Великие люди от Авраама до Хокинга 17

Восемнадцатый век (продолжение)


Английский поэт Джордж Байрон – певец свободы и любви. В лирическом стихотворении он восклицает:

Мне сладких обманов романа не надо,
Прочь вымысел! Тщетно души не волнуй!
О, дайте мне луч упоенного взгляда
И первый стыдливый любви поцелуй!

 
Поэт, воспевающий рощу и поле!
Спеши, — вдохновенье свое уврачуй!
Стихи твои хлынут потоком на воле,
Лишь вкусишь ты первый любви поцелуй!

Не бойся, что Феб отвратит свои взоры,
О помощи муз не жалей, не тоскуй.
Что Феб музагет! что парнасские хоры!
Заменит их первый любви поцелуй!

Не надо мне мертвых созданий искусства!
О, свет лицемерный, кляни и ликуй!
Я жду вдохновенья, где вырвалось чувство,
Где слышится первый любви поцелуй!

Созданья мечты, где пастушки тоскуют,
Где дремлют стада у задумчивых струй,
Быть может, пленят, но души не взволнуют, —
Дороже мне первый любви поцелуй!

О, кто говорит: человек, искупая
Грех праотца, вечно рыдай и горюй!
Нет! цел уголок недоступного рая:
Он там, где есть первый любви поцелуй!

Пусть старость мне кровь беспощадно остудит,
Ты, память былого, мне сердце чаруй!
И лучшим сокровищем памяти будет —
Он — первый стыдливый любви поцелуй!


В поэзии Байрона воплощается мятежный дух романтика.

Байрон убежден, что любовь властвует над миром.

Приоритеты Байрона – братство и любовь.

Поэзия Байрона принадлежит всему миру, но сердце он отдает свободолюбивой Греции.

Поэтический мир Байрона – это триада счастливой любви, свободного общества и бессмертного духа. Так происходит у него восхождение от личности к государству и от государства к вселенной.

Дерзкие гении, бросая вызов судьбе, гибнут во цвете лет. Среди них – Джордж Байрон и Михаил Лермонтов: английский поэт умирает в 36 лет, русский поэт – гибнет на дуэли в 26.

Эммануил Сведенборг – шведский ученый-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель. Он занимается космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией, пишет труды по обработке металлов, считается родоначальником таких дисциплин, как минералогия, физиология мозга. Какая широта интересов!
С одной стороны, Сведенборг – ученый, с другой – мистик. Иной образ мыслей у Ньютона и Лейбница. Оба они имеют научно- мистическое мировоззрение: Ньютон открывает закон всемирного тяготения, но не отрицает Бога, который присутствует в материальном мире; Лейбниц изобретает первую вычислительную машину и утверждает, что наш мир – лучший из миров, созданных Творцом. Напротив, шведский мыслитель резко отделяет науку от мистики, так как первую половину жизни он посвящает науке, вторую – мистике. Это существенный шаг вперед. В последующие годы философы более отчетливо отделяют область материи и от сферы духа.

Немецкий философ Шопенгауэр писал о «животной ограниченности рассудка» людей, исключая, разумеется, собственную персону.

Шопенгауэр – пацан-озорник, пролезавший сквозь забор пессимизма в сад цветущей жизни.

Шопенгауэр не вступал в брак из-за болезненной мнительности. Он панически боялся, что супруга будет изменять ему. Страх перед женщиной поселился в его душе еще в детстве – в тот момент, когда разгневанная мать спихнула ребенка с лестницы.
Шопенгауэр по своим убеждениям был не только мизантропом, но и мизогином (мизогинизм – патологическая ненависть к женщинам). Он утверждал, что сама природа обделила женщину духовной и рассудочной способностью. Высказываясь в пользу безбрачия, Шопенгауэр приводил слова, почитаемого им Петрарки: «Тот, кто ищет спокойствия, должен избегать женщин – этого вечного источника споров и треволнений».

