Мнимые злодеяния Сталина. Гонения на Церковь

   А кто же еще устраивал гонения на Церковь, как не Сталин? Всякий знает, что основная часть репрессий против духовенства пришлась именно на его годы правления.
   Но давайте припомним, что представляла из себя РПЦ перед революцией. И поможет нам в этом священник Беллюстин И.В, издавший в 1858 г. статью «Описание сельского духовенства», где он рисует картину фантастической коррупции, охватившей всю церковную жизнь. Городское духовенство и архиереи в то время от государства получали много. По словам Троцкого в «Новом времени» оклад митрополита достигал двухсот тысяч. И неважно даже, в год или в месяц – все равно много, тем более для монаха. Положение же сельского священника было зачастую бедственным. И ужасы его начинались с ученических лет. Цитата: «Одну способность только оказывает большая часть учителей – обирать деньги. Зло это всюду пустило глубокие корни; но нигде оно не обнаруживается так небоязненно, как в духовных училищах, в духовных правлениях и консисториях. Приводят мальчика в училище; отец должен его явить смотрителю и пятерым учителям. Явить – значит принести деньги. При этом случае от беднейшего причетника требуется не менее двух руб. смотрителю и не менее рубля на каждого учителя. Священник должен представить вчетверо или по крайней мере втрое. И напрасны тут просьбы, напрасны даже слезы: кто стоит на одном, что не может дать требуемого, тот выгоняется в толчки; а что последует за тем, увидим дальше. Та же история повторяется после святок, после Пасхи, после каникул – непрерывно во все продолжение курса. Но зачем же дают? Затем, что горе тому мальчику, отец которого когда-либо не выплатил назначенного: месть жестокая, неумолимая, зверская преследует его с утра до ночи на каждом шагу. Истязаниям несчастного, – и каким истязаниям!., нет ни конца ни меры. Скажем одно: в один и тот же день от двоих учителей ученику случается вытерпеть до 200 розог…В деле грабежа они действуют общими силами и поддерживают один другого. И кому же эти казни? Мальчику от 8 до 14 лет! … прекраснейший мальчик, но сын бедного отца, засекается – именно засекается. Не дальше, как два года назад, в N училище двенадцатилетнего мальчика, таким образом наказанного не за вину, а за то, что отец его не привел учителю корову, которой тот требовал, принесли на руках домой, и он на другой же день помер…
О хорошем месте в епархии лучшему студенту и мечтать нечего. Такие места обыкновенно раздаются племянникам архиерейским… Но и посредственное место студент может получить под одним условием – заплативши за него деньги. Чем лучше место, тем выше цена, возрастающая иногда до 200 рублей. Но еще не все сделано, когда заплачены деньги этим господам; нужно не менее отдать в консисторию: оттуда нужна справка с мнением; без платы подобные вещи не делаются; без удовлетворения всех – и членов, и секретаря, и подьячих в консистории мнение может послужить не в пользу. Скажем о дальнейших поборах при производстве в иереи: после посвящения он должен заплатить протоиерею, протодиакону, иподиякону, певчим, т. е. сейчас же, по принятии благодати, и тут же на месте посвящения, должен заплатить за указ в консисторию, за грамоту письмоводителю (кроме казенной цены), иначе его продержат месяцы; словом, он должен издержать от 60 (никак не менее) до 100 р[ублей] сер[ебром]. А… должность благочинного всегда и неизбежно должно купить, иногда и очень дорого. Поэтому она предоставляется большею частию иерею жалкой посредственности во всем, но артисту зашибить копейку. Естественно, что, купив эту должность, он хочет выручить потраченные деньги – и с барышом; значит, цель учреждения благочинных извращена в самом основании своем». И так далее. Но самое главное, это то, что Церковь в любом состоянии остается источником нравственности. Какую нравственность источает коррупционное сообщество можно даже не представлять. Это не только разрешение, но и одобрение взяточничества в глазах прочих, кто к клиру не относится, но взятки берет (дает) регулярно. РПЦ перед революцией была настоящим идеологом и вдохновителем коррупции.
