Добромила Иванова. 171 Жемчужина

…- Любовь - это роскошь, которую может себе позволить не каждый. Любовь – это отказ от самого себя ради другого. Любовь – способность жить интересами другого и способность забыть о себе ради блага другого, пожертвовать собой. Настоящая любовь всегда сопряжена с самопожертвованием, самозабвением и со служением. Любовь составляет природу живого существа. Веды утверждают, что дхармой, или природой живого существа, является стремление служить другим, то есть стремление любить. Любовь – это высшее предназначение живого существа, смысл его жизни и источник бесконечного счастья. Когда желание любить Господа Шри Кришну в присущей для данного преданного форме отношений с Ним углубляется, чувство такого преданного называют чистой любовью к Богу. Преданный начинает с того, что действует в соответствии с регулирующими принципами преданного служения, выполняя указания своего духовного учителя. Когда в процессе этого он полностью очищается от материальной скверны, в нем развиваются привязанность и вкус к преданному служению. Со временем, углубляясь, привязанность и вкус превращаются в любовь. На самом деле слово «любовь» можно употреблять только для обозначения отношений с Личностью Бога. Оно неприменимо к отношениям, характерным для материального мира. То, что в материальном мире называют любовью, есть не что иное, как вожделение. Между понятиями любви и вожделения лежит пропасть, они так же отличаются друг от друга, как золото от железа.
Чистая любовь к Богу — это такое состояние человека, в котором его вожделение полностью перенесено на Всевышнего, а его представления о родственной близости тоже связаны только со Всевышним. Любовь к Богу подразумевает полный отказ от так называемой любви к кому бы то ни было другому. Любовь подразумевает сосредоточение всех своих чувств на одной личности и утрату привязанности ко всем остальным. Верховная Личность Бога становится объектом такой чистой любви по двум причинам: либо от переживания экстаза, либо по беспричинной милости Самой Верховной Личности Бога.
Выполнение правил и ограничений преданного служения, установленных священными писаниями и истинным духовным учителем, — могущественный метод пробуждения экстатической любви к Богу. Следуя регулирующим принципам преданного служения, преданный развивает свое врожденное сознание Кришны, и когда при этом сердце его размягчается, он начинает петь и танцевать, как сумасшедший. Повторяя святое имя Господа, он то плачет, то начинает бредить, то поет, то, не обращая внимания на окружающих, пускается в пляс, как безумец. Если преданный постоянно общается с Господом, все время пребывая в состоянии экстатической любви, нужно понимать, что он возведен до этого положения Самим Господом, проявившим к нему особую беспричинную милость.
Если человек поклоняется, Хари, Верховному Господу, чтит и любит Его, это свидетельствует о том, что он уже совершил всевозможные аскезы и покаяния и практиковал все прочие методы самоосознания. С другой стороны, если, пройдя через всевозможные аскезы и покаяния и выполнив все упражнения мистической йоги, человек не развивает в себе любви к Хари, то следует считать, что все это было пустой тратой времени. Тот, кто видит Кришну внутри и вне себя, превзошел все аскезы и покаяния, совершаемые ради самоосознания. А если после аскез и покаяний человек не обрел способности видеть Кришну внутри и снаружи, то все его жертвы были напрасны.
Спонтанная привязанность к Кришне, возникающая по беспричинной милости Господа, может проявляться в двух формах: как глубокое благоговение перед величием Господа и как стихийно возникающая привязанность к Кришне, не вызванная никакими внешними причинами.
Тому, чье глубокое благоговение перед величием Верховного Господа превращается в сильную привязанность к Богу и непоколебимую любовь к Нему, безусловно, гарантированы четыре вида освобождения, приемлемого для вайшнавов: достижение той же формы тела, что у Господа; обретение тех же богатств, какими владеет Господь; проживание на одной планете с Господом и возможность вечно общаться с Господом. Вайшнавское освобождение в корне отличается от освобождения майавади — растворения в сиянии Господа.
