Разговор монаха со старцем о любви

...продолжение...

- Здравствуйте, отче.

- Здравствуй, рад  видеть тебя в  добром  настрое, а  то последний  наш разговор о замысле Божьем нагнал на  тебя какую-то тоску.

- Тоски  уже нет, а  есть  желание окончательно разобраться с  понятием любви, как  главной  характеристикой  Бога в православном  вероучении. Наш  последний разговор о замысле  Божьем  не  дал мне  ответа на  этот вопрос.

- Значит, ты  хочешь поговорить  о любви? – с улыбкой  переспросил старец.

- Да, отче, я  очень  хочу понять что  такое  любовь вообще  и  чем  отличается человеческая любовь  от любви  Божьей? – ответил монах.

- Ну, что  же, давай поговорим о любви,  только сразу  хочу  тебя предупредить, что это будет  не простой  разговор, который  может  поломать  многие  твои  религиозные  представления  о  христианской  любви, поскольку понимание  любви отцами – пустынниками  очень сильно отличается от современного понимания  любви  верующими. 

Любовью можно называть сами нетварные  божественные  энергии благодати, поскольку именно это качество  - любовь  они  передают  и сообщают  тому,  кто обладает этими  высокими  энергиями  и  имеет их в своей природе. Поскольку эти  энергии  благодати  исходят  от Бога  Отца  через  Сына  в  христианстве  и принято считать, что Бог Троица  есть любовь.

Вместе с  тем,  понимание  самого качества  и  энергии  божественной  любви  людьми  очень неоднозначно, поскольку на  уровне  энергий  человека это качество  изменяется  и   распадается на множество  оттенков,  каждый  из  которых  по невежеству  людьми  также  понимается любовью,  несмотря  на  то, что  это уже  изменённая  любовь.  Собирание  понятия  любви  из  всех оттенков и качеств  - это очень не простое занятие, с  которым справились  святые  отцы - пустынники,  постигшие  подлинный  смысл безусловной  божественной любви.

-  И как поняли смысл  божественной  любви  отцы - пустынники?

- Они  увидели энергии  божественной  любви  своим  духовным  зрением  как свет благодати, который  одинаково  безстрастно  течёт  от  Бога  Отца, как  от солнца  большого ума,  в  мир ко  всему  живому,  одушевлённому  и воспринимающему.  Проще  говоря, они увидели, что Бог Отец  совершенно безусловно  любит  весь  этот мир  во  всём  многообразии  его форм, включая  и форму  человека.  Из  этого отцы  и сделали  вывод  о  том, что  любовь Бога - это безусловная любовь, а  любовь  человека - условна.

-  Отче,  а что  делает любовь человека  условной? 

-  Условной любовь  человека  делает  то, что  она  у  человека  несовершенна  и  непостоянна,  имеет  много  оттеков  и  вместе с  человеком  проходит  на протяжении  жизни   несколько  стадий  роста,  развития  и созревания  - от  низшей  неосознанной  животной  любви, как  похотливой  и  захватнической  до высшей  осознанной,  безстрастной  и  жертвенной  любви,  подобной  любви Бога.

Смысл  любви  отцы  понимали  совсем  не  так, как  понимает его  обычный  человек.  Если  обычный  человек  принимает за  любовь  только  то,  что приносит  ему  удовольствие  и  наслаждение,  а  не  любовью  считает   то, что  его  напрягает  и  заставляет страдать,  то отцы в  точности  наоборот  всё  то, что приносит  удовольствие  и наслаждение,  считали не  любовью, а  любовью  считали  самопреодоление и  трудничество  для  достижения духовного совершенства  и  богоподобия. 

Проще  говоря,  любовью отцы  считали  строгость и  безжалостность ко греху  и несовершенству падшего  человека, который  не  хочет  избавляться  от своих  грехов,  пороков  и страстей, а  ищет им  оправдания, угождения  и всяческих поблажек. 

-  Ты  хочешь сказать что любовью  отцы  считали  только  то,  что  приводит  человека  к  духовному  совершенству?

-  Именно  так.  Любовь  к  человеку  отцы  видели  в  достижении   им  духовной  безупречности, силы  и  совершенства  через  безжалостность ко греху,  злу  и  несовершенству,  а  потому   в  своей  любви   они   были  безжалостны  к  ученикам,  добиваясь от них   подлиного  совершенства  и ученики  им  были  за  эту  безжалостность  только  благодарны.   В  отличие  от  них   современный  верующий  понимает  любовь  почти  противоположно  в  потакании его немощам  и снисхождении к  его  слабости,  грешности и несовершенству.

Если  отцы  с  любовью проводили  своих учеников  и чад  по  жизни  путём  самых  тяжёлых  аскетических  подвигов  и испытаний  для  достижения  совершенства,  то   современные  любящие   пастыри   водят  своих чад  вокруг  своих приходов  бесконечными  кругами  нравственного  благочестия,  снисходительности  и  утешения.  В  этом и состоит  главное отличие  любви  отцов  от  любви  современной.

- С чем  связана  такая  большая  разница  в  понимании  любви  отцами   и  современными пастырями?

- Это связано  с  пониманием   высшей  цели  подвижничества.  Отцы – пустынники  преследовали  цель  духовного  совершенства, а потому   и  любовь  понимали   в  свете  строгости  заботы  о  духовном  совершенстве человека через призму аскетики и согласного учения  о  душе, а  современные  пастыри  преследуют  задачу  достижения  социальной  нормы, а   потому  любовь понимают  исключительно в   аспекте  душевного  здоровья  через призму  общественной морали,  христианской  нравственности  и  гуманизма.

