Добромила Иванова. 158 Жемчужина

...-Как доказать, что наша душа действительно существует? - Это была Светлолика.
- Душа – живое существо или индивидуальная сущность. Вечная атомарная частица Мировой Души или Сверхсознания. Область проявления (ождения души – это пограничная энергия между материальным и духовным миром. Это нематериальная область, как и все, что вообще существует, находится в сознании Всевышнего Бога. Так что попытки взвесить, сфотографировать, потрогать или увидеть душу глазами есть абсурд и бессмыслица.
нахождение души в теле неправильно истолковывается. Скорее уж тело вместе со всем миром находиться в душе или проще говоря в ее сознании. Находясь в материальном мире душа обусловлена ложным эго, умом, разумом и чувствами. Попадая в духовный мир душа обретает свое истинное предназначение. Душа наделена 3 неотъемлемыми качествами: Сат-Чит-Ананда. Сат – бессмертие, Чит – сознание, Ананда – блаженство. В полной мере душа обладает вечным бессмертным существованием и сознанием, Анандам или счастье — это то, чего жаждет и к чему стремиться душа, это подлинный смысл жизни, и смысл ее проявления рождения.
 Люди считают душу чудом, описывают и воспринимают его как нечто чудесное, на самом же деле никто не имеет представления о том, что такое душа. Дело в том, что душа причина разума и ума, мы, используя эти два инструмента можем воспринять лишь то что они способны нам передать, но душа больше их возможности восприятия, так как они ее часть. В полной мере соприкоснуться с душой можно лишь осознав себя ею, избавившись от ума разума и ложного эго.»
Над объектами чувств стоят чувства, над чувствами стоит ум, над умом стоит разум способность рассуждать. Над разумом стоит сознание, твое вечное и подлинное «я» душа.
Знающий поле деятельности существо и поле деятельности вещество не имеют начала во времени. Сознательное существо не причастно к изменениям, которые происходят с его телом, чувствами, умом, рассудком и мнимым «я». Эти изменения, а также радость, горе, скорбь и заблуждение происходят от взаимодействия трех состояний иллюзии вещества.
Переходя из одного состояния в другое, материя создает тело для сознательного существа и облекает его в это тело. Таким образом, материя — одновременно причина тела и само тело. Сознательное существо не имеет отношения к изменениям материи, но испытывает радость и боль, наблюдая эти изменения.»
Когда мы рассуждаем о человеческой душе, необходимо сначала определить само это понятие – ведь термин «душа» в разных сферах человеческого знания и в религии наделяется разными значениями.  Мы подразумеваем под словом «душа» разумное, духовное и бессмертное начало, в отличие от души как простой «способности к восприятию», которой, несомненно, обладают все живые существа, и которая отличает живых существ от остального сотворенного мира.
Душа есть везде, где есть жизнь, и это нетрудно доказать, сравнив живое человеческое тело с мертвым. То же самое можно наблюдать у животных и растений. В этом смысле душа – это то, что отличает живое от неживого, жизненная основа. Однако, как мы уже сказали, человек обладает духовной (нематериальной) и бессмертной душой. В то время как материальная душа позволяет чувствовать эмоции, боль, удовольствие, человеческая душа, будучи нематериальной, способна выражать себя через культуру, мышление, создание концепций, через творчество. В своей деятельности человек проявляет превосходство, трансцендентность по отношению к материи: он может разрабатывать, пересоздавать и изобретать материю. Способность говорить – это также проявление трансцендентности по отношению к материи: в то время как животные ограничиваются произношением звуков, люди рассказывают о том, что они делают, о своих замыслах, о своих желаниях, они вспоминают своих предков. Подобные виды деятельности не свойственны животным, поскольку они являются исключительно материальными существами, которыми управляют инстинкты.
Вы — духовная душа, искра Верховной Души. Ваша сущность — дух, не материя.
То, что мы воспринимаем в этом мире своими чувствами (зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием), а также умом — это материя. Поскольку наши органы чувств (например, глаза) состоят из материи, — мы видим материю; но мы видим два типа материи. Точнее, мы видим материю при двух различных обстоятельствах. В одном случае мы видим материю, в которой присутствует жизненная частица, живое существо, а в другом — материю, в которой нет живого существа.
В этом мире присутствуют два главных элемента, или две энергии, — материя (материальная энергия) и жизнь (духовная энергия).
Жизнь — это элемент, отличный от материи; энергия, полностью отличная от материи. Она не является продуктом или свойством материи. Материалист вынужден пытаться разобрать жизнь на химические или другие материальные составляющие, но на самом деле жизнь — отдельный элемент, самостоятельная сущность. Она не состоит ни из чего другого. Жизнь — это жизнь, материя — это материя, и в материальном мире эти две энергии иногда взаимодействуют, а иногда нет. Когда они взаимодействуют, это называется «живой организм». Когда они не взаимодействуют, когда в материи не присутствует жизнь, тогда это просто мёртвая материя.
