Дио

История, ссылки, экспромты. Дио.
Про народы можно говорить много. Но сколь бы не разговаривали, а непонятностей и вопросов остается еще больше. Для разнообразия решила вопросом заняться, уж очень мне не по нраву было, что Дионисии приравняли к Осирису. Ну, понятно, началось с малого, с этимологии, потом на историю перекинулась, вестимо, и на мифы, древние верования тоже, познакомилась с огромным, просто невероятным количеством древних Богов, затем опять-таки календарями древними занялась, узнала про виноделие, сельское хозяйство разных народов древности, поглубже проанализировала психологию народов и т.д и т.п. И много , конечно, необычного и нового в этих изысканиях узналось, что в одни рамки не запихнешь, и не охватишь даже и в одной книге все разнообразие и общности. И много среди этого неприятного и гадкого начиталось, что прям даже захотелось плюнуть на эти самые древние народности, и сказать в сердцах: да ничего хорошего и путного из этой мерзости не получится. А потом вспомнила своих друзей, улыбки, нашу прошлую жизнь, СССР, фильмы и людей, которыми судьба так благосклонно и щедро меня одаривала, и подумала, но ведь вот оно, совсем рядом, настоящее, великое, что начиналось из тех самых дремучих веков, и оно живо, и никакими враждебными, вражескими ухищрениями не сломлено. Потому что есть в нас особый ген- человечность. Но, конечно, еще многое поняла, что пороки тоже из древности идут, и не все народы ими заражаются, и что абсолютно все народы в этой истории когда- то вместе встречались. Ну, и еще размечталась об эволюции, о том как возникло человечество, куда подевался неандерталец, и почему одни народы человечнее, а другие больше воры, откуда появились народы жестокие и бессердечные. А потом даже сказку придумала, типа фантастики, как все на самом деле было. Но уж очень она длинная получилась, и писать долго. А фантазировать интересно. Сказки, которые мы сочиняем, это такая увлекательная история чьей-то жизни.
А что на самом деле правда, так это то, что жизнь-то начиналась не с вина, и совсем не с вином связан был Дионис, а с жизнью. Но об этом потом, откуда все пошло и почему так получилось, мы все узнаем потом. А сейчас немного об истории пивоварения и виноделии, и о Дионисе греко-римских времен. Ссылки внизу, там есть интересные и полные описания.

