Два Казахстана

Сколько в Казахстане проводится международных саммитов, конференций, форумов, заседаний, выставок, а также внутренних, но не менее пафосных междусобойчиков! Хотя от них только казне убыток.

А мне вот как-то приснилось, что в нашей стране прошел слет взяточников и казнокрадов «Поделись своим успехом». Организаторы – Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел Республики Казахстан. «Успехом» делились охотно и щедро, потому что уклонисты автоматически становились участниками смотра строя и песни в Кушмуруне под названием «Отсижу, как надо, и вернусь».

А представьте, если бы сон и правда в руку: это сколько же денег сразу поступит в бюджет страны! И всеобщее счастье наступит не завтра, как нам постоянно обещают, а уже сегодня!

В Казахстане много проблем: повальное воровство и тотальное хвастовство, безудержное мздоимство и бесстыдное подхалимство, вседозволенность чинуш и околачиванье груш, пускание пыли в глаза и бедняка скупая слеза…

Но говорить об этом не принято, нынче, по выражению поэта Бориса Слуцкого, времена настали хвалебные: хвалить или молчать, ругать – ни в коем разе. Вот и слышится только дружный крик ура-патриота по всякому поводу: «Одобрям-с!»

Однородная, кажется, масса, но и ура-патриоты делятся на две группы: глупцов и лжецов. Про первых говорить смысла нет. Говорить про вторых нет желания. Хотя пару слов все-таки сказать придется.

 Мне вспомнился старый советский мультфильм, когда девочка-кокетка ходит по лесу всем говорит: «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит сладкую конфетку!» И нашелся заяц, который очень мечтал о конфете, вот только комплименты у него получались какие-то корявые…

Это как раз – о вторых ура-патриотах. Они всегда на плаву, они умеют устраиваться при любой власти, потому что обладают феноменальными способностями к мимикрии. Как сказал один юморист, рожденные ползать любят соревноваться в скорости с рожденными летать – и чаще всего выигрывают. Но ведь известно: кто громче всех кричит и откровеннее всех пресмыкается, тот первый и предаст. Это его своеобразная месть за предыдущее добровольное унижение.

Но и первые ура-патриоты ничем не лучше. Дело в том, что такой ура-патриотизм очень быстро сдувается - и остается пшик. Но это еще не самое страшное. Значительно хуже, когда он взрывается. В 1914 году, когда Россия вступила в войну с Германией, ура-патриотизм захлестнул страну, авторитет царя достиг небывалых высот. Чем все это закончилось, напоминать, я думаю, нет необходимости.

Настоящий патриотизм – это «тихое» чувство. Во всяком случае, так мне кажется.

И вот этим людям, которые не кричат о своей любви, известен и второй Казахстан. Не могу сказать, что я его постиг и хорошо знаю. Знания мои поверхностны.

 Я, например, не знаю казахского языка, а потому, как некогда выразился в печати один костанайский чиновник, отношусь к категории «неполноценных граждан Казахстана». Я, разумеется, хотел бы его знать, но так, чтобы эти знания упали на меня сами, каким-нибудь волшебным образом. Здесь, должен признать, сказывается моя природная лень.

Хотя имеются и другие причины: моя неспособность к языкам и отсутствие языковой среды. Я вот в школе пять лет изучал немецкий язык, а потом еще четыре года изучал его в институте. По этому предмету у меня в дипломе даже значится пятерка. А что я знаю из немецкого? Только «здравствуйте», «до свидания», «большое спасибо» да еще «хенде хох» и «Гитлер капут». Казахских слов я знаю значительно больше, хотя изучать казахский язык мне не довелось.  теперь могу добавить – к сожалению.

Впрочем, незнание языка – это не только моя проблема. Казахстанский писатель Герольд Бельгер, большой знаток и почитатель казахского языка и казахской культуры, утверждал, что дети и внуки самых ярых наших нацпатриотов казахского языка не знают. Вот ироничная и горькая фраза писателя: «Казахи так боготворят свой язык, что им даже не пользуются».

Язык я не выучил. Но мне интересна казахская культура, а потому я с удовольствием читаю казахских писателей. И литература отражает душу народа, его обычаи и традиции. А у каждого народа они разные. У Акима Тарази, а затем и у Герольда Бельгера я, например, вычитал: если казахи приглашают на той, допустим, на шесть часов, то гости приходят в семь, а то и в восемь. Хотя и после этого еще целый час приходится ждать самых уважаемых гостей.

Но это скорее забавно, нежели познавательно. А ведь есть и другое – та самая душа народа. В одной повести Акима Тарази о военных годах в Казахстане рассказывается такая история: в казахский аул привезли детей из блокадного Ленинграда и стали их распределять по казахским семьям. Но казахи и сами голодали – и разразился скандал. Вот только спорили не о том, что в доме, где и своих детей много, появился лишний рот. Как раз обратная ситуация: возмущались те, кому ленинградских детей не досталось! «Чем мы хуже других? Да, мы бедные! Но прокормить еще одного ребенка сможем!» - таков смысл претензий.

Похожий сюжет есть и у Мухтара Магауина.

Я не думаю, что писатели выдумали эту историю. А если и выдумали, то она очень похожа на правду: казахи приветливы, доброжелательны, гостеприимны. Мы сами в этом не раз убеждались.

