Манифест-18. Возвышение Москвы

    Степан Кучка   любил ходить по грибы, посидеть на рассвете с удочкой, послушать дуэт соловья с лягушкой. Сядет, бывалоча, на бережку, сымет портянки- комары в округе  и передохнут. Сидит- озонирует- медитирует.  Нам,  ковидным,  уже не понять, что такое «тишь, гладь, да божья благодать».

О выгодном положении сельца, каких- нибудь торговых путях под контролем, залежах и рудниках боярин не думал. Пил чай из маленькой чашечки,  приобретённой  у купцов торгового пути « Из варяг в персы», поглядывал на красавицу жену, кутающуюся в персидский полушалочек, подсчитывал  количество бочек с солёными груздями, заготовленных  на зиму.
 
   Почти не испоганенная оглашенными дето и отцеубийцами, Русь.

   Бежит мимо долгорукий Юрий. Глаза завидущие, до чужих баб охочий.  Дальше Киева  умом  не удавшийся.  Ну, есть у тебя вдовый сын сорока двух лет. Зачем его женить на пятнадцатилетней девке,  отца, которой ты приказал обезглавить? А у девицы есть ещё два брата- супостата, одинаковых с лица.
  Затем, чтобы через двадцать с лишним лет избавиться от строптивого наследника, не разделявшего общей для всех Рюриковичей,  киевомании.

Интересно, что киянин Козмище – автор повести об убиении Андрея Боголюбского -  не задерживается на детях убитого Степана Кучки. Убили и убили. Их право- кровная месть без срока давности. Выводы по Пилату - мои изыски. Сам киянин тратит кучу времени на разговоры с Анбалом. « Он для тебя так много сделал. Прикрой, хоть, его».

Через много лет история «повторится ».

Учили нас некогда, что Москва «поднялась» на трудностях доступа к себе, да на мудрости правителей.  Орда, де, не могла дозвониться до города, который стал центром собирания патриотических сил против Ига.

    Если кто- то интересовался географией Монголии,  то ему памятны ролики с синими лесами, чёрными пустынями, снегами под брюхо   лошадкам армии, завоевавшей большую часть мира. Есть там и,   почти  русские рощи, в которых чудятся родные берёзки.
  Ордынский воин- маленький танк Средневековья, который мог пройти все препятствия, если на то была надобность.   На Руси конник- пришелец  действовал в одних с  аборигенами  условиях.

   Я погорячилась, когда написала, что ордынское завоевание надолго  отбило охоту к распрям у русских князей.
 Бату вводил новые порядки, приучал феодалов платить налоги Сараю. При его преемниках междоусобицы возобновились с новой силой. Сарай проводил торги, на которых княжеские и митрополичьи ярлыки получали заплатившие бОльшую сумму.
    Ордынцы обвиняются в разжигании вражды между князьями, в использовании княжеского противостояния в своих целях. Не без этого, конечно.

До Нашествия- то Рюриковичи были образцом христианского смирения, братской любви и самоуничижения ради божеской благодати на подвластных землях. В общем, белыми и пушистыми они были до Орды, а та, окаянная, научила обитателей земного Рая  пить, курить и материться.

   Сказывают, по молодости, великий Тимучин  принялся сносить завоёванные города под пастбища.  Мол: «Мир хижинам! Война трущобам и помойкам размером с города!»
 Кое- кто его  надоумил: « Не разрушай, чёртов гринписовец, откуп бери».  Кое- кто -  китайцы, вестимо.
  Так что, большой вопрос, кто, кого учил плохому.  Варвары просвещённых русов или князья переварили и превратили Орду в орудие наживы.

Главными участниками сегодняшней истории являются прямые потомки Александра Невского. То были времена Великого Владимирского княжения Михаила Ярославича Тверского- 1305- 1318.
 Говорят ещё, что в его доме выросли князья Юрий и Иван Даниловичи. Иван, который Калита.  Вроде, двоюродные братья они.

