Дворянская усадьба Чашниково

Усадьба Чашниково находилась на Петербургском тракте (на 43-м километре Ленин-градского шоссе). Эту усадьбу в краеведческой литературе ещё называют Чашниково — Собакино, по её владельцам, так как неподалёку есть ещё одно Чашниково (Чашниково Нарышкиных), в одном километре от Международного аэропорта Шереметьево имени А.С. Пушкина. Оба Чашниково получило своё название от фамилии богатых новгородских купцов, крупных ростовщиков и землевладельцев Чашниковых. Им же принадлежало село Чашниково Воскресенское на реке Студенце близ Москвы и ещё некоторые селения Чашниково в других губерниях. Фамилия владельцев этих земель произошла от Чашника, по Владимиру Далю «чашник – придворный виночерпий, у кого напитки в ведении и чарочки под рукой, а в монастыре – это монах, заведующий напитками». В XV веке новгородцы хотели присоединиться к Литовскому княжеству, чтобы не допустить этого, великий князь Московский Иван III тысячи новгородских семей выселил в Московское княжество, а на их место переселил семьи москвичей. Среди выселенных новгородцев были и бояре Чашниковы.

В тех местах, где находится усадьба Чашниково, люди селились с давних времён. Около Чашниково был найден боевой каменный топор, эта находка относится  к Фатьяновской археологической культуре бронзового века.  В 1917 году археологи открыли на берегу реки Клязьмы около Чашниково 32 курганных могильника славянского племени вятичей и 24 около соседней деревни Дурыкино. О древности села говорят и найденные в Чашниково каменные и чугунные пушечные ядра, курительная глиняная трубка XVIII века, старинные монеты. Сохранился рисунок села Чашниково, сделанный  художником из свиты барона Августина фон Мейерберга (1612-1688), австрийского дипломата, как иллюстрация к книге "Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга… к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 году, описанное самим бароном Майербергом»»".

В начале XVII века село Чашниково находилось в Московском уезде, в Горетовом ста-не, и принадлежало дворцовому ведомству. Исстари в селе существовала церковь во имя святого Николая Чудотворца, уничтоженная, вероятно, во время литовского разорения.

По переписным книгам за 1646 год значится: "За князем Алексеем Буйносовым деревня, что было дворцовое село Чашниково на Тверской дороге, а в ней крестьянских дворов 13, людей в них 36 человек и 2 двора бобыльских. Церковная земля, принадлежащая церкви Николая Чудотворца, отдавалась в оброк". Затем Чашниково вновь переходит в государственную собственность. Крестьяне, ставшие государственными, на старом церковном месте построили деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, и Чашниково стало по-прежнему называться селом.

Позднее селом владел стольник, боярин, дворецкий и воевода Иван Алексеевич Воро-тынский, который умер в 1679 году. В селе в это время было 13 дворов кабальных, в них 28 человек и 23 двора крестьянских, в них 53 человека. После его смерти село унаследовала вдова Анастасия Львовна, урождённая Измайлова, на которой Воротынский был женат вторым браком (умерла в 1697 году).

От первого брака с княжною Натальей Федоровной Куракиной, умершей в 1674 году, у И.А. Воротынского был сын князь Михаил Иванович, на котором, после его смерти в 1677 году, пресёкся род Воротынских по мужской линии, и три дочери: Стефанида Ивановна, умершая в младенчестве в 1661 году, Прасковья Ивановна, умершая в 1679 году, и младшая дочь княжна Анастасия Ивановна – первая жена князя Петра Алексее-вича Голицына (умерла в 1691 году). Усадьба Чашниково в качестве приданого за дочерью Воротынского Анастасией перешло во владение Петра Алексеевича Голицына.

Известно, что 10 марта (по старому стилю) 1697 года в Чашниково останавливался Пётр I с посольством (около 250 человек) во время своего первого заграничного путешествия по странам Западной Европы. За день до этого Пётр I с посольством выехал из Москвы и остановился в селе Никольском, владении князей Черкасских на реке Химки, в 15 верстах от Москвы. Выехав утром 10 марта, после раннего обеда, царь с послами прибыл в Чашниково к полудню, где стоял до вечера.

В 1698 году село Чашниково было отписано на Великого государя и причислено к дворцовому ведомству. В 1704 году село получает во владение Анна Львовна, вдова Григория Никифоровича Собакина, умершего в 1689 году и имевшего большие заслуги перед отечеством. В селе находились двор вотчинников, двор приказчика, дворы скотный и конюшенный, в них 11 человек, и 26 дворов крестьянских, в них 106 человек. При Анне Львовне Собакиной была значительно расширена церковь во имя Николая Чудотворца, появились приделы во имя Воскресения Христова и иконы Казанской Божьей Матери.