Элемент «жизнь» включает в себя бесконечное множество индивидуальных частиц — живых существ. На санскрите, языке ведических священных писаний, нематериальное живое существо, жизненная частица, называется джива. Джива полностью духовна, но иногда она попадает в материальный мир, покрываясь материальными телами — тонким и грубым. В этом случае она называется воплощённым живым существом. Человек, полубог, ангел, животное, растение, микроб, клетка многоклеточного организма — всё это формы жизни; другими словами — живые существа, воплощённые в телах различного типа. Но качественно, по своей духовной сущности, все эти живые существа равноценны. В своём чистом духовном состоянии все они обладают духовным сознанием (сат-чит-ананда — исполнены вечности, знания и блаженства), но в воплощённом состоянии их сознание в большей или меньшей степени покрыто невежеством.
Живое существо, частицу жизни, называют также другими именами: душа, духовная душа, атма, искра жизни, личность, «я». Поскольку часто в разных учениях одни и те же вещи называют по-разному, а разные — одинаково, требуется небольшое пояснение.
Жизнь — особая энергия, свойства которой коренным образом отличаются от свойств материи. Материальную энергию называют низшей, потому что она не живая и не обладает сознанием. Частица вещества — атом, например, — не обладает сознанием и не живой. Он не личность, не «я». Он без жизнен, не наделён сознанием, не имеет цели и бездеятелен. Таковы присущие ему свойства, тогда как свойства жизненной частицы — жизнь, вечное существование и сознание. Каждая частица, или искра, духовной энергии — живая, сознательная, активная, целеустремлённая душа, или личность. Каждая жизненная частица неделима и вечна, и вы — именно такая частица. Вот кто вы на самом деле. Так же как невозможно отделить воду от влажности, жизненную частицу, или духовную душу, невозможно отделить от существования и сознания.
Ваши грубое и тонкое тела материальны по сущности, но ваша сущность — духовная душа. Ахам брахмасми — я Брахман (душа). Вы — жизненная сила, духовная душа, временно пребывающая в теле и использующая его.
Тело умирает, но вы не умираете. Тело временно — вы вечны.
Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом, не возникает сейчас и не возникнет в будущем. Она не рождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело.
Существование жизненной частицы, духовной души, не зависит от существования материи. Поэтому смерть не означает прекращение вашего существования. Наоборот, существование моего тела зависит от того, нахожусь ли я в нём. Как только я покидаю тело, метаболизм прекращается и очень сложно организованное вещество начинает необратимо разлагаться, образуя очень простые вещества. Но жизненная частица продолжает существовать. Никто не может увидеть жизненную частицу материальными глазами, но это не значит, что её существование прекращается. Увидеть духовную душу можно духовным зрением, которое развивается в процессе самоосознания.
Таким образом, вы можете считать себя жизненной частицей, жизненной силой в своём теле, или вы можете считать, что вы — тело. Выбор за вами. У вас есть выбор между этими двумя возможностями, но истина остаётся такой, какая есть.
Тело подобно машине, или средству передвижения. Так же, как вы оставляете транспортное средство, когда оно становится слишком старым или бесполезным, вы, духовная душа, оставляете грубое материальное тело, когда оно становится бесполезным.
Итак, это первый момент, или первая часть понимания нашего истинного «я». Какова ваша сущность? Ахам брахмасми. Я — вечное живое существо. Моя сущность — душа. Я — неотъемлемая частица Верховной Души, Веховной Божественной Личности Шри Кришны.
Следующая полезная медитация углубит ваше понимание своей истинной сущности: Ахам брахмасми. Я — душа, не материя. Я не тело. Я не ум. Я — вечная духовная душа, Вечная искра Бога. Я лишь временна в этом материальном теле. Тело временно —  Я вечна. Ахам брахмасми.
Наряду с пониманием своей сущности необходимо также понять своё положение. Хотя вы и дух, не материя — вы не Верховный Дух. Ваше положение подвластное, а не властвующее. Вы не всемогущи. Если бы вы были Верховным Духом, вы не вращались бы в колесе рождений и смертей, находясь под влиянием невежества. Вы бы не забыли своё истинное «я», не страдали бы и не вели бы такую упорную борьбу с материальной природой. Поэтому нетрудно понять, что вы, на самом деле, — подвластная неотъемлемая частица Верховной Души.
