Братский народ казахи

Братский народ КАЗАХИ
*********************
В далёкие 70 годы прошлого века, наша  прекрасная Родина была шире, просторней и необъятней. Союзные республики, входившие в СССР,  а их было ни мало, ни много, аж 15 (!!!), с удовольствием жали руку "большой сестре" России, получая за это  огромную помощь и поддержку во всех направлениях и начинаниях.  Парадокс но Российская федерация порой жила хуже окружавших её республик.
Казахтан, Узбекистан, Киргизия, Армения, Украина, Азербайджан, Белоруссия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, прибалтийские соседи ( Эстония, Литва, Латвия) , дружно водили отлаженный хоровод вокруг  России, не забывая принимать за это дотации, безвозмездные вложения, поощрения на развитие.

Разьехавшиеся  по союзным республикам россияне вносили огромную лепту в развитие  отраслей, инфраструктуры и культуры этих республик .
И кто бы и что бы сейчас не говорил, именно благодаря России, окрепли наши братья меньшие, подматерели, обросли фабриками, заводами, параходами и прочей инфраструктурой необходимой для дальнейшего роста.

Сводки пестрили тогда сообщениями о великой многонациональной дружбе в СССР , о вселенской любви друг к другу.
Но так ли всё  было безоблачно?
На самом деле нюансов взаимоотношений внутри республик было очень много.но говорить об этом было не принято, да и мало кто решался.

В те далёкие годы, в силу работы отца, а он был ведущим тренером СССР  по велоспорту, моих родителей направили в Казахстан, доверив поднимать папе сборную этой огромной республики.  В дальнейшем его воспитанники занимали призовые места на Олимпиаде 1980 г.
Мама, по профессии учитель, устроилась в школу преподавателем математики, геометрии и черчения.
Так, мои молодые родители осели на какое-то время в степном Казахстане. Там родилась я, и хоть прожила там не так долго, но какие-то моменты запомнились и врезались в память .

 Каждую осень школьников, во главе с педагогами, под угрозой исключения из комсомола, отправляли на два месяца (!!!), на сбор хлопка. Сказать ,что это было увлекательное приключение, нет, скорее это был тяжкий, бесплатный, не оспариваемый труд детей на благо  великой Казахской республики.    Во, как!

Под этой маркой,  местные ушлые казахи из хлопковых районов, куда выгружали автобусами городскую детвору, бессовестно надували их при работе на подконтрольных им территориях.

В целом операция по сбору хлопка  выглядела так.
Осенью, колонны автобусов с школьниками и студентами (за исключением тех, кто  подделывал справки по состоянию здоровья или реально болел ) торжественно вывозили километров за 300 от дома, в  поля. Там молодежь расселяли в бараках, где вместо кроватей были деревянные нары и матрацы,набитые сеном. Во дворе устанавливалась полевая кухня, душ и рукомойники.
 Подъем был в 5 (!!!) утра,завтрак в 6, а в 7 сонные дети уже стояли с пустыми мешками наперевес у кромки огромного поля и  под команду учителей начинали собирать вручную (!!!)  ватные, хлопковые шарики..
Конечно на полях работали комбайны, которые так часто мелькали в сводках новостей, конечно, комбайнеры вносили свою основную лепту.
Но ручной труд был адским!
Вы спросите, а зачем  он использовался, тем более руками   несовершеннолетних школьников,  вдали от дома ,  и в непростых условиях?
 Дело в том, что после машинной уборки  поле не убиралось на сто процентов, и поэтому подчищать остатки  запускали многочисленных, безропотных, практически бесплатных школьников.
Партия сказала, значит надо!
 Между тем, труд этот был муторным, нормы выпоонения плана завышенные, чтобы достойная оплата была недосягаемая!
.За день необходимо  было собрать 25-30 кг  хлопка.
Это было очень сложно! Невесомая вата не давала желаемого результата. Работа продвигалась медленно, под палящими, степными лучами, с мешком за спиной, с теплой водой в бидонах, стоящих на краю поля
.
А  ещё всё усугублялось хитрожопостью местных.
Казахи-приемщики что только не делали, чтобы обмануть измученных мальчишек и девчонок. И весы подкручивали, и за "влажность" списывали вес в сторону уменьшения процентов на 50, за листья и шелуху тоже штрафы. Ад!.
Более того, рядом с приезжими ребятами,  трудились родственники этих самых приемщиков, которым за сбор такого же хлопка проплачивали достойную зарплату..
Более того, приемщики хлопка , приписывали украденные у школьников килограммы  своим корешам. Схема была налажена на потоке.
Как же  "смешно" было потом смотреть, как очередному казаху-"стахановцу" вешали очередную  медаль "работник Социалистического труда" и дарили машину, квартиру или денежную премию.