Философы разматывают нить истины, софисты, такие, как Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше и Жан-Поль Сартр, наоборот, завязывают узлы парадоксов.

Для великого русского актера Михаила Щепкина театр – школа нравов. Выступая новатором в актерском искусстве, Щепкин предварял театральную реформу Станиславского.

Писатель и журналист Фаддей Булгарин – русско-польско-французский гражданин, личность авантюрная и парадоксальная. Вместе с тем, он – талантливый литератор, умеющий заострять внимание на актуальных темах, писать живо и увлекательно.

В романах Михаила Загоскина присутствует дух русского патриотизма.

Михаил Загоскин – русский Вальтер Скотт.

Роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» получил высокую оценку Виссариона Белинского.

Американский писатель Джеймс Филимор Купер живо и увлекательно рассказывает о войне между европейскими поселенцами и аборигенами Америки, словно пишет сказку для детей, в которой добро обязательно побеждает зло. На самом деле колониальная война была кровавой резней.

Писатель Купер – выразитель дум и надежд молодого американского народа.

Княгиня Зинаида Волконская – царица муз Северной Пальмиры. В собственном литературно-художественном салоне она выступала как поэтесса, писательница, певица, композитор. Именитой даме выражал признательность и восхищение Александр Сергеевич Пушкин.

Нельзя пройти мимо знаменитых слов немецкого педагога Фридриха Дистервега об учителе: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Им также сформулирован один из главных принципов классической педагогики: «Всякое истинное знание исходит из чувственного познания».

Любовь выдающейся женщины обыкновенно трагична. Это относится к древнегреческой поэтессе Сафо, жизнь которой показана в пьесе австрийского поэта и драматурга Франца Грильпарцера. Личность автора пьесы примечательна тем, что он находился в дружеских отношениях с Генрихом Гейне, Людвигом ван Бетховеном и Францем Шубертом.

Сильвестр Щедрин – русский итальянец в живописи. Мастера кисти вдохновляли пейзажи Италии. Он жил и умер в Сорренто.
К периоду пребывания Щедрина в Неаполе и Сорренто им написан ряд замечательных морских пейзажей: в частности, «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто», «На острове Капри».

Карл Черни – австрийский пианист и композитор чешского происхождения. Черни был общепризнанным педагогом в Вене, обучавшим игре на фортепиано многих знаменитых пианистов, в том числе Ференца Листа.

Черни украшал сады и парки фортепианных этюдов фонтанами виртуозных пассажей.

Во Втором большом фортепианном концерте Черни клокочет море звуков, и нет ни одной оригинальной мелодии.

Черни – творец музыки водных стихий.

Перу Черни принадлежит более 1000 произведений. Он работал над несколькими партитурами одновременно, переходя от одного стола к другому. Разве таким образом можно сосредоточиться на мелодии?

Почему Людвиг ван Бетховен, взявшись давать уроки 9-летнему Черни, не обратил его внимания на мелодизм произведений юного композитора? Возможно, Бетховена интересовал Черни-пианист, а не Черни-композитор. Виртуоз блестяще исполнил Третий и Пятый фортепианные концерты учителя.

Французскому композитору родом из Германии Джакомо Мейерберу принадлежит заслуга создания «большой оперы», давшей новый импульс развитию оперного искусства.

Мейербер превратил оперу в роскошное музыкально- театральное зрелище!

Иной раз опера Мейербера представляла собой экзотическое действо с торжественным шествием индийских слонов.

Мейербер осуждал в опере религиозный фанатизм и вражду между верующими людьми, в чем состоит огромная заслуга композитора перед обществом.

В революционном романтизме мощно заявили о себе идеи борьбы и трагической смерти. Это особенно наглядно проявилось в живописи Теодора Жерико, родившегося в первые годы Великой Французской революции.

