Русский круговорот в европейской природе – это дело старое, как Мир. Вот, к примеру, Русь Аланская со столицей Кияром в предгориях Эльбруса, существовала задолго до нашей эры. А царь русский и царь аланский, в качестве почётных гостей, были приглашены на торжества 301 года в Армению, которую тогда крестил Григорий Креститель. И раз, попавший в плен к готам, в 368 году, царь русов Бус Белояр был распят врагами на кресте, то не приходится сомневаться, что и Русколань прошла обряд крещения накануне. Потомки героя и мученика Буса, жестоко отомстили предводителю готов Германариху, но мощь русской державы была подорвана и воины аланов и руссов, в составе армий варваров, с переменным успехом сражались с римлянами и их союзниками. Нередко, потеснив местных, южные руссы создавали свои автономии внутри европейских территорий. Но, наиболее удачным оказался их северный поход. В шестом-седьмом веках, на острове Руяне объявились руги, выселив на материк местные немецкие племена. А, практически всё балтийское побережье заполонили славяне – бодричи, лютичи, поморяне. Этих славянских ругов летописцы европейских и восточных стран соотносили с русами, русцами, или русинами, а остров называли Русским. Вскоре после переселения, руги стали доминировать в балтийском бассейне с такой силой, что море стало называться морем Ругов. А в период расцвета, на этом русском острове население достигало около ста тысяч жителей. И это при том, что никто из них не пахал и не сеял, и не пас скотину. Руги обладали способностью общаться с «потусторонними силами», будучи язычниками, и держали в страхе купцов, плывущих по-морю и население прибрежных районов. Похоже, что эти ребята обложили данью соседей и занимались работорговлей. Не секрет, что рабы очень дорого стоили на юге – в районе Каспийского, Черного и Средиземного морей, путь к которым лежал по впадающим в эти моря рекам. Используя систему волоков на водоразделах был налажен путь «из Варяг в Греки» и «из Варяг в Персы». На этих водных путях с юга на север и обратно, обитатели острова Руяна проворачивали свои делишки, и «крышевали» купцов, проплывавших по морям и рекам, за мзду. Эта «лавочка» закрылась после боевого похода на остров ругов воинственных данов. Под историей завоевания славянского островного государства есть вполне реальная документальная основа. Саксон Грамматик описывает, как в 1168 году, датские войска после разрушения Арконы, взяли крепость в Гарце, которая, очевидно, была княжеской резиденцией. Только по его словам, никакого сражения не было: братья-князья, сами открыли ворота датчанам. Им такой поворот событий был только на руку. Вполне реальны и огромны были сокровища языческих храмов Арконы и Гарца, которые и были целью датского похода. А об устойчивости «русского» названия острова красноречиво говорит тот факт, что еще в 1304 году папа Бенедикт XI обращается к последним славянским князьям Рюгена Вышеславу и Самбору и именует их «знаменитыми мужами, князьями русских». Но вскоре славянские руяне, утратив свою веру и культуру, стали неотличимы от завоевателей. То есть к этому времени «русский след» в немецких землях пропадает. А в 1395 году, исчезает и чуть теплящаяся в районе кавказского Пятигорья, последняя искорка Русколани – немногочисленные станицы терских казаков. Последний лоскуток древней русской цивилизации уничтожил Тамерлан. Эти две ветви русской истории были преданы забвению, как проигравшие борьбу за выживание. Да и вероисповедание их подвело – Русколань, хоть и стала одной из первых, принявших христианство в качестве государственной религии, но они были григорианцами, а не православными. А «островские» балтийцы, так и вообще язычники! Но есть источники утверждающие факт сохранения этих русских цивилизаций. То есть – столица Киевской Руси названа Киевом не просто так, а как приемник Русколани, столицей которой был Кияр. Следовательно, и население погибающей русской цивилизации примкнуло к «новым русским». К тому же, побеждённые в немецких землях руги, слывшие авторитетными и деловыми людьми, не все «переварились» немцами. Вот, к примеру, выдержка из текста, размещённого на сайте ВикиЧтение «Загадки римской генеалогии Рюриковичей» автором которого является Серяков Михаил Леонидович: «…Перенос прежнего названия обитателей острова Рюген на восточноевропейских русов объясняется