Дио. ;;;; = ;;;; ;;;
;;;; 1 дии (горное племя во Фракии)
;;;; Дий : 1) город на сев.-зап. берегу Эвбеи , 2) город на п-ве Акта, близ горы ;;;; 3) город в южн. Македонии, у подошвы Олимпа
;;;;;;;; эп.-ион. ;;;;;;;; ; (тж. ;;;;;;, ;;;;;;, ;;;;;;; ;;;;;) Дионис (сын Зевса и Семелы, бог вина, виноделия, производительных сил природы, поэтического вдохновения, театрального искусства и веселых народных сборищ)
;;;;;;;; Дионисии,празднества в честь Диониса-Вакха, справлявшиеся четыре раза в году: 1) Большие или Городские Дионисии (в месяце элафеболионе), 2) Малые или Полевые (Сельские) Дионисии (в месяце посидеоне), 3) Ленейские Дионисии (в месяце гамелионе), 4) Древние Дионисии в месяце антестерионе: восьмой месяц аттического года . В месяце было 29 или 30 дней. Месяц соответствовал февралю — марту. Местоположение месяца в календаре варьировалось до 60 дней.
Городские Дионисии проводились с 25 марта по 1 апреля с трагедиями, комедиями, сатирой; ряжением, маскарадом, дифирамбами, состязанием поэтов и наградами победившим актёрам и поэтам. Завершалось богатым пиршеством за счёт государства. Малые Дионисии — сельский праздник, проводившийся в конце декабря в честь окончания сбора винограда и разлива молодого вина. (См.Сатурналии)
( К слову: ;;;; 1) пир, пиршество, ;;;;, ;;; - бой, схватка.)
В Риме греческий Дионис — бог растительности, виноградарства и виноделия, был известен как Вакх, Бахус или Либер (у римлян Бохес). Один из наставников Диониса – Силен – открыл ему тайны природы и научил его выращивать виноград. Повзрослевший Дионис спустился в подземное царство, чтобы вернуть к жизни свою мать Семелу: он – единственный бог, спасающий и восстанавливающий женщин в правах. ( На заметку: Позднее древнеримские авторы называли по-латыни этот праздничный корабль Диониса carrus navalis «корабельная колесница» и отсюда произошло хорошо известное нам слово «карнавал».)
Мифы указывают, что матерью Диониса могла быть Персефона или Деметра. Однако в более позднем и распространённом варианте мифа матерью Диониса названа смертная женщина – дочь фиванского царя – Семела.
Семела. Происхождение имени фрако-фригийское; означает, возможно, «земля». ;;;;;;.
;;;;;;;; -;;; ; (ион. acc. ;;;;;;;) сын Семелы, т.е. Вакх
;;;;;;;;; -;;; (;;) ; мука тончайшего помола
;;;;;;;;; -;;;, ион. ;;; (;;) ; Семирамида (супруга царя Нина, царица Ассирии)
;;;;;-;;;;; - торжественная речь, велеречие
;;;;;-;;;; - кельтские жрецы, друиды
;;;;;; - 1) окруженный почитанием, свято чтимый, священный 2) посвященный богам, святой 6) благочестивый 4) гордыня,
;;; - солнечный зной = ;;;; , 13) устремлять, направлять14) повышать, доводить,
;;;; = ;;;;;; 1) гнать, 3) изгонять 14) повышать, доводить 18) проливать 28) доходить,
;;;;; - ион. ;;;;; ; 1) масличное дерево, олива
;;;; I -;;;; adj. 1) криворогий, 2) вьющийся, 9) лоза
Возможно, что имя Семела восходит к корням зерно и солнце(повышать, возгонять под воздействием солнца).
Легенды: «В древней критской легенде приготовление вина приписывалось старейшему из богов греческого пантеона — Сатурну. Сатурналии стали проводить, начиная с V века до н. э. Они устраивались в честь бога Сатурна, покровителя сельского хозяйства.
Тайну приготовления вина «открыл» Ною козел, который наелся диких плодов винограда и, охмелев, начал бодать других животных. После чего Ной и высадил виноград, а из сока плодов добыл вино.
Первым из афинян Дионис научил виноградарству пастуха, старца Икария*, жившего в царствование Пандиона, а потом и приобщил его к вину и виноделию. Отведав впервые вина, тот пустился в пляс и запел славословия в честь Эвия и Загрея.
Вполне возможно, что виноград для древнейших вин привозили с Загроских гор (тянутся от Курдистана до Ормузского пролива на юге Ирана), на что указывает Геродот. Однако запечатывание бутылок пробками с фирменными знаками, практиковавшееся в Междуречье, наводит на мысль, что виноград также рос и в самой Месопотамии.

