17. 3 Упражнение стой. Мышление по-новому

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского, слова Г.И. Гурджиева:

 (стр. 441) «Каждая раса, каждый народ, эпоха, страна, класс, профессия имеют определённое количество поз и движений. Эти движения и позы как нечто наиболее постоянное и неизменное в человеке, контролируют сферу его мышления и чувств. Но человек вовсе не пользуется всеми позами движениями, которое для него возможны. В соответствии со своей индивидуальностью  он отбирает лишь некоторое  количество доступных ему поз и движений, так что его индивидуальный репертуар очень ограничен.

Характер движений и поз в каждую эпоху, в каждой расе и в каждом классе неразрывно связан с определёнными формами мышления и чувства. Человек не в состоянии изменить образ своего мышления, пока не изменил репертуар поз и движений. Формы движения мысли и чувства можно назвать позами и движениями мысли и чувства. Каждый человек обладает определённым числом поз и движений мысли и чувства, более того, позы, соответствующие движениям, мышлению, чувству, связаны у человека одна с другой, и он не способен выйти за пределы своего репертуара поз мышления и чувства, если не изменит  свои двигательные позы. Анализ мыслей и чувств человека, изучение его дыхательных функций, проводимые особым образом, доказывают, что любое наше намеренное или произвольное движение есть безсознательный переход от одной позы к другой, причём обе являются одинаково механическими».

                В каждой эпохе, даже определённом периоде истории само пространство другое. От чего оно зависит? От сознания людей? Каким образом связаны позы и движение с мышлением? Программой. Изменим программу, изменим мышление?   

«Наивно утверждать, что наши движения намерены. Все они автоматичны. И наши мысли и чувства также автоматичны. Автоматизм мыслей и чувств определённо связан с автоматизмом движений, и изменить одно без другого невозможно. Таким образом, если внимание человека сосредоточено, скажем, на изменении автоматизма мыслей, его привычные движения и позы мешают новому ходу мыслей, привязывая их к старым ассоциациям».

                Если эти движения, мысли и чувства запрограммированы в нас, то они автоматичны. Это врожденная программа или наработанная?

«В обычных условиях мы не имеем понятия о том, как сильно наши мыслительные, чувствительные и двигательные функции зависят одна от другой, хотя знаем, насколько наши настроения и эмоциональные состояния зависят от движений и поз. Если человек принимает позу, которая соответствует у него чувству печали или подавленности, тогда спустя некоторое время он обязательно почувствует печаль или подавленность. Страх, отвращение, нервное возбуждение или, напротив, спокойствие можно создать намеренным изменением позы. Но поскольку любая человеческая функция, мысленная, эмоциональная или двигательная, имеет свой определённый репертуар и все они находятся в постоянном взаимодействии, человек не в состоянии выйти из заколдованного круга своих поз.

Даже если человек поймёт это и попытается бороться против такого положения, этого окажется недостаточным. Вы должны усвоить, что человеческая воля пригодна лишь для того, чтобы на короткое время управлять одним центром. Но два других препятствуют этому, и воли человека не хватает на то, чтобы управлять тремя центрами.

Чтобы противодействовать этому автоматизму и постепенно научиться управлять позами и движениями в разных центрах, существует одно специальное упражнение. Оно заключается в следующем. По предварительно условному знаку или слову учителя все ученики, которые видят или слышат его, должны немедленно прекратить свои движения, чтобы они ни делали, и замереть неподвижно в той позе, в какой их застал сигнал. Они не только не должны двигаться, но им необходимо удерживать взор на том самом месте, на которое он был устремлён в момент сигнала, сохранять улыбку на лице, если она была, держат рот открытым, если они разговаривали, сохранять в точности прежнее выражение лица и положение тела, в каком из застал сигнал».

                Подобная игра была у нас в моём детстве, называлась «Лучшая фигура замри». Если кто-то из нас в это время говорил, то он должен был повторять всё время свою фразу. Выигрывал тот, кто не рассмеялся, сумел удержаться в позе и которого выбрал ведущий.

«В состоянии «остановки» человек должен также приостановить поток мыслей и сосредоточить своё внимание на том, чтобы сохранить напряжение мускулов в разных частях тела в одном положении и непрерывно наблюдать за этим напряжением, переводя, так сказать, своё внимание с одной части тела на другую. Он должен оставаться в таком положении и в таком состоянии до тех пор, пока другой заранее условленный сигнал не разрешит ему принять обычную позу или пока он не упадёт от утомления, неспособный сохранять такое положение. Но он имеет права ничего в нём менять, - ни взгляда, ни точки опоры – ничего! Если он не в состоянии удержаться стоя, он должен упасть, но опять-таки упасть как мешок, не стремясь предохранить себя от удара. Точно так же, если он что-то держал в руках, он должен держать эту вещь так долго, как сможет, пока руки не откажутся ему повиноваться и предмет не упадёт, что не будет поставлено ему в вину.

Долг учителя – следить за тем, чтобы вовремя падения или непривычной позы ученик не причинил себе повреждений, в связи с чем ученики должны полностью доверяться учителю и не думать ни о каких опасностях.

Идея такого упражнения и его результаты могут быть весьма различны. Прежде всего, рассмотрим его с точки зрения изучения движения и поз. Это упражнение позволяет человеку выйти из круга автоматизма; без него невозможно обойтись, особенно в начале работы над собой.