Сейчас многими вспоминается это время, как романтика, а тогда это был адский труд, со своими прибамбасами , махинациями и нюансами.
Но по молодости все как- то воспринималось по другому, без лишнего анализа и претензий.

А сколько было смешных ситуаций!
Мама рассказывала, как однажды, во время поездки на сбор хлопка, с ней приключилась потешная история,чуть не приведшая к межнациональной розни.
Как и ребят, учителей расселяли в бараквх с нарами и соломенными матрацами, без всяких привилегий и удобств.
Тем не менее в кругу педагогов царила дружная, деловая атмосфера. но не без приключений .
В составе преподавателей присутствовала учитель казахского языка Жанна Сыздыковна, безмерно гордившаяся,что защищает диссертацию по казахскому языку. Она была предметом добрых насмешек среди коллег,  так как та при малейшей возможности, озвучивала везде этот факт по месту и без, гордо потряхивая головой с пышной прической э.
Так вот, увидев  в бараке нары с мешками, набитыми соломой, она категорично заявила:
 " Я доСент (доцент), казахских наук,  я не буду  на этом спать, это унизительно! Я  между прочим дисертаСию (диссертацию) пишу". .
К чему это было в данной ситуации, никто не понял, но все стали уговаривать смириться с данной участью и снизойти до мешков с соломой.
Жанна Сыздыковна бормоча минут 10 под нос, всё же  стала устраиваться на нарах, как и другие педагоги
Так оказалось, что она разместилась рядом с моей мамой.

Ночь выдалась неспокойной.
Во-первых допоздна урезонивали детвору, не желавшую  спать по режиму, во-вторых, когда все улеглись, комнату наполнил дикий храп Нонны Семёновна, высоченной женщины,учителя математики.
Когда на середине ночи моя мама уже вырубилась от усталости, она вдруг услышала под собой странное шуршание. В соломенном матрасе явно кто- то был.  Мамуля моментально проснулась и замерев от ужаса подумала:"Змея!"
Пересилив страх, она провеля рукой вокруг себя, и нащупав что-то пушисто-всклоченное, по инерции схватила это, завизжав  на весь барак: " Змея,змея!"

 Все моментально вскочили, зажегся свет. В углу сидела  перепуганная мама, держа в руках что-то лохматое, черное, с железными торчащими иголками  и дико визжала . Все уставились на комок в её руке, затем медленно перевели взгляд на Жанну Сыздыковну...
 Вместо начесанного, элегантного полушария, всегда обрамлявщего  ее "научную" голову, всеобщему обозрению предстал жидкий хвостик на резинке, собранный в пучок на затылке.
"ДоСент" являла собой жалкое зрелище! Такой её не видел никто! Она дико вращала глазами и смотрела то на кусок шиньона с торчащими шпильками, в руках моей мамы, то на коллег.
 В полной тишине она выхватила шиньон, примостила его  обратно на место и демонстративно отвернулась к стене...

Но! Шорох-то продолжался!
 Все женщины  боялись ложиться спать.  Каждая из них  рисовала себе в воображении если уж не питона,то гадюку точно. Переполох в бараке разбудил храпевшую до этого учительницу математики. Вникнув в суть дела,та бесстрашно приблизилась к месту откуда исходил шум и вспорола матрас. Каково же было удивление,когда взору перепуганных женщин предстала ежиха с тремя ежатами.
 Ох и хохотали же бедолаги потом до утра и даже Жанна Сыздыковна,забыв о сбитом шиньоне, смеялась во все свои белых 32 зуба.