Чистое, беспримесное преданное служение — это то служение, которое не мотивировано никакой личной выгодой. Единственный способ привлечь к себе внимание Господа — это постоянно находиться в состоянии любви к Кришне и всегда сосредоточивать на Нем все свои помыслы. Иначе говоря, чистым вайшнавом нужно считать того, кто постоянно размышляет об образе Господа Кришны. Развитие экстатической любви к Богу начинается с веры. Есть много обществ и объединений чистых преданных, и если человек, имея небольшую веру, начинает общаться ними, он очень быстро совершенствуется в чистом преданном служении. Воздействие чистого преданного проявляется в том, что, когда человек, обладающий некоторой верой, начинает общаться с чистым преданным, он получает возможность слушать о Господе из авторитетных писаний.
Обычно преданного, который достиг беспричинной милости Господа, строго следуя всем правилам и ограничениям преданного служения, начинают привлекать непревзойденное величие Господа, Его трансцендентная красота и спонтанное преданное служение Ему. Другими словами, оценить трансцендентную красоту Господа во всей полноте способен только тот, кто соблюдает регулирующие принципы преданного служения. Но в любом случае преданный может занять такое высокое положение только благодаря особой милости Господа к нему. И тогда по милости Господа, пребывающего в сердце каждого, в нем постепенно развивается вера в эти авторитетные писания. Это первая стадия общения с чистыми преданными. На второй стадии, когда человек достигает некоторой зрелости в бхакти, в нем само собой просыпается желание следовать принципам преданного служения под руководством чистого преданного, приняв его своим духовным учителем. На следующей ступени преданный занимается регулируемым преданным служением под руководством духовного учителя, в результате чего полностью прекращает нежелательную деятельность. Когда человек оставляет все нежелательные занятия, его вера становится непоколебимой, и в нем развивается сначала трансцендентный вкус к преданному служению, затем привязанность, потом экстаз и на последней ступени к нему приходит чистая любовь к Богу. Таковы стадии развития чистой любви.
Такого успеха в жизни могут достичь только самые удачливые люди. Те, кто изучает Ведические писания теоретически, не в состоянии понять, каким образом происходит эта эволюция.
Человек, развивший в себе экстатическую любовь к Верховной Личности Бога и в силу этой любви постоянно погруженный в трансцендентное блаженство, даже не ощущает ни материального горя, ни счастья, порождаемых телом и умом.
За любовной привязанностью и любовными отношениями, которые являются различными ветвями изначального древа любви, следуют многообразные проявления любви.
Преданное служение с привязанностью к Кришне является естественным, и тот, кого оно привлекло, не придает значения доводам своих оппонентов, даже если эти доводы берутся из священных писаний. Естественная склонность к преданному служению, основанному на привязанности к Кришне, тоже соответствует наставлениям священных писаний, поэтому тем, кого тянет к такому преданному служению, не требуется отказываться от него под давлением каких-то аргументов из шастр. В связи с этим следует отметить, что существуют псевдо преданные, называемые пракрита-сахаджиями, которые руководствуются своими выдумками и, изображая из себя Кришну и Радху, предаются разврату. Это не является истинным преданным служением с привязанностью к Кришне, и те, кто так поступает, на самом деле катятся в ад.
Преданное служение, основанное на привязанности к Кришне, совершается двояко: внешне и внутренне. Внешне преданный строго следует предписаниям шастр, в первую очередь тем, которые касаются повторения и слушания, а внутренне он размышляет о привязанности, побуждающей его служить Верховному Господу. На самом деле он постоянно думает о своем индивидуальном преданном служении и о своей привязанности к Кришне. Такая привязанность истинного преданного не ведет к нарушению правил преданного служения: он неукоснительно придерживается их, но при этом всегда погружен в мысли о своей личной привязанности к Господу.
Близкие преданные Господа подразделяются на несколько категорий: одни являются Его слугами, другие являются Его друзьями, третьи — родителями, четвертые — возлюбленными.
Та религия наилучшая, которая помогает идти по пути преданного служения и развивать любовь к Богу. Цель религии - постичь Бога и научиться любить Его. Любая религия, если она учит, как любить Бога, совершенна. В противном случае она бесполезна. Можно очень строго следовать каким-то религиозным принципам, но, если мы не чувствуем при этом никакой любви к Богу, а чувствуем только растущую любовь к материальным предметам, - это не религия, а что-то другое.