Очень многие люди понимают первую часть своего истинного «я»: «Ахам брахмасми, я Брахман. Я душа, не материя». Если я духовная душа и подвластна, не Верховный Властитель, то каково моё назначение? Что мне полагается делать в моей вечной жизни? Раз я не материален, то, очевидно, попытки господствовать над этим временным миром не являются моей естественной функцией. Зная, что я не материя, я могу понять, что попытки наслаждаться с помощью материальных чувств и ума не могут сделать меня счастливым. Если я не материя, то как материя может меня удовлетворить? Это невозможно. Какова моя естественная функция как неотъемлемой частицы Верховного Существа, Верховного Духа? Что мне следует делать и для кого? В конце концов, никто не делает что-то просто так, все делают для кого-то. Все кому-то служат. Рабочий служит работодателю, муж служит семье, жена служит детям или мужу, друг служит другу, капиталист служит своей собаке, собака служит хозяину — все служат. Они делают что-то для кого-то или какой-то группы, для своей страны, или нации, или народа, или расы. Поэтому, что нам делать, для кого нам это делать? Это вопрос функции.
Ответ таков: естественная функция живого существа заключается в любовном служении Верховной Личности, Верховному Существу. Всё имеет свою естественную функцию, и естественная функция живого существа, вечной духовной души, неотъемлемой частицы Бога — с любовью служить Богу.
Все хотят счастья, но из-за ошибочного отождествления себя с материей (материальным телом и умом) пытаются найти счастье в материи. Думают, что могут быть счастливы, просто сделав своё тело счастливым. Но никогда не достигают счастья, по-прежнему испытывая внутренний голод. Живому существу нужна духовная пища. Эта духовная пища — вкус любви к Богу. Живое существо испытывает настоящее счастье, когда восстанавливаются его любовные взаимоотношения с Верховной Душой. Этот факт поняли все великие святые, и действуют, руководствуясь им.
Ваша естественная деятельность, ваша естественная обязанность, функция в жизни — любить Бога. Не просто сентиментально, не просто «чувствовать любовь», но действовать на основе этой любви. Если вы любите кого-то, вы стремитесь доставить ему удовольствие, совершаете действия ради него. Когда вы в этом мире, вам нужно действовать так, чтобы доставлять удовольствие Верховной Личности Бога. Он не только ваш Отец, но и ваш Друг. Поняв это, вы осознаете цель вашей вечной жизни. Ваше назначение — действовать для удовольствия Верховной Личности.
Таким образом, достижение совершенства любви к Богу должно быть целью вашей жизни. Любовное служение Богу — ваша естественная вечная функция, находитесь ли вы в материальном мире или в духовном мире. Деятельность в любовном служении Богу не кончается, она не временна.
Подведём итог. Первое, что нужно понять в связи с вопросом «Кто я?» — я духовная душа, вечная неотъемлемая частица Бога. Второе — я подвластна, не всемогуща. Я — подвластная неотъемлемая частица Бога. Третье — моя естественная функция заключается в том, чтобы с любовью служить Верховному Господу Шри Кришне. Таков итог очень краткого рассмотрения вопроса «Кто я?» Очень много людей задают этот вопрос, но редко получают правильный ответ. Наша с вами задача ответить на этот вопрос, а не только задать его.
«Я» — это постоянный принцип. Твоё тело и твой ум поменялись. Ум и тело постоянно меняются. Атомные частицы, из которых состоит тело, меняются, твоя философия меняется, твои представления постоянно меняются. Но ты — в центре. Ты — личность, и ты осознаёшь все эти изменения.
Несмотря на непрерывные изменения тела и ума, существует постоянный фактор, или основа, — это вы, живое существо.
Поэтому мы, в отличие от вероучителей христианских церквей, не используем слово «душа» для обозначения психической — ментальной и эмоциональной — сферы, которая не духовна, а материальна. В психике может проявляться также и духовный характер живого существа, но это особый случай, требующий отдельного обсуждения.
Для того чтобы подчеркнуть полностью духовный, нематериальный характер души, мы часто говорим «духовная душа». Душа — это индивидуальное живое духовное существо, неделимая частица духа, жизни.
Также мы называем духовную душу, или дживу, личностью, поскольку «личность» — синоним слова «я». Джива обладает индивидуальной, личностной природой. В этом смысле личность полностью духовна, хотя иногда под личностью понимают «материальную личность», т.;е. опять же ментально-эмоциональный склад человека.
Можно сказать, что на протяжении своей жизни и в каждом событии человек, будучи телесным, постоянно превосходит свою телесность. Это происходит через его речь, через его решения, планы, через взаимоотношения с другими людьми, которые живут в других местах, в других культурах и даже в другие эпохи. Душа позволяет человеку выйти за пределы пространства и времени. Животные же тесно связаны с местом и временем, в котором они живут, и не могут их превзойти.
