Чашниково - боярская вотчина

Боярская усадьба Чашниково находилась в 6 км от ст. «Лобня» Савёловской железной дороги, на реке Альбе. Считается, что название реки Альба  (прежние её названия Скалба, Алба, Лба),  славянского происхождения и означает «светлый» (воды в ней были прозрачные, светлые). Альба — левый приток реки Клязьмы протяженностью 17 км, вытекает из озера Долгого и впадает в озеро Круглое, далее она несёт свои воды от озера Круглого до микрорайона Красная Поляна города Лобни, где на реке установлены две плотины, образующие два заводских пруда. После впадения в неё слева речки Лобни  у Катюшек река протекает к деревне Носово и селу Чашниково до впадения в Клязьму у деревни Дубровки (в настоящее время 12 км от устья реки на картах обозначается как река Мещериха). Иногда Мещерихой называют всю реку Альбу. После того, как открыли третью взлётно-посадочную полосу Международного аэропорта Шереметьево имени А.С. Пушкина, река Мещериха, впадающая в Клязьму в районе деревни Дубровки, была заключена в коллектор.

Первые сведения о заселении этих мест относятся к началу XVI века. Село Чашниково вместе с деревнями Пучково (впоследствии Пучки), Катюшки, Носово, Перепечино, Шемякино, Исаково, Новосёлки, Дубровки и Милгисарово (впоследствии Мелькисарово) принадлежало братьям Андрею и Дмитрию Чашниковым. Большинство этих населённых пунктов существует и поныне, а некоторые вошли в территорию городов Москвы и Лобни. По легенде, деревня Катюшки была названа так по имени знаменитой в этой местности вещуньи Екатерины. Перепечино произошло от «перепечек» - хлебов, которые якобы пекли здесь для пленных шведов, строивших плотину на реке Альбе.

Чашниково, как и многие окрестные сёла и деревни, имеет герб, утверждённый в 1989 году. На гербе изображён один из куполов старинной Троицкой церкви, вверху помещена эмблема Аэрофлота, обозначающая, что село находится вблизи аэропорта Шереметьево, который образовался в 1959 году в результате преобразования  Центрального аэродрома ВВС «Шереметьевский» в гражданский аэропорт, а с 2019 года Международный аэропорт Шереметьево носит имя Александра Сергеевича Пушкина. Ломаная красная линия символизирует линию обороны Москвы в ноябре-декабре 1941 года, проходившую рядом с деревней.

Своё название село Чашниково, как и ещё одно Чашниково, расположенное неподалёку на Ленинградском шоссе, получило от фамилии богатых новгородских купцов, крупных ростовщиков и землевладельцев Чашниковых. Им же принадлежало село Чашниково Воскресенское на реке Студенце близ Москвы и еще некоторые селения Чашниково в других губерниях. Фамилия Чашников произошла от Чашника. По Владимиру Далю «Чашник - придворный виночерпий, у кого напитки в ведении и чарочки под рукой, а в монастыре – это монах, заведующий напитками». В XV веке новгородцы хотели присоединиться к Литовскому княжеству, чтобы не допустить этого, великий князь Московский Иван III тысячи новгородских семей выселил в Московское княжество, а на их место переселил семьи москвичей. Среди выселенных новгородцев были и бояре Чашниковы.

До 1575 года Чашниково на речке Лбе числилось за окольничим Григорием Степановичем Собакиным. Боярский род Собакиных не отличался родовитостью, они вели свою родословную от боярина Даниила Григорьевича, по прозвищу Собака. Он был правнуком датского выходца Ольгерда Преги, прибывшего в 1294 году в город Тверь. С присоединением Тверского княжества к Москве в 1485 году потомки Ольгерда Преги оказались на службе у великих московских князей. Григорий Степанович Собакин до-водился дядей третьей жены царя Ивана Грозного, Марфы Собакиной. Отец Марфы Василий Собакин числился сокольничим, но в действительности был далёк от двора, предпочитая проживать в своей дальней Коломенской вотчине. Родственником Соба-киных являлся Борис Годунов, в то время кравчий, который в 1571 году и просватал за царя красавицу Марфу Собакину. Для Василия Собакина было полной неожиданно-стью, когда из двух тысяч невест, привезённых на смотрины в Александровскую слободу, Иван Грозный выбрал его дочь. К несчастью, в 1571 году, через две недели после венчания, Марфу отравили. Считалось, что это было сделано братом второй жены Ивана Грозного князем Михаилом Темрюком, угостившим Марфу засахаренными фруктами, содержащими яд.

После смерти Григория Степановича Собакина село Чашниково перешло во владение князя Ивана Юрьевича Токмакова. Он был воеводой в Смоленске, Новосиле, Мценске, убит в 1591 году при штурме Нарвы.

