Добромила Иванова. 177 Жемчужина

...- Дорогие девочки, душа представляет собой женский аспект вашего существа. Смысл ее бытия - совершенствование с целью соединения с Богом и обретения бессмертия.
Это происходит не сразу, а понемногу каждый день. Это процесс обретения способности владеть собой. Меня часто спрашивают, как же установить покой в душе, когда вокруг такой хаос, как справляться со стрессами и проблемами, которые возникают в течение дня, и одновременно сохранять духовный настрой?
У всех нас есть проблемы. Но Вознесенные Владыки снабдили нас ключами.
Первый ключ: определить главное устремление своей души и сделать это своей миссией.
Каждая душа рождается для достижения единственной цели. Миссия человека заключается в совершенствовании тех талантов, которые Бог вложил в его душу. Цель жизни, состоит в том, чтобы найти Бога в себе, в своих талантах, в своем призвании и в своем священном труде. Нужно наполнять Его духом все, что делаешь. Иные берутся за работу только ради денег или удобства, вместо того чтобы следовать устремлениям своей души.
Второй ключ: взять за правило говорить с Богом по утрам. Просите у Него руководства и защиты для тех, за кого несете ответственность. Это утреннее общение с Богом может быть недолгим. В него можно вступать в одиночестве, либо вместе с членами семьи и продолжать столько, сколько захочется. Начав день с установления связи с Богом, вы обнаружите, как легко восстанавливать эту связь в течение дня и насколько успешнее пройдет ваш день.
Расскажите Богу, как сильна ваша любовь к Нему. Посылайте Ему волны любви и благодарности. Затем призовите в свою жизнь ангелов и Вознесенных Владык, чтобы они помогли достигнуть намеченных на данный день духовных и материальных целей. Чем конкретнее будут молитвы, тем определение будут результаты. После обращения к Богу с личными искренними молитвами можно прочитать динамические веления - своего рода форсированную молитву, представляющую собой наиболее эффективный вариант всех видов молитвы, которые только существуют на Востоке и Западе. Веления представляют собой самый действенный способ к свету Бога и помогают настроиться на Него и на свое Высшее Я.
Третий ключ: определить очередность как материальных, так и духовных целей. Определить очередность - исключительно важно для рационализации жизни. Для достижения, как духовных, так и материальных целей требуется внимание.
Душа – бессмертная, разумная, деятельная духовная сила, полученная человеком от Бога при творении; сущность, сродная небесным и бесплотным существам, личная, свободная, одаренная способностью желать и действовать, изменяемая в воле.
Душа - есть разумное и духовное живое существо, непрестанно находящееся в деятельности. Она обладает неописанной Божественной красотой, существо обладающее родство с Богом.
Душа – это индивидуальное сознание, которое осознаёт факт осознавания. То есть, термин "душа" подразумевает осознавание бытия, и это может включать в себя, помимо самоосознания, различные виды восприятий.
Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.
Не было момента, когда появилась душа. Она не была рождена и не может умереть, потому что не является объектом, не является частью материального мира. Душа вечна, она вне времени и вне любых других характеристик материального существования. Изначальная – означает, что душа не изменяется, ни в лучшую, ни в худшую сторону. Тело и ум могут изменяться, потому что являются объектами двойственности материального мира, и это происходит постоянно, но душа не имеет отношения к какой бы то ни было двойственности.
Так как душа не является объектом двойственного материального мира:
- на нее невозможно повлиять физическими средствами,
- она не имеет свойства подвижности, поэтому ее называют неподвижной,
- она не имеет конкретного местоположения – потому говорят, что она пребывает повсюду,
- она вечна, потому что время – это тоже часть двойственности,
Свойства души – это бытие неотъемлемой частью Бога (Чистого Сознания и всего, что есть) и восприятие (того, что есть), и эти свойства не могут быть утеряны, улучшены или ухудшены. Такова природа души.
Душа невидима, непостижима и неизменна. Так как душа не является объектом, ее нельзя увидеть, постичь (познать) или изменить. Увидеть, постичь и изменить можно то, что является объектом двойственности, а душа не входит в эту категорию. Это напоминает безуспешные попытки физиков разобраться с вопросом «частица, волна, или что это вообще такое?», только в случае души - это совершенно непостижимо.
Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы.
Комментарий. Ложное эго – это отождествление с телом и умом, которое возникает само по себе еще в детстве. А так как ум и тело совершают действия (думание и действование), то душа, уже как отождествленное сознание, считает, что эти действия совершает она. Точнее сказать, в сознании есть идея и ощущение типа «я думаю», «я действую», «я причина» и т.п. (см. статью Иллюзии Жизни). Это – отождествленное сознание, душа, окрашенная в обусловленность. Но даже в этом случае душа остается чистым сознанием, а отождествления – это просто заблуждения, видимость, иллюзия. Душа не становится умом и телом, несмотря на видимость такого положения вещей.