По Собакиным село приобрело второе название – Собакино, встречающееся в Писцовых книгах. Кстати, из рода Собакиных была третья жена царя Ивана Грозного Марфа. Этот боярский род не отличался родовитостью. Отец Марфы Василий Собакин был сокольничим, и для него было полной неожиданностью, когда из двух тысяч невест, привезённых на смотрины в Грановитую палату, царь Иван Васильевич выбрал его дочь. К несчастью, через две недели после венчания Марфа скончалась. Считается, что она была отравлена князем Михаилом Темрюком, братом второй жены Ивана Грозного.

В 1769 году, когда ротмистор Людвиг Нагель проводил межевание села Чашниково, владельцем села на тот момент был сын Анны Львовны, генерал поручик и кавалер Ми-хаил Григорьевич Собакин. В 1782 году Чашниково принадлежало Григорию Козицкому, во второй половине XVIII века – помещице – Е.М. Любочениновой.

Следует отметить, что в Чашниково в семье дьячка Никольской церкви  в 1737 году родился мальчик Пётр – будущий митрополит Московский Платон (Левшин). Писатель-ница Александра Ишимова в своей книге «Каникулы 1844 года, или поездка в Москву» так описывает это событие: «От Клина остаётся до Москвы не более 77-ми верст. Из них 40 – мы проехали, не встретив ничего особенно примечательного. Дорога несколько холмиста, много берёзовых лесочков, и еще более цветущих зеленью лугов. Но за 10 верст от Чёрной Грязи, последней станции до Москвы, проезжали мы замечательное село Чашниково, принадлежавшее теперь помещице Спечинской. Здесь, в этом неважном местечке, родился знаменитый митрополит Платон, столь известный своим красноречием, учёностию и своим званием Законоучителя при Наследнике Престола и потом Императоре Павле Петровиче».

В начале XIX века началась реконструкция усадьбы Чашниково. Статский советник Иван Семёнович Любоченинов выделил средства на постройку рядом с Петербургским трактом каменной церкви во имя Николая Чудотворца. Вполне вероятно, что к по-стройке церкви имел отношение и митрополит Московский Платон. Никольский храм был построен в 1807 году в стиле ампир с двумя колокольнями.

В первой четверти ХIХ века на территории усадьбы неизвестным зодчим был построен конный двор – краснокирпичное рустованное здание с белокаменной отделкой в стиле ампир, которое по композиции напоминало императорские конюшни в Санкт-Петербурге, построенные архитектором В.П. Стасовым в 1810-1820-е годы. Высота конного двора значительно превышала барский дом. В усадьбе был разбит обширный пейзажный парк, вырыты пруды.

Усадебный дом в Чашниково, построенный в 1840-х годах, был деревянный, декора-тивная обработка его фасадов имитировала стиль барокко, имелись два флигеля. Здание столовой, расположенное поблизости, было двухэтажным (ныне здание изменило свой облик, стало трёхэтажным, к нему также была пристроена правая часть).

Премьер-майор Фёдор Никитич Спечинский (1762-1841), сын статского советника Никиты Фёдоровича (1726-1773) женился на Елизавете Ивановне Любочининовой (1768-1847). С этого времени и вплоть до революции 1917 года владельцами Чашниково были дворяне Спечинские.

В 1852 году село значится в 6-ом стане Московского уезда за сыном Фёдора Никитича, поручиком Спечинским Александром Фёдоровичем (1805-1875). При А.Ф. Спечинском в Чашниково – церковь, 33 крестьянских двора, господский дом с оранжереей, жителей 266 человек, из них мужчин – 130, женщин – 136.

В 1878 году в Чашниково было 32 двора. В 1884 году о селе пишут: «Находится на Санкт-Петербургском шоссе в пяти верстах от станции Крюково. В селе – церковь Николая Чудотворца, трактир, лавка, господский дом, 42 крестьянских двора, жителей 219 человек». По данным переписи Московской губернии 1899 года, село Чашниково находилось в Дурыкинской волости, в нём было 59 хозяйств, в которых проживало 303 человека. В 1911 году в селе было 52 двора, две чайные лавки, усадьба Спечинского. В начале ХХ века Спечинские  построили в своей усадьбе каретный сарай, скотный двор в виде крепости с башнями и ещё несколько служебных построек.

9 сентября 1912 года во время проведения стокилометрового пробега по Петербургскому шоссе, прямо напротив усадьбы Спечинских, погиб гонщик, московский фабрикант Александр Николаевич Коншин, установивший 2 июля 1912 года всероссийский рекорд скорости на гоночном автомобиле – 150 верст в час (160 км/час).