Коротенько, история : Пиво известно людям около 13 тысяч лет. Несколько мест, где пивоварение могло идти в 8 тысячелетии до н. э. и даже ранее: в Гёбекли-Тепе обнаружены пустотелые контейнеры, в которых могла идти ферментация ДИКИХ злаков.
ЕГИПЕТ. Варить пиво их научил бог Осирис. Осирис во время своих странствований по всему миру, везде, где не рос виноград, научил людей готовить напиток из ячменя, который по благоуханию и силе почти равнялся вину. В Египте обнаружена самая древняя пивоварня в мире, ей около 5000 лет: настоящий пивоваренный завод, 40 помещений для брожения, он был способен за раз сварить 22 тысячи литров пива! Это уже более-менее современное пиво, в отличие от неолитического и шумерского, было жидким, освежающим, в идеале подавалось прохладным и имело запах трав, а не скисшей каши, каждодневное, с малым количеством алкоголя. Его пили вместо воды, давали даже детям и делали из размоченного хлеба, так что это был скорее такой древнеегипетский квас. Разные сорта пива довольно часто упоминаются в качестве составных частей лекарственных прописей. Наряду с хлебом, оно выступало в качестве средства платежа . Когда фараон вступал в брак, он должен был в брачном договоре гарантировать жене эти два кувшина.
Пожелание "Приятного аппетита!" звучало по-египетски как "Хлеб-Пиво!". ( Надо же, а в Шумере Пиво-хлеб!). Zythos (обычное пиво) и Dizythos (двойное, крепкое пиво). В рукописях встречается также написание ; ;;;;;.
Богиня пива - Менкет, и другие богини, включая Хатхор, Мут, Сехмет, Тефнут, Бастет были также связаны с ритуалами употребления пива.
В честь Сехмет проводились «фестивали опьянения». Согласно мифу, ее успокаивало пиво красного цвета.
Как писал Геродот, на фестивали пьянства собиралось до 700 тысяч человек. За один день египтяне выпивали пива и вина больше, чем за весь год. Расцвет "пьяных фестивалей" пришелся на правление царицы Хатшепсут (ок. 1490-1468 гг. до н.э.). Фараон Тутмос III уничтожил все, что было связано с ее именем, в том числе запретил и эти " пьяные праздники". К моменту восшествия на престол Аменхотепа III (1390-1353 гг. до н.э.), то есть менее чем через век, о них почти забыли.
Автор одного из древних документов "О разном" сравнивает пьяницу с "лодкой с кривым веслом", "домом без хлеба" и даже с "храмом без бога".
« Ученые, исследуя под ультрафиолетовым микроскопом кости нубийца, умершего в 350 г. н.э., обнаружила в них тетрациклин . Видимо, благоприятная среда для развития стрептомицетов и производства ими тетрациклина возникала в момент приготовления солодовых хлебов, предназначавшихся для производства пива.»
МЕСОПОТАМИЯ. Пиво варили в Месопотамии в 6 тысячелетии до нашей эры. Для приготовления шумерского пива использовался ячмень. К 3500 году до н. э. в Уруке уже появилось более 20 сортов пива, рецепт его приготовления описан в Эпосе о Гильгамеше, а в Законах Хаммурапи содержатся указания по пивоварению и продаже готового напитка. Пивом платили зарплату: так, рабочие получали силу (сила — около литра) пива в день. Пиво шумеров было очень густым и питательным; им заведовала отдельная богиня Нинкаси. По свидетельству шумеров, первое пиво сварила богиня Нинкаси, чье имя Nin-ka-ka;-si можно перевести как "Владычица опьяняющих плодов". Рецепт этого пива содержится в поэме "Гимн Нинкаси", записанной около 1800 г. до н.э..Шумерским богом виноделия был Энлиль, “пальмовые рощи и виноградники заставил давать в изобилии мед и вино”.
«По их представлением, именно пиво превратило обезьяну в человека. Эти представления нашли отражение в "Эпосе о Гильгамеше", составленном около XXII века до н.э., в котором рассказывается, как дикий обезьяночеловек Энкиду, выпив семь кружек пива, превратился в человека.»
В шумерских рецептах пива, восходящих к 2800 г. до н.э., постоянно встречается слово ka;.ninda – пиво-хлеб.
В качестве сырья для производства пива использовались: ячмень ;e-bar, эммер ;e-z;z-a-an, ;e-z;z-an, ;e-z;z-an-an, ;e-z;z-a-na. Вавилонские слова ;e'u, а также u;;atu, kun;;u и kibtu соответствуют шумерским словам ;e (ячмень, зерно), z;z (эммер) и gig (пшеница). Пиво по-шумерски называлось ka;, по-аккадски – ;ik;ru . . Пивные хлебцы в чанах смешивали с водой и получали смесь, называемую s;n. Для получения высококонцентрированных солодовых экстрактов ;-sa сусло подвергалось увариванию.
Законы о пиве: 110 . Если сестра бога** откроет кабак или войдет в кабак, чтобы выпить, то эта женщина должна быть сожжена. Жрицам, обязанным соблюдать целомудрие, вход в кабаки был воспрещен.
111 Если кабатчица даст в (долг) 60 ка напитка usakani***, то после сбора урожая она должна получить 50 ка зерна.
По мнению археологов, древние сорта злаковых растений больше подходили для пивоварения, чем для хлебопечения.
Богиня Гештинанна (виноградная лоза неба, шумер.). Ритуалы с вином стали открытием шумеров и ассирийцев. Посредством ритуала они осуществляли две задачи. Одной было проведение духа умершего в царство мертвых, второй и главной была связь с божественными силами. Для этого шумеры создали формы, которые наделялись статусом и функцией связи мира стихийных форм с миром вечным.
Во времена Гудеа создается один из самих интересных храмов Месопотамии — храм бога Нингирсу, посвященый священной воде, под которой, скорей всего, понималось вино.
Судя по археологическим находкам и барельефам из шумерского города Урук (впрочем, это относится к ранней истории Шумерской цивилизации), вино в малых количествах, как особенную роскошь, пили только цари и их придворные
ХЕТТЫ. Данных о пивоваренном производстве у хеттов не обнаружено, но оно не должно было сильно отличаться от общепринятого на Древнем Востоке. Самым лучшим пивом, соответствовавшим шумерскому ka; и аккадскому ;ik;ru было ;e;;ar – фильтрованное.
Легендарная царица Ку-Баба была по происхождению корчмаркой.
Первые археологические следы пивоварения в Северной Европе датируются 3200—2500 годами до нашей эры. Рядом с канавами, где готовили солод, обнаружены семена белены, которые могли добавлять в напиток В 1500-х годах до н. э. германские племена.

