Добромила Иванова. 148 Жемчужина

…- Рождение в материальном мире – это уже не очень высокое рождение. Мы родились в материальном теле, а значит мы уже грешны! Избавиться от греха значит избавиться от материального тела. Это не значит, что мы должны покончить со своей жизнью. Нет!  Железный прут обретает природу огня если соприкасается с огнем, точно также соприкасаясь со Святыми Именами мы обретаем Их природу, и бесконечная гора грехов сгорает. Творчество, это проявление Бога в человеке. Это говорит о том, что в мире не существует ни одного обделенного творчеством человека. Творчество - это наша суть. Каждый из нас осознанно или нет создает свою реальность и мир вокруг. Мир изменится если все люди на планете займутся любимым делом, делом что пробуждает душу. Поэтому я хочу спросить у вас, мои Возлюбленные: «Вы читаете мои книги, которые я вам приносила как подарок? Даже я читаю их, когда у меня появляется свободное время. Как вы думаете, почему я читаю их? Вы думаете, что эти книги написаны мной? Нет! Они написаны Господом Шри Кришной. Вот почему я их читаю. Каждый раз, когда я начинаю писать, Господь Шри Кришна приходит и садится рядом со мной. Он вдыхает в меня каждое слово. Мои книги не являются заурядными сочинениями. Это трансцендентная литература. Я написала еще одну книгу, которую назвала: «Поток чистой Любви к Господу Шри Кришне.» В этой книге вы найдете то, как обрести Любовь к Господу, а значит ко всем живым существам. Завтра утром я принесу ее вам, и вы сможете вкусить сладостный нектар Премы – чистую любовь к Богу.
Когда Добромила закончила говорить, Светозара задала вопрос:
- Можно ли доказать существование души?
- Сейчас наше сознание целиком сосредоточено на теле. Но природу души может постичь только тот, чей взор обращен внутрь. Для людей, чье сознание очищено соблюдением обетов, медитацией, молитвой и покаянием, факт существования души представляется самоочевидным — для них это вопрос не веры, а реального духовного опыта. Для других же, даже несмотря на наличие огромного эмпирического материала, существование души так и останется недоказанной гипотезой.
Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь ее.
Если что-то существует, то оно существует всегда. Если я существую, значит я существовала всегда и не перестану существовать в будущем.
Если есть закон сохранения материи и закон сохранения энергии, то почему не может быть закона сохранения сознания? Многие из законов, открытых в глубокой древности, мы заново открываем для себя только сейчас. Закон сохранения сознания — один из них.
То, что постоянно меняется, — все равно что не существует, но то, что существует, должно быть неизменным и существовать всегда.
Наше постоянно меняющееся тело не может существовать вечно. Современная медицина признает тот факт, что на клеточном уровне тело меняется каждое мгновение; это обусловливает процессы роста и старения. Но вечная душа, несмотря на все изменения, которые происходят с телом и умом, всегда остается неизменной. В этом разница между материей и духом. По своей природе тело изменчиво, а душа вечна. К такому выводу приходят все те, кому открылась истина, как имперсоналисты, так и персоналисты.
Понятие «существующий» относится исключительно к духу, а понятие «несуществующий» - к материи. Это утверждают все, кто видит истину.
Так начинаются наставления Господа, обращенные к обусловленным душам, введенным в заблуждение энергией невежества. Снять пелену невежества - значит восстановить вечные отношения между поклоняющимся и объектом поклонения, то есть понять разницу между Верховным Господом и Его частицами - живыми существами. Постичь природу Всевышнего можно, тщательно изучив самого себя: индивидуальное живое существо и Верховный Господь соотносятся между собой как часть и целое. Господь первоисточник всего сущего. Все, что исходит от Него, принадлежит либо к высшей, либо к низшей природе. Живые существа относятся к высшей энергии Всевышнего. Хотя источник энергии и сама энергия неотличны друг от друга, считается, что энергия всегда занимает подчиненное положение по отношению к ее источнику. Следовательно, живые существа всегда подчинены Верховному Господу, как слуга подчиняется хозяину, а ученик - учителю. Однако тот, кто находится во власти невежества, не в состоянии понять этих истин.