            ЧАШНИКОВО ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

В 1918 году имение Спечинских в Чашниково было передано в ведение Подъотдела Со-ветских хозяйств Наркомзема (отделение Сельско-Хозяйственной механики), и в нём была образована испытательная Станция луговодства. Картины и рисунки из имения были вывезены в Бедняковский музей при деревне Радомля, что стало с остальными художественными ценностями неизвестно. Спечинские всё ещё продолжали жить в своём имении в Чашниково, однако 31 октября 1919 года семья Спечинских, состоящая из девяти человек, была выселена из Чашниково.

В 1922 году Станция луговодства реформируется в Государственный Луговой Институт. В 1926 году село Чашниково относилось к Чашниковскому сельскому совету Бедняков-ской волости Московского уезда. В селе было 66 дворов, сельсовет, школа, 372 жителя. 

В то время были популярны, чаще всего однодневные, пешеходные экскурсии по Подмосковью. Одним из маршрутов был 12-километровой маршрут «Крюково-Чашниково-Крюково». Вот как о Чашниково писалось в путеводителе «Вокруг Москвы» за 1930 год: «С пригорка видна церковь в стиле ампир (1807 г.). Не доходя до церкви, направо в ворота, в быв. помещичье имение Чашниково; теперь там совхоз и отделение Лугового института. Большой дер. дом 40-х годов XIX в. с антресолями. Хорошие каменные конюшни в стиле ампир (начало XIX в.). В усадьбе парк и пруды. Отделение Лугового института помещается в барском доме; здесь ведётся опытная работа по луговодству. На небольших делянках числом до 1.500, выращиваются растения, семена которых привезены из разных стран (напр., Франция, Италия, Америка). В поле ставятся опыты по удобрению, по обработке почвы, производятся мелиоративные опытные работы, имеются наблюдательные колодцы для измерения температуры почвы и наблюдения над грунтовыми водами. В хозяйстве тракторы разных систем. Интересен «фрезер», работающий по болоту и мелкому кустарнику. В совхозе 8-польное хозяйство; в плодосмен введены клубнеплоды и корнеплоды, из злаков сеется только овёс. В поле можно видеть работу жнейки-сноповязалки. На скотном дворе можно увидеть правильное оборудование, правильный уход за скотом, учёт удойности коров. Все это убеждает в значении совхоза как молочной базы».

              СУРОВЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ

Никольский храм в Чашниково оставался действующим до 2 декабря 1941 года, пока село не заняли немцы. Во время авиационного налёта бомба разрушила колокольню храма Николая Чудотворца, осколки повредили и купол с белыми звёздами. Вскоре храм был взорван нашими сапёрами, а его развалины разобраны на кирпич для восстановления домов в Чашниково и ремонта дорог.
 
9 декабря 1941 года Чашниково было освобождено 354-й стрелковой дивизией 20-й Армии под командованием генерал-майора А.А. Власова. В ходе военных действий бы-ли сожжены имение и село Чашниково. Жителей Чашниково временно поселили в доме обувной фабрики в деревне Молжаниновке на Ленинградском шоссе, но уже весной 1942 года они вернулись в родное село. С 1942 по 1945 год в Чашниково было подсобное хозяйство Наркомата танковой промышленности.

О той суровой поре напоминают нам обелиски и памятники на братских могилах. В од-ной из братских могил, в лесу, похоронен экипаж лётчиков 22-го дальнебомбардиро-вочного авиационного полка на месте их гибели 23 ноября 1941 года; в двух других, находящихся в парке на территории Агробиостанции МГУ им. М.В. Ломоносова, похоронены воины, погибшие в боях за Чашниково и деревню Дурыкино.

            ИХ ИМЕНА В ИСТОРИИ ЧАШНИКОВО

В Чашниково прошли детские и юношеские годы Губарева Алексея Александровича, лётчика-космонавта, доктора технических наук, генерал-майора авиации, дважды Героя Советского Союза. А.А. Губарев родился в 1931 году в селе Гвардейцы Борского района Куйбышевской области, а в 1936 году после смерти отца его семья переехала в совхоз «Чашниково».

В своей книге «Притяжение невесомости» Алексей Губарев писал: «Когда фашистов выбили из Чашникова, мы вернулись домой. Печальная картина предстала перед наши-ми глазами. Там, где еще недавно тянулись  вдоль дорог аккуратные избы, чернели холмики, и студёный ветер взвихривал серую золу. Как надгробные памятники возвышались изрешечённые пулями печи. Жить было негде».

В 1950 году А.А. Губарев закончил Крюковскую среднюю школу, потом морское авиа-ционное училище и Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, в отряд кос-монавтов пришёл в 1963 году.