В Писцовых книгах за 1585 год о Чашниково было написано: «Село на речке Албе… в селе церковь Троицы Живоначальныя каменна о пяти верхах да предел Алексея чело-века Божия, да двор попов Семёнов, да двор церковного дьячка, да двор вотчинников, в нём живёт приказчик, да двор слуг».  Первоначально Троицкий храм  внешне напоминал Успенский собор Московского Кремля, и был построен, по-видимому, в начале XVI века одним из итальянских архитекторов, работавших в Москве при Иване III, несомненно, и то, что у этого архитектора был русский помощник.
В это время Чашниково являлось вотчиной боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, с которого пошёл знаменитый род Романовых. Он был братом царицы Анастасии Романовны, первой и любимой жены царя Ивана Грозного, участвовал в шведском и литовских походах, в 1563 году – боярин и дворецкий, служил наместником Тверским и Новгородским, неоднократно вёл переговоры с иностранными послами. Умер Никита Романович в 1586 году, перед смертью приняв постриг под именем Нифонта.
Чашниково стало принадлежать его сыну, боярину Ивану Никитичу Романову, племянник которого, Михаил Фёдорович Романов, в 1613 году был избран первым русским царём из рода Романовых. Иван Никитич Романов имел большое влияние при дворе, руководя внешнеполитическими делами государства. И.Н. Романов обновил Троицкую церковь в Чашниково, разорённую в Смутное время; был перестроен верх храма, получивший вместо закомар декоративные розетки и четырёхскатное покрытие.

После смерти в 1640 году Ивана Никитича село перешло к его сыну боярину и дворец-кому Никите Ивановичу Романову (1607–1656). Рядом с Чашниково были пустоши: Матюшкино, Созониха, Врашки, Воробейки; деревни: Носово, Котенёво, Перепечино. Поскольку Н.И. Романов не оставил потомства, его вотчины в 1680 году были приписаны к дворцовому ведомству. В дозорных книгах Патриаршего Казённого приказа было записано, что церкви принадлежат покосы, пастбища, луга на речке Скалбе (Албе) и Лобне, а также пустоши Врашки и Матюшкино в версте от Чашниково, а в селе есть государев пруд.

Существует предание, что однажды царь Алексей Михайлович, охотившийся в здешних, некогда дремучих, лесах, неожиданно увидел в Чашниково заброшенную древнюю церковь с приделом во имя его святого – Алексия. Посчитав это счастливым предзнаменованием, царь распорядился привести обветшавший храм в порядок.

В 1688 году село Чашниково, по обе стороны пруда, и ещё несколько сёл и деревень, общей численностью 278 дворов, где проживало 1972 человека, были пожалованы из Приказа Большого Дворца боярину Льву Кирилловичу Нарышкину (1664–1705), брату матери Петра I Натальи Кирилловны.  Лев Кириллович возглавлял Посольский приказ с 1690 по 1702 год, был членом совета из четырёх бояр, управлявшего государством во время первого заграничного путешествия Петра I в 1697–1698-х годах. Неоднократно в Чашниково останавливались послы и Пётр I. Нарышкин был первым после царя лицом в государстве, лишь в последние годы жизни впал в немилость.

При Льве Кирилловиче Нарышкине в Чашниково был выстроен новый боярский дом и перестроена в 1695 году в стиле «нарышкинского» барокко старая Троицкая церковь; шлемовидные купола были заменены шаровидными с ажурными крестами сложного рисунка с царскими коронами.

После Льва Кирилловича Нарышкина село Чашниково и 8 окрестных деревень (Новосёлки, Мелькисарово, Катюшки, Новая и другие) достались его старшему сыну Александру Львовичу (1694–1746), по разделу с его родным братом Иваном Львовичем (1700–1734). В селе Чашниково по переписной книге 1709 года значатся двор вотчин-ника, конюшенный и скотные дворы.

В 1708 году Пётр I отправил оставшихся круглыми сиротами Александра и Ивана Нарышкиных за границу для обучения мореплаванию. Английский посланник в Москве Уитворт писал в Лондон: «Между молодыми людьми, которые отправляются в Голландию и Великобританию, находятся два сына дяди государева, Нарышкина, прежнего министра… Они очень молоды: старшему не более 14 лет, младшему не более 8 лет, но оба говорят по-латыни и отличаются умением держаться скромно, прекрасно не по ле-там и не по обычаю своей страны…».

С 1709 года Александр жил в Голландии, служил на голландских военных кораблях, плавал в Испанию и по Средиземному морю, затем жил в Италии и Франции, вернулся в Россию в 1721 году. В 1722 году Александр Львович, капитан 3-го ранга, был назначен директором Петербургской Морской академии и заведующим школами в Москве и губерниях. В 1740 году достиг чина действительного тайного советника, был награждён орденами Святого Александра Невского и Святого апостола Андрея Первозванного.