Ум, тело и всё остальное в проявленном мире состоит из трех гун (свойств, качеств материальной природы), и все эти вещи взаимодействуют, оказывают друг на друга взаимное влияние. Таким образом, всё, что есть в материальном мире – взаимоконтролируется. Вся жизнь в материальном мире – это огромный механизм, где все части тесно взаимодействуют между собой – в той или иной степени, напрямую или косвенно.
Поэтому, душа ничего не делает в этом мире. Даже мышление – это свойство ума, а не свойство души. Душа – это чистое воспринимающее сознание, которое только воспринимает (когда есть что воспринимать). Все действия совершаются гунами материальной природы, а душа просто свидетельствует происходящее. Это трудно понять из-за отождествлений, которые очень реалистичны, хотя и абсолютно ложны, что доказывает факт разотождествления с помощью различных методов и техник.
Тот, кто считает живое существо убийцей, так же как и тот, кто думает, что оно может быть убито, не обладает знанием, ибо душа не убивает и не может быть убита.
Комментарий. Так как душа ничего не делает, и все действия совершаются гунами материальной природы, то душу нельзя обвинить в чем-либо.
Тот, кто видит, что исполнителем всех действий является созданное материальной природой тело, а душа бездействует, обладает совершенным видением.
Комментарий. Тело является исполнителем, но не изначальной причиной любых действий. Причиной всех причин является Бог, а всё проявленное является результатом Его Воли, или исполнителем. Подробнее – в статье «Иллюзия личной причинности». То есть осознание себя не-деятелем, а присутствующим наблюдателем - это важная часть описания просветления.
Душа не связана с материальным телом, хотя и находится в нем.
Комментарий. «Находится в нем» – это концепция, возникающая из-за восприятия, как будто вы находитесь в теле. Сознание настолько же находится в теле, насколько и не находится в нем, потому что не имеет местоположения. Об этом говорилось выше, а также в статье «Работа ума: ловушки и хитрости».
Вечная душа, несмотря на все изменения, которые происходят с телом и умом, всегда остается неизменной.
Комментарий. Это важный момент. Большинство практик, религий и философий исходят из идеи, что душа «загрязнилась, деградировала», поэтому нуждается в очищении. Душа не нуждается в очищении, потому что она никогда не загрязнялась – она всегда остается неизменной. «Загрязнение» существует в уме или теле, но никак не в душе. Поэтому практики очищают не душу, а ум или тело. Душа как солнце – когда она закрыта облаками, ее не видно, и кажется, что она загрязнена. Но на самом деле она такая же чистая, какой была всегда, просто облака (загрязнения ума и тела) не дают возможности увидеть ее в изначальной чистоте.
Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом стоит она [душа].
Комментарий. Душа выше всего перечисленного, и «выше» или «над» означает «вне». Душа вне материи, вне чувств и ума (чувства являются частью ума, а не души), и вне разума. Вне – означает отсутствие ограничений. Сознание не ограничено материей, чувствами, умом и разумом, несмотря на видимость таких ограничений.
Когда воплощенное живое существо, научившись владеть собой, отрекается в уме от всякой деятельности, оно счастливо живет в городе с девятью вратами [материальном теле], не совершая действий и не становясь их причиной.
Комментарий. Здесь много путаницы из-за используемых слов, но суть проста. Отречение от деятельности происходит с пониманием, что душа ничего не делает и никогда не делала. При этом деятельность продолжает происходить, но уже без присвоения причинности. Происходящее продолжает происходить, но сознание ничего не делает, и знает об этом.
«Отречение от деятельности» часто понимают неправильно, как «Всё, теперь я ничего не буду делать», и затем возникают попытки реализовать эту идею на практике. Ничего хорошего из этого не получается, потому что вы прилагаете усилия, чтобы ничего не делать, а это само по себе является деланием. Это не есть отречение от деятельности. Остается делающий, и это не приводит к пониманию себя как души или сознания, которое никогда ничего не делало.
Настоящее отречение от деятельности приходит с пониманием, что я никогда ничего не делал, а этого понимания нельзя достичь, практикуя ничегонеделание в материальном мире.
Даже помещенная в материальное тело, душа не совершает действий и не запутывается [в их последствиях].
Комментарий. Речь идет о карме – о деятельности и последствиях. Так как душа никогда ничего не делала, то ей не принадлежит никакая карма, и душа не отрабатывает ее. Отработка или наработка кармы происходит автоматически в материальном мире как результат взаимодействия гун материальной природы, но к душе это не имеет ни малейшего отношения, если не считать, что душа просто воспринимает происходящее. Сознание созерцает отработку кармы, но из-за отождествлений возникает идея и ощущение, что «это моя карма», и «я ее отрабатываю».
Приоткрывая тайну и природу души Веды говорят о том, что есть два вида души: Индивидуальная крошечная душа (ану-атма), Сверхдуша (вибху-атма).
И та и другая душа находятся в сердце каждого живого существа. Но одна из них – это само живое существо (джива), а вторая это сам Господь в форме Сверхдуши пронизывающей все пространство и находящейся в сердце каждого.