   По молодости кружили – бесчинствовали  в той части Руси пять неприкаянных князей.  Тверской, московский, рязанский, смоленский, кого- то забыла. Все они потом погибли в Орде при разных обстоятельствах и были канонизированы.

Итак,  схватывалось в драчке пятеро Святых.

 Особенно отличался князь московский Юрий Данилович. Страсть было, как охота увеличить свои владения- доходы. Москва тогда только бассейном  Москвы- реки, Коломной, да, Можайском  обладала. Юрий самолично казнил соперника.  Родственники  убитого   пожаловались в Орду. Юрия Даниловича позвали в Сарай. Там хозяйничал хан Абзяк - Узбек.  Абзяком его назвали русские летописи. Юрий в Сарае познакомился  с сестрой Узбека Кончакой - внучкой самого Чингиза. Женился.   Вроде, при живой жене.
 
Меж тем, Михаил Ярославич Тверской получил  Великое княжение Владимирское. По всем тогдашним законам. Видимо, был дельным человеком, построил  в тех условиях большой храм.
 «Татары « запрещали строить стены- укрепления, чтобы не тратить времени на штурмы крепостей. Возможно, Церкви этот запрет не касался.

Юрий берёт молодую жену, вооружённый отряд и идёт прямо на Тверь оспаривать право Михаила на Великое княжение. Тверской князь гонит объединённые московско-ордынские войска к Москве, громит их, на свою беду захватывает в плен Кончаку, брошенную сбежавшим супругом.

Дальше происходит то, во что сложно поверить. Думаешь: «Не может этого быть. Пишет тверичанин, ему больно и обидно. На самом деле,  всё было не так паскудно».
 Прошлась по другим источникам. Нет, все повторяют эту историю.
  Кончака в плену умирает.  Михаил и Юрий бросаются в Сарай. Один - оправдаться. Пальцем не тронул. Другой ищет возмездия.
Михаила год держат в колодках, избивают, казнят.
   Есть два описания казни.
 По одному через много дней издевательств на князя наваливается толпа  убийц, пришедшая с Узбеком и Юрием. Кто- то вспарывает ножом грудь Михаила и вырывает живое сердце. Жутко. Какая- то особая казнь для убийц Чингизидов?
 
   По версии, которая дошла до меня раньше, Михаила зарезал сам Юрий без суда и следствия.
 Во всех описаниях ордынец говорит московскому князю: « Старший брат, что отец родной. Он так много для тебя сделал. Прикрой, хоть, его».

 Понятно, что «татарин» этого не говорил. Летописец, таким образом, подчёркивает общее для двух убийств.  Страшную человеческую неблагодарность, все смертные грехи, идущие  за ней.
 
   Юрий забирает тело, везёт домой, не позволяет его завести ни в одну церковь для отпевания, фактически, продаёт останки Тверского князя семье.
 В самой Орде «служили»  в то время два высокопоставленных православных священника.
   Михаил Ярославич  успел поссориться со своим митрополитом Петром- будущим  московским Святым. В Константинополь была отправлена жалоба. Митрополит, де  торгует церковными  должностями, благословляет браки близких родственников.
 Пётр сбежал в Москву, с помощью тамошних князей оправдался, а тверской князь получил изобретательного  врага.
 
Таким образом, вырисовываются две основные причины возвышения Москвы. Административный ресурс, то есть, Орда и, Церковь.

   Не знаю,  успел Юрий Данилович порадоваться очередному убийству? Сыновья Михаила Ярославича  Дмитрий Михайлович Грозные Очи и Александр Михайлович собрали компромат  на Юрия. Московский князь пустился в бега. Похоже, обвинения не были голословными.
 Юрий опомнился,  попытался  добраться до Сарая, но на подступах его караулили тверичане.
  Московский князь какое- то время служил в Новгороде, его хвалили.  В Москве  в это время княжил Иван Данилович.
   Юрий через Пермь добирается до Сарая, вдогонь ему летит Дмитрий Михайлович и режет убийцу отца.
 