и тем, что часть славянского населения этого острова, как это следует из археологических данных, переселилась в земли новгородских словен. Связи западнославянского населения острова с Восточной Европой в период, предшествовавший призванию Рюрика, фиксируются археологически. С одной стороны, с ранами-ругами связан особый, в основном присущий только им тип керамики, получившей в науке название фрезендорфской. На Руси эта керамика была обнаружена в нижних слоях Новгорода, на Рюриковом городище, в погребениях в сопках, Которском поселении и Городке на Ловати. Поскольку обычная керамика не была предметом импорта, а в массовом порядке изготавливалась на месте, ее находки свидетельствуют о переселении на север Руси населения, обладавшего навыками создания именно такого типа керамики. С другой стороны, на самом Рюгене был найден клад из двух тысяч арабских монет, датируемый 849 г., общим весом в 2,8 кг, и серебряных украшений пермского типа. В связи с этим И. Херрман писал: «В целом можно считать, что в середине IX в. мореплаватель, который жил в Ральсвеке на Рюгене, имел прямые связи с Волжским торговым путем или, по крайней мере, со Старой Ладогой. Лодки, на которых можно везти такие богатства, известны из Ральсвека. Керамика, господствовавшая в это время в Ральсвеке, относится к так называемому фрезендорфскому типу. Аналогичный материал известен и в Старой Ладоге». То есть, кто захотел остаться русским, тот им остался, не смотря ни на что. А ещё это объясняет, как русские словене попали в новгородские земли сплошь заселенные фино-угорскими народами – ими давно был проторен путь от Руяна, через Неву, к Волге, Дону и Днепру. Третья русская цивилизация, сохранившаяся до сих пор, зарождалась в совершенно загадочных обстоятельствах. И, похоже, что эта загадочность усиленно нагнеталась и нагнетается до сих пор литовскими и московскими элитами. Ведь, население южной Русколани и северного Руяна называли себя русскими. Русскими же их считали и на международной арене. Тогда почему тщательно скрывается ещё недавно бывшее официальным древнее название реки Неман. А, ведь, эта река называлась Русс! Какие доказательства подтверждают эту версию? До сих пор остров в дельте Немана называется Русне, основная протока дельты – это Русне, и город, расположенный на острове Русне, называется Русне. Залив, в который впадает Неман (ныне Куршский залив), раньше назывался Руссна - так он обозначен, в частности, на польской карте Ваповского 1526 г. и в атласе Ортелиуса, напечатанном в Антверпене в 1595 г., таким же он фигурирует на картах Хенненберга (тоже 16 век). Русские источники названия современного Немана Руссом, тоже имеются. И один из русских источников - публикация представителя русской царской семьи. Вот цитата из научного материала: «…В подтверждение выдвинутой гипотезы сошлюсь на редакцию 1579 г. «Жития Антония Сийского», автором которой является царевич Иван Иванович — старший (не считая умершего младенцем Дмитрия) сын Ивана Грозного. В одном из вариантов его пространного заглавия указывается: «Преписано бысть сие во царство благовернаго и христолюбиваго царя и государя Великаго князя Ивана Васильевича Всея Русии самодержца, и при освященном Антоние, митрополите всея Русии, и при благоверных царевичех, царевиче Иване и при царевиче Феодоре Ивановичех, многогрешным Иваном во второе на первом писатели, колена Августова, от племени варяжскаго, родом русина, близь восточныя страны, меж предел словеньскых, и варяжскых, и агарянскых, иже нарицается Русь по реке Русе» (См.: Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882. — Стб. 51—54; Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.). — Л., 1988. — Ч. 1. С. 384—385)». Казалось бы, и добавить нечего – наш Русс! И никакой он не Неман. На этом фоне объяснение специалистов в области языкознания о том, что такое название связно не с русскими, проживающими в этой местности, а с литовским словом «рус», означающим «русло», «промоина», не выдерживает никакой критики. Но, это с какой стороны посмотреть… Кто вообще такие эти литовцы? Если глянуть на карту, размещённую над этим текстом и обозначающую границы европейских государств на 1465 год, то Великое княжество Литовское - это империя, простирающаяся от Балтийского, до Чёрного моря. Основой и стартовой площадкой для создания этой империи послужили народы, проживающие по тогдашнему Руссу, оставив для Чёрной Руси лишь истоки этой реки. Народами основателями Литовской империи, и до настоящего времени сохранившими свои этносы, являются, проживающие и по сей день в нижнем течении реки «жемайты», и населяющие среднее течение Немана «аукштайты». Ну, и кто из них литовцы? По версии современного литовского правительства – эти народы литовцы и есть, и ареал их исторического проживания как раз умещается в границах современной Литвы. Чтобы опровергнуть эту версию одной карты будет мало, поэтому прибегну к информации на карте №17 из книги Ширяева В.