Сверхдуша – это Параматма (Высший Атман) – всепроникающий аспект Абсолюта (Бога), находящийся в каждом атоме. В этом своем аспекте Господь является немым свидетелем всех желаний и поступков живых существ, населяющих материальный мир.
Сверхдуша [Параматма] и индивидуальная душа [дживатма] сидят на одном дереве тела, в сердце живого существа, но только тот, кто избавился от всех материальных желаний и скорби, может по милости Всевышнего постичь величие души.
индивидуальная душа и Сверхдуша сравниваются с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Одна из птиц – это индивидуальная душа, она клюёт плоды этого дерева, наслаждаясь ими, а другая – это Сверхдуша (Кришна – Верховная Личность Бога в своей всепроникающей форме – Параматме), которая безучастно со стороны наблюдает за своим другом. Одна птица очарована плодами этого дерева, а другая лишь безмолвный свидетель деятельности первой птицы. Другими словами, Бог – это наблюдающая птица, а индивидуальная душа – вкушающая.
Нетрудно догадаться, какая аналогия в этом примере подразумевается. Дерево – это временное материальное тело живого существа, внутри которого находится индивидуальная душа и Сверхдуша. Плоды – это то, что приносят поступки живого существа, как хорошие (благочестивые), так и плохие (греховные), которыми живое существо наслаждается и очаровано ими.
Все люди постоянно заняты какой-либо материальной деятельностью в этом мире: кто-то мнит себя директором, играя соответствующую роль и пожиная плоды своей деятельности; кто-то занят преступной деятельностью, совершая плохие поступки; кто-то помогает бедным, жертвуя то, что он имеет; кто-то мнит себя патриотом, называя себя человеком той или иной страны; кто-то играет роль продавца, водителя, летчика и т.д.
Так или иначе, все в материальном мире заняты какой-либо деятельностью, которая приносит свои плоды. Пока все души наслаждаются в своих материальных телах разнообразной деятельностью, Бог в форме Параматмы наблюдает за поступками каждой души и следит за действием причинно-следственного закона – кармы, которая возникает в связи с поступками живых существ.
Итак, душа есть причина и начало живого тела. О причине говорится в различных значениях. Подобным же образом душа есть причина в трех смыслах, которые мы разобрали. А именно: душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.
Что душа есть причина в смысле сущности - это ясно, так как сущность есть причина бытия каждой вещи, а у живых существ быть означает жить, причина же и начало этого - душа; кроме того, основание сущего в возможности - энтелехия.
Очевидно также, что душа есть причина и в значении цели. Ибо так же как ум действует ради чего-то, так и природа, а то, ради чего она действует, есть ее цель. А такая цель у живых существ по самой их природе есть душа. Ведь все естественные тела суть орудия души - как у животных, так и у растений, и существуют они ради души. Цель же понимается двояко: как то, ради чего, и как то, для кого.
Но и то первое, откуда пространственное движение, также есть душа. Впрочем, эта способность присуща не всем живым существам. Превращение и рост также происходят благодаря душе. Ведь ощущение есть, по-видимому, некоего рода превращение, а то, что не имеет души, не ощущает. Так же обстоит дело с ростом и упадком. Ведь не разрушается и не растет естественным образом то, что не питается, а не питается то, что не причастно жизни.
Процесс прихода к Господу Шри Кришне не является неким неестественным процессом, скорее наоборот, это очень естественный и свободный процесс, когда живое существо, постепенно очищаясь от своего неведения, все больше и больше привлекается, притягивается к Господу Кришне.
Нужно понять, что у живого существа в этом мире, где бы оно ни находилось, чем бы ни занималось, всегда сохраняется очень глубокая внутренняя духовная природа. Даже в затуманенном или бессознательном состоянии эта природа манит живое существо, и цель всего, чем живое существо занимается в этом мире, — стремиться вернуться к Кришне. Однако оно не знает, как это сделать, оно запуталось в неведении, связано «веревками» ложного восприятия реальности.
Гурудев — это тот, кто, даже не находясь в этом мире очень долго, приходит и возвращает живому существу его подлинное, но утраченное сознание. Есть такое представление: «вернуться обратно к Кришне», и зачастую вокруг этого представления идет очень много споров: «А были ли мы с Кришной или не были?» Но не в этом его суть. Суть же в том, что существует некая природа, которая вечно связана с Господом Кришной. Именно восстановление этой связи, восстановление этих функций, для которых живое существо и было создано Кришной, является критерием возврата к Богу. Пробуждение от мира иллюзии к миру реальности. И это делает Гуру.