В 1750 году село Чашниково принадлежало вдове Александра Львовича Нарышкина, Елене Александровне, с детьми: Александром, Львом, Натальей, Марьей и Аграфеной. Графиня Елена Александровна была дочерью капитана флота, графа Александра Пет-ровича Апраксина, племянника царицы Марфы Матвеевны. В 1749 году Елена Алек-сандровна получила придворное звание статс-дамы, а в 1759 году – гофмейстерины, умерла в 1767 году. 

Владельцем села Чашниково стал её старший сын Александр Александрович Нарышкин (1726–1795), гофмаршал Петра III, позднее обер-гофмаршал и обер-шенк Екатерины II, сенатор, женатый на Анне Никитишне Румянцевой (1730–1820), двоюродной сестре генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского.

Поскольку детей у Александра Александровича Нарышкина не было, Чашниково после его смерти унаследовал и с 1796 года стал владельцем брат А.А. Нарышкина, Лев Александрович (1733–1799), придворный канцлер, камергер и шталмейстер Екатерины II, женатый на племяннице графов Разумовских Марине Осиповне Закревской.

Из книги Чернова С.М. «Статистическое описание Московской губернии за 1811 год» известно, что в Чашниково на безымянном овраге стояла мельница с двумя поставами. Чашниково принадлежало роду Нарышкиных до 1847 года, после чего это село и 9 окрестных деревень (Новосёлки, Мелькисарово, Новая Дмитровка, Катюшки, Носово и другие) с 1500 душами крестьян обоего пола, перешли во владения титулярного советника Александра Митрофановича Карепина, который купил Чашниково у М.Д. На-рышкина.


В книге Нистрема К.М. «Указатель селений и жителей уездов Московской губернии» сказано, что Чашниково, Носово и Катюшки располагались на Большой Рогачёвской дороге, которая шла, по-видимому, от Санкт-Петербургского тракта мимо Лобни на Рогачёво. В 1852 году село Чашниково числилось в 4-м стане Московского уезда за коллежским асессором Александром Митрофановичем Карепиным, здесь значилась церковь, 28 дворов, в которых проживало 212 душ.

В 1861 году, когда в стране было отменено крепостное право, А.М. Карепин уже имел чин коллежского советника, что соответствовало чину армейского полковника. В 1862 году он был назначен мировым посредником первого участка Московского уезда и должен был содействовать соглашению крестьян с помещиками при проведении крестьянской реформы, утверждать и вводить в действие Уставные грамоты (кроме своего имения). При проведении реформы Каренин постарался извлечь для себя максимальную выгоду, в частности, рыбная ловля в реке Клязьме, по берегам которой находились некоторые из его деревень, оставалась в исключительном пользовании помещика,  ему также принадлежало и право охоты в пределах своих владений. Лесом на всей земле, поступившей в пользование крестьян, тоже мог распоряжаться только помещик.

 
В 1879 году Чашниково приобрёл купец С.М. Шибаев, но через год продал его купцу А.Т. Денисову, далее селом владели его наследники. По данным на 1890 год Чашниково входило в состав Озерецкой волости Московского уезда, число душ составляло 195 человек.

В 1895 году на церковном дворе, к западу от Троицкого храма, была построена по проекту Александра Афанасьевича Латкова, известного архитектора из Троице-Сергиевой Лавры, шатровая кирпичная колокольня в псевдорусском стиле, а для колокольни отлит большой колокол. В 1895 году после ремонта этот храм был освящён архимандритом Никоном. В это же время фабрикантом Крестовниковым была построена часовня в деревне Пучки, которая раньше входила в приход Троицкой церкви в Чашниково.

Внимание архимандрита Никона (1851-1919), который в 1913 году стал архиепископом, к Чашникову объясняется тем, что в этом селе он родился, здесь прошло его детство. Благодаря архимандриту Никону, в селе Чашниково в 1898 году появилась первая в Московском уезде второклассная церковно-приходская школа имени императора Александра III, готовившая учительские кадры для школ грамоты. До этого времени школы здесь не было, и ученики посещали земские училища в деревнях Исаково и Пучки.

Проектировал здание школы в псевдорусском стиле, по-видимому, архитектор Алек-сандр Афанасьевич Латков (ныне это здание принадлежит частному лицу). Рядом со школой построили деревянную, на каменном фундаменте, баню и сложили из брёвен погреб. На ручье была устроена плотина, по которой прошла дорога, соединившая улицы села (до наших дней сохранилась не только плотина с дорогой, но и пруд, образовавшийся после постройки плотины). В парке были посажены липовая, берёзовая, еловая и дубовые аллеи.