Это и есть  отличие  любви  духовной   от  душевной.   Подобно  Богу  Отцу,  святые  отцы   понимали  любовь  в  безусловном  смысле,  как совершенство  духа человека, следующего  высшему Закону  движения нетварных божественных энергий, а современные  верующие и священство  понимают  любовь  душевно  в  более условном  и  приземлённом  смысле, как  набор  морально-нравственных  и  душевных  качеств  личности.

Проще  говоря,  смысл  понятия  любовь  за  два  тысячелетия   христианства  так  сильно  изменился  и  пал, что   сегодня  уже  даже  трудно  сравнивать   понимание  любви  отцами  с  пониманием  любви  современными  верующими.   Я могу  тебе  совершенно   искренне  признаться, что  ни  одно  другое  понятие в  христианстве не претерпело  таких разительных изменений, искажений  и  подмен, какие  претерпело понятие  любовь  и  безусловная   любовь Христова.

-  В  чём  эти  изменеия и  искажения  выражаются, можно  узнать?

-  Во многом  и  в  первую  очередь  в  понимании  смысла   самой  любви,  которой   современное  христианство  просто  зачаровано,   поскольку  эта   высокопарная   любовь  пронизывает   собой  всё  вероучение и нравственное  богословие  вдоль и поперёк,   действуя  на  верующих  гипнотически.   Только  при всём  обилии  этих  упоминаний  о  христианской  любви,   реальной  любви  найти сегодня  в  церкви  и среде  верующих  катастрофически  сложно и едва  ли  возможно.

При  этом  сама  любовь в  христианстве   перестала  быть   искренней,  трезвой,   мудрой,   по-отцовски  строгой  и  назидательной, а  стала  какой-то  умилительно-пушистой,  чрезмерно  эмоциональной, невротичной и сопливо-угоднической,  подобной   любви  заботливой  мамаши  о  своём  грудном   и немощном   младенце  с  соской  во  рту,  на  которого  стал  похож  современный  верующий   человек.  Понятие  любви  полностью  утратило в  наше  время  составляющую  духовного совершенства.

Современное  понимание любви фактически полностью  омирщало и с  уровня  духа  опустилось  на  уровень  морали, человеческих  чувств  и  эмоций, став  отражением  не силы  духа  человека,  а   силы   человеческих   слабостей  и  порков  для снисхождения к  ним. Фактически  любовью  сегодня  в  церкви  именуется  снисходительность  и угодливость,  а  во времена  отцов  любовью  именовалась требовательность,  безупречность,  праведность,   мужество  и  полная  самоотдача  во  имя  веры  и Бога.

От  подлинной  безусловной  любви  в  современном  христианстве  осталась  только  её  внешняя  и  совершенно  безжизненая  форма, которая  служит  только  фетишем  и   напоминанием  о  временах, когда   любовь  была  действенной  силой, которая  двигала  сознание человека  и всего  человечества. Вот как  выглядят  эти  искажения.

-  А  в  чём  на  твой  взгляд  состоит  самое  главное  отличие  в  понимании смысла  любви?

-  Современное понимание любви  как  бы  потеряло свою изначальную глубину  и силу, которая  была  в  любви  отцов  и первых христиан.  Современная  любовь  - это  любовь  совершенно  безсильная,  т.е.  слабая, немощная, страдальческая и увечная,  не  дающая  понимания  силы  и  достоинства  человека,  высоты    несгибаемости его  духа,  а  дающая  только оправдание  его  слабости и немощи.

Главное  отличие в  том, что  современная любовь  в  христианстве  потеряла ощущение своего духовного  достоинства  и совершенства Божьего, которое  было  у  отцов  отражением  силы  духа, а  стала   потребительской   и корыстной,   взамен  силы   приобретя  весь  джентльментский  набор  слабостей,  прихотей,  немощей  и несовершенств  современного  человека. 

Любовь отцов  была  невообразимо сильной  и  одухотворённой,  буквально  окрылявшей   человека   и  двигавшей   на подвиги.  Отцы  древности  говорили, что  любовь  истинно  верующих  была  столь  сильной,  благодатной  и  ослепительно  яркой, что  ангелы с  небес  спускались   на  землю   для  того, чтобы  посмотреть  на  сияние  энергии   этой  любви. 

Современнная  любовь - это  скорее  потуги   человеческой  немощи  выдавить из  себя   хоть что-то  благое.  Если  отцы  именовали  любовью   силу  и  стремление к  силе  духа,  то  современные  верующие  именуют  любовью слабость и  потакание слабости  своего  духа.  Так  бы  я   определил  главное  отличие.

-  Отче,  а  что  вообще  стоит  за  столь  разным  пониманием  любви  отцами  и   соврменными  верующими?

-  Суть  и  энергия  самой  любви, что же  ещё.  Отцы считали любовью сплав  четырёх  высших божественных добродетелей, которых нет изначально у  человека – мудрости, мужества, целомудрия  и правды, а современные  верующие и церковь считают любовью сплав  страстей  и  восьми  сугубо человеческих добродетелей – воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, радость, трезвость, смирение, самоотвержение.  Самоотвержение иногда и именуют  любовью.

Но  сплав  четырёх  высших божественных добродетелей  даёт   одно качество любви  безстрастной   и  безусловной,  а  сплав  человеческих страстей  и  добродетелей  даёт  совершенно  другое  качество  любви  страстной  и условной.  Это  и определяет отличия  энергии  любви.