Каждый из нас может понять, чем пронизано его тело, - оно пронизано сознанием. Всем телом или какой-то одной его частью каждый может испытывать боль или приятные ощущения. Сфера действия индивидуального сознания ограничена рамками данного тела. Боль и наслаждения, которые ощущает одно тело, неведомы другому. Это объясняется тем, что в каждом теле находится индивидуальная душа. Признаком ее присутствия является наличие в теле индивидуального сознания. По величине душа равна одной десятитысячной кончика волоса.
Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души.
Таким образом, индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Это крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяется на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела, - оно проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа.
Таким образом, природа бесконечно малой души описана в Ведах, и ощутить ее присутствие может каждый здравомыслящий человек.
Крошечная душа может распространять свое влияние на все тело живого существа. Душа находится в сердце каждого существа, но, поскольку ученые-материалисты не в состоянии обнаружить ее, некоторые из них по неразумию утверждают, что души не существует. Бесконечно малая индивидуальная душа, вне всякого сомнения, находится в сердце живого существа вместе со Сверхдушой, и потому именно сердце является источником энергии, приводящей тело в движение. Кровяные тельца, которые насыщаются кислородом в легких, получают энергию от души. Когда душа покидает тело, кровообращение останавливается. Медики признают важную роль, которую играют в организме кровяные тельца, но не могут установить, что источником этой энергии является душа. Однако они соглашаются с тем, что источник энергии в теле - сердце.
Крошечные частицы духовного целого иногда сравнивают с корпускулами солнечного света. Солнечный свет состоит из бесконечного количества сверкающих частиц. И точно так же отделенные частицы Верховного Господа - это крошечные искорки Его сияния, представляющего собой высшую энергию Господа. Таким образом, ни последователи ведической философии, ни представители материалистической науки не имеют оснований отрицать существование души в теле.
Материальное тело по своей природе тленно. Оно может погибнуть сразу после рождения или через сто лет, но смерть его неизбежна. Это всего лишь вопрос времени. Тело не может существовать вечно. Однако душа в теле столь мала, что никакой враг не в силах даже увидеть ее, не говоря уже о том, чтобы убить. Как было сказано в предыдущем стихе, душа так мала, что никто не знает, как определить ее размеры. В любом случае, нам не о чем скорбеть, ибо живое существо невозможно убить, так же как материальное тело нельзя уберечь от смерти навеки или хотя бы на долгое время. Бесконечно малая частица духовного целого получает материальное тело сообразно своей деятельности в прошлом, поэтому каждый должен следовать заповедям религии. «Веданта-сутра» утверждает, что живое существо имеет природу света, поскольку оно является частицей высшего света. Подобно тому как свет солнца поддерживает жизнь во вселенной, свет, исходящий от души, поддерживает жизнь в материальном теле. Как только душа покидает тело, оно начинает разлагаться, - стало быть, именно душа поддерживает жизнь в материальном теле. Само по себе тело лишено всякой ценности.
Душа исполнена знания, иначе говоря, она всегда обладает сознанием. Сознание - неотъемлемое свойство души. Даже если нам не удастся обнаружить душу там, где она находится, - в сердце, мы все равно можем установить ее присутствие по наличию сознания. Иногда мы не видим солнца, потому что небо затянуто облаками или по какой-то другой причине. Однако разлитый повсюду солнечный свет свидетельствует о том, что сейчас день. Когда ранним утром небо светлеет, мы тотчас понимаем, что солнце восходит. Аналогичным образом, сознание, которое присутствует в каждом теле - и в теле человека, и в теле животного, - указывает на то, что в нем находится душа. Однако сознание индивидуальной души отлично от сознания Всевышнего, ибо Его сознание всеобъемлюще. Господь знает все, что происходило в прошлом, происходит сейчас и произойдет в будущем. Индивидуальной душе присуща забывчивость. Когда душа забывает о своей истинной природе, она может получить знание, внимая наставлениям Кришны. Но Самого Кришну никак нельзя сравнить с забывчивой душой.