По переписи 1911 года, в селе Чашниково – церковь, второклассная церковно-приходская школа, кредитное Товарищество, созданное в 1910 году (с 1870-х годов крестьянские хозяйства Московского уезда нуждались в значительном кредите).  В 1913 году в Чашниково было 37 дворов.

В 1908 году второклассную школу в Чашниково окончил Василий Александрович Архангельский (1889–1939)  и поступил учителем в школу в селе Мышецком. Позднее он стал священником, в 1937 году был приговорён к 10 годам исправительных работ, умер в в лагере в Свердловской области. В 2003 году В.А. Архангельский был причислен   к лику святых Новомучеников и исповедников Российских.

Среди преподавателей школы в Чашниково в первую очередь следует отметить Петра Степановича Третьякова (1881–1956) и Георгия Николаевича Беляева (1886-1937).  Пётр Степанович был братом настоятеля Покровского храма в Мышецком, Сергия Третьякова. В 1911 году П.С. Третьяков был награждён серебряной медалью на Алек-сандровской ленте с надписью «За усердие» по народному образованию. В годы сталинских репрессий был осуждён и сослан на Беломорканал, где провёл три года.

Георгий Николаевич Беляев преподавал в школе с 1908 по 1918 год. В Чашниково им было создано Троице-Алексеевское братство трезвости и при нём миссионерский кру-жок. В 1918 году Беляев стал священником, в 1925 году был пострижен в монахи с именем Никон, возведён в сан архимандрита и поставлен наместником в Старо-Голутвин монастырь близ Коломны. Г.Н. Беляев по ложному обвинению был арестован и в 1937 году расстрелян, а в 2003 году причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских.

Нельзя не упомянуть и о том, что к лику святых Новомучеников и исповедников Рос-сийских был причислен в 2000 году  священник Павел Дмитриевич Успенский (1888-1938), служивший в Троицкой церкви в Чашниково в 1932 году. В 1938 году он был арестован, обвинён в антисоветской пропаганде и расстрелян на полигоне в Бутово.

В 1917 году по постановлению Временного правительства все церковно-приходские школы были переданы из епархии Министерству народного просвещения. Второклассная школа в Чашниково стала называться Чашниковской трудовой школой II ступени (позднее Чашниковской семилетней образовательной школой), школа грамоты в дерев-не Шемякино – Шемякинской начальной школой.

В 1917 году был образован совхоз – Чашниковский учхоз (хозяйство учебного направ-ления), находящийся на 1927 год в ведении УОНО (уездного отдела народного образо-вания). По данным 1927 года, в нём работало 4 человека. Начиная с 1919 года, по всей стране стали организовываться детские колонии и коммуны, в 1919 году и в Чашниково была образована Опытно-показательная загородная колония.

По материалам Всесоюзной переписи 1926 года Чашниково – центр Чашниковского сельсовета Трудовой волости Московского уезда, жителей – 281 (133 мужчин, 148 женщин), насчитывалось 66 хозяйств, среди которых 47 крестьянских, имелась школа-семилетка.

В феврале 1926 года было создано Чашниковское контрольное товарищество  по скотоводству, в которое, по данным 1927 года, входило 80 человек, содержалось 107 коров. Контрольные товарищества по скотоводству или иначе союзы представляли из себя объединения крестьянских хозяйств, которые приглашали к себе на службу контроль-ассистента с зоотехническим образованием, он учил правильному кормлению, содержанию и уходу за молочным скотом, определял путём анализа жирность молока и т.п.

В 1966 году в селе Чашниково было 71 хозяйство, проживало 286 человек. К этому времени семилетняя Чашниковская школа стала уже восьмилетней, причём, ученики из дальних деревень, таких, как Поярково, где была только начальная школа, Владычино, и других, жили в интернате, бывая дома только в воскресные дни и на каникулах. В селе находилась также вечерняя школа, где можно было получить среднее образование. После открытия в 1972 году Лунёвской средней школы Чашниковская школа стала начальной, и в 1993 году из-за недостатка учеников она закрылась.

О былом величии села Чашниково напоминают нам лишь остатки запущенного парка с прудом и действующая Троицкая церковь, находящаяся под охраной государства как памятник истории и культуры федерального значения.


Рецензии
Спасибо Вам огромное. Полная и исчерпывающая информация. Год назад я перебралась из Москвы в Лобню, но узнать что - то об этих местах толком до прочтения Вашей статьи не удавалось.

Татьяна Вендер   08.05.2022 19:09     Заявить о нарушении
Сейчас священников не преследуют. а бог всё равно так никому и не помог. Почему?

Владимир Иноземцев   01.06.2022 19:23   Заявить о нарушении