-  Отче,  а кто  может  обнаружить  и почувствовать  эту  разницу?

-  Разница  эту  может  зафиксировать   и почувствовать  только духовно  зрячий  и  обладающий  различением  духов. Сплав четырёх  божественных добродетелей  даёт качество   безстрастной   и совершенной   божественной   любви, подобной любви Бога  Отца, а  сплав   страстей  и  восьми человеческих добродетелей  даёт качество условной и пристрастной любви  человеческой.

Из этого соотношения безусловной  любви Божьей и условной любви человеческой и вытекают все различия  и игры  в  любовь,  поскольку  безусловная  любовь  Божья   вмещает в  себя  и  любит  абсолютно всё  сущее,  даже отпавшее  от неё  и изменившее  ей, а  любовь условная человеческая, как  малая  и страстная,  вмещает в  себя  и  любит  далеко  не  всё, а  лишь  то, что  выгодно и  что   по её мнению заслуживает  любви.

Проще  говоря, безусловная любовь Божья  всегда  во всём  неизменна  и  постоянна, а   потому не  может  ставить  никаких  условий  или  переходить от любви к ненависти и  неприязни.  В отличие  от  неё  любовь человеческая  малая  всегда несовершенна и  пристрастна, а  потому  почти  всегда ставит  условия  и может переходить от  любви к  ненависти, неприязни и презрению.

- А   чем  именно  определяется  условность   и непостоянство  человеческой  любви, известно?

-  Известно.  Любая человеческая любовь в  зависимости от  того   телесный это человек,   телесно-душевный, душевный,  душевно-духовный  или духовный  всегда содержит в  себе те  или  иные страсти, которые  и делают  любовь  человека  пристрастной, условной, непостоянной  и  очень  переменчивой.  У телесных  людей  страсти  преобладают над  добродетелями, а  у  духовных  наоборот.

По  этой  причине  из всех  людей  только высоко духовные  и  безстрастные  люди могут проявлять  в  жизни  качество подлинной  любви,  которой  и учил  Христос, а  все  остальные  всегда будут проявлять  только  условную  и  непостоянную  любовь  по принципу – за  это  люблю, а  за  это  не  люблю,  презираю  и ненавижу.  

- Отче,  а можно  ли  найти  сегодня  в  мире  совершенную и  безусловную любовь  или  уже  невозможно?

- В мире  людей  найти  безусловную  любовь  уже  невозможно.   Современным  людям  уже  нечем  стало  любить, поскольку  у  них  уже  нет  энергии   благодати, которая  и есть  любовь.  Вся  их   энергия   любви  связана   страстями, поэтому  современный   мир  – это  хаос  невежества  и  страстей  в  котором, как  в  одном   страстном   бульоне,  смешаны  все  типы  эго  человечности  и потому любовь в мире  людей  понимается всегда  условно  и пристрастно по принципу ты мне, а  я  тебе.

Это обстоятельство  и  объясняет  то, что в мире  людей любовью  сегодня  называют и низший  животный инстинкт совокупления, и страстный  корыстный  интерес, и  эротическое чувство, и симпатию к человеку, и проявление  тёплых  дружеских качеств, и жертвенность, и преданность  чему-то  с  верностью, и готовность к  служению и  так  далее.

Для  видящего энергии в мире  людей существует бесчисленное множество качеств и оттенков любви, которые  все  люди  могут  считать  любовью,  не  видя  различий  и  только  духовно зрячий  человек  внутренним  энергетическим зрением  видит, что это всё  не  безусловная  любовь Божья, а  только её преломление  в  уме,  светящемся  коконе  души  и сердце  многочисленными  страстями тела,  души и духа.

Я же  тебе уже  перечислял  основные  формы  и виды  человеческой  любви, когда  мы  говорили  о  духовном  сердце: прагма, маниа, лудус, эрос, сторге, фалаутиа, филия, агапе  и др.  Из всех  типов  любви  только агапа  ближе  всего к  любви  безусловной,  поэтому  Христос  и положил  её  в  основу  соборности.

- Отче,  а  есть  ещё   какие-либо   виды  человеческой  любви, которые  близки   к  любви  божественной  и  безусловной?

- С  точки зрения  энергии  это  любые  виды  безусловной  любви,  как  наименее страстнаой  и идущей  от самого духовного сердца, как  места Бога  в  душе, минуя  центр разума  и  головного мозга.  Этой  любовью  является, как правило, самая  чистая  и  первая  юношеская любовь, возникающая при  открытии центра  сердца, материнская  любовь,  как проявление  энергии  сердца  и  первая  религиозная  любовь к  Богу, возникающая при  первом обращении к  вере.

-  А между первой  юношеской любовью и  любовью к Богу при  первом  обращении  есть  какая-то  связь  или  схожесть?

- Конечно,  есть.  И та  и  другая – это формы  любви  первого призыва, которая  наиболее  сильна  и  всеобъемлюща, а потому  полностью  захватывающая  человека, его тело,  душу и  ум.  Отличие  между  ними только в том, что первая  юношеская  любовь – это любовь раскрывающегося физического сердца, а первое обращение к  Богу – это любовь раскрывающегося духовного сердца.

Обе  эти  любви почти  одинаково сильны  и во многом  схожи  своими  проявлениями альтруизма, жертвенности, самоотдачи, готовности к служению и проявлению  лучших  своих качеств.  Многие  люди  при  первом  обращении  к  вере  часто  узнают  качества  своей первой и самой   сильной  человеческой любви.  Иногда это происходит  одновременно и  тогда первая  юношеская  любовь озаряется любовью к Богу.