  1 апреля 2021 года протоиерей отец Андрей Немыкин одел рясу и все свои ордена, вышел во двор своего дома в г. Новочеркасске и застрелился из пистолета. Незадолго до этого он взял кредит и рассчитался по зарплатным долгам со своими подчиненными. Ежемесячный епархиальный взнос был ему назначен в размере 90 тыс. руб. Таких денег у него в приходе не было. Но это, кстати, не очень большой взнос. На Кубани с приходов ныне берут по 2,6 млн руб в год. Скрепы и традиции сильны, как видите, до сих пор.
   Ленин, ненавидевший коррупцию, полагал, что решение проблемы в уничтожении Церкви как института. Сталин же, бывший семинарист и хорошо знавший, что истинные причины коррупции лежат не в религии, а наоборот, в отрицании ее самими священнослужителями, полагал, что Церковь нужна, но очищенная, а не та, которая, разъевшись, подняла руку на монархию. Видимо, он еще и разделял мысли архиеп. Андрея Ухтомского, изложенные последним в письме прокурору республики 30 октября 1928: «Я сам признаю коммунизм идеалом божественной жизни. Коммунизм я оправдываю идеологически историей христианства. Но обоснование коммунизма на безбожии — это для меня представляется самою яркою ошибкою, которая совершенно очевидна в нашей повседневной жизни, когда верующие совслужащие потихоньку от власти бегают в церковь, потихоньку крестят своих детей, потихоньку соввласть обманывают. Это великая ложь нашего времени…»
16 августа 1923 г. Сталин, как секретарь ЦК подписал циркуляр обкомам и губкомам. Циркуляр запрещал закрытие церквей «по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации», за неуплату налогов, аресты «религиозного характера», если они не связаны с контрреволюционными деяниями. Ленин был уже не у дел, а Троцкого Сталин не боялся. В ту же пору был освобожден из заточения патр. Тихон, который после смерти Ленина сказал, кстати,  следующее: «По канонам православной церкви возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви...  Но Владимир Ильич Ленин не отлучен от православной церкви, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его.  Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души". ("Вечерняя Москва", 25 января 1924 г.)
"В ЦИК  СССР.  Председателю М.И.Калинину. Священный Синод РПЦ выражает Вам искреннейшее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения.  Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся  светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных,  за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе  за  достижение полного счастья  людей  на земле…  Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе.  Председатель Священного Синода митрополит Евдоким". ("Известия", N 20, 25 января 1924 г.)
   Но если такая симфония меж Церковью и Советами сложилась уже к 1924 г. откуда взялись массовые репрессии? Аресты были, в первую очередь, связаны с антигосударственной деятельностью клира. В Церкви служили хорошие проповедники, а что они могли проповедовать, когда лишились и власти, и больших денег? Только горечь и непонимание, за что и наказывались.  Как сказал митр. Сергий: «Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния...» И, при всей одиозности для РПЦ личности оратора, его слова до сих пор никто не опроверг.
Второй причиной была, конечно, сильная антирелигиозная позиция ОГПУ. Примерно такая же позиция была и у Службы Имперской безопасности (РСХА) Германии. Эти две организации соперничали, ревниво отслеживая чужие успехи и перенимая чужой опыт. «У Гейдриха была… самая настоящая ненависть по отношению к христианству и католической церкви. Но у него хватало ума видеть, что прямой выпад против…церкви могут поколебать фундамент нацистского режима. Поэтому он решил дискредитировать церковь в глазах народа, разрушить ее престиж и ослабить путем внутренних распрей, а также проведения… мероприятий, направленных на ее упадок и дезинтеграцию. Дезинтеграцию церкви, по его мнению, лучше всего было начать изнутри, для чего он создал в управлении СБ специальную секцию… Гейдрих разработал план, который ставил под угрозу само существование христианской церкви в Германии. Его идея заключалась в том, чтобы направить в ряды священнослужителей молодежь, насквозь пропитанную духом национал-социализма, и когда она займет в церковной иерархии ключевые позиции, приступить к дезинтеграции самой церкви. Гейдрих рассчитывал не просто внедрить молодых нацистов в число священнослужителей, а пропустить их через духовные семинарии, дабы те овладели всеми премудростями и обрели статус посвященных в духовный сан. Гейдрих полагал, что лет через 15-20 лет его эмиссары… смогут начать свою разрушительную деятельность…. Гитлер проявил к этим планам мало интереса. Тем не менее, Гейдрих от своей идеи не оказался, решив ее отложить, а пока начал внедрять своих агентов во все церковные организации. … Его агенты работали в аппарате папского нунция в Берлине, да и в самом Ватикане». (В. Хёттль «Секретный фронт».)