Истинная религиозная практика должна быть лишенной корыстных мотивов и непрерывной. Если мы будем исповедовать такую религию, то обнаружим, что обрели полное счастье. Иного счастья нет.
Практика повторения Святого Имени Господа смывает с человека столько грехов, сколько он даже не способен совершить физически. Святые Имена не только освобождают душу от бремени греха, но и даруют ей любовь к Богу – дар, который нельзя обрести никакими аскезами, подвижничеством или благочестивой деятельностью.
Даже если человек произнесет Святое Имя неосознанно, имея в виду что-то другое, либо в шутку, в какой-нибудь песне или даже с пренебрежением, он тотчас сбросит с себя бремя бесчисленных грехов.
Воспевание имён Бога пробуждает в человеке все его скрытые силы. Воспевание имён Бога - это панацея. Оно очищает окружающую среду, приводя в движение волны божественной энергии, которые распространяются и наполняют мир. Но первым шагом должно быть очищение собственного сердца.
Делайте всё во имя Бога, во славу Бога, для Бога. Делайте дело для Бога и прославляйте Его воспеванием божественных имён. Не теряйте время. Не откладывайте больше. Начинайте прямо сегодня. Имя Бога всесильно.
- Если, один раз произнеся Имя Бога, человек избавляется от всех грехов и получает освобождение, зачем тогда заниматься духовной практикой? – Это была Божена.
- Хороший вопрос, и ответ на него очень прост. Все дело в том, что жизнь то продолжается, и человек, осознанно или неосознанно, грешит дальше. Каждая минута жизни обычного человека полна греха, потому что он не занимается служением Богу, о чем подробнее можно почитать в различных священных писаниях. Духовная практика, требующая выполнения определенных условий, правил и предписаний, помогает человеку все чаще и чаще думать о Боге, произносить его Святые Имена, и тем самым чаще "обнулять" свои грехи. В идеале, человек за свою жизнь должен настолько погрузиться в духовную практику, чтобы к моменту смерти он думал только о Боге - а это ключ к возвращению в духовное царство. Например, в вайшнавских священных писаниях ясно и многократно упоминается, что, если человек в момент смерти помнит о Боге или произносит Его Святое Имя, он обязательно возвращается к Богу. Проблема человека лишь в том, что в момент смерти он думает о том, о чем он привык думать всю жизнь - о чем-нибудь материальном, что ему близко и дорого, к чему он так привязан; а Бог, видя его привязанность и желание оставаться в материальном мире, позволяет этому произойти, и тогда душа получает следующее материальное тело.
В том, что касается начала духовной практики с повторением имен Бога, следует упомянуть важный момент. Вам может понравиться эффект от какой-то молитвы или мантры, или сам процесс воспевания, но, если при этом не начать глубже изучать данный предмет, это чувство или эффекты могут постепенно угаснуть. Жизнь не стоит на месте, и то же самое с духовной практикой. Вы либо прогрессируете, либо стоите на месте, либо деградируете. Чтобы прогрессировать, нужно изучать тему более глубоко, переходя на всё новые и новые уровни осознания.
Сердце человека, который денно и нощно воспевает святое имя Господа, чисто, даже если он успел совершить множество тяжких грехов. Более того, он очищает от материальной скверны весь свой род. Человек, преданный святому имени, освобождается от любых страданий. Воспевание святого имени Господа Хари излечивает все телесные болезни, устраняет все препятствия на пути человека и спасает его от всех бед. Дорогие девочки, Верховный Господь, недостижимый для материальных чувств, очень доволен человеком, который, несмотря на голод, жажду и множество иных неудобств, продолжает повторять Его святое имя.  Даже тень святого имени Господа Хари лучше всех материальных благочестивых деяний. Почему бы и нет? Благочестивые деяния являются всего лишь средством для достижения высшей цели. Когда цель достигнута, средства уже не нужны. Благочестивые деяния, даже самые ценные, являются материальными. Святое же имя Господа Хари – духовно. Святое имя можно рассматривать как средство достижения цели, но когда цель достигнута, человек обнаруживает, что святое имя является также и самой целью. Подумай об этом, и ты обязательно поймешь, что все составляющие преданного служения находят свое выражение в святом имени Господа Хари. Святое имя Господа источает трансцендентное блаженство. Оно дарует любые духовные благословения, поскольку является Самим Господом, Шри Кришной, источником всех мыслимых наслаждений. Имя Кришны совершенно, оно является вместилищем бесконечных трансцендентных эмоций. Ни при каких обстоятельствах оно не может стать материальным. Святое имя обладает не меньшим могуществом, чем Сам Кришна. Поскольку имя «Кришна» не осквернено материальными качествами, не может быть и речи о том, что оно подвержено влиянию иллюзорной энергии, майи. Имя Господа всецело свободно и духовно. Оно не подвержено влиянию законов материальной природы. Святое имя Господа и Сам Кришна – едины.
