Обречённость Тёмного царства

Действие драмы А.Н. Островского «Гроза» происходит в расположенном на высоком берегу Волги провинциальном городке Калинове, где обитатели городка существуют в полнейшем неведении об остальном мире. Так и живут они ровно и мирно, никакие интересы огромного мира их не тревожат. А если они и узнают что-либо об остальном мире, то исключительно со слов странницы Фёклауши и ей подобных.

Жители городка Калинова и есть те обитатели «Тёмного царства», взаимоотношения которых положены автором в основу действия драмы. Мы видим хозяев «Тёмного царства» и их безропотных слуг. С одной стороны, богатые купцы Дикой и Кабанова, с другой стороны, слабовольный сын Кабановой Тихон и её дочь Варвара, племянник Дикого Борис Григорьевич и его сестра, тщетно ожидающие от дяди своей доли бабушкиного наследства, и полностью зависимая от свекрови и мужа Катерина. Среди них наиболее бесправна Катерина, поэтому конфликт Катерины с «Тёмным царством» приобретает наибольшую остроту. Другие персонажи занимают промежуток между этими полюсами. Среди них особенно выделяется служащий в конторе купца Дикого молодой человек Ваня Кудряши мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле, Кулигин. Удалой городской парень, который, по его словам, «больно лих на девок», хотя и зависит от своего хозяина, но эта зависимость не полная. Да и хозяин в какой-то степени зависит от него и даже побаивается хулиганистого паренька. Кудряш нужен [купцу] Дикому в конторе для ведения дел, а ведь Кудряш – свободный человек и может перейти на работу к другому купцу и даже начать своё дело.

На чём держится власть хозяев «Тёмного царства»? На материальной зависимости, но не только на ней держится власть диких и кабановых, а на невежестве и полной моральной зависимости от них, прежде всего их домочадцев. Образно говорит об этом Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этим запором, неведомых и неслышимых!.. Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни о чём, что он так творит, пикнуть не смели...» Поражает невежественность одного из хозяев «Тёмного царства», когда он грубо обрывает на полуслове мещанина Кулигина, объясняющего грозу по-научному и предлагающего устройство стальных громоотводов. Это разумное предложение его степенство Савел Прокофьевич встречает с нескрываемым гневом, даже ногой топает: «Какое ещё елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». Любое инакомыслие вызывает приступ бешенства у хозяев городка, и даже ссылка на авторитеты поэта Державина не помогает Кулигину избежать их гнева. И остаётся часовщику-самоучке надеяться на «перпетум-мобиле» и на недостижимый «миллион».

Не за страх, не на совесть, а за щедрое вознаграждение служит хозяевам «Тёмного царства» служит Фёклуша. Она «идеологически» обосновывает устои «Тёмного царства», и хозяева городка щедро её за это вознаграждают: «купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна... по горлушко!» Эта любительница сладко поесть кормит жителей городка Калинова сказками о диких нравах, царящих в далёких землях, «где и царей-то нет православных, а салтаны землёй правят... где все люди с пёсьими головами».  А невежественную Кабаниху Фёклуша запугивает своими рассказами о железной дороге и о жизни в большом городе.

Разные персонажи драмы «Гроза» по-разному относятся к грозе: для [купца] Дикого гроза – «нам в наказание», а для Кулигина гроза – «благодать! Да, благодать!.. Северное сияние загорится – любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «С полночных стран встаёт заря! А вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к миру. Комета ли идёт – не отвёл бы глаз! Красота! Звёзды-то уже приглядишь, всё одни и те же, а это обновка; ну смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берёт! Изо всего вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь». Речь идёт, конечно, о суеверном страхе, которого Кулигин не испытывает, хотя, очевидно, прекрасно понимает, что гроза и убить может человека или животное.

Всё свидетельствует о непрочности «Тёмного царства», о приближающемся конце их безграничной власти. Тревожное предчувствие овладевает старую Кабанову: она уже не надеется на вечность привычного для неё образа жизни, она уже почти смирилась с неизбежностью перемен, которых она боится и утешается тем, что не доживёт до этого. В этом ей помогает Фёклуша: «Нам бы только не дожить до этого». «Может, и не доживём» – с сомнением и неуверенностью отвечает Кабанова. И всё-то ей в новой жизни не нравится, а больше всего не довольна она поведением сына и снохи, которые к ней относятся без должного почтения. Непрерывно упрекая сына в непочтительном отношении к матери, Кабанова представляется нам женщиной грубой, властной, своенравной и не очень умной. Сына своего Тихона называет она не иначе как дураком. Старая Кабанова. Можно предположить, сама была воспитана в строгости, в духе домостроевско-патриархальной морали, привыкла подчиняться старшим и сильным. Она убеждена в том, что без страха нет порядка; она говорит Тихону: «Ну, какой ты муж? Посмотри на себя! Станет ли жена бояться после этого!.. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок-то в доме будет!»

Хотела или не хотела этого Кабаниха, но сына своего Тихона она воспитала человеком безвольным, безграничная власть матери тяготит его, и он пользуется любой возможностью проявить себя вне стен дома, где безраздельно властвует его мать: «На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так и загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве всё пил, так это кучу, что на-поди! Так чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил». И И есть что-то общее в судьбе Кабановой и судьбе Дикого: у первой – безвольный и бесхарактерный сын, на которого трудно надеяться, что он будет следовать привычным для матери нравам и морали; у второго и вовсе нет прямого наследника, а есть дочери, а значит и нет прямого наследника. Всё богатство Дикого пойдёт на приданое дочерям, если он, конечно, не изменит своего отношения к племяннику Борису, вернув его из Сибири. Но и в этом случае получивший хорошее городское образование Борис Григорьевич не будет жить по обычаям и нравам своего малокультурного и невежественного дяди. Такова судьба двух столпов «Тёмного царства», его хозяев. Им некому передать по наследству свои духовные ценности, хотя на материальные блага наследников предостаточно.

«Тёмное царство» обречено, у него нет будущего, «закон времени, закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которой они одолеть не могут, к которой даже и подступиться не знают как». Маленький городок Калинов, расположенный на берегу Волги, где безраздельно властвуют Дикой и Кабанова, не изолирован от окружающего мира, от влияний этого мира, и он не может соперничать с Москвой и другими большими городами. Но можем ли мы утверждать, что маленький городок всецело относится к «Тёмному царству», а Москва, например, всецело относится к «Светлому царству»? И в Москве, и в других больших городах, этих признанных центрах культуры и науки, достаточно много невежества и самодурства, и грубости, и других «прелестей» «Тёмного царства». «Тёмное царство» жило и продолжает жить в каждом городе; в каждом селе, в каждом отдельном человеке. И мы обречены на постоянную борьбу с ним. В этом смысле «Тёмное царство» обречено на бессмертие!
    
1996/97 гг.

П.С. В первоначальном замысле  это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам пьесы  великого русского драматурга А.Н. Островского (1823 - 1886) «Гроза», которое было, которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником 10-го класса средней школы. В нём изменены два слова и внесены минимальные орфографические изменения!

14 апреля 2021 г.

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021

   


Рецензии