   Спасибо здешнему роботу, не принимает русские иконы, иллюстрирующие эти события. Они написаны в русском церковном  каноне, но, тем и ценны подобные  свидетельства.  В  них  есть дух времени.

   Дмитрия казнят  через год, но Владимирское княжение оставляют в тверском доме Александру Михайловичу. Получается, Абзяк признавал право сына отомстить за отца, наказал за убийство бывшего родственника?
   Теперь  оставалось дожидаться мести Ивана Даниловича, который Калита.

   В 1327 году, пожалуй, первый раз в истории фигурирует  такое понятие, как «рука Москвы».
  В Тверь приезжает ордынский царевич Чолхан - двоюродный брат Узбека, выгоняет из княжеского дворца Александра Михайловича. Его «татарчата» пытаются отобрать кобылу у некоего  дьякона Дудко.
 Опешивший от такой наглости  священник,  поднимает крик. Никогда такого не было и вот, опять. Орда не трогала  церковников,   а эти обнаглели.
   «Спасите- помогите! Грабют - убивают. Всё, что нажито не посильным трудом, отнимают!»

   Нашлись опытные лидеры, народ возбудился, сжёг Чолхана вместе с княжескими палатами.
 Тверской князь успел вывезти семью в Псков.  Следом едут  Калита, Суздальский  князь, Федорчукова рать.  Говорят, она насчитывала 50 тысяч воинов. Тверскую землю «положили пусту».
  Существует ещё летописи, в них Московскому князю «помогают» 12 русских князей и ордынские силы.
 
   Псков, не смотря на то, что его митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви, предложил Александру помощь: «Сиди, отобьёмся. У нас - новые  стены».
  Похоже, если ты - Псков с новыми стенами, можно позволить себе  иметь совесть.
 И наплевать на указания Орды и её приспешников, а у Александра, пусть без особого старания, репутация. Отец, брат погибли в Сарае, в городе восстание.
 
 Вроде, не желая быть причиной проблем жителей,  города с татарами, Александр Михайлович уезжает в Литву. Вдова его старшего брата  была дочерью   литовского  князя.
Десять лет Александр сидит в приймаках  в Литве. Потом посылает сына Фёдора с повинной в Сарай. Фёдору- 16 или 18 лет, но он привозит отцу разрешение вернуться в Тверь.
 Всё это время городом правил младший из Михайловичей Константин, женатый на дочери Калиты.

   Иван Первый - Великий князь  Владимирский.

 Говорят, ордынские рати были у него «на посылках». Набегали, разоряли, а Калита «скупал» обезлюдевшие  земельные участки.
 Ещё он выбивал из князей, да бояр плату в Орду. Подвесит должника вверх  ногами и ждёт, когда из карманов посыпятся денежки.
 Ивану VI было, с кого брать пример.

   Возвращение Тверского князя насторожило князя  Владимирского и Московского. Он готовился помирать, отписал всё старшему сыну Симеону Гордому с условием, что  старший  всегда будет заботиться о младших  братьях.

   Иван Данилович везёт в Сарай сыновей на смотрины, визирует  завещание и «обносит» Александра Михайловича, который, возможно, примкнул к князьям оппозиции. А, может, не примкнул. Только  зря наговаривают.   Сын в заложниках - не повоюешь. Александра вызывают в Сарай, два года прошло после его возвращения в родное княжество.
 
   Как водится, следует перечисление дурных предзнаменований.  Александр Михайлович едет в надежде предотвратить очередной набег на Русь, в надежде оправдаться.  Приезжает и узнаёт, что никакого оправдания не будет - уже есть смертный приговор.
Отца и сына  Фёдора «разъяли по суставам».
 Историки не знают точно, что это значит. Сам Калита на казнь не остался, хоть ему предлагали лучшие места в партере. Спешил Великий князь принять постриг,  чтобы предстать пред Господом чистым- чистым с кристальной душой праведника.
 