Если пристально всматриваться в трагедийное полотно Жерико «Плот медузы», то покажется, будто морская пучина вместе с гибнущими людьми готова поглотить и вас! Это на самом деле произошло с самим художником: мощная волна жизни смыла его с лица земли в 32 года.

Удивительно легкая и светлая проза Сергея Аксакова веселит душу, как солнечный зайчик, запрыгнувший на летнюю веранду.

У Аксакова золотое перо и красивая литературная речь.

Аксаков – мастер чистого, светлого, ясного слова.

Светло и радостно повествование Аксакова о жизни и быте русской провинции.

В биографии Сергея Аксакова есть любопытный факт. В 1852 году он пишет «Записки оружейного охотника». Примерно в это же время Иван Сергеевич Тургенев работает над знаменитыми «Записками охотника». Два талантливых произведения стоят рядом, и каждое из них оказывает заметное влияние на русскую литературу.

Красота является сердцевиной творчества Сергея Аксакова, Ивана Тургенева, Льва Толстого.

Писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и его дети – Константин, Вера, Иван – это семейный клан славянофилов, дающий могучую поросль единомышленников, как в России, так и в Европе.

Эжен Скриб – плодовитый французский драматург, которому принадлежит более 150 пьес. Однако он приобретает славу превосходного оперного либреттиста.

Итальянский композитор Джоаккино Россини – в высшей степени гармоничная личность: гурман изысканных яств и напитков, интеллектуал с редким остроумием, человек, из сердца которого бьют фонтаны волшебных звуков и чудесных мелодий.

С именем Россини связан звездный час итальянской оперы. Его Божественные мелодии рождаются от итальянского солнца и любящего сердца!

Музыка Россини искрится солнечными лучами.

В ранних операх Россини присутствует юношеская непосредственность впечатлений, чистота и свежесть эмоций.

Всего лишь через 6 лет после начала творческой деятельности Россини совершает беспрецедентный взлет к гениальному «Севильскому цирюльнику» в жанре комической оперы, до сих пор никем не превзойденной!

Моцарт создает гениальную оперу «Свадьба Фигаро» в 30 лет, Россини – не менее гениальную оперу «Севильский цирюльник» в 24 года! Из этого следует, что талант Россини вполне сопоставим с талантом Моцарта!

Оперная музыка Россини животворна! В ней торжествует солнечная красота. Она полна весеннего очарования.

Слушая прелестные арии Россини, вдыхаешь аромат полевых цветов, видишь полет ласточки в небе.

Россини – принц оперы и король вокала, маг мелодической красоты и грации.

Россини – композитор героических свершений и подвигов. Он прославляет доблесть итальянских патриотов. О гражданских чувствах композитора свидетельствуют постоянно звучащие в его увертюрах барабанные дроби, сигналы труб и кавалерийские ритмы. В россиниевском творчестве торжествует дух свободы!

В итальянской опере Джоаккино Россини и Джузеппе Верди – полуденное и дневное солнце, Джакомо Пуччини – вечерний закат, Джан Карло Менотти – глубокая ночь.

Любовь, свобода, правда рано или поздно восторжествуют над тиранией – вот основная идея творчества английского поэта Перси Биши Шелли. Создав поэму «Освобождённый Прометей», Шелли нарисовал собственный автопортрет и предначертал свою трагическую судьбу. Пропаганда атеизма плохо кончилась для поэта. Бурная жизнь завершилась в пучине Средиземного моря в 29 лет.

Писатель Иван Лажечников с умилением взирает на русскую историю и русских людей.

Романы Лажечникова на историческую тему вызывают живой интерес у его современников.

Гений Николая Ивановича Лобачевского блистал в геометрии, но его труды встретили глухое непонимание в России и положительную оценку отдельных прогрессивных ученых Европы. Лобачевский умер непризнанным, не дожившим до торжества своих идей всего 10-12 лет.