С точки зрения вечности мы сотни миллионов жизней пребывали в иллюзии или пребываем в ней сейчас, но Гуру приходит и не просто просит Кришну освободить душу из тюрьмы материального существования, он берет душу за руку и за очень короткое время выводит ее на свободу. Говорится, что садху посещают дома домохозяев в очень короткое время. Они приходят к тому времени, когда в доме доят корову, а затем уходят, то есть очень быстро. Гуру, подобно звезде, вспыхивает в этом мире и уходит, Гуру всегда идет своей дорогой. Шри Гуру вызволяет многие сотни тысяч душ в этой и других вселенных. Для нас это не более чем вспышка некой реальности: Гуру может появиться, совершить нечто и уйти очень быстро из этого мира потому, что он не связан с этим миром никаким образом.
Если мы откажемся от собственных иллюзий и придем к его реальному пониманию, мы будем спасены.
понятия счастье, несчастье относительны и возникают, когда чувства соприкасаются с объектами чувств. Пока чувства не соприкасаются с объектами чувств, говорить о счастье и несчастье нельзя. И пока у всех нас чувства соприкасаются с объектами чувств, мы не избавимся от страданий, как и не избавимся от какого-то счастья. Это как волны в океане, как зима и лето, и научится терпеливо это переносить нет никакой возможности.
Мы отличаемся от тела, в котором пребываем. Что представляет собой материальное тело? Это мешок из костей, крови, мочи, испражнений и других нечистот. Ум также является частью материального тела и отличен от души. Он воспринимает преходящие материальные эмоции как реальность, испытывая от этого боль и удовольствие.
Наше истинное «Я» , индивидуальная душа, отличается от тела и ума.
Тело смертно. Врачи и ученные этого мира не могут предотвратить старость. Через двадцать, тридцать, или пятьдесят лет мы состаримся, утратив былую красоту и силу, и не сможем передвигаться без тросточки, а еще через некоторое время умрем. В этот момент нам придется оставить все, что мы накопили за свою жизнь. Ничто в этом мире не может избавить от непрерывных страданий. Только Бог в силах помочь нам. Если мы осознаем это и начнем с любовью служить Ему, то обретем желанное счастье.
Душа является неотъемлемой частицей единого Бога, Верховного Господа. В каких бы видах жизни она ни находилась – низших, таких как растения и животные, или высших, таких как люди и полубоги – душа является Его неотъемлемой частицей. Веды, древние писания Индии, говорят: «Бог один. Этот мир – проявление Его могущества» Атеисты верят в мир природы, считая что все возникает из материи и возвращается в неё. Но мир природы, в который они верят, является лишь частью энергии Верховного Господа.
Мы обладаем такой же духовной природой, как и Бог, и созданы по Его образу и подобию, но, к несчастью, мы отвернулись от Него и забыли о своей истиной принадлежности. Мы принимаем материальное тело за своё «я» и тратим драгоценную жизнь на то, чтобы накопить деньги и обезопасить себя, полагая, что это сделает нас счастливыми. Однако такая концепция в корне не верна.
Мы неотъемлемые частицы Всевышнего Веды наставляют: «Не живи во тьме, иди к свету». Слово «свет» означает познание своего истинного духовного образа, Верховного Господа, мельчайшими неотъемлемыми частичками которого мы являемся, и своих вечных взаимоотношениях с Ним в любовном служении Ему. В Ведах Верховный Господь носит имя Кришна, что означает Всепривлекающий, потому что Он источник блаженства, знания и вечного бытия.
У Него много проявлений, и все они не отличны от Него. Он – Верховная Личность, которую обычно называют Бог, Аллах, или Иегова.
Служение Ему в своем изначальном духовном образе – это и есть свет, который приносит вечное счастье.
Слово «тьма» означает невежество относительно своего истинного «я».
Находится во тьме, или невежестве, означает быть привязанным ко всему, что связанно с телом, и считать объекты этого мира своими.
Трансцендентная наука, научный процесс духовного самопознания, ведет человека к вечному счастью и останавливает круговорот рождения и смерти. Эта наука называется Бхакти- йога, или любовная преданность Верховной Личности Бога. Практика бхакти-йоги не требует денег и затрат энергии, но приносит желаемое счастье.
Мы не осознаем своё истинное «я» и отождествляем себя с материальным телом. Направляя всю энергию на бессмысленное поддержание тела, мы пренебрегаем душой, которая находится в теле, как птица в клетке. Клетка губительна для птицы, и птица живет не ради клетки. Давайте глубоко задумаемся над этим. Вся наша деятельность направлена на поддержание тела, в лучшем случае мы даём некоторую пищу уму в виде искусства и литературы. Однако мы не знаем что ум – это тоже материальная субстанция, но более тонкая.
Наша душа отличается от грубого тела и тонкого ума.
Она их могущественная активная первопричина. Необходимо знать потребности души, потому что невозможно обрести счастье, удовлетворяя лишь только тело и ум. Тело и ум – это ненужное, внешнее покрытие души. Нужно удовлетворять не их, а душу. Наводя чистоту в клетке невозможно удовлетворить птицу. Необходимо понять, что она хочет. Душа жаждет вырваться из материальных оков и обрести полную свободу. Она стремится выйти за пределы вселенной. Она хочет увидеть неограниченный свет и дух. Это полная свобода наступает, когда душа встречается со всеобъемлющим духом – Личностью Бога.