Все имеет свое предназначение, и человек, обладающий совершенным знанием, знает, как и где можно что-либо применять.
Душа распространяет свое сознание на все тело, точно так же, как цветок распространяет вокруг себя благоухание.
в нашем теле душа находится в области сердца и оттуда посредством потоков праны, жизненного воздуха, распространяет энергию сознания на все тело. От сердца отходит семьдесят две тысячи каналов, по которым циркулирует жизненная энергия, позволяя душе ощущать все свое материальное тело и управлять им. Любое нарушение циркуляции праны приводит к тому, что соответствующая часть нашего тела немеет и в конце концов атрофируется. Не случайно именно сердце, а не мозг, всегда считалось источником жизни, сознания и эмоций, и самой уязвимой частью человека. Душа, находясь в одном месте, подобно солнцу, освещает все тело светом сознания. Постулат об атомарности сознания также объясняет еще один важный факт — целостность нашего восприятия. Всевозможные ощущения в разных органах тела не воспринимаются нами разрозненно, хотя за них отвечают разные отделы мозга. Весь этот опыт принадлежит одному «я». Этот факт очень сложно объяснить, если исходить из предположения о том, что сознание порождается совместной деятельностью миллиардов нервных клеток. Какая из них присваивает себе право быть носителем единого «я», распространяющегося на все тело?
Узнаете истину – и истина сделает вас свободными. Проблема заключается в отсутствии истины. Веды – это знание. Знание – это свет. Невежество – это тьма. Когда у нас нет этого знания, мы находимся во тьме. Наш опыт в этом мире можно сравнить с тем, как когда выключают свет — всё становится очень трудным. Простые вещи — передвигаться, находить предметы – становятся очень трудными. Поэтому мы можем понять, как ценно знать истину.
В материальном мире много истин. Они относительны и зависят от условий. Если условия выполняются, тогда – это истина. Абсолютная истина относится к другой категории. Абсолютная истина – всегда истина. Некоторые люди говорят, что не существует абсолютной истины. В ответ им можно сказать, что то, что вы говорите, следовательно, тоже — не истина.
Основой ведического понимания является наука о душе. Мы часто используем слово «душа» — душевная музыка, душевный человек. Что это означает?
Веды говорят, что вопрос понимания того, кто мы, — один из самых важных вопросов. Самый важный вопрос. К сожалению, мы почти никогда не задаём себе этот вопрос, мы думаем, что знаем ответ.
Процесс смены тел называется реинкарнация. Когда мы думаем о себе, мы думаем: я – мужчина, или я — женщина, мне столько-то лет, я белый, черный, толстый или худой, я — отец или мать. На самом деле, это не более, чем совокупность ряда ярлыков, относящихся к нашему материальному телу. Однако Веды учат тому, что мы сами состоим из другой, духовной энергии. По своей сущности, мы – дух, не материя. Правильное обозначение для этого – духовная душа, индивидуальная духовная искорка, которой мы вечно являемся. Сейчас мы находимся в этом материальном теле, которое может быть определённого пола, расы, национальности и возраста. Но мы — не это тело. Мы – вечная духовная душа, искра Бога, Верховной Души, от которого мы произошли.
Это называется — абсолютна истина. Относительная истина – это: «я в славянском теле». Абсолютная истина: «я в этом теле, скоро я оставлю его. Но я не могу перестать существовать. Я должен буду куда-то отправиться». Куда? Например, сейчас я в русском женском теле и думаю: я – славянская женщина; в следующей жизни я буду в мужском германском теле и буду думать: я — германский мужчина. Но это не так. Это часть иллюзии. Я — та же личность, которой был всегда. Но я могу менять тела. Процесс смены тел называется реинкарнация. Это — Ведическая истина.
