Добро должно быть с кулаками

    Помню, как-то я выпивал с друзьями отца. Мне самому было лет девятнадцать, и отец только-только стал приглашать меня за один стол с мужиками. Да и сам я в те времена не особо горел желанием выпивать в опытной компании. Больше хотелось пробовать это дело со своими сверстниками, где позволить себе можно больше.
    В гостях у нас был дядя Коля – друг детства моего отца. За столом всё было аккуратно: стояли недорогие вина, водка и море закуски. В нашей семье всегда было принято щедро встречать гостей. Тем временем беседа медленно перетекла к такому состоянию, когда поднимаются «высокофилософские» темы. Я в этом разговоре пока не принимал участия. В основном только слушал.
- Вот, Антон, - обратился ко мне осипшим голосом мой родной дядя – грузный мужик с круглым, красным лицом, когда я отлучился, а затем вернулся за стол, - вот ты уже не ребёнок. Скажи нам, старикам, как, по-твоему, можно определить настоящего мужика?
- Ну-у-у – скорчил я задумчивую мину и задумался, как бы остроумнее ответить за всех молодых, - поступками.
- А какие поступки мужчину определяют, - не унимался мой дядя. И говорил он таким хитрым тоном, будто вот-вот подловит меня на слове.
- Как нас учили отцы, - начал я, и заулыбался, подумав, что начало вышло, как тост, - мужчину выделяют добрые поступки!
- А что такое «добрые поступки»? – подключился к нашему диалогу другой мой дядя с густой седой бородой, - приведи пример.
- Например, - я закатил глаза и стал вспоминать поступки, за которые уважал своего отца, - не пройти мимо пьяного, который в сугробе лежит, а поднять его и довести до дому.
- Во-о-от, - подхватил всё с той же хитринкой первый дядя, - а вот скажи, может ли быть добро с силой?
- С силой? – повторил я, чтобы выиграть время и вспомнил фразу одного из бойцов по смешанным единоборствам, - добро должно быть с кулаками!
    По выражению лица моего отца я понял, что привёл не лучший пример.
- Видишь! – обратился краснолицый дядя к седобородому, - молодёжь говорит «сила в правде». Мол, раз ты прав, то и сила будет на твоей стороне!
- А знаете ли вы, что зло тоже может быть с кулаками?
    Эти слова принадлежали нашему гостю, который до этого довольно долго сохранял молчание. Дядя Коля был невысоким, худощавым мужичком с грустными глазами. Бывает, встретишь человека с такими глазами, и кажется, что самое великое горе с ним приключилось.
    От неожиданности вступления дяди Коли в беседу, все вокруг замолчали, и с интересом смотрели на него. А он замолчал. Наконец, на правах хозяина дома, мой отец  нарушил молчание:
- В основном зло в кулаках и заключается, но что ты хотел сказать, Коль?
- Да, расскажи, - поддержал отца седобородый дядя.
- Случился со мной одна такая история. Но сначала выпьем. Предлагаю за женщин!
    За столом нашим женщин не было, но каждый выпил, кто за жену, а кто и за маму.
- Итак, - продолжил дядя Коля, закусывая пучком морской капусты, - был я тогда ещё молод. Может чуть старше Антона, - он кивнул в мою сторону, но взгляд его был прикован к центру стола, словно где-то между колбасной нарезкой и крабовым салатом был написан текст его истории, - иду я, значит, в городе с дискотеки. Лето, ночь глубокая, скоро рассвет должен был быть, но на улице тепло. Слышу, за углом возня и потом крик «помогите!».  Голос, вроде женский, но такой сдавленный. У меня сразу мысли забегали. А мы с пацанами на дискотеке выпили нехило, отсюда, видимо и храбрость во мне проснулась. «Ну, - думаю, - надо выручать!».
    Иду к ближайшему закоулку, откуда возня послышалась. А там темно – хоть глаз выколи. Пока глаза привыкали, слышу, мужик говорит: «Попомоганькай мне тут ещё, стерва!» Присмотрелся, мужик бабу лупит. Да и лупит от души так, с плеча в голову. Я ему кричу: «Ты чего творишь, Ирод?». А у самого, как сейчас помню, голос дрожит.