-  А чем  вообще обусловлено  проявление  любви  в  человеке  отцам  было известно?

-  Было.  Это  обусловлено  самой программой  жизни человека, когда  после  телесной   фазы  начинается  фаза  внутреннего душевно-духовного  роста и   развития, связанная  с  познанием   души и   духовного сердца.  Момент, когда  духовное  сердце пробуждается  и  готово  к  раскрытию  и  переживается  человеком  потребностью  в  любви  и физической  и  душевной и  духовной.

Но  у  каждой  из  этих  двух  типов  любви  первого призыва  есть один существенный  и  почти фатальный  недостаток – это тотальная  умственная  слепота.  Проще  говоря, и  влюблённый  юноша  и  обращённый к  вере  неофит  одинаково  слепы,  т.е. глупы  и совершенно  безрассудны  в своей  искренней  и страстной любви  к  девушке   и  Богу,  что  часто и становится причиной  трагедий в случае  потери этой любви.

- Отче,  теперь мне  наконец  стало  понятно то,  почему  так ревностно  и  самозабвенно  защищается  своя  первая  любовь,  -  сказал  монах, - Это происходит  по  движению   сердца,  а  не  разума.

- Именно так, мой  друг.  С позиции духовного видения и  юноша, готовый  на  всё  и  даже  смерть ради своей  любви, и  новообращённый, готовый  на  мучения, страдания  и  смерть ради своей  веры  и  Бога, являются  почти в  равной  степени  ослеплёнными  заложниками  этого  очень   сильного и  всеохватывающего  сердечного  чувства.  Совладать  с  ним  может  только  духовный  воин.

Известный  порок религиозной прелести,  как  состояние  ложного самосознания, – это и есть прямой результат ослепления сознания  силой  эффекта  чувственной  любви,  которая  буквально  затопляет  собой   всю  душу,   порабощает и подчиняет  себе ум, чувство  и  волю человека.

- А с  чем  связана  такая  сила  чувства  любви,  известно?

-  Известно. Эта  сила  чувства  любви  объясняется  тем, что  оно исходит  из  физического и   духовного сердца человека, а  духовное  сердце -  это  место  Бога  и  место концентрации всех сил и  энергий самой  души.  Вот  почему, когда  пробуждается   и физическое  и  духовное сердце человека,  он  полностью  теряет голову  и контроль над  собой  и  всеми  силами  и  энергиями  своей  души.

Этот момент потери  человеком  контроля  над  собой  от  ослепления  любовью  давно эксплуатируется массовой религией, которая  фактичекски  построена вокруг этого  трепетного  сердечного  чувства  и его  эксплуатации. Именно по  этой причине отцы – пустынники  с  осторожностью   относились  к массовой   религии   и   всегда  избегали любых религиозных толп  и сборищ, как эксплуатации  прелести,  ревности  и слепого фанатизма.

- Отче,  ты хочешь сказать что религиозный фанатизм – это тоже  результат ослепления сознания  религиозным  чувством  любви?

- С позиции видения  энергии  это именно  так. Весь  религиозный фанатизм, радикализм  и всё  религиозное  сектантство – это формы глубокого   искажения  и   эксплуатации  страстным человеческим  сердцем и  слепым умом  энергии  единой  божественной любви,  как  безусловной.

Ты  не поверишь,  но даже  сам распад всех мировых религий  на отдельные конфессии – это тоже  следствие искажения  умом  и сердцем  самих  верующих   людей   истинной  божественной любви,  как  единой  для всего  сущего.

- А разве христианство не  отличается  от  других  религий  тем,  что  стоит в  истине?

- Ничуть. Сам  раскол  христианства  на Восточное  и  Западное  - это и  есть по  существу следствие  разного понимания единой   божественной  любви,  как  исходящей  только от Бога Отца  через  Сына,  но  не  от  Сына,  как это приняла Западная Церковь.

Восточная Церковь, ведомая  согласным  учением отцов  и преданием, осталась  практически  до конца верна идее  совершенно  безусловной и  безстрастной любви Бога  Отца,  а  Западная Церковь пошла  на  поводу у более  условной и пристрастной  человеческой  любви  Христа, как  Сына.  Очеловечивание  Бога   Западной  Церковью  связано именно  с  тем, что  простому  человеку  невозможно принять и понять  безусловной  любви Бога Отца,  а проще  понять  любовь  Сына, как Богочеловека.

Западная Церковь фактически создала новое учение  о любви страстной,  душевной  и прелестной,  которое  шло вразрез  святоотеческому  учению  о  безусловной и  безстрастной  любви  духовной. 

- А в  чём  выражалось  это учение о  любви Западной Церкви?

- Оно выражалось  в совершенно  абсурдном  мнении  о  том, что  чем  выше сила  страстности  и  чувственности человека,  тем  больше  сила   его   любви  и  чище  сама  любовь.  Именно поэтому  не  безстрастие,  а  наоборот  повышенная  страстность и чувственность, а проще  прелесть,  стали отражением христианской  любви  во всей Западной Церкви, а  стигматы стали символом  веры.

Очеловечеивание   Бога  и сведение  Духа   в  мораль -  это  горьке  плоды  Западной  Церкви.  При  этом  религиозная  слепота,  прелесть и фанатизм стали  главными  показателями  любви  и  духовности  в Западной Церкви,  которая,  отпав  от согласного учения  отцов  о  безусловной  и  безстрастной  любви,   пошла  по пути  голой  морали   и  нравственной  религиозной  ревности. 