  Смерть Гейдриха прервала его планы. А вот деятельность Тучкова, начальника 6 упр. ОГПУ, развивалась без препятствий. Подобно Гейдриху, использовавших отставных иереев, Евгений Тучков для дестабилизации Церкви использовал «обновленцев», пытавшихся захватить Церковь. В обновленческой «Живой церкви» побывал и митр. Сергий, будущий патриарх, порвавший с нею в 1922 г. Но ренегаты, как и в Германии, большого результата не дали. Поэтому Тучков пошел как по пути внедрения своих агентов в Церковь, так и приобретения эмиссаров-разрушителей. Облегчалась его задача тем, что стать такими эмиссарами находились охотники. В борьбе за власть они не считались ни с чем, убирая препятствия руками ОГПУ. Ну, а стать простыми осведомителями – это было как воды попить. В декабре 2020 г. улетел в Лондон епископ Череповецкий Флавиан, лишенный за это сана с формулировкой «пьянство и блуд». Насовсем улетел. А все из-за ссоры с оперуполномоченным ФСБ, которому Флавиан заявил, что мол с организацией, у которой руки по локоть в крови, он сотрудничать не станет. Теперь он фигурант дела по обвинению в сотрудничестве с иностранными разведками. Скрепы прямо скрежещут.
   В связи с этим интересна история митрополита Сергия Старгородского. После смерти патриарха Тихона, на престол должен был взойти один из назначенных им трех (на случай ареста) преемников: митрополитов Кирилла Смирнова, Агафангела Преображенского и Петра Полянского. Поскольку все трое оказались в заключении или ссылке, то митр. Сергий принял власть, став заместителем Патриаршего местоблюстителя. Надо заметить, что такой должности Собор 1918 г. не предусмотрел, равно как и должность Патриаршего местоблюстителя. По сути этой должности не существовало в принципе, что, однако, не помешало митр. Сергию полностью взять власть в свои руки.
  Нечто подобное произошло и со Сталиным. В Политбюро ЦК его ввел Ленин для того, чтобы иметь лишний голос против Троцкого. Много чести Сталину не оказали, доверив ему лишь командование стенографистами и секретарями. За это Троцкий издевательски назвал его «генеральным секретарем». Сталин проглотил оскорбление и даже принял насмешливое клеймо как данность. Но по мере укрепления власти Сталина, набиралась сил и его шутовская кличка, поскольку других должностей он не желал. И в конце концов, должность генерального секретаря стала вершиной могущественной партии и оставалась таковой до Горбачева включительно.
   Вот и митр. Сергия не остановил факт несуществующей должности. Для получения власти ему хватало и «заместителя», и «местоблюстителя». Его арестовали в конце 1926 и через несколько месяцев выпустили, результатом чего явилось появление заявление Сергия, «что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и Правительством». И это, видимо, было началом активного взаимовыгодного сотрудничества митрополита с ОГПУ.
   Сталина обвиняют в том, что с его личной санкции в ту пору был расстрелян архиепископ Питирим (Крылов) и управляющий делами Московской Патриархии протоиерей А.В. Лебедев. Крылов был главой Московской епархии (ныне ее возглавляет патриарх Кирилл). Его место через год занимает Сергий. 27 апреля 1934 года ему присвоен титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского. Место же расстрелянного управделами Лебедева занял епископ Дмитровский Сергий (Воскресенский), бывший, по мнению московского духовенства, провокатором. И вот тут нужно уточнение, понимал ли Сталин, что его руками водят?
