Голос Бога

ГОЛОС  БОГА
Чем ближе к Пасхе, тем торжественнее звонят колокола.У нас,в Бирюче, Покровский Собор и Митровановская церковь видят один другую, но, чтобы понять , где звонят, не надо смотреть на храмы. Звук из колоколен разительно непохож. Митрофановский звон величественный, в длинную волну,  обхватывает за плечи и даже покачиваеть тебя немного. Колокола у Митрофания "родные" ,отлиты в середине 19-го века, нарочно для этой церкви. Тут - неразделимая  гармония архитектуры и  звука. При  первом же ударе  здешнего колокола душа  сразу  вспоминает, что она - православная,
И, увы, другое дело - соборные колокола.Сам многострадальный Покровский  собор освящен ещё в 1834 году. Тогда бирюческие ходоки побывали у  Николая Второго, в подарок ему передали шмат  сала.Царь дал на строительство собора 200 тысяч рублей ассигнациями. Собор  возвевели в классическом стиле, А в металл для колоколов, которые  лили в Воронеже,высыпали пуд драгоценностей, что полиция изъяла у уездного разбойника Звонаренко.
И как зазвучал колокол! В "Воронежских Епархиальных вестях" тех лет писали, что "слышен глас того живого  колокола по Тихой Сосне  от Благодатского до Фаддеевки!". Чтоб вы знали - Благодатское - это нынче село Новохуторное, оно чуть не в двадцати километрах от Бирюча.А Фаддеевка - нынешний город Алексеевка, на таком же расстоянии. И звучал тот колокол так, что слышалась в нем и сердечность верующих, и боль ограбленных разбойниками...
  В 20-х годах прошлого века собор закрыли. При Хрущеве снесли восьмигранную колокольню. Сами звоны увезли в Воронеж на переплавку . А спохватились уже в 21-м веке. Собор восстановили , подняли новую колокольню.
И повесили колокола...
Я не настаиваю. Возможно - кому-то и нынешний звон нравится. Но я слышу в его голосе только глухой однотонный металл. Как чугунное било. Против Митрофановского звона как плотник супротив столяра, как сказал бы Чехов.
Конечно, спасибо, хоть так получилось. Но я эту тему затронул потому, что она мне  близка лично,и в голосе колоколов я слышу не только молитву к Богу,но и напоминание о том, как у нас все запущено в колокольном хозяйстве,
А личное всё это вот почему,
Был у меня дед - Павел Харитонович  Калуцкий, 1879 года рождения. О нем я расскажу отдельно.А к нашей теме дед имеет то оношение, что был он, помимо службы...настройщиком колоколов!
Да, друзья мои - было на святой Руси и такое занятие .Колокола, подняв на перекладины, еще надлежало и настроить.Звук зависел от многих условий. Расстояние от стенки колокольнии и от соседних колоколов.Толщина перекладин, вес языка.  Высота над землей, продуваемость ветрами,материал звонницы, проём аркад. И все это учесть правильно мог только настройщик колоколов. Вот моего деда...да какого там деда! - к началу церковных гонений ему  и пятидесяти  лет не исполнилось - и звали к новым храмам оттачивать божественный звук.
Конечно, я лишь поверхносто знаю о его музыкальных делах. Мой отец - его сын - неколько раз пытался заинтересовать меня воспоминиями о Харитоне Платоновиче, но мне все было некогда. Всё надеялся - успею еще выслушать.
Вот - не успел. Умер отец. Хорошо, как участника войны, я записал его частями на магнитофон. Теперь вот перемотал пленку и слушаю :
 - Батя мой, то есть твой дед, какие-то звуковые секреты знал. У него был такой большой напильник, скорее даже - рашпиль. С одной стороны насечка крупная, с другой - мелкая.  Так он этим рашпилем окончательно выверял колокола. Юбки надпиливал. Он говорил, что  всякое дело, чтобы звучало, должно быть со щербинкой.А ещё он говорил, что все звуки имет свой цвет.И люди тоже. От того, как человек говорит или поет , зависит его природный цвет."Ты, - говорил мне, - Устинка - зелёный. Звук от тебя тёплый, но короткий. Как от полевого  чеснока".Когда   отца, то есть деда, отправили в лагерь, он и там не унимался. Там, знаешь, распорядок дня определялся по рельсу, подвешенному на столбе. Так отец - то есть, дед - на каждую команду подобрал свой звук. Рельсу он не подпиливал, а вот била подобрал разные. Это были шкворни разной длины и  толщины. И лагерь, уже не глядя на часы, знал по рельсовому звону - строиться ему на выход за ворота или готовиться к шмону".
  А вы говорите - что  в нём, в  церковном звоне? Дед играл на всех инструментах.По балалаечной игре отца учебник написан.Он, отец, не мог пройти мимо штакетной ограды, чтобы не выбивать случайной палочной из неё медлодию. Я музыкальными инструментами не владею. Но звуковую фальшь различаю сразу. Она режет слух.
И потому я наслаждаюсь пасхальным звоном Митрофановской церкви.
            
 


Рецензии
Очень-очень интересно!
Спасибо!

Александра Рада   15.04.2021 18:14     Заявить о нарушении