на этот вопрос нашли ответ ученые и определили, что все профессии объединяют несколько факторов: постоянное напряженное взаимодействие с заказчиками или социумом, большая ответственность и пониженный (или повышенный) уровень физической активности.
По каким признакам можно догадаться, что человек находится в стрессе?
Ссылаясь на известного психолога Е. Малера, можно привести перечень основных признаков, когда человек пребывает в стрессе и эмоционально сгорает.
• Усталость, нервное истощение
• Психосоматические осложнения
• Бессонница
• Негативная установка к ученикам
• Негативная установка к работе
• Пренебрежение своими обязанностями
• Увеличение приема психостимуляторов (кофе, табак, лекарства, алкоголь)
• Нарушение аппетита
• Негативная самооценка
• Усиление агрессивности, раздражительности
• Усиление пассивности (цинизм, апатия, пессимизм)
• Чувство вины.
Наличие всех этих признаков говорит о том, что человек испытывает стресс.
К профессиональному хроническому выгоранию, педагогов приводит стресс. Стресс -в переводе с английского «напряжение», «давление», вел это понятие канадский врач, ученый Ганс Селье.Стресс – это реакция организма на изменение обстоятельств (Г. Селье)
Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но, с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы. Таким образом, стресс может воздействовать как положительно, на организим - мобилизуя при этом внутренние ресурсы. Так и отрицательно - парализуя, приводя к серьезным проблемам со здоровьем. Дистресс еще его называют стресс кролика. Чаще относится к длительному стрессу. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз). Основными причинами дистресса являются: Длительная невозможность удовлетворить физиологические потребности (отсутствие воды, воздуха, еды, тепла); Повреждения организма, болезни, травмы, долгая боль; Длительные негативные эмоции (переживания страха, гнева, ярости). Дистресс оказывающий отрицательное воздействие на организм, способный привести к серьезным нарушениям функционирования организма. Понятие Эустресс (стресс Льва) – означает благоприятный стресс, вызванный положительными эмоциями, то есть (несильный стресс, позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий работать на высоком уровне. С понятиями стресса - мы разобрались. По каким признакам мы будем отслеживать это состояние.
Основные признаки стресса, как проявляются физические - это может быть: (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды, тошнота, высокое давление и так далее.);
эмоциональные проявления будут сказываться в (тревоге, излишней агрессивности, повышенная возбудимость, депрессия, раздражительность, частая слезливость, паника, суетливость, неудовлетворенность работой, потеря уверенности и так далее.)  В интеллектуальной сфере будут проявляться следующие признаки: (это нерешительность, нарушения памяти и концентрации внимания, потеря инициативы, импульсивность мышления, ночные кошмары, поспешные решения и так далее.)
В поведенческих признаках будет (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, привычка грызть ногти, антисоциальное поведение, потеря аппетита, нарушение речи и так далее.).
Мы с вами подробно разобрали признаки стресса, длительное пребывание в котором ведет к истощению эмоционально энергетических ресурсов. Что происходит дальше с человеком? На первой стадии происходят провалы в памяти. Например, внесена ли запись в документы, журналы. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимания, называя это в шутку "девичьей памятью", или "склерозом" В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузки личностных особенностей. Первая стадия может формироваться от трех до пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе дома и с друзьями) не хочется видеть тех, с кем специалист общается (школьников, учителей, коллег, родителей). В четверг ощущение, что уже пятница, что неделя длится нескончаемо. К концу недели нет ни сил, ни энергии. Повышенная раздражительность, человек заводится с полуоборота, хотя раньше за собой такого никогда не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
третья стадия полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему приятно общаться с природой, животными, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
 У каждого человека, я уверена, бывают стрессовые ситуации на работе.  И все это  влияет и оказывается травмирующим фактором для нашей психики.
Ко всему могут быть конфликтные ситуации.
Неорганизованность, неправильное распределение времени (нехватка времени) Психологическая напряженность труда: перегруженность работой, постоянное оценивание со стороны разными людьми, необходимость все время быть в «форме», невозможность выбора учащихся, участие в конкурсах, выставках и т.д.
Высокая ответственность, необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности.
Недостаточная квалификация, необходимость владения современными методиками и технологиями обучения
Условия нестабильности: низкая оплата труда, учебная нагрузка.
Hагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, как я уже говорила ранее.  Я думаю, что вспоминая и перечисляя эти ситуации, мы снова немного напряглись. Поэтому предлагаю Вам сделать упражнение "Лимон" на состояние мышечного напряжения и расслабления
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали " весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон вы переложили в левую руку. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение двумя руками одновременно. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Запомните свое самочувствие, вы всегда сможете его делать на важном совещании, на ответственной встрече.
Самым важным аспектом является не только хорошо организовать свою работу, но и правильно распределить рабочее время (тогда вы избавитесь от страха не успеть, не закончить). И, конечно же, (привлекать смежных специалистов) к своей работе, других коллег, более опытных.
Профилактикой от стресса в первую очередь является наш оптимизм! Если возникла проблема, конфликт, старайтесь решать их своевременно и обдуманно
Возьмите за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми
Я думаю, что все вы знаете, что есть продукты, содержащие "гормон счастья " серотонин. Это вещество, являющееся нейромедиатором головного мозга, попадая в кровь, он вызывает у человека прилив сил, поднимает настроение, увеличивает сопротивляемость неблагоприятным факторам. Особое значение имеют антистрессовые продукты: бананы, шоколад, апельсины, мандарины, морковь, лосось, хурма, орехи. Эффективные способы быстрого снятия стресса на работе. В первую очередь, здесь предлагается стабилизация дыхания. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов; задержите дыхание на 10-20 секунд; посчитайте до десяти; посчитайте зубы языком с внутренней стороны; посмотрите в окно, на небо или в сторону открытой двери;
набрав воды в стакан, медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее;
несколько минут подержите руки под прохладной водой, смочите водой лоб, виски; массаж пальцев рук;
Если есть возможность, переберите бумаги на столе; представьте себя в приятной обстановке, покупайтесь мысленно в солнечных лучах; найдите место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, выплакаться; используйте приемы логики, способ «Пустой стул».
Но согласитесь, что стрессы бывают не только на работе. Каким образом можно помочь себе, в домашней обстановке? Хорошо помогает  контрастный душ, музыкотерапия, рисование мандал, уборка, медитация.
Психиатры рекомендуют людям с опасными для психики профессиями делиться своими внутренними проблемами и переживаниями с близкими людьми, не забывая об участии и сопереживании, которого ждут их родные. Все служебные неприятности желательно оставлять на работе, стараясь избегать дополнительных стрессов за ее пределами. Ну и, конечно же,  хобби: рисование, вязание, вышивание, бисероплетение, фотографии и т.д.
Закончить свою статью я хочу притчей о каменотесах.
Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал…
Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник дал ему монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. «Что ты делаешь!» – спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо. «Разве ты не видишь? Я строю храм!»
Перечитывая эту притчу, я нахожу в ней много мудрости и смысл не в том нашел ли ты свое дело, самоопределился или нет. А в твоем отношении к этому делу. Когда ты видишь конечную цель твоей работы и смысл ее, это делает тебя и твое окружение счастливыми.
Берегите себя, свое психическое здоровье и не дайте себе сгореть на работе!
 