В. «Беларусь: Русь белая, Русь Чёрная и Литва». И там, в нижнем течении Немана, обозначены «пруссы» и «скалвы», выше по реке «жемайты», ещё выше «аукштайты». Но эти «аукштайты» занимают территории по реке вплоть до слияния Немана с Вилией, но не достигающие Каунаса. А Каунусом и Вилией, вплоть до её впадения владеют неведомая «литва», обозначенная как невесть откуда взявшаяся народность. При этом Неман, от истока, контролируют «ятвяги» - этнос близкий к «пруссам», и это место на более поздней карте обозначено, как Чёрная Русь. Вроде бы, от изучения второй карты ясности не добавилось. Но, если вернуть реке историческое название Русс, и принять к сведению, что русские издревле называли два сливающихся истока не правый и левый, а «белый» и «чёрный», то Неман будет Чёрным Руссом, а Вилия Руссом Белым. Отсюда и деление на Русь Чёрную и Белую. А как же неведомая Литва? А тут два варианта. Первый – это название территории, а не народа, тогда «литва» происходит от русских слов «литься», «сливаться» и означает место слияния истоков реки. А в масштабах Великого княжества Литовского, значение слова «литва» изменяется, и смысл его отклоняется к познаниям в металлургии, поэтому логическая цепочка выглядит так – «литьё», «слиток», «монолит». То есть – объединение разрозненных территорий в Федерацию под единым управлением, с общими вооружёнными силами, с единой денежной системой и единой идеологией. Все слова, с которыми я связываю происхождение названия «литва», имеют славянские корни. Впрочем, как и названия древних городов Каунаса и Вильнюса – столиц литовского этноса. Если Вильнюс, ранее именуемый Вильно и возведённый на берегах реки Вильны, бесспорно назван от славянского слова «вильно» (вольно), то Каунас на славянское происхождение как-то не тянет. А чтобы «потянул», нужно проживать в Польше, либо в Украине, а лучше в Краснодарском крае, где арбуз называется «каун». Получается сочно и вкусно, но не точно. Изначально, Каунас назывался Ковно (на старославянском "кузница"), и носил это название до 1917 года. То есть – современные литовцы замаскировали славянское происхождение названий местности, старых поселений и городов прибалтийскими окончаниями. Правда, не всегда это становилось незаметным. Вот, к примеру, названия населенных пунктов, не вписывающихся в литовский язык – Расейняй, Казлу-Руда, Варена, Утена, Обяляй, Паневежис, Кишикис, Субачус. А что творится на литовских реках? Нявежус, Левуо, Алошя, Куша, Швянтойи (Святая), Вянта, Вирвите, Юра, Миния, Митува, Шешуле, Ливяса - сплошь славянские названия, на, казалось бы, враждебных нам землях. К чему я клоню? Я готов признать то, что слово «рус» литовское, потому, что литовцы изначально были русскими словенами, проживавшими в «чёрно-белом» русском междуречье. И это не противоречит первым сведениям, известным русским из «Ипатьевской летописи», где летописец упоминает «Литву Минъдога» при описании событий весны 1238 года. Не смотря на то, что этот прибалтийский завоеватель заявлен представителем жемайтов и аукштайтов, имя его далеко не прибалтийское. Имя Миндовг можно истолковать как Миня «довгий», то есть - Михаил долгий (долговязый), непривычно высокий, или большой, а по старорусскому «великий» человек. Жемайтия, как территория имеющая признаки государственности, впервые упомянута в 1219 году, при заключении Литовско-Волынского мирного договора. Почему это важно? Это важно потому, что Рюрик, Трувор и Синеус - предводители варягов, прибыли в Великий Новгород на постоянное жительство в 862 году. И пришли они вместе со всем своим народом, именуемым «русью». То есть, - русские массово покинули свою родину и территория, населяемая ими прежде, обезлюдела. При этом, современные историки выражают