Гроза. Бегущие от Грозы

В этой пьесе Островского есть некоторая странность, которая дошла до меня не сразу. Я вдруг заметил, что композиторы-классики не попытались написать оперу. А ведь материал блестящий, очень сценичный. Позже попытки были, но они ушли в вечность. Я стал вспоминать фильмы и не вспомнил... Нашел в сети старый фильм 1933 года с Аллой Тарасовой. Фильм хороший, но прежде всего социально острый, постепенно позабытый. В брежневские времена почти по всем пьесам Островского фильмы ставились и некотрые не по одному разу. "Гроза" - нет. А ведь она часть школьной программы.

В нашем пермском театре шло несколько пьес Островского. "Гроза" - нет.
Нельзя сказать, что "Гроза" не шла совсем, постановки шли, но по количеству и качеству явно уступали другим пьесам.

Сколько фильмов "Война и мир", "Преступление и наказание", сколько ставлены-переставлены Гоголь и Чехов...

Неужели "Гроза" настолько неактуальна? Но ведь она о любви, добре, человеческих отношениях, свободе и тирании, и написана блестящим языком...

После создания "Гроза" вызвала жесткую полемику. Критики оспаривали мнение Добролюбова, что "луч света" способен на самоуничтожение. Современные школяры в вольных постингах называют Катерину типичным "эмо"...

Знакомый режиссер подтвердил мою мысль. Страх перед "Грозой" порожден трудностью исполнения Катерины. Проблемностью образа. Это очень сложный материал.

Кто она? Прелюбодеяние христианки привело к еще большему греху? Кабаниха права? Или это бунт феминистки за свободную любовь? Непохоже.

Трагедия обыкновенной хорошей женщины, рядом с которой не оказалось настоящего мужчины, раздавленной обстоятельствами ? Да, это так. Но как же трудно это сыграть! Не ходульная мелодрама, а настоящая бытовая трагедия - как же это трудно воплотить!

И сказать мужу и любовнику: мужики, будьте настоящими мужиками. Это ведь трудно. Актуально, но очень трудно! И страшно, и трудно играть не мачо, а ничтожеств именно в мужском смысле...

"Гроза" страшна во многих смыслах. Мы защищаемся оружием от внешнего врага, законом от преступности. От оскаленного быта нет защиты... А кто защита? Ученый интеллигент Кулигин, способный выловить труп из реки и сказать о небесном милосердии?

Вряд ли "Гроза" придет на экран. Некомфортно и очень трудно.


Рецензии