Святое имя Господа Хари не принадлежит материальному миру. Индивидуальная душа – крошечная частица духа – способна по-настоящему воспевать святое имя Господа Хари лишь тогда, когда она пребывает в своем изначальном духовном теле. Материальные чувства, присущие душе, находящейся в плену майи, мешают ей воспевать святое имя Господа Хари. Однако по милости хладини шакти (способность Кришны испытывать высшее духовное блаженство самому и наделять блаженством других) Господа душа может обрести свое изначальное положение. Тогда святое имя явится перед ней во всем своем великолепии. Святое имя проникает в разум преданного, а затем нисходит до языка, если язык очищен преданным служением. Святое имя не является лишь рядом материальных слогов. Оно только кажется состоящим из материальных слогов, когда танцует на языке, оскверненном материей. Такова сокровенная тайна святого имени.
Когда мы воспеваем святые имена, наиболее важна мотивация, с которой мы это делаем. Истинное сознание преданного — это быть слугой слуги Его слуги, безоговорочно, рождение за рождением. Какой бы ритуал мы ни проводили, какой бы духовной деятельностью мы ни занимались, — если наше умонастроение служению Господу Шри Кришне, тогда мы сможем максимально удовлетворить Его и получить Его благословления. Если у нас есть рвение и жажда служить, доставлять удовольствие Господу, тогда Господь ответит нам с тем же рвением. Этот энтузиазм, это стремление — и есть разница между пустым ритуалом и истинным актом преданности, несмотря на то, что оба могут иметь ту же внешнюю форму. Если мы просто повторяем джапу, потому что так рекомендовано в этот век для самоочищения, но при этом повторяем святые имена Господа невнимательно, без стремления удовлетворить Господа, — такая джапа очень напоминает ритуал. Мы всего лишь пытаемся закончить наши круги, и каков результат? Мы заканчиваем наши круги. – Молодая женщина сделала паузу, затем сказала:
- Тот, кто создал этот мир, тот, кто является собственником этого мира, создал его таким образом. Если бы Он подумал сделать его исполненным счастья, блаженства, Он бы так и сделал. Разве это невозможно для Него? Ему что, нужна чья-то помощь? Он самодостаточный, в Нем нет недостатков, он преисполнен в Самом Себе. Он может делать все, что хочет, что Ему нравится. Все, что Он ни пожелает, исполняется в один момент. У Него верховная воля, но Он не создал этот мир блаженным, исполненным счастья. Он создал его исполненным страданий.
Однако придя сюда, мы всегда ищем блаженство в этом мире: «Где счастье, где блаженство?» Это подобно тому, как странник ищет воду в пустыне: «Где вода, где вода?» Это пустыня. Здесь нет воды. Это место стало пустыней. Если он ищет воду, как он сможет найти ее? Что он получит? Он получит что-то похоже на воду, но не являющееся водой. Это мираж. Он выглядит как вода. Кажется, что вода очень близко. Человек испытывает жажду: «О, там вода!» И бежит за ней. Но чем больше он бежит, тем больше мираж исчезает. Он никогда не получает воду, потому что это мираж. Таков материальный мир.
Обусловленная душа, сбитая с толку джива, ищет счастья, блаженства, но не может его найти. Видит только нечто подобное этому. Но это отражение, не настоящее блаженство. Чувственное наслаждение не приносит удовлетворения, оно не является счастьем. Колеблющееся удовлетворение имеет свое начало и конец. Конец – это безграничные страдания. Есть некоторое маленькое удовлетворение, но как следствие этого приходят безграничные страдания.
