Беглянка. Часть шестнадцатая. Губной целовальник

Часть  шестнадцатая. Губной  целовальник.

      Вечерело. На улице было тихо, только издали слышался собачий лай и неясные глухие звуки со стороны заезжей избы.
      Зимний закат солнца был необыкновенно ярким и холодным. Облака над лесом, своими формами и различными лучистыми оттенками поражали своей неестественной красотой. Солнце всё ниже и ниже клонилось к земле; кажется, ещё мгновение и оно уйдет за горизонт, за частокол сосен и елей, разбрызгивая оттуда остаток своих холодных лучей.
       Жданко зябко передернул плечами и заскочил в губную избу, крепко хлопнув дверями. Дружина, губной староста, покосился на него, закашлялся, прошептал сипло:
 -Ну, что ты ходишь и ходишь туда-сюда. Только избу студишь. Придёт скоро Голуба, как солнце будет садиться, так и придёт.
    Губной староста Дружина уже второй день мучился с горлом, кряхтел, кашлял, сморкался и вчера попросил Голубу дать ему что-нибудь для облегчения.
     Голуба зашла в губную избу тихо, с облаком холодного воздуха, одетая в  атласную цветную шубу на соболях, меховые шапку и сапоги.
     Дружина поднялся, покряхтел, показывая на горло; указал на скамью. Голуба достала завернутый в тряпицу небольшой глиняный кувшин с носиком, попросила у Дружины его кандюшку - глиняную кружку, заполнила ее наваром и рассказала, как он  должен будет лечить горло. Сказала, что если он будет делать всё правильно, как она ему говорит, то завтра всё у него пройдёт. Дружина заулыбался и кивнул в   сторону Жданко, который стоял рядом с Голубой и застенчиво смотрел на неё, всем  своим видом показывая ей своё уважение: Голуба уже неоднократно помогала его жене и детям своими травами и заговорами. 
         Жданко повёл Голубу в свой угол, усадил на скамью и начал расспрашивать о её жизни и в городе и на Порошинской заимке, о Мелехе, но больше о человеке который сейчас живет на заимке и охотится там. Голуба рассказала о Молчане всё, что было ей известно: когда и как он появился, как она лечила, чем он там занимается, описала внешность Молчана и его раны, которые лечила. Жданко  поблагодарил её и проводил из избы. Вернувшись на место, Жданко задумался.   
Прошло уже много лет, как Жданко был избран местной земщиной губным целовальником для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей, поклялся честно исполнять их, а в подтверждение клятвы целовал крест.
За годы исполнения обязанностей губного целовальника Жданко стал профессиональным сыщиком по татебным, разбойным и убийственным делам. Три года назад ему удалось установить и совместно с привлеченными помощниками уничтожить на их подведомственной территории, их губе, самую жестокую и злобную разбойную ватагу, которая совершала на дорогах и в лесах татьбу или, как стал называть сейчас  губной староста Дружина, разбой. Ватага состояла из опытных и безжалостных убийц. Заводилами ватаги и ее управителями были трое: дядька - атаман, большой и сильный мужик, который кулаком сбивал с копыт быка и его два воспитанника, два брата, старшего из которых звали Пузо.
Жданко установил, что хотя атаманом и являлся дядька Хряп, всеми делами ватаги  фактически руководил младший из двух братьев, имени которого никто не знал. Старший брат Пузо, как и его дядька, атаман, был здоровым и жестким молодым мужиком, но все ватажники почему-то остерегались именно младшего брата, молчаливого, неулыбчивого, скрытого, среднего телосложения, но, физически очень  сильного, выносливого парня. Временами он куда-то исчезал на несколько дней, с ватажниками разговоры вёл только по необходимости, дележом всего добытого занимался только он, и, как говорил всем его дядька: «Он и только он будет всегда  дуван дуванить» .
      Жданко хорошо запомнил тот день, три года назад, когда они вместе с "обозом -живцом" наконец-то встретились с ватагой Хряпа на лесной дороге, на краю болота. В обозе было три конных упряжи, загруженные никудышным, но объемным и видным товаром. Они тогда, губной староста и двое губных целовальников, четыре ярыги и  три ямщика, все вооруженные до зубов, со спрятанными ружьями, пистолями, ножами и рогатками проехали более сотни вёрст, рассказывая всем встречным о ценном пушном грузе. И Хряп встретил их. Ватажники обложили их обоз со всех сторон, всего их было 13 нападающих, которые подошли к ним совсем близко, ровно на такое расстояние, на которое их подпустили целовальники - на выстрел пистоля. Уйти удалось четырем ватажникам, в том числе и двум братьям. Причем старший Пузо был ранен; позднее Жданко нашел его тело в лесу, рядом с ним были тела двух ватажников, колющими ударами сабли с левой стороны. Из чего Жданко сделал вывод, что убивший их либо левша, либо одинаково хорошо владеет как левой, так и правой руками. 
Четвертый разбойник скрылся. Жданко целый день шёл по его окровавленному  следу и, в конце концов потерял его. Это был младший из ватажников, следы его потерялись, но все губные старосты, губные целовальники и их помощники – ярыги - помнили о нем и принимали меры к его розыску, опознанию и задержанию либо уничтожению. Проверяли всех появившихся новых и проезжающих лиц. Но пока безрезультатно.
Вчера, в разговоре с Голубой губной староста Дружина узнал, что Мелеха с друзьями уехал рыбачить на Порошинскую заимку к Молчану. Молчан его сразу заинтересовал, и он попросил Голубу полечить ему горло и поговорить с губным целовальником. Так Жданко узнал о Молчане.
Сейчас, после беседы с Голубой он сидел притихший на скамье, около своего стола, опершись спиной о бревенчатую стену, положив ногу на ногу, мотал правой ногой вверх-вниз, вправо-влево. Он думал, складывал свои мысли в один кулак, а потом медленно, по чуть-чуть, вытаскивал их оттуда, как бы наблюдая за собой со стороны. Он ждал, когда азартно застучит его сердце, предчувствуя  удачу. И оно ёкнуло. Он встал, осторожно, исподтишка бросил быстрый взгляд на Дружину, пересёк избу в угол и обратно, сел на скамью. В упор посмотрел на Дружину:
- Я завтра уеду на Порошинскую заимку.
Дружина попытался улыбнуться, но только перекосился со страдальческой гримасой и хмыкнул, махнув рукой.  Он  уже давно изучил Жданко и понял, что тот взял верный след и теперь пока не завершит это дело, Дружина его не увидит в губной избе.


Рецензии