ЗАЗ-966

Вчера на дороге я увидел бежевый ЗАЗ-966 с боковыми «ушами» на воздушном охлаждении и сразу вспомнил случай в Ташкенте. В январе 1981 года я и мой друг Валерка попытались спасти ВАЗ-2101 от нападения ЗАЗ-966. Уши в этой истории сыграли ключевую роль. Кстати, чтобы было понятно, ушами называли воздухозаборники, которые на ходу втягивали в себя воздух и охлаждали двигатель.

Итак, все по порядку. Рядом с гостиницей «Узбекистан», где нас поселили, буквально через дорогу, находился настоящий узбекский рынок. Одет он был в полосатые халаты и тонул в дымном аромате узбекского плова, который здесь начинали готовить в 5 утра. По этой причине мы просыпались очень рано, когда нам начинали сниться пирожки с мясом. Терпеть этот аромат не было никаких сил, поэтому в одно прекрасное утро мы отправились на рынок. Мой друг Валерка собрал всю мелочь и решительно сказал, что пора попробовать этот запах на вкус. На противоположной стороне дороги, за акациями, мы уже приметили дымок, который указывал на казан с пловом. А длина очереди говорила о степени готовности главного узбекского блюда.
Переходя дорогу, я каким-то шестым чувством, или боковым зрением, вдруг заметил, что припаркованный у обочины ЗАЗ-966, он же «Запорожец», на самом деле не стоит, а едет, и не просто едет, а пытается набрать скорость, скатываясь под горку. Чуть ниже, поблескивая хромированным бампером, стояла новенькая «Копейка», то есть ВАЗ-2101. Её незавидная судьба была практически предрешена.

Задача любого пионера — ежедневно совершать подвиги и не требовать ничего взамен, как сказала бы Сова из мультика про Винни-Пуха: "без-воз-мез-дно, то есть даром". Мы на тот момент были пионерами и пройти мимо подвига не могли, тем более в дружественной союзной республике. Поэтому схватили «Запорожец» за уши с двух сторон, и начали тянуть его в гору. Но скоро стало понятно, что у нас разные весовые категории. Меня охватило отчаяние, подвиг ускользал, как плов сквозь пальцы. Единственное, что можно было сделать в тот момент, это что-нибудь подсунуть под колеса. Но как назло вокруг было пусто.
Надо сказать, что дорога для подвига шла вдоль забора, а забор, как обычно, всегда был местом сбора всякого ненужного барахла, по сути та же помойка, только очень вытянутая в длину. Оставив Влерыча один на один с ушастым монстром, я метнулся в сторону забора и... о чудо! Тут же споткнулся об настоящий узбекский кирпич. Видимо, хозяину «Запорожца» небеса благоволили в тот день, посылая кирпичи и пионеров из Москвы.
Валерка продолжал цепляться за оттопыренное ухо, не давая «Запору» набрать скорость. Я бросил кирпич под переднее колесо, «Запорожец» ловко взобрался на него и задержавшись на мгновение, перекатился. До «Копейки» оставалось меньше пяти метров. Я тут же переложил кирпич обратно, уже не надеясь, что это поможет. Но на втором препятствии «Запор» вдруг встал как вкопанный. Это была победа. 
Я посмотрел вокруг, надеясь разглядеть в толпе хозяина «Копейки», бегущего к нам с двумя порциями плова в руках, но увы… никто не заметил нашей борьбы. Стало немного обидно, даже мелькнула мысль вернуть кирпич туда, где я его нашел. Но вы же понимаете, пионеры так не поступают. И на общем совете мы решили, что подвиг может быть скромным, тихим и незаметным, как кирпич в траве.


Рецензии