ВИНО. Греки считали пиво напитком варваров. Тацит указывал, что кельты, германцы, саксы, скифы и фракийцы пьют «отвратительное варево», то есть, пиво.
История виноделия восходит к эпохе неолита. Вино — один из древнейших напитков издавна известный наряду с мёдом, квасом и пивом. Виноделие начало развиваться около 8000 лет до нашей эры в районе Закавказья, Восточной Анатолии и севера гор Загрос (современный Иран). Древнейшие археологические находки в Грузии, а именно "квеври",то, в чём вино хранилось, были датированы не менее 8000 лет до нашей эры, Иран около 5400—5000 г. до нашей эры. На территории Греции обнаружены следы целенаправленной прессовки винограда, относящиеся к 5 тыс. до н. э., что может служить свидетельством раннего производства вина в этом регионе.
В пещерах вблизи села Арени (пещера Арени-1) обнаружена древнейшая из известных виноделен, датированная 4100-4000 гг. до н. э.
По данным археологии, в Древнем Египте вино употребляли уже в 3150 году до н. э (24 сорта вина).
В древней Месопотамии уже в 2700 году до н. э. поклонялись богине вина и другим винным божествам, регулярно подносили богам пиво и вино.
Греки были одними из самых умеренных в употреблении вина народов. Это, видимо, было связано с их правилами умеренного употребления алкоголя, их традициями умеренности во всем. Как правило, пили разбавленное вино (1 часть вина и около 4 частей воды). Исключением из этих традиций был культ Диониса, когда считалось, что опьянение приближает людей к их божеству( Видимо, это очень поздняя традиция, можно сказать, почти современная). Платон считал, что никто в возрасте до восемнадцати лет не должен пить вино. Аристотель (384—322 годы до н. э.) и Зенон (около 336—264 годы до н. э.) также критиковали пьянство.
Македоняне рассматривали невоздержанность, как признак мужественности и были хорошо известными пьяницами. Греки и римляне,

В Китае, согласно древнему преданию, некто Ю за 2000 лет до нашей эры был первым, приготовившим из винограда вино. Попробовав новый напиток, император запретил его употребление, изгнал Ю из Китая и предсказал гибель всем народам, которые станут пить вино.
Вакхана;лия (лат. bacchanalia) — оргиастические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока через Грецию и распространившиеся сначала на юг Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.

Как изречения мудры,
И так глупы веленья века,
Когда за похотью пошли
Толпой, безумствуя, народы.
Ох, и не верю, что Сохмет,
Напившись дьявольским отваром,
Вдруг добротой взлюбила мир,
Защитницей внезапно стала.
Хоть аллегорией полны
Египта древние писанья,
Их проверять не сможешь ты,
Где правда, где лишь лихоманье.
Пришел волной другой народ,
В крови исконный истребляя,
Иль эпидемия чумой прошла
Как зверь всю жизнь ломая?
Но только благости вино
Давало право на удачу-
Ужель так выявлен давно
Тетрациклина дар врачами?
А ведь, и правда, что тогда,
5 тысяч лет назад все знали,
Да только в темные века
Рецепт забыли, иль украли?

А вот еще рассказ времен:
Стоял защитой фараона
Коварный Шемзу -воин бог ,
Он головы своих врагов
Носил как пояс для фасада.
Такая странная привычка
Была ж в крови у ассирийцев.
Что это? Дикие народы
Толпой ворвались в край чужой,
Иль фараон свои породы
Повсюду окружал зверьем?

Однако ж, притча шумерийцев
Гласит, что некогда давно
Чтоб человеком стать, мартышка
Хлебнула аж семь раз вино.
И чудо дивное случилось,
Из обезьяны в тот же миг
Во человека обратилась,
Был зверь, а вышел человек.
Бывает ль диво, чтоб с попойки,
Уснув зверьем, проснулся он,
Уже вполне что человеком,
Ну, прямо чудное вино.

Однако ж, древние китайцы,
Не приручали свой народ,
Не завещали стать пропойцей,
А запретили жить чумой.
Сказал китайский император:
Народ, что пьет заразу ту,
Весь вымрет словно от проказы,
И нет путей из грязи вверх.
Еще что? Греки пили мало.
И лишь разбавлено вино.
Аккадцы дамам запрещали
Ходить до пьяных кабаков.
Так далека законов мудрость,
Прошло почти пять тысяч лет,
А человечество все бредит,
Вот выпьешь, станешь человек.
Напившись как скотина водкой,
Скорее снова в грязь лицом,
И путь обратно неизбежен,
Он в обезьяну обращен…


Рецензии