13/26 апр.1926 освобожденный из ссылки митр. Агафангел направил митр. Сергию письмо с извещением о своем вступлении в обязанности Патриаршего Местоблюстителя и распоряжением о возношении своего имени. 30 мая митр. Агафангел лично прибыл в Москву, но был не только не встречен Сергием на вокзале, но и получил от него пожелание воротиться к себе в Ярославль. Агафангел последовал совету, поскольку у Сергия была железная аргументация: настоящий Местоблюститель – это Петр митр. Крутицкий, а он, Сергий, его зам с неограниченными полномочиями. А стало быть, все остальные просто самозванцы, не будем показывать пальцем кто. И мало кто понимал тогда, что пока Сергий «заместитель», его начальник никогда не выйдет из чекистских застенков. Вослед отбывшему Агафангелу полетела телеграмма от Сергия «Проверив справку, я убедился в отсутствии Ваших прав. Усердно прошу: воздержитесь от решительного шага». А потом и письмо: «... получив власть не по праву, Ваше Высокопреосвященство только подвергли бы себя церковному суду». Агафангел ответил: «Продолжайте управлять Церковью... предполагаю ради мира церковного отказаться от местоблюстительства». Но впоследствии митр. Агафангел вместе со своими викариями перестал признавать законной деятельность митр. Сергия. За это его викарии были запрещены Сергием в служении и впоследствии арестованы. Сам митр. Агафангел вскоре в 1928 г. скончался.
  В ноябре 1926 г. прошли тайные выборы нового патриарха. В них участвовали многие архиереи, остававшиеся на свободе. Было собрано 72 подписи за митр. Кирилла (Смирнова). Митр. Сергий согласился на проведение выборов поставив, правда, странное условие, что митр. Петр, находившийся в заключении, будет извещен о выборах. Посланники, естественно, были схвачены, а документы у них изъяты. ОГПУ и без этого знало о выборах, но факт ареста курьеров снимал подозрение в доносительстве с других участников, в том числе и с Сергия. В результате было арестовано более 40 архиереев, в том числе и несостоявшийся патриарх. Весной 1927 г. к митр. Кириллу в вятскую тюрьму явился ответственный за советскую церковную политику Евгений Тучков и предложил владыке возглавить Церковь, поставив условием согласовывать с властью перемещение неугодных ей архиереев. В ответ владыка Кирилл заявил: «Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». С митр. Сергием Тучков договорился быстрее. В 1928 году Кирилл резко осудил действия Сергия (перемещение с кафедр архиереев, запрещение в служении несогласных с его политикой). Определением Временного патриаршего Священного синода 11 марта 1930 года митр. Кирилл был запрещён в служении «за поддержку раскола и … неподчинение Заместителю». 24 июня 1937 года был арестован по обвинению в подготовке «активного повстанческого выступления против Советской власти… установления патриаршества и главенства церкви над государственной властью». Расстрелян под Чимкентом 20 ноября 1937 г. Заметьте, «главенства церкви над советами», т.е. митр. Сергий обвинил митр. Кирилла в своих собственных упражнениях. Видимо, он считал это преступлением. «Не судите, да не судимы будете…»
  В конце 1936 года в Патриархию поступили ложные сведения о смерти Патриаршего местоблюстителя митр. Петра, якобы последовавшей 29 сентября, вследствие чего 27 декабря 1936 года митрополит Сергий принял на себя титул Патриаршего местоблюстителя, повысив, таким образом, себя. По митрополиту Петру была отслужена панихида. А в августе 1937 года «настоящего Патриаршего местоблюстителя» митр. Петра застиг «Большой террор». Помощник начальника тюрьмы подал рапорт, в котором сообщалось: «Он… рассказал мне, что он до сего дня считает себя местоблюстителем патриаршего престола, что он за это-то и сидит, так как категорически отказался от предложения ОГПУ снять с себя этот сан в пользу «разных проходимцев, отлученных мною же от церкви». При этом заключенный выразил мысль, что Соввласть несправедлива, содержа его «невинного в заточении, добиваясь смерти», так как из этого ничего не получится, ибо при его жизни уже назначено 3 заместителя в завещании, а каждый заместитель, в свою очередь, назначил 3-х заместителей и таким образом заместителей «хватит на тысячу лет».