-  А чем так  страшна  голая  мораль и  нравственная  ревность?

-   Деспотизмом   и  тиранией,  которые  не  имеют  ограничений   и  оправдывают  себя   любовью  и  заботой  о   высшем  божественном  порядке.   Ты не поверишь, но ужасы  и пытки  святой  инквизиции – это  искажённая  религиозной  ревностью  и  моралью  форма проявления  любви к  людям  со стороны  церкви. 

- Как это может  быть,  объясни,  отче?

- Очень просто. Инквизиция -  это  уродливая  форма  любви  Западной  Церкви  к  религиозной  нравственности,  морали  и церковному  благочестию.  Проще  говоря, посредством  инквизиции  Западная  Церковь  заботилась  об  общественной  морали  и личной  добропорядочности  граждан  через  церковный  суд  и  отделы  расследований  аморальности, ереси и еретической греховности.

Церковный  суд,  руководствовавшийся чрезмерно строгими  моральными  нормами,  исходил  из  того, что он  наводит  в  обществе  религиозный  и  нравственный  порядок  строго   по Закону Божьему,  как  закону  любви  и  высшей  справедливости к ереси и греху.

- Но ведь это в  высшей  степени  абсурдно  и  бесчеловечно,  отче?

- Именно  так, но  религиозная  ревность  и  слепота  Западной Церкви  говорили  обратное.  Ты  особо  этому  не  удивляйся,  поскольку  и Восточная Церковь  не  миновала   разгула святой  инквизиции, как  формы  извращённой  любви  к  морали  и  церковным  догмам,  которая  была не  такой  ужасной по  масштабам,  как в  Западной   Церкви,  но также  была.  Восточное Православие, как  и католичество,  утверждалось  кровью  и ты  должен  об  этом  знать.

В  Восточной Церкви угроза смертной казни  еретикам  была введена  ещё  в 382 году, а исполнена  впервые  в 385 в  отношении Присциллиана, казнённого в Трире. Я тебе  скажу  более  того,  история первых Вселенских Соборов – это история  не  христианской  любви, а ревностной  и  жестокой  борьбы церкви с  ересями  и  отдельными учителями.

Тебе будет  трудно принять  тот факт, что эта  борьба  церкви  и официальной  религии  шла  фактически с  древним духовно-аскетическим  учением  о  душе  отцов – пустынников  и  шла  она за  торжество массовой  религии  и  её  морально-нравственных  норм  в  форме общецерковного  учения.  Вот какой  дорогой  ценой  давалась  миру  та  самая  христианская любовь, о которой  мы с  тобой  говорим.

- Но ведь  сегодня ситуация  изменилась, разве  не  так? - удивлённо  спросил  монах.

- Вовсе  нет.  Всё  то же   самое происходит  и  сегодня в  радикальных религиозных течениях и  сектах,  подобных  ИГИЛ,  где царит  такая  же  жестокая  тирания  к  любому  инакомыслию и  не  соблюдению церковных  норм.   Православная церковь  в  борьбе  с любым   инакомыслием   не  исключение  и  двигается  в  том  же  направлении  тоталитаризма,  только  медленнее. 

Если  хочешь  знать всю правду о  христианской  любви,  то ты  должен знать  о  том,  что только благодаря  отцам  - подвижникам, их совершенному  бесстрашию  и  любви  к  истине   знание о  нетварных  божественных  энергиях и их  исхождении  от Бога Отца  является  сегодня  достоянием самой  Православной  Церкви.

Вряд  ли  ты  знаешь  о том,  кто  рискуя  своей жизнью,   выстоял  под  жестоким  напором  церковных моралистов и  схоластиков  и  утвердил  принцип  энергийной   природы  Бога,  исхождения  энергий   от Бога  Отца   и  возможности  познания Бога - Троицы  через нетварные  энергии благодати.  Это   всё   сделал  игумен  монастыря Эсфигмен  Григорий Палама   с учениками.   Только благодаря  ему  эта  часть  знания  из согласного учения  отцов  о душе  попала  в  официальное  богословие  и церковное  учение,  многое  туда  не попало  и утрачено  церковью  безвозвратно. 

Я думаю   вряд  ли  ты  знаешь, что  на  соборе 1344 года  Григория Паламу  признали еретиком и  отлучили от Церкви  на много лет фактически за  истину,  а  его главный  обвинитель и  противник  Акиндин  был рукоположён во диаконы и священники. Много  лет святой  был в  гонении  и  считался еретиком, прежде  чем  был оправдан и  стал архиепископом Фессалоникийским.

Со многими  отцами  и исихастами, отстаивавшими древнее духовно-аскетическое знание о божественных энергиях, церковное начальство и власть обошлись куда  более жестоко. Многие  были до глубокой  старости  заточены  в  темницы, как Максим  Грек  или  подвергнуты  истязаниям.  Максиму  Исповеднику  к примеру  за  правду  отрубили правую руку и вырвали язык, чтобы он не мог говорить и писать.  

А если  вспомнить  крестовые походы,  никоновский   раскол  с  гонениями  на  старообрядцев  и петровские  церковные  реформы,  то там  кровь иноков  и монахов,  подвизавшися  по  древним традициям и учению  отцов - пустынников  текла ручьями  и  полыхала  кострами горящих на  них  иноков. Вот какой может  быть   христианская  любовь.