Много чего смешного было в той хлопковой компании...
Мама вспоминала случай, с  огромным верблюдом Яшкой.
Это был любимец детворы. Те, специально не доедая хлеб во время завтрака, обеда или ужина, считали своим долгом сунуть в рот двугорбому горбушку.
"Корабль пустыни" настолько разбаловался детским вниманием,что провожал взглядом каждого, кто проходил мимо, в надежде выпросить лакомство и обижался, если не получал его.
 Однажды около него проходила моя мама. В руках у нее был журнал с отчетами.
Без задней мысли, она помахала рукой  Яшке, тот чмокнул воздух губами и ничего не получив, недоуменно посмотрел ей вслед .
Та шла,ничего не подозревая, но через время услышала странное чавканье и похрюкивание, смешанное с  шумом копыт. Обернувшись, с ужасом увидела колыхающиеся из стороны в сторону два горба,  длиннющие ноги и огромную, недовольную морду Яшки. Он явно преследовал её! Мама ускорила шаг,Яшка не отставал. Он заприметил журнал в руках мамы, и видимо принял его за вкусняшку.
 Растерявшись,мама стала паниковать. Огромный корабль пустыни вселял страх, а его намерения были неизвестны.

К счастью, слева, на лошадях, выскочили с плетками местные казахи. Услышав просьбу о помощи, они стали гоготать, потешаясь над молодой женщиной, но всё же, вскоре, звук нагайки и странные, гортанные звуки развернули животное обратно и верблюд,недовольно хрюкнув напоследок, побрел  в лагерь.

Во время хлопковой компании дети не учились. 2-3 месяца . В итоге образовывались дикие пробелы в школьной программе.
Как потом бедные учителя всё это навёрстывали, одному богу известно!

По приезду в город ТВ наперебой транслировало сюжеты  с героями  хлопковых подвигов . Конечно же это были в основном коренные жители. И не в одной сводке не говорилось,что наравне со взрослыми на хлопковых плантациях ежегодно батрачили, от зари, до зари, школьники,причем  не только казахи, но и русские,греки,иранцы,украинцы,беларуссы,татары,немцы.
Только ближе к 70- м годам школьникам стали платить какую-то копеечку.Лучшим дарили показательно ковры, дорогие сервизы. Но до этого, детский труд использовался в хлопковых делах абсолютно бесплатно.

Сегодня Казахстан богатая страна, но часть ее достижений, это безусловный результат усилий других народностей населявших республику.
.Многие из них  уехали за её пределы, но многие остались до сих пор в рамках этого государства.
 Легко ли им? По разному....

Вот мнение моей приятельницы, до сих пор живущей в Казахстане.
Если коротко, жить на вторых ролях, можно, но чтобы добиться руководящиз высот, если ты не казах, это не просто.

Кстати, так было всегда!
В Казахстане очень развита клановость, и пробить эту брешь не легко даже самим казахам..
 Но шансы чего-то достичь всё же есть  у тех, кто занимается  частным бизнесом, здесь больше возможностей.  ..
Я напрямую спросила приятельницу: " Есть ли в чём-то ущемление русских?".
Она предпочла промолчать....


Безусловно, в Казахстане пресекаются на высоком уровне всяческие попытки разного рода нежелательные событий. Но на бытовом уровне , увы,  нет, нет, но что- то, да возникает. . Особенно среди молодёжи.

Страна Казахстан по-прежнему многонациональная.
И всё же тенденция некой обособленности от прежних связей с Россией, на мой взгляд,  чувствуется.. То ли как пережиток  каких-то обид, то ли как предвестник неспокойного будущего.
В любом случае, наш сосед сейчас очень не простой и требует пристального внимания с нашей стороны.  Мы продолжаем дружить, но при этом  важно не прощёлкать какие-то серьёзные моменты . Ухо надо держать востро!
А что поделаешь?
Такие времена...Такие нравы...

#Ваша Вика


Рецензии