Настоящие ученые знают об этом, они не бегают за материальным счастьем. Они знают, что на самом деле оно не является счастьем, удовлетворением и блаженством, ведь результатом его будут безграничные страдания. Что такое настоящее счастье, блаженство? Ученый будет прилагать усилия, чтобы обрести настоящее, вечное счастье и блаженство. Кто является источником всего блаженства? Господь Шри Кришна, лотосные стопы Шри Кришны.
На уровне ума мы не можем продвинуться духовно. Поэтому нужна духовная практика, необходимо поменять образ жизни. Дорогие девочки, прошу вас, всегда воспевайте! Непрестанно воспевайте под руководством Духовного Учителя. Если вы сможете повторять Святое Имя без оскорблений, вы достигнете высочайшего результата, према-бхакти, и будете уверены, что вернетесь домой, обратно к Богу. Мы должны помнить Господа Шри Кришну в момент смерти. Но вы не можете вспомнить Его своими собственными усилиями, если Кришна как Параматма в сердце не напомнит вам. Поэтому те, кто повторяет Святое Имя Господа под руководством духовного учителя и всегда заняты преданным служением, должны вспомнить о Нем. Параматма сделает так, что вы вспомните! Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе…
Если вы разовьете в себе бхакти, чистую, беспримесную преданность лотосным стопам Кришны, то не будет и речи о страхе, потому что лотосные стопы Кришны известны как абхайя-чаранаравинда. Абхайя означает то место, где нет страха. Эти лотосные стопы, чаранаравинда – место бесстрашия. Поэтому тот, кто нашел прибежище в месте, где нет страха, не бойтесь ни при каких обстоятельствах.
- Как узнать, была ли наша жизнь успешной? – Это была Богослава.
- Если в момент смерти вы вспомнили Господа Шри Кришну, произнесли имя «Кришна», тогда вы можете знать, что ваша жизнь была успешной. Преданный Кришны должен быть совершенен. Так или иначе, если он пал, Кришна даст ему возможность исправиться. Это особая милость для преданного. Так или иначе вы стали преданным. Даже если вы не завершите начатое и падёте, вам, тем не менее, обеспечено рождение в очень благородной семье.
- Пожалуйста, дайте несколько советов по джапе. – Это была Светлана.
- Первое, если вы хотите улучшить джапу, индивидуальную медитацию, то есть воспевание святого имени индивидуально. Джапа – это негромкое повторение. И джапу нужно слушать внимательно, мы знаем об этом. Если вы хотите улучшить джапу, то повторяйте бодро, максимально быстро. Вот это первый совет. Потому что многие привыкают повторять расслабленно. Это труднее. То есть необходимо сосредоточиться, а для этого нужна определенная скорость джапы. Если вы повторяете расслабленно, это означает, что ум начинает вклиниваться между слогами, между словами. То есть начинает гулять, там есть пространство, понимаете, он еще может успевать гулять там. Такая тонкая вещь ум. Если же вы бодро повторяете, у него нет этой возможности, и концентрация у вас усиливается во много раз. Значит, главное – повторяйте бодро, быстро. 5-7 минут круг, быстро. Если уже в транс впадаете, там не важна скорость. Но до транса еще далеко. Потом, внимательно следите, как вы перебираете бусы.
есть такой способ, вы делаете акцент в Харе Кришна мантре на одном слове. На первом «ХАРЕ Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе…» Потом акцент смещаете на второе слово «Харе КРИШНА, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе…» И, смещая акцент, по всей мантре так проходите. Вы должны следить за этим, правда? Ум очень сильно будет участвовать в процессе повторения. Есть прием древний. Вы перед собой ставите надпись Харе Кришна мантры. И, повторяя, смотрите. И на каждое слово вы должны смотреть глазами, которое повторяете. Вот так вот успевать – визуально, звуком и касанием. Таким образом, тоже концентрация усиливается.
У вас должна быть вера в то, что, кроме Святого Имени, ничто вам не поможет и что кроме него больше ничего не нужно. Думать, что все перечисленные выше вещи типа ягьи, гороскопа и т.п„ помогут,- оскорбление. Единственное, что нам нужно, это Святое Имя. Такая сильная вера и есть наша квалификация для повторения.
