Гроза. Бегущие от Грозы
В нашем пермском театре шло несколько пьес Островского. "Гроза" - нет.
Нельзя сказать, что "Гроза" не шла совсем, постановки шли, но по количеству и качеству явно уступали другим пьесам.
Сколько фильмов "Война и мир", "Преступление и наказание", сколько ставлены-переставлены Гоголь и Чехов...
Неужели "Гроза" настолько неактуальна? Но ведь она о любви, добре, человеческих отношениях, свободе и тирании, и написана блестящим языком...
После создания "Гроза" вызвала жесткую полемику. Критики оспаривали мнение Добролюбова, что "луч света" способен на самоуничтожение. Современные школяры в вольных постингах называют Катерину типичным "эмо"...
Знакомый режиссер подтвердил мою мысль. Страх перед "Грозой" порожден трудностью исполнения Катерины. Проблемностью образа. Это очень сложный материал.
Кто она? Прелюбодеяние христианки привело к еще большему греху? Кабаниха права? Или это бунт феминистки за свободную любовь? Непохоже.
Трагедия обыкновенной хорошей женщины, рядом с которой не оказалось настоящего мужчины, раздавленной обстоятельствами ? Да, это так. Но как же трудно это сыграть! Не ходульная мелодрама, а настоящая бытовая трагедия - как же это трудно воплотить!
И сказать мужу и любовнику: мужики, будьте настоящими мужиками. Это ведь трудно. Актуально, но очень трудно! И страшно, и трудно играть не мачо, а ничтожеств именно в мужском смысле...
"Гроза" страшна во многих смыслах. Мы защищаемся оружием от внешнего врага, законом от преступности. От оскаленного быта нет защиты... А кто защита? Ученый интеллигент Кулигин, способный выловить труп из реки и сказать о небесном милосердии?
Вряд ли "Гроза" придет на экран. Некомфортно и очень трудно.
Свидетельство о публикации №221041401719