Свободное от механичности изучение самого себя возможно только с помощью упражнения типа «стой» под руководством понимающего его смысл человека.

Попытаемся проследить, что из этого получиться. Человек идёт, сидит или работает и вдруг слышит сигнал. Начатое движение прервано этим неожиданным сигналом, командой «стой!»  Тело его делается неподвижным и замирает посреди перехода от одной позы к другой в таком положении, в каком этот человек в обычной жизни никогда долго не бывает. Почувствовав себя в этом положении, то есть в непривычной позе, человек невольно смотрит на себя с новой точки, видит и наблюдает себя по-иному. В этой непривычной позе  он может думать по-новому, по-новому чувствовать, по-новому узнавать себя. Таким образом, разбивается круг старого автоматизма. Тело напрасно старается принять привычное удобное положение – воля человека, приведённая волей учителя, препятствует этому. Борьба идёт не на жизнь, а на смерть, но в данном случае воля способна победить. Это упражнение вместе со всем, что было сказано, представляет собой упражнение вспоминания себя. Человек должен помнить себя, чтобы не пропустить сигнал: он должен помнить себя, чтобы  с первой же минуты не принять удобного положения; он должен помнить себя, чтобы следить за напряжением мускулов в разных частях тела, за выражением лица, за направлением взгляда и так далее. Он должен помнить себя и для того, чтобы преодолеть боль от непривычного положения рук, ног и спины, которая иногда может оказаться очень значительной, и не бояться упасть или уронить себе на ноги что-нибудь тяжёлое. Достаточно на мгновение забыть себя, и тело само собой, почти незаметно примет более удобное положение – перенесёт вес с одно ноги на другую, ослабит напряжение некоторых мускулов  и тому подобное. Это упражнение является одновременно упражнением воли, внимания, мыслей, чувств и двигательного центра.

Нужно помнить, что для введения в действие достаточно сильной воли, способной удержать человека в непривычном для него положении, необходим внешний приказ, или команда «стой!». Человек не в состоянии сам дать себе эту команду. Причина этого, как я уже сказал, в том, что соединение непривычного мышления, чувств и поз, связанных с движением, сильнее человеческой воли. Команда «стой», которая по отношению к двигательным позам исходит извне, становиться на место поз, связанных с мышлением и чувствами. Эти позы и их влияние устраняются, так сказать, командой «стой!» - и в подобном случае позы, связанные с движением, повинуются воле.

Упражнение «стой!» считалось в школе священным. Никто, кроме учителя или назначенного им лица, не мог отдать команду «стой!», не имел на это права. Упражнение «стой!» не могло быть предметом игры или упражнений среди учеников. Вам  неизвестно, в какой позе может оказаться человек. Если вы не способны чувствовать за него, вы не узнаете, какие мускулы у него напряжены и насколько сильно; между тем, если не снять трудное напряжение, это может вызвать разрыв какого-нибудь важного сосуда, а иногда даже мгновенную смерть. Поэтому только человек, уверенный в том, что он знает, что делает, может позволить себе дать команду «стой!».

Вместе с тем «стой!» требует безусловного повиновения без всяких колебаний или сомнений, это превращает упражнение в непрерывную методику для изучения школьной дисциплины. Школьная дисциплина есть нечто совершенно отличное, например, от воинской дисциплины. Там всё делается механически, и чем механичней, тем лучше. Здесь же всё должно быть сознательным, ибо цель заключается в пробуждении сознания. И для многих людей школьная дисциплина гораздо труднее воинской. Там всегда одно и то же; здесь всякий раз нечто другое».

Из слов П. Д. Успенского:

(стр. 445) «Очень скоро мы убедились, что упражнение «стой!» вовсе не шутка. Прежде всего, оно требовалось, чтобы мы постоянно были бдительны, готовы прервать то, что говорим или делаем; во-вторых, иногда от нас требовалась выносливость и особого рода решимость.
Восклицание «стой!» раздавалось в любое время дня. Однажды мы пили чай, и сидевший напротив меня П. поднёс к губам стакан только что налитого горячего чая и дул на него. В это мгновение мы услышали из соседней комнаты: «Стой!». Лицо П. и его рука, державшая стакан, находились как раз у меня перед глазами. Я видел, как он побагровел, а маленький мускул около глаза задрожал. Но П. продолжал держать стакан. Впоследствии он сказал, что пальцы у него болели только в течение первой минуты; потом главное затруднение состояло в неудобно согнутой в локте руке, движение которой прервалось на полпути. Но на пальцах у него вздулись пузыри, и потом они долго болели.

В другой раз команда «стой!» застала З., который только что затянулся папиросой. Позже он рассказывал, что никогда в жизни не испытывал ничего столь неприятного. Он не мог выдохнуть дым и сидел с глазами, полными слёз, а дым медленно выходил из его рта».

                Управляет ли  человек своими действиями, чувствами, желаниями и мыслями, через свой выбор их или всё запрограммировано, вся его земная жизнь и даже его выбор.  Когда человек играет в виртуальную игру, он помнит, что он в игре. Когда же дух находится в земном физическом теле, он не помнит что он дух, он полностью отождествляет себя с физическим телом, запрограммированным аватаром. Где же находится сама программа? Это душа человека. Проснуться – это вспомнить себя, отделить свой дух от тела, вернуться к Истоку. Как это сделать? Через свой внутренний мир, через душу. 
 
 


Рецензии