на своих лицах полное недоумение, задаваясь вопросом: «Откуда прибыла «русь»? Ведь не с берегов же Русса, где остались пруссы, а в последствии потихоньку подселялись скалвы, курши, жемайты, аукштайты и ятвяги». Хочется поддакнуть: «Конечно, нет! Хоть сам Рюрик и заявлял, что он потомок некого Прусса по дядиной линии кровного родственника римского императора Августа, но это враньё! Все они самозванцы, набивавшиеся в родню к римским императорам! Сто процентов – он швед, или норвежец, выходец из шайки разбойников! Да вы на имя его посмотрите – чистый норвежец, ну, или швед!» А вот, как раз, судя по именам, Рюрик со товарищи были славянского происхождения, но не чурались они и содружества со шведами и норвежцами. К примеру, Аскольд, осевший в Киеве, несомненно, был скандинавских кровей. Зачем Рюрику было якшаться со скандинавами? А он понимал прямую угрозу русской цивилизации со стороны немецких племён, разорвавших на куски Великую Римскую Империю. Знал он, что не уймутся агрессивные германцы и пойдут войной на восток. Поэтому, потомок таинственного Прусса, не стал дожидаться оккупантов и отступил на новгородские земли, где, кстати, был свой князь Вадим, который не очень-то обрадовался гостям. Вот тут и пригодились скандинавские друзья, «подрезавшие крылья» местным авторитетам. Но после разрастания Новгородской империи от Балтийского моря, до Азовского и Чёрного, и её превращения в Киевскую Русь, скандинавы стали не нужны, и потомки Рюрика стали беспощадно биться и с немцами, и со шведами. К стати, покинув свою родину, русские не оставили эти земли без присмотра, и сын Рюрика Игорь, став правителем Киевской Руси в 912 году, исправно взимал дань с народов, поселившихся на оставленных русскими берегах Русса. Затем эти места контролировали князья полоцкие, которых в 1198 году стали теснить немецкие, датские и шведские рыцари «крестоносцы». После ухода сильных лидеров вроде Вещего Олега и Владимира Крестителя, Киевская империя распалась на княжества, и опять центр силы сместился на север - к Новгородской и Владимирской Руси, пока не наметилось притяжение русской цивилизации к молодому Московскому княжеству. А, казалось бы – «не на что смотреть» - лоскуток русской земли между зажавшими его с севера Новгородской демократией, да Великим княжеством Тверским, а с юга Великим княжеством Рязанским, с запада Великим княжеством Литовским, и с востока Вятской землёй и Золотой ордой. Да ещё, в самом центре «Московского пятачка» независимо существовали две русских автономии – Ярославль с окрестностями и Суздаль с предместьями. Фортуна поворачивалась лицом к Москве, подивившись безумной храбрости и бесконечной наглости Великого князя Дмитрия, который вытворял немыслимое. Вот чем оправданы огромные потери в Куликовской битве? И, разве это не наглость, пройти к месту сражения по формально литовским землям и учинить масштабное сражение на территории соседей рязанцев? А какой результат? Да, захватил он богатые военные трофеи и большую казну, разбив войска Мамая, правда обозы с добычей отчасти пограбили переполошившиеся литовские и рязанские дружины. Это пол беды! Но, ведь он, вмешавшись в монгольскую гражданскую войну между ханами Тохтамышем и Мухаммадом-Булаком (потомком Батыя) не просто одержал победу над последним, а двадцатилетний Булак погиб на поле брани. То есть – Дмитрий, ставший после битвы 1380 года Донским, оскорбил не только Мамая, но и Монгольскую империю в целом. Виданое ли дело - русские, которые почти полтора столетия платили Орде дань, убили кровного потомка Чингизидов и присвоили денежки Великих Моголов!? Чем это кончилось? Хан Тохтамыш, которому Дмитрий Донской подарил бескровную победу (да и ханский престол тоже), через два года не только деньги Орды вернул, но и сжёг Москву и разграбил всё, что имело хоть какую-то ценность в Московском княжестве, которое было не таким уж и великим. Чем ещё отличился герой Куликовской битвы? Он «проморгал» возможность объединения с по-настоящему «Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским», а по сути, со второй ветвью русской цивилизации, тоже оттолкнувшейся от реки Русса. Выглядело это так – к дочери Дмитрия Донского Софье, посватался глава Литвы - Великий князь Ягайло (обратите внимание на его славянское имя). Дмитрий был не против такого выгодного союза, но поставил условие – объединённое русское государство возглавит он. И это при том, что Великое княжество Московское было в десять раз меньше объединённой и почти полностью православной Литвы! Чем кончилось? Ягайло, потрясённый беспредельной наглостью правителя Москвы, женился на польской принцессе и стал королём «Речи Посполитой», государственной религией которой стало католичество. А Софью отдали замуж за Фёдора - сына Великого князя Рязанского, признавшего Дмитрия Донского «старшим братом», и объединившего свои земли с московскими, под началом Москвы. Что, в общем-то, тоже не плохо, но результат получился значительно более скромный. А вот получить под боком огромную католическую Русь – это просто беда! Но, не смотря на безумство храброго Дмитрия Московского, казалось бы, бесповоротно испортившего отношения с литовцами, в 1395 году, литовский князь Витовт пришёл на помощь сыну Дмитрия Василию и спас Московскую Русь от истребления военным гением Тамерланом. Тамерлан просто не стал связываться с великой славянской империей, вступившейся за Москву. И это проявление благородства, просто обязывает нас, хотя бы поверхностно изучить историю параллельно развивающейся русской государственности. Начало этому процессу уже положено упоминанием первой «Литвы Минъдога», подробности её создания выглядят следующим образом: «…Великое княжество Литовское возникло в XIII веке в результате объединения славянско-прибалтийских племен (ятвяги, кривичи, лехетские радимичи и др.). В 40-е годы XIII в. кунигас Литвы (Миндовг) объединил Нальшанскую, Жетувскую, Жемайтскую земли, часть Ятвяжской земли и Черную Русь с городами Слоним, Новогород, Волковыск (земли Полоцкого княжества). Процесс образования княжества завершился в 50-е годы XIII века…». Первой столицей Литвы стал Новогород (Новогрудок), а сам Миндовг был первым литовским королём, принявшим христианство вместе с женой Марфой. А это ещё, что за безобразие!? Почему, столица первой Литвы, носила бесспорно славянское название? Да, кто он такой, этот кунигас, объявивший своей столицей Новогрудок, даже не потрудившись его захватить!? И тут выясняется, что сначала Миндовг был королём королевства Пруссия, а точнее Порусия – королевства расположенного по Руссу. И, если название столицы «новоиспечённой» Литвы ему «не резало слух», то славянским говором он, несомненно, владел. А так как авторитет короля Порусия распространился и на соседние регионы, то Миндовгу не составило труда расширить свои владения не применяя вооружённой силы. Он же, первым заключил союз с Русью против Ливонского ордена. В тот момент, когда сильный прибалтийский лидер стал «собирать» русские земли, Киев, как центр русской государственности пришёл в упадок. Можно винить в этом монголов, в 1240 году превративших стольный город в руины, но в борьбе за власть, русскую столицу не щадили и сами Рюриковичи. Первопроходцем, надругавшимся над златоглавым городом, стал владимирский князь Андрей Боголюбский, в 1169 году порушивший и разграбивший Великокняжеский престол. А продолжил эту жестокую традицию в 1203 году смоленский князь Рюрик Ростиславович, устроивший в столице настоящий погром. И, пока русские князья разрушали свою империю междоусобными войнами, Литва стала набирать силу. Великий князь Витень, постоянно бился с крестоносцами, но в осаде рыцарских замков он не преуспел. Зато присоединил к Литве Полоцк и завоевал Брест (Берестье). Ещё более успешен был Гедимин. Считается, что Гедимин имел три жены: первая Винда, дочь жмудского бортника Виндимунта. Вторая его жена — Ольга Всеволодовна, смоленская княжна, сестра полоцкого князя Ивана Всеволодовича. Третья – Евна Полоцкая, дочь князя Ивана Всеволодовича. Как и его предшественники, Гедимин продолжал присоединение западнорусских земель, жители которых, таким образом, старались избежать монгольского порабощения. Так, или иначе, под его Великокняжескую власть, довольно скоро, перешли древнерусские земли, вместе с городами Гродно, Витебск, Минск, Туров и Пинск. Кроме того, он имел большое влияние в Жемайтии, которая не входила в государство Гедимина, имея сильные традиции автономии. Вот тебе и на! Самые, что ни на есть литовцы, не входили в княжество Литовское? Зато, на Волыни, с 1340 года, княжил его сын Любарт, зять последнего волынского князя из династии Романовичей. Историки считают Гедимина основателем