Если мы знаем истину, то перемена тела нас не беспокоит. Существует одна вещь, которой мы боимся больше всего, это – смерть, мы стремимся избежать её всеми способами. Если самолёт падает, мы очень боимся. Поэтому важно знать, что мы не можем умереть. То, что пронизывает всё тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу. Чем больше мы отождествляем себя с телом, тем больше мы беспокоимся. лишь тело, в котором душа воплощается, подвержено гибели говорится: «Душа неразрушима, неизмерима и вечна, лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели. Для души не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она – не рождённая, вечная, всегда существующая, изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело». Если бы мы только знали, что это истина, это принесло бы нам такой комфорт, удобство, покой. Наша жизнь не имеет начала и конца. Мы не видим это так. Мы рассматриваем отрезок времени и называем это жизнью. На самом деле, это лишь участок нашей жизни. Если мы поймем это, то будем беспокоиться не о том, что делать в этой жизни, а — в жизни вообще. Люди строят планы – учиться, жениться – на этот участок жизни, но никто не думает о том, что будет после смерти, о большом будущем. Они говорят: «Ой, вот только не надо об этом».
Главное послание Вед – сказать нам, кто мы. Пока я не знаю, кто я, я не могу правильно построить свою жизнь.
Это не религия. Иногда нас спрашивают – это религия? Это не религия – это истина. Истина и для христиан, и для индусов, и для буддистов. Она не меняется в зависимости от того, верите ли вы в это или нет. Поэтому, Веды не сектантские, это истина жизни.
Когда человек узнаёт, что он, душа, он хочет знать, как ему действовать в соответствии с этим пониманием: «Я – душа». Мы знаем, что делает человек, чем занимаются родители или жена, каковы обязанности врача. А что делает душа?
У души есть её вечная обязанность. В соответствии с нашим материальным положением у нас есть определённые обязанности. Веды не говорят, что ими надо пренебрегать. Но мы должны знать, в чём заключается наша вечная обязанность.
Существует 2 вида энергий – материальная и духовная. Духовная энергия тоже подразделяется на 2 категории – высшая и пограничная (или низшая). Верховный Господь – это Высшая духовная энергия. Живые существа относятся к пограничной духовной энергии, т.е. они духовны по сути, но иногда покрываются материальной энергией. Поэтому мы не знаем, кто мы, мы находятся под действием материальной иллюзорной энергии, наше видение покрыто.
Находясь под влиянием духовной энергии, мы в точности видим, кто мы. Наше вечное положение – слуга. В материальном мире все хотят быть господином, управляющим. Никто не любит быть в положении слуги. Это считается низким и нежелательным.
Но мы не можем поменять наше вечное положение. Поэтому, несмотря на то, что мы не хотим это признавать и думаем о себе как о господине, мы всё равно слуги. Например, муж служит жене, жена мужу, дети учителю, учитель детям. Если у человека нет жены или детей, он служит своим чувствам и уму (ум – это также не мы, это ещё одно наше тонкое тело), например, ходит в кино, общается с женщиной, наслаждается пищей. Он повинуется приказам своего ума и чувств.
Таким образом, мы оказываемся пойманными в паутину кармы. Такая наша деятельность порождает реакции. Чтобы получить их, мы принимаем новое тело, новое рождение и всё сначала.
Некоторые думают, что это здорово, этот мир – хорошее место. Но материальный мир – нежелательное место. Для души естественно желать счастья. Отождествляя себя с телом, мы ищем своё счастье в счастье тела. Но это не удовлетворяет. В Голливуде живут самые несчастные люди. Что не так? Добившись американской мечты, они чувствуют себя несчастными. Почему? Они не знают науку о душе.
Ученики спрашивали одного йога: «А ты всегда счастлив?» И он сказал: «Нет. Но когда я чувствую себя несчастным, я знаю, почему».
Мы можем чувствовать счастье, благодаря своей деятельности. Можно чувствовать духовное счастье, занимаясь духовной деятельностью.
Что делать, чтобы быть счастливым? Мы – вечные слуги и есть только один Господин. Это Верховный Господь. Зачастую мы не хотим думать об этом. Но это реальность. Так же как у нас есть отец, биологический отец этого тела, у нас есть вечный изначальный Отец – Господь.