Одна только возможность думать и рассуждать о духовном (о Боге, об ангелах, о демонах, о бессмертии души) – свидетельствует о присутствии в человеке нематериального начала. Все это и побудило древних философов, таких как Платон, признать, что человеческая душа является не только вегетативной и чувствительной, но и духовной. А то, что духовно, также бессмертно.
Признаком духовной души является также осознание самих себя, но даже если этого признака нет, достаточно говорить о способности человека осознавать самого себя (например, если речь идет о человеке, находящемся в коме, о ребенке или о человеке, который спит или находится под воздействием анестезии).
- Расскажите, пожалуйста, о вере в Бога и для чего живет человек. – Это была Божена.
- Чтобы понять в чем заключается смысл жизни, нужно разобраться откуда возникает смысл чего-либо из окружающего нас мира. Этот смысл не случайный, он заложен Тем, кто создаёт этот материальный мир - смысл чего-либо закладывает Сам Господь.
С точки зрения Ведических писаний этот мир является результатом осознанного творения, а, значит, есть творец – Бог. И чтобы понять смысл любого объекта этого мира, необходимо спросить у Творца. Мнение Бога в этом мире представлено в форме Священных писаний (Вед), в Ведах понятие смысла жизни раскрывается в термине «дхарма».
 «Дхарма» означает функции или обязанности какого-то объекта, основанные на его уникальности. Например, огонь имеет два свойства – свет и тепло. Соответственно, функциями огня есть обогрев и осветление – это и есть его «дхарма». Любой объект имеет свои функции, которые заложены в него изначально Творцом.
 Но чтобы понять в чём смысл объекта, в первую очередь, нужно правильно его отождествить. Например, если я хочу определить смысл своей жизни, я должен определить сначала «Кто я? Как я себя определяю?» и, в зависимости от этого, ответ может быть разным. Например, если я говорю: «В чём смысл моей жизни, подразумевая, что я женщина?» - у женщины смысл жизни заботитьься о детях и служить мужу. Если я отождествляю себя женой, матерью, дочерью, членом семьи или членом нации, тогда, соответственно, моя «дхарма» будет исходить из определения этих понятий.
 Поэтому, Веды говорят о двух видах «дхармы»: первая – обусловленная, временная, относительная, а вторая – вечная, универсальная. По отношению к первому виду «дхармы» - она более общая – мы люди. Веды определяют смысл человеческой формы жизни в самоосознании. Именно для этого у нас существуют способности интеллекта, которыми не наделены никакие другие более низкие формы жизни, наш интеллект способен абстрактно мыслить, мы можем размышлять о таких понятиях как «Бог», «Смысл жизни». Сознание животных гораздо примитивнее, чем человеческое. Это налагает на нас ответственность правильно его использовать, поэтому если человек не использует свой интеллект для самосознания, для познания своих взаимоотношений с Богом – он не использует своё предназначение
Вечная «дхарма» одинакова у всех объектов этого мира – изначально они существуют для удовлетворения Бога. Поэтому высшим предназначением всех живых существ является умение удовлетворить Бога. Если не верить в Бога, не верить в бессмертие души, жизнь человеческая не имеет смысла, и наоборот, вера в Господа, любовь к Нему, живое общение с Ним, благодарность Ему за все, что Он нам посылает, наполняют нашу жизнь смыслом, дают нам настоящую радость и полноту бытия — ведь Бог создал нас для счастья. Подлинный, а не иллюзорный смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним — единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя.
Господь Творец вложил в человека потребность верить в Бога. Это опытно подтверждается наблюдением над детьми, которые воспитываются в благочестивых семьях. Цель человеческой жизни — вечная жизнь с Господом и вечное блаженство в Царстве Небесном. Для этого необходимо познание Истинного Бога, любовь к Нему и правильная вера в Него, а также жизнь по вере и исполнение Божественных заповедей. Любовь к Богу мы приобретаем через богообщение, молитву и через любовь не только к людям, но и прочим живым существам.
В нашей материальной жизни мы должны подготовиться к вечности. В вечность с нами не пойдут ни слава, ни богатство, ни карьера, но только наши добрые дела, наша вера и духовно-нравственное состояние души. Все, что мы делаем здесь, на Бхурлоке, имеет значение только с точки зрения вечности. Вера является источником и средоточием всей религиозной жизни христианина. Чем больше человек познал Бога, тем глубже и сильней его вера.
Если человек с раннего детства не получил религиозного воспитания, то он может прийти к Богу и будучи взрослым. Для этого надо, чтобы человек искренне хотел жить духовно, не ограничивался только земными потребностями. Тогда придет помощь от Бога. Господь всеет семя веры, и в душе родится росток веры. Цель жизни — трудами над собой взращивать это растение, чтобы оно со временем принесло свой плод.