Любой, кто повторяет мантру Харе Кришна, полностью очищает себя и свое сердце от материальной скверны и таким образом разрывает заколдованный круг рождений и смертей. Воспевая Святое Имя с любовью, становитесь кандидатом на возвращение домой, к Богу. Таково чудо сознания Кришны, которым мы на самом деле пренебрегаем.
108 - это священное число. Оно символически выражает идею Бесконечности, будучи производным от прогрессии первого ряда натуральных чисел. Человек в норме делает 15 дыханий в минуту, 900 в час, 10800 дыханий за 12 часов. В идеале нужно повторять имя Бога с каждым дыханием. Другое происхождение этого числа - 12 созвездий и девять планет (9X12=108). Существует 27 накшатр, каждая из которых имеет по четыре деления (пады или чараны), тоже получается 108 остановок в полном круге Зодиака.
Отдельно отстоит самая большая, сто девятая бусина, представляющая Кришну и именуемая Меру. Через неё нельзя переступать, когда мы произносим Святое Имя. Более того, тот, кто это делает, не получит результаты джапы. Почему? Меру, вселенская гора, есть основа Мира, точка пересечения любых направлений и сил. В годовом цикле - это точка зимнего и летнего солнцестояния, через которую проходит в своем движении Солнце, а вместе с ним, индивидуальная душа. Солнце идёт по «пути богов» (уттараяна - время, когда солнце находится на севере) и по «пути предков» (дакшинаяна - время когда солнце движется на юге). Путь богов - это путь невозврата, путь нивритти, путь духовного осознания. Таким образом, дойдя до разделительной сто девятой бусины, мы как бы разрываем круговорот самсары, обращаем время вспять или выходим за пределы материальной обусловленности.
На санскрите чётки называются джапа-мала (гирлянда джап) или акша-мала (гирлянда акш). Что есть акша? Буквальный перевод этого слова означает “глаз”. Глагольный корень акш означает «проникать, приближаться, входить», такое же значение имеет корень виш, от которого происходит Имя Господа Вишну (Проникающий, Пронизывающий).
сё многообразие мироздания возникает благодаря тому, что Господь бросает взгляд на материальную природу, приводя в движение аморфную и бездеятельную материю. Два слога в слове а-кша представляют первую и последнюю буквы из пятидесяти букв санскритского алфавита. Весь видимый нами мир состоит из имён и форм, которые являются формами изначальной божественной Речи или дыхания Бога (шабда-брахмана), отражением которого являются буквы санскритского алфавита. Говорится: акаради кшакаранта висарга - Вселенная есть 50 букв от, а до кша. Иначе говоря, чётки - это символ всего сотворённого мира. Они должны помочь нам повсюду чувствовать взгляд Господа, Его присутствие, Его волю.
Не следует трясти или размахивать своими чётками. Перебирать чётки нужно большим и средним пальцами. Большой палец, ангуштха (стоящий отдельно), олицетворяет Абсолютную Истину.
Средний палец, мадхйама (средний), олицетворяет промежуточную энергию, дживу. Соединяясь вместе, эти два пальца образуют гйана-мудру (жест знания). Так джива встречается с Абсолютной Истиной. Она склоняется к Богу. Указательный палец олицетворяет ложное эго, которое стоит между дживой и Богом. Поэтому он не должен быть задействован в повторении мантры. Повторение на большом и безымянном пальцах приносит процветание и умиротворение. Безымянный палец устраняет неприятности, поэтому на нём обычно носят кольца с астрологическими камнями. Повторение на мизинце приводит к исполнению желаний.
Разумный человек, желает ли он освобождения или материального наслаждения, повторяет, касаясь средним пальцем. Средний палец правой руки связан с сердечной чакрой с помощью нади, нервного канала. Нужно перебирать чётки большим пальцем на себя.
Никогда не надо касаться чёток левой рукой. Она считается непригодной для духовной деятельности. Не следует класть их на пол, трясти ими или размахивать. джапанйакале маланту пуджайитва сугопайет - когда мы не читаем мантру, нужно хранить чётки в потайном месте, поклонившись им.
