Сухорябов Владимир Викентьевич
В 1930 году окончил рабфак.
В РККА с 10 мая (с октября) 1930 года.
Обучался в Украинской кавалерийской школе, в 1933 году окончил Тамбовскую кавалерийскую школу.
Служил в кавалерийских частях.
С конца 1933 года по конец 1935 года был курсантом 2-й Военной Краснознаменной школы летчиков им. «Осоавиахима» в Борисоглебске.
В звании лейтенанта командовал звеном в 107-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 14 декабря 1937 года по 10 июня 1938 года в качестве командира звена истребителей И-16.
Всего в Испании произвел около 70 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях, лично сбил 2 истребителя Фиат-32.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1939 году получил воинское звание «майор».
Служил в Одесском военном округе, был помощником начальника по летной подготовке Одесской военной авиационной школы им. Полины Осипенко.
С августа 1940 года был лётчиком-инспектором по технике пилотирования ВВС Прибалтийского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года.
С 5 июля 1941 года по май 1942 года был командиром 163-го истребительного авиационного полка, воевал на Западном фронте, в ПВО Москвы, на Калининском фронте. Затем с 26 мая 1942 года по 27 июля 1943 года командовал 294-й истребительной авиационной дивизией, воевал на Степном фронте.
18 марта 1943 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
С 3 августа 1943 года до конца войны был командиром 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.
«…Наша дивизия носила славное наименование - Первая гвардейская Сталинградская истребительная авиационная. Командовал ею в то время полковник В. В. Сухорябов. Лицо комдива выражало суровость, а глаза с припухшими от бессонницы веками - строгость. Казалось, что он никогда не улыбается, и летчики, кто не знал комдива близко, немного его побаивались. На самом же деле это был очень душевный человек и приятный собеседник, и в то же время строгий, требовательный и принципиальный командир…»
(Из книги Н. Ф. Кузнецова «Год испытаний»)
Участвовал в боях на Курской дуге, над Украиной, Польшей, Германией.
Летал на истребителях Як-1, «Аэрокобра» Р-39.
Всего в Испании и за время Великой Отечественной войны произвел 110 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта противника.
После окончания войны продолжал службу в ВВС на командных должностях.
В 1945 окончил КУНС при Военно-воздушной академии в Монино.
В 1948-1949 годах служил заместителем начальника Батайского ВАУЛ, с декабря 1949 года - заместителем командира 126-й истребительной авиационной дивизии в Закавказском военном округе.
25 июля 1950 года, взлетев с аэродрома Батуми, упал вместе с самолетом в реку Риони и погиб.
Список известных воздушных побед В. В. Сухорябова:
00.00.1938 1 Фиат-32 Испания лично
00.00.1938 1 Фиат-32 Испания лично
Награждён четырьмя орденами Красного Знамени (14.11.1938, 22.06.1942, 08.03.1945, 15.11.1950), орденом Суворова 2-й степени (30.05.1945), орденом Кутузова 2-й степени (23.07.1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (19.08.1943), орденом Красной Звезды (06.05.1946), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Свидетельство о публикации №221041300615
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 13.04.2021 12:11 Заявить о нарушении
Погиб в авиакатастрофе 25 июля 1950 года, и был награжден за 20 лет выслуги орденом "Боевого Красного Знамени" приказом от 15.11.1950 года, то есть почти через четыре месяца после своей гибели...
Понятно, что к награде был представлен еще при жизни, но так все сложилось, что теперь можно подумать, что он был награжден за выслугу, но как бы "посмертно"...
Собянин Александр 13.04.2021 19:43 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Олег Каминский 13.04.2021 21:06 Заявить о нарушении