Казнь смотрели, аплодировали, кричали: « Бис!», сыновья Калиты.

  Так и сказано в летописи: « В великом веселии вернулись сыновья князя домой».

  Мальчики- мажоры тогдашнего образца. Чёткий урок всем остальным.
   Вроде, Фёдор проклял Симеона перед казнью. Князь  с малолетними  сыновьями умер от неназванной болезни. Предполагают, от чумы.

   Думается, Фёдор проклял всех московских князей. Сколько ни говори, что Орду можно было одолеть,  только переняв её методы управления и способ мышления, а вымерли все. Без права работы над ошибками. Давайте назовём это Справедливостью.
 
   После каждого этапа противостояния Твери и Москвы принято писать, что это был заключительный эпизод долгого соперничества.  Но ещё Дмитрий, который Донской, водил приятелей, сделавших « исторический выбор», на Тверь.
 В этом деле будущий Донской справился сам,  не опирался  на разваливающееся государственное образование кочевников.

   В тот раз Дмитрий со товарищи принудил тверского князя подписать отказ за себя и потомков от дальнейших попыток перехватить власть.
 Бежит темник Мамай, ему страшно нужны деньги.  Мятежник уже проиграл, но ещё надеется на чудо.
 «О, говорит, ты с добычей. Делись».
  По правилам времени оба искателя приключений занимают одно место в социальной иерархии. Если Дмитрий согласиться платить Мамаю,  то он признает власть темника над собой.
 
 Дружина возмущена!

  Сборы были не долги, а зачем тянуть, если князья тут.  Когда уточняешь имена,  оказывается,  они   уже давно на службе у Москвы.
 
Так бывает всегда. Вся Греция ходила на утлом судёнышке Ясона за Золотым руном. Вся Советская Россия помогала нести бревно Ленину, ещё совсем близко время, когда на вопрос: « Где вы были в августе 1991 года?» требовался   «правильный»  ответ.
   Человек не меняется. 

Легендарный Боброк Волынский, введший в бой Засадный полк,  через пять часов после начала сражения, спасший Русь от монгольского ига,  почти с рождения  гонял в хвост и гриву заторможенных князей, ещё не понявших, кто победитель в противостоянии с Москвой.
 
   Вообще, чего только не понаписал автор «Задонщины».
 Далёкий от военного дела  товарищ,   как всегда, бредивший  о чём- то своём, о духовном. Мол: «Князь Дмитрий Иванович снял с себя княжьи доспехи, надел доспехи простого ополченца и встал в один ряд с простым народом». Потом его долго искали среди гор тел погибших ополченцев.
 
   Место сражения  нашли с трудом.  Устье Непрядвы - зона активного землепользования. Распаханы поля, никто не  переживал по поводу места памятной битвы,  заботились  только о том, как вырастить побольше, хлеба, побольше засыпать чего в закрома Родины, да накормить людей.
  В общем, думали о всякой, звыняюсь, фигне.

   Закладывали шурфы, ходили вокруг, да около, вслед за автором старой летописи, искали чего- то грандиозного, масштабного.
 «Поле, поле, кто тебя усеял, мёртвыми костями?»

 Оказалось, само «Поле Куликово»  было  расположено среди овражков с болотистыми берегами и   занимает площадь километр на километр двести метров.
 На этом пятачке могло уместиться четыре с половиной - девять тысяч русских всадников.
 Сам Мамай уже не обладал таким количеством воинов, чтобы намного  превосходить силы русских.
 Ополчения никакого на поле не найдено и не предполагается.
     Мамаево побоище - кровопролитная многочасовая сшибка кавалерийских отрядов с обеих сторон.
  Лыцарство  дралось не за страх, а за место потомков при дворе Великого  князя всея Руси,  ибо такой титул существовал уже при Иване Калите.

 Честно выслуженный при Абзяке, обеспеченный массовыми земельными закупками.