В Чашниково в послевоенные годы жила народная актриса Инна Михайловна Чурикова. Чурикова родилась в 1943 году в Башкирии, сразу же после её рождения семья переехала в совхоз «Чашниково», в котором она прожила до семи лет. Отцом И.М. Чуриковой был Чуриков Михаил Кузьмич, работник МСХА имени К.А. Тимирязева, участник советско-финской и Великой Отечественной войн; матерью -  Елизавета Захаровна Мантрова  – сотрудница биолого-почвенного факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор сельскохозяйственных наук, специалист по селекции декоративных цветов.

Вот как об этом времени вспоминала Инна Михайловна: «Я с пелёнок что-то разыгрывала, представляла. В детстве любила в одиночестве предаваться своим фантазиям. Мы с мамой скромно жили в деревне Чашниково по Ленинградскому шоссе. Папа не часто бывал с нами. Ему, агроному, приходилось много ездить. Детство было голодным, мама постоянно работала. Домик наш был одноэтажный, похожий на сарай. А вокруг – астры, гладиолусы. Мама у меня была биохимиком и занималась декоративными цветами… Я была очень общительной девчонкой. У меня было много друзей среди мальчиков и девочек. Мы часто играли вместе.

…В Чашниково у нас дома долго не было радиоприемника, но в центре деревни работа-ла радиоточка, такая чёрная тарелка со светящимся глазком. Я часами могла сидеть, слушая по радио чтение гоголевской повести «Как поссорились Иван Иванович с Ива-ном Никифоровичем»...

Самое яркое воспоминание – это прекрасный вишнёвый сад во дворе нашего дома, где я гуляла целыми днями…».

В Чашниково уже ничто не напоминает Инне Чуриковой то замечательное время, актриса с грустью констатирует: «Я там и не бываю. Наш ветхий деревянный домишко давно развалился».

              АГРОБИОСТАНЦИЯ МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

В 1949 году в Чашниково была создана учебно-опытная агробиологическая станция при биолого-почвенном факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, как опорная база для научных исследований, учебной практики студентов и отработки методов повышения продукции сельского хозяйства.

Случались и неудачные разработки, так в 1950-е годы здесь стали сажать борщевик Сосновского, выведенный из дикого кавказского борщевика. Однако на корм скоту растение не подошло, а у людей его сок, попавший на кожу, под действием солнечного света стал вызывать сильные ожоги. Сейчас повсеместно пытаются бороться с борщевиком, но пока без особого успеха.

Вадим Николаевич Тихомиров (1932-1998), известный профессор, ботаник, член-корреспондент РАН, в своё время сделал подробное описание флоры нашего района. Им было зафиксировано 609 видов растений, произрастающих в Чашниково и окрест-ностях, указаны многие виды, нуждающиеся в охране. Некоторые ботаники считают, что Чашниково - единственное место в Подмосковье, где произрастает крупная орхидея «Венерин башмачок». В пруд Подвальцы в Чашниково был высажен и хорошо прижился аир болотный, в 1965 году в окрестностях Чашниково, у окраины деревни Никольское, В.Р. Филиным и В.Н. Тихомировым была высажена гвоздика пышная.

С 1992 года Агробиостанция МГУ имени М.В. Ломоносова стала Учебно-опытным почвенно-экологическим центром МГУ имени М.В. Ломоносова «Чашниково», который занимает площадь 572 га. На его территории зарегистрировано 675 видов растений, пять из которых являются редкими и занесены в Красную книгу Московской области, а именно: баранец обыкновенный, надбородник безлистный, гвоздика пышная, камне-ломка болотная, дербенник прутьевидный. Одним из направлений работы этого центра является изучение и проведение мероприятий по охране 17 редких для Подмосковья видов беспозвоночных, занесённых в Красную книгу Московской области. На территории Агробиостанция МГУ имени М.В. Ломоносова имеется питомник, где можно купить саженцы плодовых и декоративных деревьев, кустарников, многолетних цветов и лиан.

С 2002 года действует Центр реабилитации животных биофака МГУ, финансируемый Международным фондом защиты животных. Этот центр, находящийся в еловом бору, был создан для содержания животных, которых задерживают органы внутренних дней, таможни ветеринарного контроля. В питомнике центра много редких, исчезающих и охраняемых видов: редкие попугаи, кобры, черепахи, рыси и другие животные.

С 1960 года «Усадьба Чашниково, XIX в.» находится под охраной государства как па-мятник истории и культуры федерального значения. До наших дней от большого уса-дебного ансамбля сохранились: конный двор; флигель, в котором размещается администрация Учебно-опытного почвенно-экологического центра МГУ имени М.В. Ломоносова «Чашниково»; перестроенное здание столовой и обширный пейзажный парк с прудами. Планируют также восстановить в Чашниково храм во имя Николая Чудотворца.


Рецензии