Медитируя на тело с целью понять, являемся мы им или нет, можно прийти к заключению, что мы – познающие тело, а не само тело. Тело-это поле нашей деятельности. Мы не можем быть телом, также как земледелец не может быть полем, которое обрабатывает.
Это понятно даже ребенку. Укажите ему на его палец и спросите: «Что это?» Он ответит: «Мой палец». Он не скажет: «Я палец». Каждую часть своего тела он назовет «Моё тело, моя голова, моя нога». Но где же я сам? Вот каким должен быть вопрос
Наша карма заставляет нас рождаться в этом временном мире, и мы воплощаемся в материальных телах и завязываем временные отношения с друзьями и любимыми, соседями, родственниками и соотечественниками. Но наступает смерть — и этим отношениям приходит конец. Этих временных отношений не было в прошлом и не будет в будущем, поэтому и в настоящем их кажущаяся реальность — не более чем иллюзия.
Как волны то собирают, то раскидывают песчинки, так и время то сводит, то разлучает души, воплощенные в материальных телах.
Заблуждение обусловленных душ заключается в том, что они отождествляют себя с телом. Тело — это мертвая материя, но внутри его находится душа. Таково духовное видение. К сожалению, невежды, околдованные материальной иллюзией, не видят разницы между собой и своей плотью. Они не знают, что тело — всего лишь материя. По воле времени тела, как крошечные песчинки то сходятся друг с другом, то разлучаются, каждый раз заставляя душу скорбеть об этом. Не понимая этой истины, невозможно стать счастливым.
Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает.
«Я не тело, я — духовное существо, пойманное в ловушку материального тела». Понимание этого простого факта приносит нам подлинное благо, открывая путь к дальнейшему духовному совершенствованию. Если же мы не отбросим телесные представления о жизни, то нашему мучительному материальному существованию не будет конца. Ни политические преобразования, ни социальная помощь, ни здравоохранение и никакие другие программы, призванные дать людям мир и счастье, не помогут нам. Материальная жизнь неизбежно будет приносить нам все новые и новые беды, и потому ее называют — «неиссякаемым источником страданий».
Зерна, брошенные в землю, иногда дают всходы, а иногда нет. Если земля бесплодна, то зерна не прорастают. Подобно этому, побуждаемый энергией Всевышнего, мужчина иногда может зачать ребенка, а иногда нет. Поэтому нет причин скорбеть о призрачных узах родства, которые всецело подвластны Верховному Господу.
Верховный Господь, повелитель и владыка всего сущего, не очень интересуется этим временным космическим мирозданием, и тем не менее, подобно тому как дитя иногда строит песочные замки, которые ему не нужны, Верховный Господь, чья власть простирается на все сущее, творит, хранит и уничтожает все в этом бренном мире, хотя Сам не нуждается в этом. Он творит, побуждая отца зачать ребенка, хранит, побуждая правителей заботиться о подданных, и уничтожает, посылая змей и других носителей смерти. Его орудия творения, поддержания и уничтожения не могут ничего сделать самостоятельно, но, находясь во власти иллюзорной энергии, мнят себя творцами, хранителями и разрушителями.
Вечная душа, находясь во власти трех гун материальной природы, считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершает материальная природа.
Покорная воле Верховной Личности Бога, материальная природа, пракрити, побуждает живые существа творить, хранить или разрушать, в зависимости от влияния на них разных гун природы. Но, поскольку живое существо ничего не знает ни о Верховном Господе, ни о послушной Ему материальной энергии, ему кажется, что оно действует самостоятельно. В действительности это не так. Осознавая себя орудием в руках Господа, каждый должен просто повиноваться Его воле.
Как одно семя рождает другое, так одно тело [тело отца] с помощью другого тела [тела матери] производит на свет третье тело [тело ребенка]. Элементы, составляющие материальное тело, вечны, и так же вечно живое существо, проявляющее посредством их своего присутствия.
Живое существо, относящееся к духовной энергии Господа и желающее наслаждаться материей, полностью находится в Его власти. Так называемые отец и мать не имеют никакого отношения к живому существу. Они лишь посредники, при помощи которых живое существо обретает различные тела, возникшие в результате его желаний и кармы.
Существуют две энергии — материальная и духовная. Поскольку их источником является вечная истина, Верховный Господь, эти энергии также существуют вечно. Те индивидуальные души, которые с незапамятных времен пожелали забыть, кем они являются на самом деле, воплощаются в разных материальных телах и начинают отождествлять себя с тем или иным видом жизни, национальностью, сословием и так далее.
Все, что мы видим вокруг: друзья, дети и собственность, - подобно сну или вымыслу, лишенному реальности. То возникая, то исчезая, эти зыбкие образы рождаются в уме из-за наших прежних поступков и побуждают нас к новым действиям.