Духовные души берут начало в духовном мире. Это наш естественный дом. Но сейчас мы находимся в материальном мире, который называют извращённым отражением духовного мира.
В духовном мире Верховный Господь – самый первый. Жизнь всех живых существ вращается вокруг служения Верховному Господу. Они служат Ему из любви. В духовном мире царит любовь.
Любовь даёт нам самое большое счастье. Любить и быть любимым – это естественное состояние души. Группа «Битлз» пела: «Всё, что тебе нужно – это любовь…». Но мы не находим совершенных любовных отношений в материальном мире, т.к. здесь нет совершенной личности.
В духовном мире нет места для сознания «я – самый первый». И задача Вед — пробудить нас от иллюзии и вернуть в правильное состояние сознания.
Как достичь этого, находясь ещё в материальном теле? — Использовать все возможности, которыми мы можем наслаждаться в этом мире, для служения. Это принесёт нам духовное счастье, духовное удовлетворение. Уменьшится вкус и привязанность к счастью этого мира, исчезнет карма.
В процессе этой деятельности сердце очищается от материальных загрязнений. Появляется любовь, я могу действительно любить других, мне ничего не нужно от них в ответ. Моё основание – это любовные отношения с Верховной Личностью Господа.
Это основное послание Вед. Существует много подробностей, руководств, объяснений, информации. И, кроме того, удивительная информация о самом Верховном Господе. К сожалению, даже если мы хотим узнать о Боге, мы не можем узнать много. Чтобы развить свою любовь к кому-то, мы должны знать о нём. Веды дают подробнейшую информацию о Боге. Нам не нужно придумывать, создавать что-то в своем уме. Мы можем узнать истину, как она есть. Если мы хотим узнать её, нас приведут к ней. Один из аспектов Господа – Параматма, Господь, пребывающий в сердце каждого живого существа. Он знает наше сердце.
Существует счастье за пределами этого мира, оно превосходит любое счастье этого мира. Мы все хотим совершенства. Совершенный мир существует. Нам не нужно пытаться сделать совершенным этот мир, всё, что нам нужно, это отправиться в совершенный духовный мир.
Мы можем начать это сейчас, начав развивать наши любовные взаимоотношения с Верховным Господом.
- Почему постичь природу сознания так трудно? – Это была Светозара.
- Веды объясняют это следующим образом. Природа атмы, индивидуальной души, двояка: она одновременно является носителем сознания и самим сознанием, то есть сознание — это и свойство души, и сама душа. Иначе говоря, душа — это одновременно наблюдатель и наблюдение; тот, кто переживает опыт, и само переживание опыта. Первый аспект называется атрибутивным сознанием, второй — конституционным сознанием.
Чтобы понять это, можно снова привести в пример пламя. Свет — это свойство пламени, но тот же самый свет — не просто свойство, а самая суть пламени. Свет как свойство пламени позволяет нам видеть окружающий мир, и тот же самый свет как суть пламени позволяет нам увидеть само пламя — мне не нужно другой свечи, чтобы увидеть горящую свечу. Подобно пламени, душа самоочевидна.
Сознание как атрибут души позволяет нам, живым существам, постигать и эксплуатировать окружающий мир. Постигая внешний мир, я могу понять очень многое, но, постигая себя, я должна понять, что это понимание и есть я сама. Иначе говоря, душа обнаруживает себя в акте познания. Поэтому для изучения природы сознания мы должны обратиться внутрь, на самого себя, что одновременно подразумевает ограничение внешней, экстравертной функции сознания. Собственно говоря, во все века существовали люди, которые именно этому посвящали свою жизнь — глубинному постижению самого себя и овладению собой. Ведическая философия утверждает, что только в постижении себя заключается смысл человеческой жизни. Эксплуатировать материальную природу — есть, слать, совокупляться и бороться за существование с таким же успехом можно в любой другой форме жизни, но постичь природу души способен только человек. Состояние, в котором душа постигает самое себя, называется самадхи. Степень экстравертированности сознания и определяет место души на лестнице эволюции: чем более экстравертно сознание, тем дальше оно от постижения своей природы и тем более внешними являются цели и ценности души.