- Отче, я  не  об  этой  любви  хотел с  тобой   поговорить, а  о  любви Божьей,  как  любви Бога Отца  и Христа  к  миру  и  людям, -  с  некоторой  грустью в  голосе  и разочарованием  сказал  монах.

- Но ты  должен и  даже  обязан знать  и   об  этой  стороне  христианской  любви, как  о  том какой  ценой  утверждается   правда  и истина  в  мире  и  массовой  религии.  Именно за  это  знание  о  любви  Божьей   Сам   Христос  был принесён  в  жертву миру, поэтому жертва Христова -  это  жертва   Любви  Божьей  с  самой большой буквы.

Жертва  Христова – это  самый  наглядный  пример того, что  Бог Отец  любит всё  сущее  и  каждого  человека  совершенно безусловно, а  потому даёт  каждому свободу  выбора форм и  путей  жизни,  только предупреждая  о последствиях  не  верного выбора.   Человеку  всегда  оказывается проще не  любить  и  давать  свободу  выбора, а  судить и казнить  от имени  любви.  

Ты  только представь себе -  Бог Отец  от  безусловной  любви послал на  землю Мессию  -  Сына  с  миссией спасения человечества  любовью, а  люди  распяли   Спасителя  во имя  и  от имени  своей  малой,  ущербной и пристрастной  любви. Не в  этом ли  вечный  парадокс  любви  малой  и  Большой,  не это ли вечная  дилемма   жизни -  Любовь  и справедливость?

- А  как  можно  понять этот  парадокс  любви,  отче?

- Так  и понять, что это два совершенно разных уровня понимания смысла любви, которые  напрямую  несовместимы  и  соотносятся  между собой как  большая  и безстрастная  божественная любовь и  малая  страстная любовь человеческая.

Парадокс в  том, что   пока  малая страстная человеческая любовь не  очистится от  чуждых  любви  большой энергий эгоизма  и страстей,  она не может соединиться с  большой  любовью  Божьей, чтобы  проводить эту  любовь.  Это закон духовной  синергии.

Именно поэтому ни  один  грешный  человек  на  земле не может  быть  носителем божественной любви, если он  не  достиг  безстрастия и совершенства  духовного ума, а   духовный  ум   -  это  и есть соединение ума с  сердцем  и имеют  духовный   ум  единицы  из смертных.   Ты  не   хочешь задать  мне   никакого  вопроса? - с  ехидной  улыбкой  спросил старец.

- Нет, а какой  вопрос  я  должен  тебе  задать? - переспросил монах.

Старец  прокашлялся и после  паузы  ответил:

- Обычно в этом месте  возникает  закономерный  вопрос  о  том, а  чем же  является  в  действительности  та  приснопамятная  христианская  любовь  большинства  верующих  людей,  о  которой  они не  устают  трубить  каждый  день?

- Действительно,  и чем же  является  эта  христианская любовь? - спросил монах.

- Только не расстраивайся,  ради Бога, поскольку  мой  ответ  может  тебя  сильно  разочаровать. С позиции видения  энергии эта  христианская  любовь  в  современном   мире  является   имитацией,  грубой  подделкой  и  моральной   профанацией  настоящей  безусловной любви  Божьей. 

В действительности  в  мире  грешных   людей   никогда  не  было,  нет  и никогда  не будет подлинной  безусловной  любви, поскольку  она – это  сама  нетварная  энергия  благодати Святого Духа  и  её обладателями могут  быть только безстрастные  святые,  духовные  воины или благодатные старцы, которых  уже  давно нет.

Именно поэтому  то, что  верующие люди называют  сегодня   христианской любовью, которой они ищут у  других и к которой сами  стремятся,  - это  очень  давняя  и  хорошо   продуманная   игра   в   вечный   поиск  любви   там,  где  её   не  было и   нет. Эта  игра  утешает  всех  играющих   в   неё   и   даёт надежду,   оберегая   от   сермяжной   правды  жизни,  но   она   не  имеет  никакого  результата   в  виде  повышения   уровня  любви  в  этом мире, к сожалению.  

- Отче,  но почему ты  так уверенно  об  этом  говоришь, почему  ты  думаешь, что  христианская  любовь  никак  не влияет на  этот мир  и  на  самого человека?

- Потому  что  по  плодам узнаются  все  делатели  любви  и  результатом  делания   подлинной  любви  всегда  бывает мир,  гармония  и порядок, напоминающий  собой божественный порядок  и  гармонию, поскольку подлинная  любовь  всегда воспроизводит  мир Божий  и самого Бога.

Тот факт, что современный человек,  движимый своей  христианской любовью, стал  полубесом  и высшим  хищником на  земле,  который  практически  уничтожил  всю цветущую  планету  и превратил  свою собственную  жизнь в  цифровой  ад, уверенно  говорит  о  том, что он  был  движим   благими  лишь  намерениями и  чем  угодно,  но  только не божественной  любовью и  ты  не сможешь на  этот счёт ничего мне возразить.

Даже пресловутый  принцип – отговорка о  том, что человек  хоть  и  не  должен создавать  рая  на  земле,  но  должен не допускать ада,  - в  этом  случае  тоже  не  работает, поскольку  ад  на  земле  и  хаос  уже  давно торжествуют.

Монах опустил голову,  давая  понять, что полностью согласился  с  доводами  старца.

- Но почему так  постоянно  происходит,  отче,  почему  силы  добра  так  слабы  и всегда проигрывают  злу?