- Что такое психика и сознание? – Это была Светлана.
- Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.
Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.
Психика человека состоит из трех групп психических явлений:
психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие);
психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).
Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
ассоциативные зоны (служат для переработки информации).
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Существует  три уровня сознания: бессознательное, предсознательное и сознательное.
Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.
Сознание – это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре- дусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.
Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Сознание ребенка также развивается в процессе взаимодействия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя психика при этом и продолжает функционировать.
Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.
Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий — это то неотделимое, неотъемлемое, присущее вам, вашему «я», свойство, которое даёт вам возможность воспринимать мысли, чувства, мир и т.;д., а также воспринимать само ваше существование как таковое (самосознание, ощущение «я есть»).
В этом смысле под сознанием понимается не поток содержимого ума (мыслей, чувств, эмоций, представлений, образов и т.;д.), а то присущее вам свойство или способность, которое позволяет вам, личности, воспринимать поток содержимого ума. Вы, личность, являетесь наблюдателем, свидетелем потока содержимого ума. Сознание — ваше естественное свойство (более того, ваша сущность), которое делает это наблюдение возможным. Как таковое, сознание нельзя отделить от вас, личности. В широком смысле слова, психика – это все психические процессы, осознаваемые человеком. В более узком смысле, психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира. Сознание – процесс управления человека самим собой, позволяет оценивать внутренний мир, осознавать то, что происходит с ним как с духовной душой. Сознание как высшая форма психического отражения действительности обладает такими свойствами: Наличие знаний об окружающем мире; Различение субъекта и объекта; Установка целей человека; Наличие отношения к разным объектам действительности.
В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного. Бессознательные процессы самим человеком не осознаются. В область бессознательного относят разнообразные явления, например, сновидения, ответные реакции, неосознанные особенности поведения и др. Возникновение человеческого сознания психология объясняет общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью. Информация, поступающая к мозгу, в процессе отображения действительности, сознательно обрабатывается согласно цели, задач, опыта личности. В зависимости от уровня знаний личности, научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, уровень развития сознания у людей разный. Сознание имеет характерные для него особенности и структурные компоненты.
Сознание как высшая форма психического отражения действительности имеет свои особенности и структурные компоненты: Знание о природе, обществе и в целом об окружающей действительности. Знания и опыт личности, уровень их усвоения непосредственно связаны с уровнем сознания. Потребность в знаниях развивалась в ходе всего общественно-исторического развития людей и являлась мотивом познавательной деятельности; Различение субъекта «Я» и объекта «Я», выделение себя как субъекта познания в предметном мире. В отношении противопоставления себя как личности другому объективному миру, является самопознание. Оно стало основой для самосознания или осознания своих собственных физических и морально-психологических качеств; Такая сторона сознания как целеустремленность, планирование своей деятельности и поведения, предположение результатов, проявляется в самоконтроле и корректировке собственных действий, если в этом будет необходимость; Отношение индивида к самому себе, окружающим людям, к объективной действительности проявляется в оценивании и самокритике, где важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности. Личность становится субъектом воспитания благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию, только в этом случае она сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает нужных ей результатов. Самосознание человека проявляется: В самонаблюдении; В критическом отношении к самому себе; В оценке своих как положительных, так и отрицательных качеств; В самообладании; В ответственности за совершаемые поступки. Сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве, которое проявляется в целенаправленной деятельности человека, в разнообразных познавательных, эмоциональных, волевых реакциях, отношении к другим людям и самому себе. Важным преимуществом сознания является то, что оно опирается на речь, благодаря которой (внешней и внутренней) сознание способно на организацию сложной деятельности. Человек и окружающая его среда взаимодействуют как целостный организм, что обеспечивается корой больших полушарий головного мозга.
В сознании человека выделяется несколько основных психологических свойств: Сознание отличается активностью. В процессе практической, преобразующей деятельности человек отражает внешний мир, поэтому сознание характеризуется еще и как духовная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности. Активность сознания будет свойственна и общественному сознанию, например, прогрессивным идеям, которые овладевая массами, становятся «материальной силой»; Интенциональность сознания субъекта. Другими словами – это направленность на какой-либо предмет, не обязательно на предмет материального мира или какой-либо конкретный предмет. Это может быть осознание какого-то факта, мысли в момент коммуникации с другим субъектом; Для сознания характерна постоянная рефлексия или процесс непрерывного самонаблюдения у субъекта; Мотивационно-ценностный характер сознания. Это значит, что реальный субъект всегда стремится к какой-либо цели, даже в том случае, если цель – это отсутствие цели; Целостность сознания. Общее целостное сознание включает бессознательное, подсознание, сознание, сверхсознание. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и одновременно проявляются в разной степени, что зависит от конкретной психической активности; Обобщенность и отвлеченность сознания проявляется, когда оно оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира; Избирательность сознания или его направленность только на определенный объект, а не на весь мир в целом; Динамичность сознания или его изменяемость и способность к непрерывному развитию; Искаженность сознания, которая проявляется в том, что сознание всегда отражает реальную действительность в искаженном виде; Уникальность и индивидуальность сознания, заключается в том, что сознание каждого отдельного человека отличается от сознания других людей. Сознание возникает только у реальных живых мыслящих субъектов и относится к сфере идеального, потому что образы, ощущения, смыслы нельзя рассматривать как материальные объекты.
Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-культурного прогресса. Выделяют следующие его виды: Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий; Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности; Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства; Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира; Этическое сознание определяет нравственные установки личности. В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.
В процессе эволюции живых существ, психика как отражение объективной действительности в мозгу развивалась в зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, приобретала все более сложные формы. Наивысшим уровнем ее развития является, присуще человеку, сознание.
Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, что является причиной его развития. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.
Наряду с биологическими ее мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникли выше, «Духовные» мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственного влияния среды.
Наряду с двумя источниками поведения — наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида возник третий источник, который формирует человеческую деятельность, трансляция и усвоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов была речь, которая стала формой существования сознания.
Характерными особенностями и структурными компонентами сознания есть такие:
Знание о окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания непосредственно зависит от уровня усвоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития человека развилась потребность в знаниях, которая является важнейшим мотивом познавательной деятельности.
Выделение человеком себя в предметном мире как субъекта познания, различения субъекта «Я» и объекта «Я», противопоставление себя как личности другому объективному миру. Характерным в этом отношении является самопознание, что стало основой для самосознания, т.е. осознание собственных физических и морально-психологических качеств.
Целеустремлённость, планирование собственной деятельности и поведения, предусматривание ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий, их перестройке, в смысле стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства.
Отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к окружению проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера личности.
Выделение и противопоставление человеком себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, переживания своего отношения к объективной действительности и самого себя является основополагающим относительно самовоспитания.
Благодаря сознанию, самопознанию и самосознанию личность становится субъектом воспитания, то есть сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.
Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отображения действительности информация, поступающая к мозгу, отображается не механически, а сознательно обрабатывается согласно цели, задач и опыта личности.
Уровень развития и выявления сознания у человека бывает разный зависимо от уровня развития его знаний и научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе, к форме общественной жизни.
Человеку присущи и неосознанные формы психической деятельности (инстинктивные и автоматизированные действия и т.д.). Но бессознательное входит в сознательное и благодаря этому может контролироваться человеком.
Изучая формы психической деятельности, нужно учитывать то, что сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях, отношении к другим и к самому себе.
Человек взаимодействует с окружающей средой как целостная система. Целостность взаимодействия обеспечивается, прежде всего, высшим отделом центральной нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) деятельность организма и управляет им.
Сознание формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, а также в процессе обучения и общения с людьми.
Процессами организма человека, благодаря которым формируется сознание, можно назвать следующие процессы: ощущение; восприятие; мышление; воображение; запоминание. Если какой-либо из вышеперечисленных процессов нарушается, то это может приводить к различным сбоям в работе сознания и его расстройствам. Человек, в отличие от животного, может осознавать самого себя, а также заниматься самопознанием.
Благодаря присутствию в сознании своего “Я” человек может ставить перед собой цели, продиктованные не только инстинктами и физиологическими потребностями (как в случае с животными), но и цели, сформированные, благодаря индивидуальному, абстрагированному мышлению на основе социальных, научных и бытовых знаний.
Сознание выполняет важнейшие функции в жизнедеятельности человека. С помощью сознания и взаимодействия составляющих его структур, человек анализирует получаемую информацию извне, оценивает ее и осуществляет обработку этой информации для принятия всевозможных решений в процессе жизни.
Сознание обладает следующими функциями: Познавательная (сознание способно не только субъективно отражать окружающий мир, но и познавать его с помощью анализа накопленной информации и знаний, полученных в результате жизни, как отдельного человека, так и всех предыдущих поколений). Целеполагающая (на основе материальных и духовных потребностей человека, сознание обладает способностью к постановке целей, которые способствуют развитию самого человека, а также преобразованию внешнего мира). Аксиологическая (человек может оценивать происходящее вокруг, а также деятельность других людей через призму своих убеждений и потребностей, существующих в его сознании). Творческая (человек способен не только познавать окружающий мир, но и создавать новые материальные и социальные блага, которые развивают и улучшают его жизнедеятельность). Рефлексивная (способность анализировать самого себя и содержание собственного сознания). Духовная (формирование мировоззрения и отношения личности к социальной сфере жизни).