Так мы поняли, душа неизменна, но сознание души эволюционирует; она атомарна, то есть бесконечно мала, и в то же время неисчерпаема, вечно зависима и в то же время наделена свободой; она блаженна по природе, но вынуждена влачить жалкое существование; все души равны, но вместе с этим существует духовная иерархия. Как это ни парадоксально звучит, но эти противоречия, встречающиеся в описаниях природы души и сознания, — философское доказательство ее полноты и духовной природы. Дух всегда противоречив и не подчиняется законам логики. Чтобы по-настоящему постичь душу, недостаточно просто знать философию — душа и сознание постигаются в результате изменения сознания, строгой духовной дисциплины, сосредоточения ума, в конце концов — откровения. Поэтому, одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь ее.
Освободившись от физического тела, Душа избирает ту Реальность, которая наиболее соответствует её Духовному и Душевному развитию. Ничто во Вселенной не препятствует восхождению Духа, кроме него самого.
Душа не подвержена тем изменениям, через которые проходит материальное тело. Тело проходит через шесть видов изменений: оно появляется на свет, продолжает свое существование, растет, производит себе подобных, постепенно увядает и, наконец, уходит в небытие. Однако душа не подвержена подобным изменениям. Оставаясь вечно нематериальной частицей, душа не умирает вместе с гибелью тела. Смерть, таким образом, есть ни что иное, как оставление душой материальной оболочки.
- В чем же смысл бытия души? В чем заключается ее непреходящая природа? – Это была Божена.
 - Для описания неотъемлемых свойств того или иного объекта Веды используют слово дхарма. Например, дхарма сахара – быть сладким, а дхарма огня – жечь и давать тепло. Согласно Ведам, неотъемлемым свойством души, ее дхармой, является служение.  В соответствии с тем, кому или чему служит душа, ее называют «обусловленной» или «освобожденной». В обусловленном состоянии душа служит своим чувствам, а в освобожденном состоянии – Шри Кришне, Верховной Личности Бога.  В обусловленном состоянии душа вынуждена проходить через болезненный цикл повторяющихся рождений и смертей, тогда как в освобожденном состоянии она свободна от подобных перемен. В обусловленном состоянии душа ощущает на себе влияние майи, иллюзии, тогда как в освобожденном состоянии иллюзия рассеивается.
- Кто такие экстраверт и интроверт? – Это была Богослава.
- Интроверт и экстраверт – это принципиально различные психологические типы личности. В психологии выделяют три психотипа: интроверт, экстраверт, амбиверт. Понятие интроверт и экстраверт обозначают два крайне противолежащих типа личности. Экстраверт – это такой тип личности, поведение которого направляется на окружающих людей, активное взаимодействие с ними. Интроверт – это тип личности, действия которой направлены вовнутрь, то есть на себя. Амбиверт – это личность, соединившая в себе все качества экстраверта и интроверта.
Определение экстраверта и интроверта заключается в следующих характеристиках. Экстраверты предпочитают общение с различными людьми, пытаются привлечь к себе внимание окружающих, поэтому они часто участвуют в публичных выступлениях, в конкурсах, многолюдных мероприятиях.
Интроверты не столь нацелены на общение и различные активности, им более комфортно проводить время в одиночестве с внутренними размышлениями, тревогами или чувствами. Часто интроверты являются творческими натурами, также они предпочитают наблюдать со стороны любые общественные процессы, но не принимать в них участие.
Экстраверту для комфортного состояния необходимо, чтобы возле него были люди, помощью которых он также может пользоваться в коллективном деле. Интроверту же напротив, чуждо все, что предполагает взаимодействие с другими, ему комфортно работать в одиночку, с собственными силами, не ожидая и не принимая ни от кого помощи.
Понятие интроверт и экстраверт являются одними из базовых характеристик личности, поскольку определяют направленность поведения, основные побуждения и характер взаимоотношений.


Рецензии