Мой отец мне рассказывал: в первые годы целины часто из совхоза приходилось по разным нуждам ездить в Бреды. Путь неблизкий, чаще всего ездили на тракторе, а потому приходилось делать ночевку в казахском ауле. И у каждого тракториста была «своя» семья. Мой отец останавливался у многодетной семьи, которая жила в маленькой землянке. И самим тесно, но гостя привечали всегда.

Да я и сам, турист с некоторым стажем, могу подобных историй рассказать огромное количество. Вот навскидку одна из них. Были мы в Алматы, спустились с гор. Идем с большими рюкзаками на дачу, где собирались заночевать (кстати, пользоваться этой дачей нам разрешила женщина, с которой один из нашей компании был едва знаком). И возле нас притормозила иномарка. В машине – молодые парни. Поинтересовались: «Вы откуда? Из Костаная? А мы из Шымкента! Мы здесь на даче шашлыки жарим – давайте к нам!»

Кто мы им? Кто они нам? А вот поди ж ты!

Или еще один случай. В прошлом году ехали мы на велосипедах в Астану. Я упал и оказался в больнице в Атбасаре. Гипс наложили, а переночевать негде. Узнав об этом, женщина, которая делала мне рентген, позвала меня к себе. Хотя видела меня первый раз в жизни. Когда же мы собирались уходить, пришел сотрудник полиции, чтобы меня опросить. Так эта женщина с ним еще поругалась – задерживает травмированного человека!

Правда, в этой семье я не переночевал, а только поужинал: удалось купить билет на поезд, и я уехал домой.  Но зато переночевала вся наша компания велосипедистов!

Эту женщину зовут Гульнара, а фамилию я спросить не успел. Но и важна ли фамилия? Для меня она – весь Казахстан. В какой другой стране позовут к себе совершенно незнакомых людей?

В наших велосипедных путешествиях мы часто останавливались у людей, с которыми был знаком только один из нас. Семьи разные: богатые и бедные. Разные они были и по национальности: казахи, русские, украинцы. Но на стол ставили все, что имеется в доме. Казахстанский дух гостеприимства – в каждом доме и от национальности не зависит.

И еще один пример казахстанского гостеприимства. Были мы в Аулиеколе, где у одного из нас, Серика Жиеналина, много друзей и родственников. И у всех, разумеется, надо побывать, чтобы не обидеть. Так что мы только и успевали пересаживаться с одного стола за другой. Потом вернулись туда, где ночевали – и снова нас усадили за стол! А ведь нам на следующий день надо было уезжать. На велосипедах!

При всем этом мой друг Шокан из Петропавловска утверждал: «В Костанайской области люди не очень гостеприимные! А вот если ты приедешь в Петропавловск!..»

Есть мнение, что самые гостеприимные люди живут в России. Но это мнение тех, кто никогда не был в Казахстане. И как можно не любить такую страну, таких людей?

Люблю я и казахстанскую природу. Едешь: степь, степь, а потому вдруг низина, по которой протекает небольшая речка, заросшая деревьями. Настоящий оазис, рай для туристов! И самое главное – дикий оазис, не опоганенный рукой человека. Помню, как в глухой степи я утром выбрался из палатки и спустился к реке, чтобы умыться. А над рекой – два беркута, атакующие цаплю. Я это видел. Я это полюбил.

Степь красива, хотя в молодости я не всегда это понимал. Я служил в Литве, где много леса. А потом мы выехали на полигон в Астрахань. И снова увидев степь, я понял вдруг, как по ней соскучился.
 
Но, конечно, особенная моя любовь – горы. Смотрю документальные фильмы из серии «Неизвестный Казахстан», узнаю места, по которым и сам прошел когда-то – и это как бальзам на душу.

Знаю, что и в других странах много красивых мест. Может быть, там даже и краше, но это – чужое. А больше тянет к своим местам.

И эту землю я действительно считаю своей. Мои деды и прадеды упокоены в другой стране, но здесь похоронены мои родители. Так что, помимо всего прочего, есть еще и другая любовь, о которой писал Александр Пушкин: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».

Да, многое из того, что происходит в Казахстане, мне не нравится. Но на этих весах перевешивает все-таки другое…

2018


Рецензии
С удовольствием прочитал. Ни разу не был в Казахстане. Но люблю горы. Поднимался на самую высокую гору в ЮАР, Колумбии, Боливии, Перу, Новой Зеландии, и Везувий, Эльбрус и тд. Но без снаряжения, лишь с водой и парой бутылкой вина. В горах хорошо думается, чистые озера и нет людей. А так, конечно, если ближе к людям, то только к добрым и гостеприимным. Жизнь короткая, и хочется больше увидеть восхитительного, что точно есть в каждой стране.

Юрий Шель   13.10.2022 13:14     Заявить о нарушении
Эльбрус только дошел до 3 тысяч, все остальные-на самый верх. Мой максимум 5,5 тыс.

Юрий Шель   13.10.2022 13:25   Заявить о нарушении
Вы были гораздо выше, чем я! Мой максимум - 4100. Правда, чаще всего поднимался со снаряжением. Но был лишь в горах Заилийского Алатау, под Алматы.

Олег Поливода   13.10.2022 14:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.