Старец  внимательно посмотрел на  монаха и  ответил:

- Так происходит  потому, что люди  не  хотят думать и  не  хотят  ничего  знать, а  верующие  люди,  как  ослеплённые  своей  религией  и верой,  особенно. Невежество  слепой самоуверенности  и  тщетная  надежда  на  всеведущий  и всемогущий  промысел Божий, который сам  решит  все  проблемы  за  человека -  это  главная  беда  современного христианства.

Если  бы верующие  люди были  не  слепыми  и  глупыми  овцами, а  духовного зрячими воинами,  они  бы  видели  и  твёрдо  знали, что  для  того, чтобы  полюбить  себя, ближних  и весь  этот мир,  нужно прежде получить  от Бога  в своё духовное сердце силу  и  сноп огня божественной любви, которой  можно  потом  делиться  с  другими.  Так выполняется первая великая заповедь любви.

Но  люди, ведомые  слепыми  пастырями, пытаются  исполнить  прежде  вторую  заповедь  о  любви к  ближним  и потому  изо всех  сил  стараются  полюбить  ближних и  весь этот мир своей  малой,  страстной, условной  и  очень  грязной  человеческой любовью,  не полюбив  прежде  Бога  и не получив  от Него  огня  любви  безусловной.

В этом  стремлении  к  любви  люди  чем-то  напоминают  пустые  тюбики  из под  зубной  пасты,  из  которых  нравственный  долг  и совесть  усиленно  выдавливают   последние  остатки  энергии  сердца и  души. В итоге  никакой  реальной  любви  никто не  получает,  кроме  игры  в  любовь, истощения  и  опустошения. Вот какова  реальная причина происходящего  и почему  хаос  и зло всегда  побеждают  христианскую  любовь.  

- Но ведь  эта  задача должна  как-то  решаться,  отче,  не мог  Христос ошибиться,  давая  людям  любовь  в  качестве  инструмента спасения?

- Не мог, это  верно. Задача   спасения  любовью   на  самом деле  прекрасно  решается, но   лишь  при  одном  условии, о котором  знают  только  духовно зрячие,  -  когда  поиск любви подкрепляется  поиском духовного  знания, как   силы, ибо  знание  есть  сила  и   связь.  Я  открываю  тебе  духовные  тайны  высших  откровений,  которые известны  только  духовно зрячим  людям,  больше  никому.

Дело в  том, что  любовь  сама  по  себе, как  отдельная  энергия  не  существует в  природе. Именно  поэтому  среди  четырёх  высших  божественных  добродетелей  по  учению  отцов  нет  отдельной  добродетели  любви.   Тебя  это  разве  не  наводит на  мысли?

- А как  же  тогда передаётся любовь от Бога в  сердце  человека?

- В этом и состоит самый  главный  секрет любви,  которой  всегда  требуется  носитель  -  совершенный  духовный  ум, как  структура   связей   и  тех  самых  светящихся  нитей, которые  видят видяшие  люди, созерцая  душу.  Без  ума   и осознания   любовь  просто  не  может  существовать   вообще, а  погибает  и   становится  своей  полной противоположностью  -  темнотой   и мраком  безумия.

Современное  христианство  пытается развивать  и усиливать  в  людях  любовь не  развивая   у  них  духовного  ума  и   осознания это  фатальная  ошибка  и  заблуждение, сравнимое  с  наполнием   энергией  благодати  решета  и  дырявого ведра, в  котором  ничто не  задерживается  и  не  накапливается.

Вот почему отцы – пустынники, в  отличие от современных христиан,  не считали  любовь  самоцелью   и панацеей  от всех проблем,  а  стремились  к  духовной  осознанности и духовному  уму, который  и становился  носителем  той самой  безусловной  божественной любви.  В  этом  и состоит  секрет  любви Христовой,  которая  требует только  духовного  ума  и  никакого иного, понимаешь?

- Не  совсем.

- Ну, как  тебе  это  объяснить. Проще  говоря,  ни  телесный  рассудок,  ни рациональный ум  и интеллект,  ни  религиозно-нравственный  разум  не могут  быть носителями  качества  безусловной   божественной  любви. Только совершенный  духовный  ум  и  духовное  сознание  могут  быть носителями  безусловной любви,   а  их  в современном  мире,  массовой  религии  и церкви  уже  нет.

- С рациональным  эго мышлением  мне  всё  понятно,  но  непонятно почему религиозно-нравственный  разум, как  обращённый к  вере,  не может  быть носителем любви Христовой?

- Не может потому, что религиозно-нравственный разум  большинства современных  верующих и  священства – это ещё  пристрастный тип  ума  и мышления,  несмотря  на  доминанту  нравственности.  Нравственно-религиозный  разум  не  избавлен  окончательно  от высших  страстей  тщеславия  и  гордости   и  не  имеет прямой  связи с  духовным  сердцем, какую имеет  духовный ум.

- Но ведь религиозно-нравственный  разум – это всё  равно благой  тип ума?

- Благой,  несомненно,  в  сравнении  с  рациональным эго мышлением,  но он  всё  равно  несовершенен перед  умом духовным, поскольку только  высший  духовный  ум  может  быть  безстрастным,   только  духовный   ум  владеет знанием  высшего  закона движения нетварных божественных энергий  и  только  духовный ум  знает  все  тайны  духовного мира. 

Иными  словами любой  нраственно-религиозный  ум  не простирается  далее  человеческой  морали  и  нравственности, а  духовный  ум  охватывает всё  Царство Божье, понимаешь  разницу?

- Понимаю, но ведь нравственный разум нельзя  миновать,  ты  сам  говорил.

