Введение в социософию

Эта статья — анонс и краткое введение в социософию. Сама "Социософия" появится на этой странице после редактуры позже.

В данной статье автор пытается кратко и доступно изложить принципы, которые лежат в основе его концепции истории и современности.


Окружающий мир являет нам картины разломов в мировоззрении. В современном мире, например, таким разломом является разлом Россия—Запад. Но, бросая взгляд на историю, на начало христианской эры, в частности, мы видим другой впечатляющий разлом — Иисус—фарисеи. Разность мировоззрений такова, что и в первом, и во втором случае мы можем говорить о двух разных мирах, которые структурируемы своими собственными законами.

Задача социософии — выявить законы, которые структурируют различные миры в истории и современности, а также указать на сами эти миры, их особенности и отличия.

Различия данных миров, которые суть — разные качественные этапы истории, прежде всего психологические, так как они в мировоззрении и мировосприятии, в образе мыслей, но и в образе действий. Поэтому, познакомившись с "Социософией", вы найдете определенные объяснения тому, что происходило в нашей истории и что происходит в современном мире.

Автор выделяет в истории пять миров, или циклов, которые назовем условно циклом Иисуса, циклом патриархов, циклом варваров, циклом города и современным циклом.

Строго говоря наша история, если верить Святому Писанию, начинается не с Иисуса, но с первого человека Адама, созданного Богом. Но, памятуя о том, что Иисус, согласно учению церкви, является Новым, или Вторым Адамом, он — представитель первого исторического цикла, ибо в появлении Адама и затем Иисуса мы усматриваем цикличность развития.

Полагая, что существует определенная логика исторического развития, автор опирается в своем размышлении на простой ряд цифр и их символику. Если Адам, первый человек, был ближе к исходной точке развития вселенной, которую обозначим цифрой 0 (что символизирует непроявленный Абсолютный Дух), и Богообщение было неотъемлемой частью его реальности, то следующий цикл — мир патриархов — это уже цикл падшего Адама, в котором Творец возвещает свою волю и дает свои наставления через пророков. Второй цикл — начало распространения человека на Земле. Символика цифры 2 отражена в процессах этого исторического цикла — происходит встреча и объединение разных семей, племен, индивидов, которые до этого одиноко бродили по планете. Это встреча рождает сердечность, но также любознательность и является стимулом к перемене мировосприятия.

Если цифра 3 символизирует движение, как символизирует его геометрическая фигура треугольник, связываемая с цифрой 3, а также действие, перемещение, войну, атаку, агрессию, и все это можно отнести к кочующим племенам востока, создававшим империи и разрушавшим цивилизации, а также к варварам запада, волнам которых столетиями противостояли римляне, но не устояли перед ними, то 4 символизирует статичность и стабильность, как символизирует их геометрическая фигура квадрат.

Мир обрел стабильность с открытием сельского хозяйства и переходом к оседлому образу жизни, что привело к созданию городов, за стенами которых и хранились все эти накопленные трудом богатства. Город положил начало новому миру, частью которого являлся Израиль времен Христа и частью которого является сегодня Россия. Что касается Запада, с которым у нынешней России постоянные трения, то мы относим его к современному миру, 5 (пятерке соответствует геометрическая фигура пентакль, лучи которой при их вращении на плоскости приводят на ум такие характеристики, как универсальность, взаимозаменяемость).

Итак, родоплеменной строй, 2, рождает 3 (большие кочевые орды) и 4 (город) — два других мира, которые на протяжении долгих столетий будут соперничать друг с другом, пока уничтожившие Римскую империю орды варваров, не сформируют постепенно наш мир, 5 (современный мир), который характеризуется универсальностью, мобильностью, высокой концентрацией промышленности и ориентацией на достижения науки.

В каждом из исторических циклов царствуют определенные принципы, которые мы попытаемся обозначить ниже — это идеология, или философия мира, а также этика, мораль, нравственность, этикет и эстетика, вытекающие из нее.

Начнем с 4-го цикла, к которому принадлежит современная Россия. Идеология этого мира — достаток. К ней привело открытие сельского хозяйства и накопление излишков сельхозпроизводства, что стало причиной роста численности населения. В этом обществе вознаграждением за вклад в общий достаток является почитание. Почитание — этика цикла. Моралью этого мира является преобладание, или превосходство. Его члены признают превосходство над собой тех, кто внес существенный вклад в общий достаток. Нравственность этого мира — жертвенность, ибо умение подчинять свой личный интерес интересу общего блага считается добродетелью. Этикет этого мира — служба, ибо на службе человек наилучшим образом исполняет свое предназначение, которое заключается в служении обществу. Эстетика — колосс, ибо в этом мире ценится количество, масса, чем измеряется и достаток тоже.

Идеология современного мира, 5, — преуспеяние. Ценность достатка преодолена, теперь достойной целью признано преуспеяние. Такой сдвиг в идеологии поставил в центр внимания общества индивида. Этикой здесь является заработок (умение зарабатывать), ибо тот, у кого есть заработок, не обременяет бюджет необходимостью социальных выплат. Моралью здесь признана свобода (а права и свободы человека — краеугольный камень правовой системы). Нравственность общества —  независимость, не только финансовая, но и независимость мнений, суждений — то чего требует подлинное лидерство, ведущее общество к достижению истинных идеалов. Этикетом здесь выступает профессионализм, это дань практичности и результат осознания каждым необходимости качественно выполнять свою работу. Эстетика воплощена в небоскребе, который символизирует достижения (и не только имеющие социальный импакт, но и высоты духа, которых может достичь индивид).

Сила — идеология третьего цикла. Римскую империю, варваров Европы, империю Чингисхана можно отнести к тройке. Этика цикла — расширение. Расширение империй в древности обеспечивало распространение определенных цивилизационных идей. Мораль цикла — защита, ибо расширение часто происходило под предлогом защиты цивилизации и культуры. Нравственность цикла — служение (царю, империи). Этикет — победа, этот параметр духовности общества достигает максимума в средневековой Японии, где самурай должен был одержать победу в бою или умереть. Эстетика здесь связана с действием тела: четкость. Отточенное мастерство воина выражается в четкости действий, на Востоке это выразилось в единоборствах.

Идеология второго цикла — единение. После грехопадения человек оказался на земле, получив заповедь "плодитесь и размножайтесь". Человек впервые осознает себя как отдельное (от Бога) лицо. Требуемое направление движения в этой ситуации разделенности с Творцом — единение. Этикой цикла является поклонение, ибо в поклонении Богу; природе; ее силам человек надеялся обрести целостность. Мораль цикла — следование. Яков, Моисей и пророки, перед ними стоял вызов следования Божиим повелениям, и то, как они справились с этим вызовом, стало для всех примером. Нравственность — почитание, но акт почитания направлен здесь на старших родственников, в частности, на родителей. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе», — гласит заповедь декалога. Этикет — молитва, через нее человек пытается установить связь с Богом, в том числе, для преодоления земных вызовов. Эстетика — целомудрие.

Идеология первого цикла — владение. Человек был возвышен над остальной природой, которая была отдана ему Творцом во владение. Этикой этого цикла является любовь, которая одна может привести творение к исполнению его предназначения. Что возможно только если человек пребывает в завете с Богом, исполняет его заповеди. Мораль цикла — пребывание; и нравственность — исполнение. Этикет — служение. Соответствующий урок преподал Господь своим ученикам, омыв им ноги. Эстетика — кроткая вера, далекая от всякого лукавства. "Вот подлинно Израиль­тянин, в котором нет лукавства", — сказал Иисус о Нафанаиле.


Рецензии