Переходя от одной бусины к другой, произнося одно Святое Имя за другим, мы распутываем клубок своих собственных грехов и кармических реакций, ложных представлений и иллюзий. Сто восемь бусин - это сто восемь «Упанишад», сто восемь гопи, водящих с Кришной божественный хоровод танца раса, миллионы и миллиарды миров, тридцать три миллиона богов, изошедших из духовного тела вселенской формы Господа. Через них к Нему устремлена тонкая сияющая нить чёток, в которую вплетается маленькая сияющая искорка, - душа человека, возвращающаяся домой.
Человек произносит звуки верхней и нижней губой, а также языком. В повторении Харе Кришна махамантры должны участвовать все эти три органа речи. Слова «Харе Кришна» нужно произносить отчётливо и внятно. Иногда, вместо того, чтобы шевелить губами и языком и произносить слова маха-мантры членораздельно, преданные машинально издают некое шипение. Повторять джапу очень просто, но надо относиться к этому занятию очень серьёзно. Общие правила для повторения таковы: повторение ранним утром, сосредоточенность, отчётливое произношение и внимательное слушание. – Радосвета сделала паузу, затем сказала:
- В санскрите есть много терминов, которыми обозначаются различные виды счастья. Например, есть счастье на уровне тела, которое мы испытываем от удовлетворения органов чувств. Другой вид счастья – на уровне ума – это радостное состояние в предвкушении чего-то приятного или восторг, который мы испытываем, когда сбываются наши мечты.
     Однако такие виды счастья временны и потому не могут по-настоящему удовлетворить человека. Они рано или поздно приедаются и перестают радовать. К тому же, с годами наше тело уже не может наслаждаться по-прежнему и приносит нам все больше страданий. Радостное возбуждение в уме неизбежно сменяется разочарованием. Все эти виды счастья имеют начало и конец, и от одного предчувствия того, что счастье закончится, человек погружается в тоску.
     Живые существа духовны и вечны по сути, поэтому мы все ищем счастье, которое будет соответствовать нашей духовной природе: бесконечное и не зависящее от внешних обстоятельств. Такое счастье есть. На санскрите оно называется «ананда». Это – внутреннее, постоянное, ничем не омраченное счастье, которое приходит из живого опыта соприкосновения с нашей вечной природой. Достигается оно с помощью духовной практики, в которой человек раскрывает свою истинную сущность и освобождается от влияния иллюзии.
- Скажите, пожалуйста, если Бог добрый – почему вокруг столько зла? – Это была Божена.
- Бог не просто добр, Бог совершенен. А совершенство, согласно Ведам, подразумевает два качества: отсутствие корыстных желаний и стремление всегда делать добро другим. Когда мы ощущаем полноту внутри, когда счастье в нас переливается через край, мы хотим поделиться этим. И наоборот, когда мы чувствуем недостаточность, ущербность – мы начинаем сеять вокруг себя зло. Таким образом, зло – неизбежное следствие деятельности живых существ, ощущающих свою неполноту. До тех пор, пока мы пытаемся притворяться Богом, оставаясь крошечными живыми существами со своими проблемами и комплексами – мы неизбежно будем причинять боль другим.
     Иначе говоря, зло – это результат нашего неправильного отношения к себе и к своей роли. Как только я меняю свое отношение к себе, миру и Богу, как только я признаю власть Бога и пытаюсь смотреть на мир глазами Бога, я избавляюсь от самого понятия зла и начинаю видеть, что «все к лучшему». Это – лозунг тех людей, которые смогли приблизиться к Богу и обрели духовное сознание. Они понимают, что за всем – как хорошим, так и плохим – стоит воля всеблагого Бога. Бог желает нам добра и неисповедимыми путями помогает нам приблизиться к Нему и избавиться от самого источника зла, который заключается в нашем стремлении к независимости.
- В чем смысл жизни? – Это была Светлана.
- Смысл жизни заключается в том, чтобы стать счастливым. В этом мире, где все временно и, по большому счету, неподвластно нам - невозможно найти счастье, о котором мы мечтаем, – вечное и не зависящее от внешних обстоятельств. Но такое счастье можно найти внутри себя. Для этого человеку нужно понять две вещи: какова его истинная природа, предназначение, и что нужно делать, чтобы эта природа раскрылась в полной мере.