столицы в Вильне, которая впервые упоминается в его письмах не позднее 1323 года. Он заложил деревянный замок на берегу реки Вильни и перенёс свою резиденцию в город Вильну, ставший таким образом столицей Великого княжества Литовского. Правда, этого Гедимину показалось мало и он, в 1324 году, отбил Киев у Великого князя Киевского Станислава Ивановича. Так Киевское княжество впервые стало вассалом Литвы на семь лет. Однако, в 1331 году, при помощи ордынцев Рюриковичам удалось Киев отбить и посадить на престол своего князя Фёдора. И тут, в 1345 году, пришёл к власти сын Гедимина - Великий князь Ольгерд, и на Руси князьям стало жить не спокойно и в Новгороде, и в Москве, и в Киеве. Ольгерд вел упорную борьбу за упрочение Великого княжества Литовского, направляя все усилия на расширение его территории. Ещё в 1318 году, не будучи Великим князем, он присоединил к будущей империи город Крево и земли Чернигово-Северского княжества. Пограничное между Литвой и Русью Витебское княжество принесла с собой в приданое Мария Ярославна. А, уже в 1346 году, через год после становления на княжеский стол, Ольгерд предпринял поход к городу Новгород, захватил Шелонскую волость и Лугу. В том же году Ольгерд победил Тевтонский орден в битве при реке Стрева. В 1350 году, в связи со смертью первой жены князь женился второй раз на тверской княжне Ульяне Александровне. Получив хорошего союзника в борьбе с московским князем, начал новые наступления на западные русские земли. Захватил города Белый, Ржев, Брянск, Мстиславль. То есть, наступили времена, когда княжество Литовское действительно стало великим по военной мощи и размерам, и православным по вероисповеданию, если не считать прибалтийских язычников. Византийский историк Никифор Григора в 1350-х годах писал, что народ «Русь» разделяется на четыре Руси - Малая Русь, Литва, Новгород и Большая Русь, из которых одна почти непобедима и не платит дани Орде. Этой Русью он называл Литву. На этом фоне, образование центра славянского христианства в Москве, для Ольгерда, выглядело обидным недоразумением. А он, как раз, "был при деньгах"! Не секрет, что деньги одинаково ценились и в Вильно, и в верховных православных элитах на том берегу Чёрного моря. Опираясь на эту истину, Ольгерд стал добиваться независимой от Москвы православной митрополии в Великом княжестве Литовском, и в 1354 он сумел договориться с Константинополем о поставлении в митрополиты на землю Литовскую и Волынскую Романа родом тверитянина. Ну, вот вам и пресловутый «томас»! Было у кого поучиться современным украинским «майдановцам». А чтобы доказать, что литовские христиане достойны "томаса" пришлось загодя построить несколько старейших в Вильно православных церквей — церковь Святого Николая, Пятницкую (1345), Пречистенскую (1346) и Свято-Троицкую церкви, а также монастырь для сестры Гедимина. Но какая же Русь без Киева? И литовский князь, демонстрируя, что он действительно Великий, в 1362 году двинул войска на матерь городов русских. В следующем году у Синих Вод разбил войско трех татарских мурз, управлявших Подольской землей, которые удалились в Крым. В руках Ольгерда оказались отнятые у татар обширные территории по рекам Днестр, Днепр и Буга. Сместив верного ордынцам киевского князя Федора, он посадил в Киеве своего сына Владимира, а подольскую землю поделил между племянниками. Вдохновленный успехами в борьбе с татарами, покорил в 1368 году области Родня и Хорвач и отвоевал себе Смоленское княжество. Смоленские князья Иван Александрович и его сын Святослав Иванович попали в полную зависимость от Ольгерда и стали обязаны сопровождать его в походах и снаряжать рать по первому его требованию. Трижды пограбил московские земли, так и не решившись штурмовать Московский кремль. В 1370 году участвовал в битве при замке Рудава, где разбил войска Тевтонского ордена. А ещё, как бы между делом, Ольгерд вел упорную борьбу с Польшей за Волынь. В итоге, по договору от 1377 уделы Берестейский, Владимирский и Луцкий были признаны за Великим княжеством Литовским, а Холмская и Белзская (Львовская обл.) земли отошли к Польше. Судя по результатам, Ольгерд никого из соседей «не обошёл вниманием» – от его неуёмной энергии пострадали и крестоносцы, и монголы, и поляки, и русские. И наследника он оставил достойного. У Ольгерда было двенадцать сыновей, и по завещанию