2 октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области митр. Петр Полянский был приговорён к расстрелу и 10 октября был расстрелян.
   Так кто же разрушал Церковь, Сталин? Да нет. После появления 2 марта 1930 года в «Правде» статьи Сталина «Головокружение от успехов» вышло постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлением партлинии в колхозном движении», которое, в частности, обязало партийные организации : «Решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке, фиктивно прикрываемую общественно-добровольным желанием населения. За издевательские выходки в отношении религиозных чувств крестьян и крестьянок привлекать виновных к строжайшей ответственности».
   Сталин заново пытался создать Церковь, убитую коррупционерами. А вот разрушали ее патриархи Тихон и Сергий. Первый тем, что отказался выдать национализированные государством церковные ценности, которые и при царе принадлежали государству, спровоцировав, таким образом, кровавую бойню, а потом и гражданскую войну. И хотя он формально отказался благословлять братоубийство, за него это сделали многочисленные клирики. Впоследствии Тихон раскаялся перед Советской властью за свой мятеж и тем спас свою жизнь. Но вот жизни миллионов верующих и атеистов, истреблявших друг друга на протяжении долгих лет, он своим покаянием не вернул.
  Сергий же шел к абсолютной власти буквально по трупам своих соратников. Надо еще понимать, что на уме у иерархов было клерикальное государство. Когда царь Николай II предлагал им восстановить патриаршество, они отказались. Но выбрали патриарха осенью 1917, после падения монархии. Именно тогда Ленин сказал свою знаменитую фразу о сроках вооруженного восстания «вчера было рано, завтра будет поздно», имея ввиду избрание патриарха, своего явного конкурента на посту главы государства. Ведь для начала, во время первой сессии Поместного собора РПЦ 1917–1918 годов было юридически закреплено «изъятие» в пользу высших органов церковной власти прерогатив императора в области церковно-правительственного управления. Но если отречение Романовых от престола было недействительным, то переход церковных прав царя к духовенству был насильственным изъятием, осуществленным под прикрытием революционных властей. Это был первый шаг. И митр. Сергий не терял из вида свою цель и свою сверхзадачу. И не только он.
   В 1937 г. Ежов докладывал Сталину о заключении под стражу около 10 тыс. священников. 4 сентября 1943 г. на совещании по поводу открытия храмов Сталин предложил митр. Сергию подать список священнослужителей, которых нужно освободить. Сергий подал список всего на 26 человек. Из них 25 уже умерли. И тут два варианта. Или митр. Сергию остальные сидельцы были не нужны от слова совсем, или же священников в ГУЛаге уже не было. Полностью исчезнуть они тоже не могли, поскольку к 1946 году было открыто порядка 10 тыс. храмов, и в них кто-то должен был служить.
   Если бы Сталин разделял мнение Гейдриха, Тучкова, Ежова и Хрущева, то он вряд ли бы тратил силы и большие государственные средства на восстановление христианства в СССР. А ведь священство было поставлено на государственное довольствие. Налоги были снижены, как и плата за коммунальные расходы. 3 ноября 1944 года Комиссия при Совнаркоме СССР приняла постановление, освобождавшее от мобилизации в армию служащих православных священников. Вряд ли полный поворот государства к церкви был связан с войной. Скорее, война послужила поводом для осуществления Сталиным своих давнишних планов по возвращению народу религии.
   Но не смотря на его усилия окончательного возвращения Церкви в христианство не произошло. Два вектора, один – движения ко Христу, и другой – выхолащивания Духа, по-прежнему сильны внутри православной Церкви. Один заставляет подвижников восстанавливать разрушенные храмы, другой – заполнять эти храмы агентами спецслужб, целью которых остается, как и во времена Ежова и Гейдриха, дискредитация Церкви и религии. Но если мы говорим о Сталине, то он, несомненно, был и остается с первым вектором, с подвижниками.


Рецензии