    Мы – не просто материальные тела, случайно появившиеся на свет и ведущие бессмысленное существование в ожидании смерти. Мы вечные духовные души, связанные с Богом и по своей природе обладающие тремя неотъемлемыми качествами - сат (бессмертием), чит (знанием) и ананда (блаженством). И смысл жизни заключается в том, чтобы, двигаясь по пути духовного совершенствования, который подробно описан в священных писаниях, реализовать свою изначальную природу и стать по-настоящему счастливым.
- Что такое душа? – Это была Светозара.
- Наличие души – это то, что отличает живое существо от мертвой материи. На санскрите душа называется «атма», «носитель „Я“». Подобно тому, как солнечный луч является крохотной частичкой Солнца и обладает его качествами, но в ничтожной степени, душа является крохотной частичкой изначального сознания, Бога. Сознание имеет два аспекта - восприятие того, что находится вокруг, и осознание факта собственного бытия. У каждого из нас есть этот опыт: я знаю не только то, что находится вокруг, но и осознаю факт собственного существования.
     Сознание – атрибут души, и его невозможно создать искусственно. Даже очень сложная и высокоорганизованная материя не обретает этого особого качества. Возможна имитация первого аспекта сознания - восприятия информации о внешнем мире.
- Что такое любовь? – Это была Богослава.
- Любовь - это роскошь, которую может себе позволить не каждый. Любовь – это отказ от самого себя ради другого. Любовь – способность жить интересами другого и способность забыть о себе ради блага другого, пожертвовать собой. Настоящая любовь всегда сопряжена с самопожертвованием, самозабвением и со служением. Любовь составляет природу живого существа. Веды утверждают, что дхармой, или природой живого существа, является стремление служить другим, то есть стремление любить. Любовь – это высшее предназначение живого существа, смысл его жизни и источник бесконечного счастья.
- Зачем Бог создал этот мир? – Это была Светлолика.
- огласно Ведам, материальный мир является одной из энергий Бога. Бог находится вне времени, Он вечен, и Его энергии, или Его части, тоже вечны. Поэтому вопрос "зачем?" в данном случае не совсем корректен. Это все, что задавать вопрос: "Зачем Бог существует?" Он просто существует - это аксиома. И у Бога есть три таких энергии: внешняя (материальная), внутренняя (духовная) и так называемая пограничная (живые существа). Эту третью энергию составляют живые существа, индивидуальные души. Особенность пограничной энергии заключается в том, что она обладает свободой выбора и принимает прибежище либо в материальной, либо в духовной энергии – то есть либо в материальном, либо в духовном мире.
    По отношению к живым существам у материального мира есть две задачи. С одной стороны, материальный мир позволяет каждому ощутить себя «богом», то есть ощутить себя независимым творцом и повелителем – поверить в то, что нет никого выше и важнее. По сути, материальный мир создан для тех, кто когда-то пожелал забыть о Боге и захотел наслаждаться независимо от Него. Это невозможно в духовном мире, где все строится вокруг Бога и состоит из отношений с Ним.
    Вторая задача этого мира – помочь тем душам, которые начали искать высшую истину, разочароваться в своих иллюзорных успехах и независимости и вернуться домой к Богу, в духовный мир.
- Что нам дает повторение молитв и мантр? – Это была Добромила.
- Молитва дает нам умиротворение и счастье, укрепляет нас в понимании своей вечной природы и приближает к Богу. Мантра – это своего рода сконцентрированная форма молитвы, некий код, освобождающий ум от беспокойств. Слово мантра так и переводится: «то, что освобождает ум». В Ведах мы можем найти тысячи мантр – от простого и широко известного Ом до секретных гаятри-мантр, которые передаются от учителя к ученику. Основной мантрой для нас является махамантра: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Мы произносим эту мантру как молитву, а также поем ее на разные мелодии под аккомпанемент музыкальных инструментов. Повторяя эту мантру, состоящую из имен Бога, мы очищаем свое сознание и возрождаем свою духовную природу, что приводит нас к высшей цели жизни – чистой любви к Кришне, Богу.


Рецензии