    Мужик ко мне поворачивается и говорит: «Иди отсюда, парень, пока цел. Это жена моя, вот и воспитываю, понял? А ты не лезь, Пшёл вон!» У меня ком в горле, а пальцы в кулаки. Говорю ему: «Да разве можно так, она же женщина» У него взгляд, как у зверя сделался. «Это моя женщина, понял! Моя! Что хочу, то и делаю с ней, слышишь? Последний раз говорю, пшёл вон!» Тут я уже разозлился. Можно что ли так с женой-то? «Не уйду, - кричу, отпусти её, козёл!» Тут он уже на меня двинулся, ругается: «ну, сучёнок!»
    Дядя Коля настолько живо  рассказывал, так был погружён в свой рассказ, что все вокруг замерли. И он всё продолжал:
- Я думаю, первым ударю. Ну заслужил же. Он, зараза, крупнее меня был. Я это понял, когда он уже приблизился. Размахнулся, ка-а-ак садану ему, что было сил! Не знаю, куда попал, но метился в челюсть, чтобы вырубить. Попал-то крепко, долго рука потом болела. А ему хоть бы хны! Прёт дальше на меня. Я замахиваюсь второй удар нанести, но тут он мне снизу зарядил апперкотом. Я аж перевернулся и на асфальте оказался. А он всем весом на грудь мне навалился и давай стегать. Эх, как он меня тогда отмутузил – два месяца всё заживало! Челюсть выбил, нос сломал, на оба глаза гематома. Пару зубов недосчитался потом ещё.  Сделал доброе дело, называется.
    Некоторые из слушателей заулыбались, а дядя Коля, словно не замечая, продолжал:
- Но самое страшное дальше было. После всего случившегося, я долго жалел, что он меня тогда не вырубил сразу. Слышу, женщина эта прям звериным рыком звала на помощь. Видать, поняла всё. Слышу только глухой стук, и она больше не кричала. Один глаз с трудом открываю, что ещё что-то видел. Вижу, он её за волосы держит и что-то противное в лицо говорит. Она хрипит в ответ только. Господи, какой страшный звук, хрип этот! Тут то самое ужасное и произошло – прямо у меня на глазах снасильничал он над ней. Над женой-то. Разве можно так? Чтоб там ни произошло до этого, да нельзя же так! Я пытался собраться с силами встать, как-то хоть помешать, на себя гнев его вызвать, но ни мизинцем не мог пошевелить. Мычал, хрипел. Но её хрип гораздо страшнее был - каждый раз ножом по сердцу отзывался. Лежу и от бессилья плачу одним своим глазом. Закрыть проклятый глаз даже не могу, чтоб не видеть, больно, затекло всё.
    Дядя Коля немого отдышался, видно было, как давит его что-то изнутри, а затем продолжил опять:
- А тварь эта, сделал своё дело, и повёл жену из проулка под руку. Она идёт еле-еле – хромает. Ведёт её и приговаривает что-то ласково. Ведёт целую вечность и мимо меня на земле лежащего. Я как взгляну ей в глаза, бедняжке этой. О-о-ой, сколько боли в них было, сколько боли! До сих пор, бывает, кошмары снятся - хрип этот её душераздирающий, и я не могу пошевелиться. Тогда, в переулке, всеми словами, всеми страданиями проклинал этого выродка. А он, спокойно посади в машину – оказалось, он машину прямо у этого переулка поставил – и увёз. Страшно было, очень страшно! А вы говорите «добро с кулаками».
    Когда дядя Коля закончил рассказ, все сидели, как пришибленные, не зная, что и сказать. А тут и говорить нечего. Мне было очень тяжело. Даже злость внутри какая-то проснулась. Сам же рассказчик прослезился.
- Поэтому, Серёга, - обратился дядя Коля к моему отцу, глядя на свой «текст» между нарезкой и салатом, - пусть тебя окружают только такие люди, кто на женщину никогда не поднимет руку.
    После этого молча разлили спиртное и выпили. Дальше вечер ушёл в более спокойную и расслабляющую обстановку с анекдотами и приятными воспоминаниями из прошлого. Но я весь вечер смотрел на эти грустные глаза, и, казалось, понимал, почему они такие. Эта история навсегда засела в моей голове, да и в ту ночь, помню, спалось очень неспокойно.

15 марта 2021


Рецензии