Список литературы:
•  Бойко, В. В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. – СПБ.: Сударыня, 2000г. – 32 с.
•  Бойко, В. В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2004.– 474 с.
•  Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения [Текст] / В. Ю.Большаков. – Спб.: изд-во «Социально-психологический центр», 1996 г. – 335 с.
•  Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.
•  Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] / В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
•  Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
•  Гунзунова, Б. А. Концептуальная модель системы саморегуляции эмоциональных состояний в профессиональной педагогической деятельности [Текст] // Б. А. Гунзунова. Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №4(35). – С.150–155.
•  Гунзунова, Б. А. Теоретико-методологические основы саморегуляции в педагогической деятельности. Методология педагогики в контексте современного научного знания [Текст] // Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В. В. Краевского (22 сентября 2016г.) / Редактор-составитель А. А.Мамченко. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 382 с.
•  Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие [Текст] / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. – Барнаул. : Изд-во АлтГУ, 2005. – 132 с.
•  Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В.Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 303 с.
•  Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб., доп. [Текст] Э. Ф. Зеер. – М.: Фонд «Мир», 2006. – 336 с.
•  Кондаков, И. М. Психологический словарь. [Текст] / И.М.Кондаков. – М.: Рос. акад. образования, 1999. – 656 с.
•  Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития [Текст] // О. А. Конопкин. Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С.128–135
•  Коротаев, А. А. Исследование индивидуального стиля педагогического общения [Текст] // А. А. Коротаев, Т. С. Тамбовцева. Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96–104.
•  Ладзина, Н. Профессиональная деформация личности и можно ли ее избежать [Текст] // Н. Ладзина. Деловой Усть-Каменогорск. – 2002. – №8. – С. 18–19
•  Макарова, А. Г. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.myword.ru/index.php? Automodule =downl oads&showfile=1292
•  Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. /Гл. ред. В. И. Покровский. — М.: Сов. энцикл.: Большая Рос. энцикл.: Медицина, 1991—1996.
•  Маркова, А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя [Текст] А. К. Макарова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
•  Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии [Текст] / К. Маслач. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
•  Международная классификация болезней 10 пересмотра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkb-10.com/i ndex.php? pid=22502
•  Михалев, С. В. Краткосрочная клиническая ориентированная мультимодальная психотерапия ПТСР у лиц опасных профессий [Текст] // С.В. Михалев. НИИ Психического здоровья СО РАМН. – 2007. – №1 (44). – С. 107 – 111.
•  Никифоров, А. С. Неврология. Полный толковый словарь. [Текст] / А. С. Никифоров. – М. Эксмо, 2010. – 464 с.
•  Никифоров, Г. С.Психология здоровья: учебник для вузов [Текст] / Г. С. Никифоров. - СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

2019г.
фото взято (из интернета)


Рецензии