Все материальное — лишь игра ума, порождающая призрачные образы. Так, во сне нам могут привидеться тигры и змеи, и, хотя их на самом деле нет, мы пугаемся их, принимая сон за явь. Все материальное в силу своей непрочности подобно сну.
Живое существо, отождествляющее себя с материальным телом, живет только заботами об этом теле, которое представляет собой сочетание пяти материальных начал, пяти познающих и пяти действующих органов чувств, а также ума. Из-за ума живое существо испытывает три вида страданий: адхибхаутику, адхидайвику и адхьятмику. Поэтому тело – источник всех бед.
Ум — корень материального существования, поскольку это он порождает все проявления материального бытия. И как только с материальным объектом, к которому привязан ум, происходит что-либо нежелательное, ум возбуждается, и мы страдаем. Например, с помощью наших познающих и деятельных органов чувств мы создаем из материальных элементов замечательный автомобиль, но, когда он попадает в аварию и разбивается, ум тяжело переживает эту потерю и заставляет живое существо страдать. Таким образом, живое существо с помощью ума создает материальные условия своего существования. Но, поскольку все материальное временно, обусловленное живое существо вынуждено постоянно страдать, хотя само по себе оно никак не связано с материальным окружением. Однако, поднявшись на уровень Брахмана, или истинной духовной жизни, и полностью осознав свою духовную природу, оно навсегда избавляется от скорби и мучительных желаний.
Живые существа в этом материальном мире суть Мои вечные отделенные частицы. Оказавшись в обусловленном состоянии, они вынуждены вести суровую борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится ум.
В зависимости от последствий кармической деятельности человека его материальный ум принимает определенную форму и вместе с пятью чувствами переносится из одного тела в другое. Хотя душа отлична от ума, она всегда следует за ним.
Поэтому, тщательно обдумайте положение души. Поймите, кто вы: тело, ум или душа? Задумайтесь над тем, откуда вы пришли, куда уйдете, покинув это тело, и почему вас одолевает скорбь. Осознав свою природу, вы избавитесь от ненужных привязанностей и слепой веры в вечную природу материального мира и всего, что непосредственно не связано со служением Кришне. Так ты сможешь обрести мир в душе.
Всем нам по собственному опыту хорошо известно, что нынешние друзья завтра могут обернуться врагами. Дружим мы или враждуем, связаны мы родственными узами или нет — все эти отношения имеют свою предысторию.
Между живыми существами, влекомыми потоком материальной жизни, возникает то дружба, то вражда. Иногда их связывают родственные узы, а иногда нет. Они-то не замечают друг друга, то помогают друг другу, то ненавидят одно другое. Но, в какие бы отношения они ни вступали между собой, этим отношениям не суждено быть вечными.
Поэтому тот, кто сегодня под влиянием гуны благости питает ко мне дружеские чувства, завтра, попав под влияние невежества и страсти, может обернуться моим врагом. Так, побуждаемые гунами материальной природы, мы ошибочно принимаем окружающих за своих друзей или врагов, детей или родителей, не ведая, что эти иллюзорные отношения - лишь следствие наших прошлых поступков, совершенных при различных обстоятельствах.
Как золото и другие товары, продаваемые и покупаемые, постоянно переходят из рук в руки, так и душа в результате своих корыстных деяний блуждает по вселенной, переходя с помощью очередного отца из одного тела в другое.
Одно и то же существо рождается то в звериной семье, то в человеческой. Иногда его родителями становятся птицы, а иногда — полубоги.
Жизнь за жизнью, гонимое законами природы, живое существо скитается по всей вселенной, переходя с одной планеты на другую, из одного вида жизни в другой. Но если ему улыбнется удача, то оно встретит на своем пути чистого преданного, и эта встреча перевернет всю его жизнь. Тогда живое существо сможет вернуться домой, к Богу.
Даже на протяжении одной жизни нам постоянно приходится мириться с мимолетностью отношений с другими, не говоря уже о том, что душа вынуждена постоянно переселяться из одного тела в другое.
Одни живые существа рождаются людьми, другие - животными. И те, и другие - вечные души, но отношения между ними временны. Человек владеет животным какое-то время, а затем продает его другому. С этим обрывается всякая связь между ними, и прежний владелец больше не видит в животном своей собственности. Пока животное находится в собственности хозяина, тот питает привязанность к нему, но, продав животное, хозяин теряет и свою привязанность.
Отношения между живыми существами, основанные на родстве их бренных тел, также временны, однако сами живые существа вечны. Умирает и рождается тело, а не живое существо, для которого не существует ни рождения, ни смерти. Поэтому живое существо не имеет реальных отношений со своими так называемыми отцами и матерьми. Получив от них в результате своих поступков в прошлом новое материальное тело, живое существо вступает с ними в какие-то отношения и потому мнит себя их ребенком и питает к ним нежные чувства. Однако вскоре смерть кладет конец этим отношениям, поэтому нет никакого смысла ни радоваться, ни скорбеть.