- Говорил, верно.  В  этом   нравственном  разуме  и состоит  социальная  ловушка  христианства  и как  религии и  как  идеологии  гуманизма,  морализма  и  большевизма.  Дело в  том, что мораль  и  нравственность  без знания  высшего  Закона   движения  энергии  и закона  безусловной  любви -  это  лукавые перевёртыши,  которые могут  одинаково хорошо служить и бесам  и Богу.

Не  забывай, что именно религиозно-нравственным разумом,  ревнующим о морали и нравственном  законе, была создана святая инквизиция, были организованы крестовые походы  и  велась жестокая  и кровавя  борьба с  любым  инакомыслием. 

Не забывай, что  именно  религиозно-нравственным  разумом  был  создан  большевизм,  социализм  и коммунизм,  вышедший  из семинарии и  сокрушивший  церковь и саму  веру в Бога, заменив  её  верой  в  человека,  общество  и  науку.  

Не забывай, что именно религиозно-нравственным  разумом  утверждается  любая  идеология  тоталитаризма,  превосходства  и  борьбы с  инакомыслием   и  любой  нацизм  и  деспотизм  всегда  прикрывается  заботой  о  морали  и  нравственности.

Но истина  говорит  о  том, что голая  религиозная  нравственность и  мораль  без благодати Духа  способна  рождать только искажённые  формы  малой  и условной   любви, которой  ещё  очень  далеко до безусловной  любви Бога.  Там,  где  торжествует голая  мораль, нет  места   для   любви  Христовой, как  безусловной.

- Значит,  только  безстрастный   духовный   ум может  быть  носителем  и выразителем подлинной любви  Христовой? –  нерешительно  спросил монах.

- Только  он один и никакой иной.  С  позиции видения  энергии это именно  так  во всяком  случае.  Сам Бог – это безстрастный  духовный ум.  Вот почему развитие  пирамиды  духовного  осознания отцы  ставили даже  выше  и важнее развития  любви к  ближним.

-  Так  как   тогда   можно определить  любовь  по  согласному  учению  отцов  о  душе?

-  Любовь – это по существу естественное состояние  сплава  воедино всех  четырёх высших божественных  добродетелей, как  трёх сил  души,  связанных   Божьей  правдой  и совестью,  поэтому   отцы  очень  высоко  ценили  качество  безусловной  любви,  но  не развивали  целенаправленно  как  какое-то  отдельное  качество.  Развивать любовь отдельно от  ума - это изобретение  только современных  христиан.

Дело в  том, что  любой   подлинно  безстрастный духовный   ум, как  мудрость,  всегда  проявляет  себя безусловной  жертвенной  любовью  и  наоборот -  любой  страстный  эго  ум  и  любой   интеллект  всегда  проявляет  себя хищником,  захватчиком  и собственником.  В развитии  того или иного  ума  и  типа  мышления  и  состоит  главный  духовный   выбор человека.

Самый  большой  парадокс  качества  любви  состоит в  том, что  духовные  люди   всех  религий  мира,  а  не  только  христианства,  достигая   безстрастия  духовного  ума,  в  равной  мере  прикасаются   к  единой  и безусловной  божественной  любви   и  этот принцип  открыл  именно  православный  святой  отец  - авва  Дорофей  в  своей  модели  колеса  истины,  где  все  спицы  разных  вер и  религий  ведут  к  одному  центру - оси колеса.   

И  это  не  повод  для  создания   единой   мировой   религии, а  повод   для  понимания  единства  безусловной  любви  Бога  и  это  лучший  повод  для  развития  духовного ума.

- Отче,  из  твоих слов  вытекает, что развитие  осознания – это более значимая  для   человека задача, чем развитие любви.

-  Я бы  их не  разделял,  поскольку  осознанность  без  любви  не  имеет  никакого  смысла,  как, впрочем,   и  любовь  не  имеет смысла  без  ума  и осознанности.  С  точки зрения достижения  духовного  совершенства и  высшего  познания  осознанность важнее, а с  точки  зрения достижения человеческого совершенства любовь выглядит предпочтительнее.

Собственно,  именно поэтому  массовая религия и  делает  гораздо  больший  упор на  развитие  не  осознания, а   качества  любви,  тогда как  духовные  воины  делают  аналогичный  упор на  развитие  духовной  осознанности. Это, кстати, ещё  одно подтверждение  того, почему  духовный  воин всегда  выше  на  голову  и  трезвее  любого  верующего.

- А как  можно определить  главную задачу  человека  на  земле  именно  с  точки зрения любви?

- Задача  человека,  которая  была поставлена перед ним  Богом -  это  расширение  пространства  любви,  которая  рождается  на  земле  по высшему  закону  из  праха  и  тленной  плоти,   успешно проходит все  жизненные  испытания,  очищается  от эгоизма  и страстей  и  приумноженная духовной  силой, чтобы  совершенным  духовном  умом  возвратиться  обратно  к  Богу  духовными  талантами  энергии  благодати.  Как видишь, всё  как  в притче  Христа  о  талантах.

Совершенство духа  человека  служит  основанием  для дальнейшего роста  и совершенствования  души в  мире Духа, а  несовершенство служит  основанием к болезненной  работе  над  ошибками  и повторному прохождению жизненных уроков.  Думаю на  сим  закончим  наш не простой  разговор  о  любви.

-  Спаси Господи, отче,  за  наставление и  вразумление.

-  Не за  что, мой  друг...



Из книги “Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе, святоотеческая православная психология”, Духовно-аскетические  беседы.


Рецензии