Об уровнях речи

/рефлексии по прочтении Льва Выготского "Мышление и речь"/

     В самом деле, что если прислушаться к полифонии внутренних голосов и попробовать описать уровни их звучания через функциональность каждого? Различаю на данный момент следующие уровни речи:
 1. Внешний, эмоционально-реактивный - "болтовня"(болтливость). Мало- или неосознанный, пустопорожний речевой поток, проявляется часто в компании малознакомых людей как способ защититься от сближения, может быть спровоцирован алкоголем или выработкой эндогенных наркотиков - эндорфинов и адреналина. Активируется внешними "тычками" или воспоминаниями о стрессовых ситуациях.

2. Внешний, диалогически-реактивный, "разговорный" (беседы). Средне-осознанный, активируется наличием собеседника, проявляется в речевом контакте и диалоге с другими людьми.

3. Внешний монологически-реактивный, "высказывание" (обращение). Полубессознательный монолог, обращённый к живому существу, предмету, воображаемому собеседнику или персонажу. Активируется внутренней потребностью осмыслить, рассмотреть актуальный вопрос, в отсутствие реального собеседника.

4. Внешний диалогический, "думание вслух" или диалог в лицах, от имени двух или более собеседников. Активируется часто внешней агрессией, чтобы увидеть ситуацию или актуальный спорный вопрос с различных сторон, глазами всех его участников. Это своего рода осознание через моделирование возможной реальности.

5. Внешний, реактивно-минималистичный, "гымканье и угуканье. Комментирующие реплики, с мгновенным интуитивным внутренне-эмоциональным обобщением. Интуитивно-осознанный. Активируется взаимодействием с осознающим интересным собеседником, как желание выслушать и услышать говорящего, создавая минимальные помехи со своей стороны.

6. Внешний безсловесный, "кивание". Физиономически реактивный, происходит без участия внешней или внутренней речи как таковой. Активируется транслируемыми сутевыми смыслами собеседника или музыкой.

7. Нулевой, медитативный. Характеризуется отсутствием внешней и внутренней речи. Внесознательный. Активируется произвольно, вводит внимание, память и восприятие как и организм в целом в гармоничное состояние равновесия.

8. Внутренний созерцательный. Полусознательный, наблюдательный, вне речевого вмешательства. Образные ряды образуют полифонические линии, не облекая их в слова.

9. Внутренний, словесно-образный поток. "Поэтический". Активируется в одиночестве и внутренней тишине. Связан с эмоциональным опытом, памятью и прапамятью.

10. Вспоминательный. Цитирование и самоцитирование. Когда всплывают различные рефлексии на прошедшие события и прочитанные книги, как если бы они имели запах, звучит воспоминательная речь.неосознанный. Активируется интеллектуальной бездеятельностью и отдыхом.

11. Образно-диалогический, "театральный". Осознанный. Выглядит как внутренний диалог между различными аспектами собственной личности, через скрытую речь. Активируется при творческом решении какой-либо задачи, приносит "мгновенные озарения" похожие на нахождение чего-то, что всегда было перед глазами и поэтому не замечалось (эффект мартышкиных очков)

12. Образно-монологический, "сценический".
Осознанный, выглядит как внутренний монолог, обращённый к предполагаемому слушателю или аудитории, через "немую" скрытую речь. Активируется при необходимости скомпоновать информацию, в целях её последующей трансляции, своего рода внутренняя репетиция перед выступлением.

13. Внутренняя пластинка. Бессознательный. Активируется эмоциональными потрясениями, когда нет времени на осознание, нет контроля разума. Не конструктивен, деструктивно влияет на психику и организм в целом. Глушится направленным вниманием, интеллектуальной и творческой активностью. Алкоголем тоже глушится, но это не надо - очень опасно, так как это самый простой способ, а организм, чтобы выжить все оптимизирует и вот потом привычки, от которых тяжело уйти. Простой путь не всегда лучший. Я могу выпить, но могу и не пить, и даже от воды бываю пьяной.

Ну а ещё есть музыка, ей тоже можно мыслить.


Рецензии
Полина, у вас есть стремление к систематизации. Это присуще исследователям - настоящим учёным-мыслителям. Хоть у вас заметна недостаточность фундаментальных знаний в области всеобъёмлющего эволюционирующего всезнания, зато недостающие фундаментальные зания вы сможете творчески восполнять знакомством через чтение письменных текстов и устное общение с уже кем-то открытыми такими знаниями и через интуитивное озарение догадками неизвестных вам знаний, или известных, не неправильно понимавшихся. Плюс к этому нужна работа логикой интеллекта в объяснении формулировками причинно-следственных отношений объектов, организмов, существ...

Надо лишь соблюдать меру. Не впадать в фанатизм стремления прочесть всё обо всём. Но и не самоограничиваться только в собственной модели мироздания, человека, общества.

А систематизация лишь материал для того, чтобы разрабатывать классификацию существенной информации в подходящей матрице: линейной, с нахождением в ней периодических повторов; плоскостной, по двум взаимно перпендикулярным шкалам параметров располагать типы в общих зонах реализации каждого из типов.

Александр Константинович Макеев   19.04.2021 08:58     Заявить о нарушении
Ой ... я точно нет, не учёный-исследователь

Наталья Глубокова   19.04.2021 17:38   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, я пробую планировать процесс самообучения, это непросто, но я думаю Вы знаете об этом, поэтому да, двигаюсь интуитивно, мне интересен процесс возникновения звучащей речи, сам этот феномен, во множестве его аспектов: говорении, пении, изучении иностранных языков, декламации и даже думании, так как иногда люди думают очень громко и слышно.
С уважением

Наталья Глубокова   19.04.2021 17:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.