   Крутой поворот в событиях 1380  года.
 Дурень- автор «Задонщины» писал о единении всего народа против Ордынских поработителей,
 о едином порыве, поднявшем все слои общества…
О рождении нации…
«Вставай, страна огромная…»
 В общем, звыняюсь, о всякой фигне.

-  Обидно. У всех лыцарство есть, а у нас - волки съели.  Теперь есть  и волки, и  доблестные вооружённые всадники - лыцари.
- А народ?
-  Какой - такой народ? С него тридцать три шкуры спустили… Ладно, трёх хватит.  Какое ему дело до того, кому достанется бОльшая часть спущенного?  Отполз в кусты, лежи- жди, когда новая шкура  нарастёт. Главное, чтобы в освежёванное мясо слепни с мухами яйца не отложили.  Дык, на то  есть  наследник голоштанный с веточкой. Отгоняет.
 
   Вопрос вопросов.

 Какое отношение имеет народ к истории страны, в которой проживает?


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Оксана! Отчихвостили вы: и наших, и ваших, и всех кто под горячую руку подвернулся!:)) Что ж, в своём ироническом стиле сумели вы, Оксана, обозначить своё понимание исторических событий преинтереснейшим образом. И ведь нельзя с этим не согласиться!
Во все времена сильные мира сего предавали, продавали, резали друг дружку не глядя на родство... ни чем не брезговали за ради власти и денег. Ни что не меняется в этом мире, разве в те времена было это чуть откровенней, открытей... впрочем и тогда вуалировали и подкрашивали светлыми тонами всё во имя народа и чего-нибудь высокого. А копни глубже - сверкнёт презренный металл залитый кровушкой. Одно могу сказать, что было всё честнее: шли князья за баблом и властью вместе с дружиной и пусть не каждый бился в плечом к плечу с ратниками, но всё одно... там уж, как карта ляжет. Теперь же нужно более изощрённо и тонко придумывать благовидные предлоги, чтоб зарезавши и обобрав ближнего своего преподнести сей поступок, как дело благое и праведное. Трусливо, исподтишка, лицемерно... Всё во благо народа! Ради высших целей!
"Так бывает всегда. Вся Греция ходила на утлом судёнышке Ясона за Золотым руном. Вся Советская Россия помогала нести бревно Ленину, ещё совсем близко время, когда на вопрос: « Где вы были в августе 1991 года?» требовался «правильный» ответ.
Человек не меняется". - Точно так!
С самыми тёплыми пожеланиями, Олег!

Олег Литвин 2   15.04.2021 18:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Олег! А я Вас потеряла, Вы закрыли страницу. Наведывалась.
Что касается текста. Алиса как- то написала, что люди просто жили. Как получается, не всегда, как хочется. Добивались своих целей, редко думали о даааальних потомках и их оценках. А наши оценки меняются со скоростью галопирующей лошади. Ещё напишу об этом. Трудно давать оценку конкретному человеку или событию. Сечас мы подвержены модным оценкам даже больше, чем во времена "глухого советского тоталитаризма.
И нет места народу в истории его или не его страны.
Простого человека снова выдавили из истории. Он чего- то там на улицах в перерывах между волнами чумы ещё хочет, но скоро эта досада кончится.
Да, человек не меняется.

Оксана Самоенко   15.04.2021 23:01   Заявить о нарушении
Готов поспорить с Алисой о том что люди жили как хотели...:)) Никогда люди не жили как хотели. Даже бомжи, казалось бы самые свободные люди, и те не могут жить как хотят... Везде иерархия, подчинение авторитетам, определённым, пусть даже не писаным законам и правилам...
А страницу закрыл временно - на ревизию.:)))

Олег Литвин 2   15.05.2021 19:35   Заявить о нарушении
Ну, не как хотели. Просто жили- выживали. Что теперь делаем и мы. Раньше планировали. Экономика- то плановая была. Теперь бы день отстоять, да ночь продержаться.

Оксана Самоенко   16.05.2021 02:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.