Великим князем после его смерти стал его сын от тверской княжны Юлиании — Ягайло. Жених он был завидный, но Дмитрий Донской такого престижного зятя отверг. И в 1385 г. в результате Кревской унии Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, принял католичество и взошел на трон Польши под именем Владислава II. После этого, он начал активную католизацию Литвы, включая и входившие в ее состав южнорусские земли. Противовесом Ягайле стал его двоюродный брат Витовт, за которым была признана православная Литва, а за Ягайлом католическая Польша. Выяснилось, что на помощь подвергнутой смертельной опасности Москве, Витовт пришёл не из славянской солидарности. Оказывается – его единственная дочь Софья была женой Василия Московского. А если подробнее, то родилась она в 1371 году, в Литве. Познакомилась с сыном Дмитрия Донского 19-летним Василием, когда тот бежал из ордынского плена. Витовт, которого Дмитрий Донской попросил помочь ему вызволить Василия от ордынцев, поставил условием женитьбу его на своей дочери Софье. В 1385 в Литве состоялась помолвка. В декабре 1390 Софья приехала в Москву в качестве невесты. 9 января 1391 митрополит Киприян благословил их брак. В качестве свадебных даров жене Василий пристроил новые палаты к Кремлевскому дворцу, повесил на них часы с боем, работавшие «самозвонно и самодвижно». Отца Витовта Софья увидела лишь 7 лет спустя после венчания, когда приехала в 1398 в Смоленск. Там он подарил ей подарок в знак признания их с Василием брака – икону Смоленской Богоматери Одигитрии. В 1046 ее привезла из Греции царевна Анна Мономах, в те времена – невеста черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Софья увезла подарок в Москву, и он навсегда остался в России. Что из этого следует? Примечательно тут то, что все Литовские князья женились на русских княжнах, а сын Дмитрия Донского женился на литовской княжне, и это спасло Москву от неминуемой гибели. Правда, Витовт демонстрировал свою военную мощь и по другой причине – от ярости Тамерлана в Литве спрятался хан Золотой Орды небезызвестный Тохтамыш. И это тот момент, когда звёзды для Москвы сошлись как нельзя более удачно. Тамерлан, сровняв с землёй города Золотой Орды, в августе 1395 года передумал идти войной на Московское княжество и стал отходить к Каспию. Выходит, что русские дружины зря были приведены в боевую готовность? Как бы, не так! Они устремились вслед за войсками «железного хромца» и уже осенью 1395 г. московские войска овладели городами Булгар, Жукотин, Кременчук и Казань в ордынском Поволжье и, повоевав «землю татарскую», возвратились «с многою корыстью». Так Тохтамыш был наказан за разорение Москы и земель московских во время правления Дмитрия Донского. При дальнейшем развитии Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, польская шляхта стала подавлять православие в русских землях Литвы, но удалось это только в землях язычников жемайтов и аукштайтов. А в землях Украины, население которой считалось русскими и в Литовских пределах Белоруссии, народ которой именовался литвинами, усилиями русской короны было восстановлено православие. Поводом русского вмешательства послужило обращение Богдана Хмельницкого к русскому царю Алексею Михайловичу в 1648 году. И в заключении можно сделать следующие выводы: несомненно, река Русс послужила отправной точкой для развития третьей русской цивилизации, разделившейся на две параллельно развивающиеся ветви, впоследствии объединённые воедино в пределах Российской империи, а в настоящее время, вновь разделённые, но уже на три русских Православных Мира – Россию, Белоруссию и Украину. И, вот уже, Украина отрицает свою русскую суть и претендует на личное православие, потрясая над головой «томасом». Чудны дела твои Господи! Белорусы, происхождением современного названия своей нации от Белого Русса, не заморачиваются. А как же ведёт себя древняя Жемайтия, исторически расположенная на берегах колыбели русского мира? А они теперь убеждённые католики! Ни о каком Руссе знать не желают и убеждены, что эта река всегда была Неманом. Да и российские политики и историки опасаются ворошить прошлое, не пытаясь заострять внимание на том, что родное гнездо, из которого мы птенцами вылетели, находится на чужбине, где нас считают врагами и оккупантами.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.