Душа нетленна и вечна, ибо ее бытие не имеет ни начала, ни конца. Для нее не существует ни рождения, ни смерти. Оживляя различные виды тел, сама она имеет совершенно иную природу, чем тело. Возвышенные качества души роднят ее с Верховным Господом, но в силу своих ничтожно малых размеров она склонна попадать под влияние внешней, иллюзорной энергии Господа и в зависимости от своих желаний создавать для себя все новые и новые материальные тела.
Дорогие девочки, Верховный Господь пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, созданной материальной энергией. Верховный Господь предоставляет живому существу возможность наслаждаться в материальном мире, как тому заблагорассудится, но в то же время Сам Он настоятельно рекомендует такому живому существу оставить все материальные устремления, полностью предаться Ему и вернуться домой, к Богу.
Душа [живое существо] никогда не умирает — она вечна и неистощима. Она не осквернена материей и может отправиться в любую часть материального или духовного мира. Душа обладает совершенным знанием и полностью отлична от материального тела, но, когда она, злоупотребив своей ничтожной независимостью, встает на неверный путь, ей приходится получать тонкие и грубые тела, создаваемые материальной энергией, и испытывать в материальном мире так называемое счастье и горе. Поэтому не надо скорбеть о том, что душа покинула тело.
Огонь сокрыт в дровах, но отличен от них; воздух можно ощутить во рту и ноздрях, но он существует отдельно; эфир пронизывает собой все, но ни с чем не смешивается — так и душа, хотя она заключена в темницу материального тела и является источником его существования, полностью отлична от него.
До тех пор, пока душа покрыта тонким телом, состоящим из ума, интеллекта и ложного эго, ей приходится пожинать плоды своих прошлых поступков. Тонкое тело связывает душу с материальной энергией, и потому душа вынуждена страдать от непрерывно меняющихся условий бытия, в которые она попадает жизнь за жизнью.
Недалекий человек, не понимающий разницы между самим собой и материальной природой, принимает ее за реальность. Соприкоснувшись с материальной природой, он окончательно теряет разум и оказывается в круговороте материального бытия.
Бесчисленное множество живых существ скитается по вселенной, рождаясь в восьми миллионах четырехстах тысячах видов жизни. Размеры живого существа равны одной десятитысячной части сечения кончика волоса. Такова изначальная тонкая природа живого существа.
Господь повелевает всеми энергиями, тогда как живое существо служит им. В этом заключается разница между Богом и живым существом. Ты же
утверждаешь, что Господь и живое существо одинаковы во всех отношениях.
Живое существо принадлежит к пограничной энергии Верховной Личности Бога, однако ты говоришь, что живое существо полностью отлично от Господа.
Душа не подвержена изменениям. Душу называют не рожденной, но, поскольку она находится в материальном теле, кажется, будто она рождается вместе с телом. На самом деле душа, находящаяся в теле, не рождается и не умирает. Поскольку душа не рождается, для нее нет прошлого, настоящего и будущего. Она вечная, всегда существующая и изначальная. Иными словами, невозможно установить время ее появления на свет.
Мы пытаемся определить, когда душа появилась на свет, только потому, что распространяем на нее телесные представления. В отличие от тела, душа никогда не стареет. Вот почему так называемые старики иногда ощущают себя детьми или юношами. Изменения, происходящие с телом, не затрагивают душу.
Тело развивается благодаря присутствию души, но сама душа никого не производит на свет и не претерпевает никаких изменений. Таким образом, душа не подвержена шести видам изменений, через которые проходит тело.
Крошечная душа может распространять свое влияние на все тело живого существа.  Душа находится в сердце каждого существа, но, поскольку ученые-материалисты не в состоянии обнаружить ее, некоторые из них по неразумию утверждают, что души не существует. Бесконечно малая индивидуальная душа, вне всякого сомнения, находится в сердце живого существа вместе со Сверхдушой, и потому именно сердце является источником энергии, приводящей тело в движение. Кровяные тельца, которые насыщаются кислородом в легких, получают энергию от души. Когда душа покидает тело, кровообращение останавливается. Большинство материальных врачей признают важную роль, которую играют в организме кровяные тельца, но не могут установить, что источником этой энергии является душа. Однако они соглашаются с тем, что источник энергии в теле - сердце.
Каждый из нас может понять, чем пронизано его тело, - оно пронизано сознанием. Всем телом или какой-то одной его частью каждый может испытывать боль или приятные ощущения. Сфера действия индивидуального сознания ограничена рамками данного тела. Боль и наслаждения, которые ощущает одно тело, неведомы другому. Это объясняется тем, что в каждом теле находится индивидуальная душа. Признаком ее присутствия является наличие в теле индивидуального сознания.
Сознание - неотъемлемое свойство души. Даже если нам не удастся обнаружить душу там, где она находится, - в сердце, мы все равно можем установить ее присутствие по наличию сознания. Сознание, которое присутствует в каждом теле - и в теле человека, и в теле животного, - указывает на то, что в нем находится душа.