О настроениях, господствовавших среди декабристов, свидетельствуют их анкетные данные:
Павел Пестель – выходец из немецкого рода, лютеранин, учился в Дрездене. Повешен в 32 года.
Кондратий Рылеев – поэт, состоявший в петербургской масонской ложе, был проамерикански настроенным человеком. Повешен в 30 лет.
Сергей Муравьёв-Апостол рос и учился в Париже. Повешен в 29 лет.
Пётр Каховский во время восстания убил генерал-губернатора Петербурга. Он мечтал принять участие в борьбе греков за независимость. Повешен в 28 лет.
Михаил Бестужев-Рюмин – республиканец, сторонник уничтожения самодержавия и физического истребления членов царской семьи; вел переговоры с польским тайным обществом о совместных действиях во время планируемого выступления. Повешен в 25 лет.

Философ Пётр Чаадаев ненавидит Россию, любя ее, и любит Россию, ненавидя ее!

Сердце Чаадаева, словно вулкан, извергает огненную лаву любви и ненависти к России.

Чаадаев – бесстрашный рыцарь в разоблачении зла.

Чаадаев – барометр свободы и рабства в крепостнической России.

Чаадаеву выпадает судьба мыслителя-изгоя за резкую критику русского уклада жизни.

Измена православию – худший из грехов. Мечты о свободе – это сатанинская ловушка, куда нередко попадают умные люди.

Гордый, люциферовский интеллект Чаадаева отторгает его от соотечественников, которые по своей наивности объявляют философа сумасшедшим.

Пётр Чаадаев и Константин Леонтьев в известной мере наделены пророческим даром. Они заглядывают в историю прошлого России и предсказывают ее будущее.

Пётр Чаадаев, Константин Леонтьев, Василий Розанов – стихийные философы. Они горячо сочувствуют русскому народу. Не занимаясь научными трудами, они всецело доверяют своей интуиции.

Пётр Чаадаев – духовный предтеча философа Владимира Соловьёва.

Имя Константина Тона сопоставимо с именем Микеланджело Буонарроти. Русский архитектор построил храм Христа Спасителя, итальянец возвел храм Святого Петра.

До сих пор люди снимают богатый урожай с нив мудрости, засеянных крылатыми словами Александра Сергеевича Грибоедова!
 
Афоризмы Грибоедова становятся народной мудростью. Не есть ли это высшая оценка творчества писателя?

Грибоедов – светлая голова, благородное сердце, талантливый писатель и композитор.

Грибоедов – дипломат и поклонник греческих Муз.

Надо иметь глубоко чувствующую душу, чтобы написать комедию с символическим названием «Горе от ума», принадлежащую умнейшему из русских людей Грибоедову!

Узы родства связывают Грибоедова с Польшей. Поэт – цвет шляхетского рода. Обладая острым умом, он осмеивает великую Россию снизу доверху в комедии «Горе от ума».

Из тишины рождается трогательная романтическая мелодия. Это вальс ми минор Александра Грибоедова. Его нежность и хрупкость наилучшим образом иллюстрирует изящный натюрморт «Букет, бабочка и птица» художника Фёдора Петровича Толстого. Обе миниатюры созданы в начале 20-х годов XIX века.

Александр Сергеевич Грибоедов – русский Эрнст Теодор Амадей Гофман. Оба служат трем Музам: литературе, музыке, живописи.

Кондратий Рылеев – поэт-декабрист, призывавший к борьбе за свободу. Вместе с тем, Рылеев – крупный акционер Российско-Американской компании. Он положительно отзывался о конституции Соединенных Штатов Америки. Для него Америка стала образцом государственного устройства.

Создав теорию героев, двигающих человеческую историю, британский писатель, и философ Томас Карлейль фактически выступил идейным предтечей «сверхчеловека» Фридриха Ницше и «великой личности» Адольфа Гитлера. На это указывает демонизм исторических трудов Карлейля.


Рецензии