Сознание функционирует в постоянной активности (даже во сне оно продолжает работать, частично обрабатывая информацию, полученную в течение дня). Эта активность подразумевает не только физическую особенность организма, но и постоянное движение мыслительной, целеполагающей деятельности сознания, направленной на достижение определенных целей, связанных с деятельностью человека, преобразованием его личности и внешнего мира.
Основным свойством сознания является его способность быть направленным на определенный объект, в процессе мыслительной деятельности. Благодаря постоянному взаимодействию собственного “Я” человека с отдельными элементами сознания происходит процесс его развития и выполнение всех существующих функций сознания.
Сознание в психологии – это двоякое понятие, которое может означать такие формы сознания, как общественное и индивидуальное сознание.
Общественным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов, присущих определенному обществу или всему человечеству, на определенном этапе его развития.
Индивидуальным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов отдельного человека.
Обе формы сознания воздействуют друг на друга на протяжении всего времени их существования. В результате этого взаимодействия происходит развитие как общественного, так и индивидуального сознания всех людей. В зависимости от степени ясности индивидуального сознания, различают несколько его видов: Ясное (когда человек активно мыслит, четко отвечает на вопросы и адекватно реагирует на окружающие события). Неясное (когда у человека наблюдается безразличие по отношению к себе, а на поставленные вопросы он отвечает медленно и не всегда верно). Ступор (если человек не может самостоятельно ориентироваться в пространстве и медленно реагирует на внешние раздражители). Отупение - если человек почти всегда находится в спячке, вывести из которой его можно только на непродолжительное время. Кома - когда человек находится в глубокой спячке и ни на что не реагирует. Бред - когда человек воспринимает реальность в искаженном виде и неадекватно реагирует на внешние события. Галлюцинации - если у человека наблюдаются слуховые или зрительные искажения воспринимаемой извне информации.
В процессе эволюции человека, развивается также и его сознание. Отношение человека к людям и окружающему миру напрямую зависит от степени развитости его сознания
Существует 18 уровней, на которых может находиться сознание человека, а каждый из этих уровней определяет степень развития сознания человека: Отчаяние и позор - когда человек, будучи глупцом и совершая множество ошибок из-за этого, часто впадает в депрессии и ненавидит все вокруг и себя в том числе. Чувство вины - когда человек не может себя простить за прошлые негативные поступки. Апатия - когда у человека пропадает интерес к жизни, в результате чего он избегает какой-либо ответственности и может впадать в зависимые отношения. Горе - если человек впадает в состояние постоянных сожалений и депрессий в результате каких-либо неудач или потерь в жизни. Страх - когда человек воспринимает окружающую действительность слишком опасной, в результате чего происходит подавление интереса к жизни). Желания - если человек считает смыслом жизни удовлетворение своих страстей и чрезмерно стремится к материальным благам. Гнев - такое состояние сознания возникает от неудовлетворенности желаний предыдущего уровня, в результате чего такой человек может постоянно раздражаться и ссориться с окружающими. Гордыня - такое состояние сознания возникает при достижении некоторых успехов, в результате которых человек чрезмерно повышает свою самооценку и начинает делить людей на своих и чужих, думая, что он выше других. Храбрость - когда у человека возникает смелость и решимость преодолевать препятствия на пути для достижения новых успехов. Нейтралитет - когда у человека появляется моральная независимость от других людей и внешних обстоятельств, в результате чего он начинает лояльно относиться к окружающим людям и событиям, даже если они каким-то образом пытаются влиять на него. Готовность- когда целью человека становятся не материальные блага, а развитие внутренней гармонии, воли и дисциплины, в результате чего человек становится более искренним и дружелюбным. Принятие - осознание человеком того, что источник счастья и любви находится внутри него самого, в результате чего человек перестает требовать или ждать чего-либо от других, а сам начинает дарить людям положительные эмоции, перестает судить других). Интеллект - когда человек начинает жизнь преимущественно разумом, а эмоции переходят на второй план. Любовь - когда человек осознает, что любовь выше разума, в результате человек начинает действовать не от логических рассуждений, а от искреннего состояния любви. Радость и безусловная любовь - когда любовь человека расширяется до всеобъемлющей любви к миру, природе и всем людям. Гармония, блаженство - когда человек находится в состоянии единения с миром и происходит стирание границ между субъектом и объектом, в результате чего человек ощущает себя одним целым вместе с природой и вселенной. Осознание “Я” - уровень сознания, при котором исчезают индивидуальные переживания, а мысли человека становятся трансцендентными на уровне вселенной. Полное просветление - высшее состояние сознания, когда сознание человека полностью сливается с божественным началом и человек становится его частью.