Сознание индивидуальной души отлично от сознания Всевышнего, ибо Его сознание всеобъемлюще. Господь знает все, что происходило в прошлом, происходит сейчас и произойдет в будущем. Индивидуальной душе присуща забывчивость. Когда душа забывает о своей истинной природе, она может получить знание, внимая наставлениям Кришны.
Есть два типа души - крошечная индивидуальная душа «ану-атма» и Сверхдуша «вибху-атма. Сверхдуша [Параматма] и индивидуальная душа [дживатма] сидят на одном дереве тела, в сердце живого существа, но только тот, кто избавился от всех материальных желаний и скорби, может по милости Всевышнего постичь величие души.
Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души.
Духовным частицам нет числа, и размеры каждой из них составляют одну десятитысячную кончика волоса.
Таким образом, индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Это крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело.
Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела, - оно проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа.
Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить ее присутствие может только совершенный разум. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках (прана, апана, вьяна, самана и удана), находится в сердце и распространяет свою власть на все тело живого существа. Когда душа очищается от оскверняющего влияния пяти материальных воздушных потоков, она полностью проявляет свою духовную природу.
Тот факт, что бесконечно малая душа может находиться как в теле огромного животного так и в теле микроба, миллионы которых умещаются на пространстве не более булавочной головки, безусловно, представляется нам чудом. Люди со скудным запасом знаний, а также те, кто предается мирским удовольствиям, не способны проникнуть в тайну крошечной духовной искры, даже если услышат эти знания от Самого Бога.
Джива – это мельчайшая частица сознания. Она обладает индивидуальным эго(сознанием своего «я»), которое проявляется в категориях ахам(я) и мама(моё).
Джива – наслаждающийся, размышляющий и знающий. Джива обладает вечной формой; эта форма имеет тонкую духовную природу.
С новым телом джива получает и новый вид обусловленности, который является результатом всех её предыдущих действий и не исполненных
желаний. В человеческом обществе эта обусловленность определяет сословие(варну), в которой джива принимает рождение.
Джива—это чисто духовное существо, находящееся под покровительством
духовной энергии. Но поскольку сама джива принадлежит к пограничной энергии, она склонна попадать в зависимость от майи. Примечательно, что, даже попав в зависимость от майи, джива лишь на время забывает
о том, что она призвана служить Кришне. При этом изначальный статус непогрешимой дживы, ее облик и происходящие с ней изменения остаются духовными.
Поскольку джива бесконечно мала, майе нетрудно одолеть ее. Так у непогрешимой дживы сначала появляется тонкое тело, состоящее из ума. А когда дживе приходит время действовать в материальном мире, ее тонкое тело покрывает наиболее подходящее для этой деятельности физическое тело. Тонкое и грубое тело сходны в том, что оба представляют собой созданные майей неестественные покрытия духовного тела дживы.
Физическое тело состоит из земли, воды, огня, воздуха и эфира, а тонкое тело—из ума, разума и ложного эго. Сбросив эти оболочки и выйдя таким образом из-под влияния майи, джива принимает свою естественную, духовную форму. Освобожденная джива действует с помощью органов чувств духовного тела. В отличие от материального тела, оно не нуждается в еде, отдыхе, половых отношениях и выведении отходов жизнедеятельности, не испытывает боли, не подвержено болезням и никогда не терпит лишений. Все это затрагивает лишь физическое тело, однако джива по ошибке отождествляет себя с ним и потому
испытывает материальные радости и страдания.
Получить духовное тело может лишь тот, кто обрел освобождение благодаря общению с преданными. Освобождение, которое приносит общение с гьяни, не может считаться настоящим.
Санкхья - это философия, которая описывает истинную природу души, а йога - это практика, помогающая обуздать свои чувства.
Цель хатха-йоги состоит в том, чтобы с помощью различных физических упражнений научиться управлять пятью воздушными потоками, которые окружают чистую душу. Все это делается не ради какой-либо материальной выгоды, а для того, чтобы освободить крошечную душу из материального плена.
Но тому, кто действует в сознании Кришны нет необходимости заниматься какой-либо еще йогой. Бхакти –йога уникальна т.к. практикуя её все знания по дживе татве со временем проявятся в сердце преданного, и он освободиться от бесконечных материальных желаний.
Обрести знание - значит постичь природу материи и духа, а также того, кто управляет ими.
Обусловленная душа хочет наслаждаться чувственными удовольствиями, и, в зависимости от её способности наслаждаться чувственными удовольствиями, ей предлагается тело или поле деятельности. Поэтому тело называют кшетрой, полем деятельности обусловленной души.
Саму же личность называют кшетра-гья, "знающий поле". Нетрудно понять разницу между полем и знающим поле, или телом и знающим тело. Любой человек может видеть, что с детства до старости он претерпевает множество изменений тела, но всё же остается одной личностью. Таким образом, есть разница между тем, кто знает поле деятельности, и фактическим полем деятельности. Так живая обусловленная душа может понять, что она отлична от тела.


Рецензии