Сознание человека проявляет себя в поведении человека, его отношении к людям и окружающему миру. Насколько развито сознание человека, настолько оно может принести пользу как ему самому, так и миру в целом. Реакция человека на те, или иные события, происходящие в мире или его личной жизни, зависят от его взглядов, мировоззрения и других составляющих его сознания.
В процессе обучения, получения новой информации, а также в результате взаимодействия человека с другими людьми и обществом происходит преобразование его сознания. В зависимости от того, какую информацию человек выбирает и с какими людьми он взаимодействует, это преобразование может приводить к деградации или, наоборот, к развитию сознания.
В результате развития сознания происходит повышение разумного поведения человека, а его стремления направляются на созидание и становятся более осознанными.
Чем лучше развито сознание, тем выше становится качество жизни этого человека, а его поступки и действия осуществляются под действием осознанного и разумного выбора (человек становится более мудрым, сдержанным, терпеливым, сообразительным, дружелюбным). Развитие сознания просто необходимо человеку, поскольку это требование эволюции, продиктованное самой природой.
Сознание в психологии – это нематериальная часть человеческого тела, с помощью которой можно управлять человеком. В психологии существуют приемы, с помощью которых одни люди могут влиять на поведение других людей. С помощью этих психологических приемов, используя особенности характера человека, его социальные и индивидуальные потребности, происходит воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.
В результате, если человек не знаком с подобными методами или если его сознание недостаточно развито, им могут манипулировать другие люди и побуждать его делать те или иные действия, которые выгодны этим людям, а не самому человеку. Управление сознанием бывает нескольких типов, основными из которых являются агитация, пропаганда и манипуляци.
Сознание в психологии – это сложная система, которая неразрывно связана с подсознанием, которое является автоматическим исполнителем определенных действий и задач, ранее заложенных в него с помощью сознания. Сознание можно сравнить с капитаном корабля, а подсознание — с его обслуживающим персоналом. Сознание и подсознание не могут существовать друг без друга.
В подсознании формируются навыки работы тела человека, мыслительные навыки, а также набор реакций, которые автоматически запускаются при тех или иных внешних условиях. Примером физических навыков, хранящихся в подсознании, могут служить такие навыки как умение человека ходить, правильно держать ложку в руках или ездить на велосипеде. Обучение подсознания навыкам происходит осознанно с помощью сознания.
Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств. Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации. Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию, и оно выполняет свою задачу.
В результате развития сознания каждого человека, развивается и формируется общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, взглядов и принципов всех людей определенного общества. В психологии существуют такие формы общественного сознания, как нравственное, политическое, правовое и экономическое общественное сознание.
Существует два уровня, на которых может формироваться общественное сознание: Бытовой уровень (когда общественное сознание формируется на основе опыта повседневной, бытовой жизни людей). Научно-теоретический уровень (когда общественное сознание формируется в результате духовного и интеллектуального опыта человечества).
Сознание человека может находиться в различных состояниях. Во время бодрствования человек полностью отдает себе отчет о происходящем, может контролировать свои действия и осознавать их. Во время сна, сознание переходит в другое состояние, которое называется измененным состоянием сознания. В таком состоянии отключаются некоторые функции организма, но сознание продолжает работать и обрабатывать полученную ранее информацию. В состоянии гипноза или медитации сознание также переходит в измененное состояние. В данных случаях, непосредственно перед переходом в такое состояние, можно поставить перед сознанием какую-либо задачу, и сознание будет выполнять ее во время этого состояния.
Сознательные действия человека — это действия, которые человек осуществляет с помощью сознания. К таким действиям можно отнести осознанные действия и поступки в бытовой или социальной среде, мыслительная деятельность в течение дня или в процессе обучения, общение с людьми.
Бессознательные действия — это действия, выполняемые с помощью подсознания. К этим действиям относятся все моторные функции организма, рефлекторные действия и различные навыки. В качестве бессознательных действий, например, можно назвать такие действия как ходьба, бег, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки письма и речи.
Сознание представляет собой отражение внешнего мира (как бытовой, так и социальной сферы). Главной частью сознания является самосознание, которое позволяет человеку осознавать самого себя в этом мире, свои мысли, действия, а также несет в себе функцию отношения человека к внешнему миру, людям, а также и к себе самому. Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.
Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.
Для того чтобы научиться контролировать свое сознание и подсознание необходимо в первую очередь развить силу воли и научиться терпению. Изменить запрограммированные в подсознании шаблоны действий и переживаний на определенные внешние события, можно осознанным перепрограммированием этих шаблонов с помощью медитаций или постоянным повторением нового шаблонного действия на эти события.


Рецензии