Добромила Иванова. 180 Жемчужина

...- Милые, дорогие девочки, сегодня я хочу сказать, что когнитивная психология — раздел психологической науки, изучающий те процессы, посредством которых мы получаем, обрабатываем, храним и используем знания об окружающем мире. Одно из знаковых достижений этого психологического направления – обнаружение взаимосвязи между мыслительным процессом и нейрофизиологической активностью. Эта отрасль психологии исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений. По сути, когнитивная психология – это научное исследование мыслящего разума, обращенное к вопросам: Как человек, выделяет, отбирает сведения об окружающем мире. Как выстраивает в сознании целостный образ того или иного объекта. Как перерабатывает информацию в знания, формирует понятия, создает ассоциации. Как запоминает, в каком виде хранит полученные данные. Как думает, рассуждает, какими словами выражает свои мысли. Как обобщает, выстраивает категории, принимает решения. Как анализирует связи и отношения между объектами действительности.
В центре когнитивного подхода находятся исследования структуры и организации памяти, внимания, воображения, восприятия, ощущений, мышления. То есть полностью охватывается весь спектр психических процессов и сфер поведения. Исследовать все задачи одними знаниями по психологии сложно. Поэтому психология познавательных процессов является частью большой исследовательской области, где задействованы: философия, антропология, лингвистика, нейропсихология.
Когнитивная психология понимается как психология, ориентированная на изучение познавательных (когнитивных) процессов психики человека и животных; исследует и изучает такие процессы как внимание, память, воображение, восприятие, речь, логическое мышление, процессы решения задач, человеческий и искусственный интеллект и так далее, — то есть всё, что связано с приобретением, структурированием использованием и воспроизведением информации.
Все познавательные процессы задействуются на разных этапах получения, хранения и воспроизведения полученной информации. Познавательные процессы рассматриваются как функции психики человека, которая выполняет операции, связанные с получением, хранением, обработкой и выдачей информации, то есть когнитивная психология рассматривает и изучает процесс переработки информации в знания, процесс формирования понятий и ассоциаций.
Основная идея когнитивной психологии сводится к тому, что все знания, полученные человеком, преобразуются в схемы или так называемые шаблоны, которые хранятся в памяти и извлекаются оттуда по мере необходимости. Создание шаблона позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако, это не статичные схемы, а динамичные, и изменяются они благодаря тому, что человек получает новые знания, так как познавательная деятельность происходит непрерывно. Ведь именно знания позволяют извлечь опыт из ситуации или принять верное решение. Таким образом, появляются новые схемы и обновляются старые.
С этой позиции главная задача когнитивной психологии состоит в том, чтобы найти максимально эффективные и естественные методики работы психики для получения и обработки информации. В соответствии с этой задачей, целью когнитивной психологии является понимание и моделирование процессов познания, формулировка алгоритма работы мозговых функций.
На основе полученных данных исследований создан когнитивный подход, в центре которого – исследования структуры и организации памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, ощущений, то есть когнитивный подход охватывает весь спектр психических процессов и сфер поведения.
Когнитивный подход – это подход к обучению, основанный на положениях когнитивной психологии и предусматривающий в процессе обучения опору на принцип сознательности, учет различных когнитивных стилей, характерных для обучающихся конкретной группы, учебных стратегий, которыми они при этом пользуются.
Согласно такому подходу, обучающиеся являются не только объектом обучающей деятельности преподавателя, но и активными участниками процесса обучения. При этом обучающиеся опираются на свои когнитивные процессы и уже имеющиеся знания, которые находятся в основе понимания и применения этого явления при общении в ситуации обучения.
Если характеризовать когнитивный подход в общих чертах, то он заключается в том, чтобы понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения.
Когнитивная психология – это раздел психологии, который изучает познавательные процессы с помощью различных методов и методик, а также имеет теоретическую и практическую основу. Основной предпосылкой когнитивной психологии является то, что базовые составляющие психических процессов можно выявить с помощью научных методов, а внутренние процессы психики могут быть описаны с помощью правил или алгоритмов, применяемых в моделях обработки информации. Данная предпосылка лежит в основе когнитивного подхода.
Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом люди расшифровывают информацию о реальной действительности и организуют её, с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения и решать проблемы повседневной жизни.
Главное, на что направлена когнитивная психология – это объяснить поведение человека, опираясь на его познавательные процессы, а исследования познавательных процессов используются в практической работе психологов и в других отраслях психологии, таких как социальная психология, педагогическая психология, психолингвистике. Следовательно, когнитивная психология исследует практически все когнитивные процессы: от ощущений и восприятия, распознавания образов, формирования понятий, мышления, воображения.
Когнитивная психология может помочь психотерапевтам лечить психические расстройства у пациентов, либо сгладить их проявление и сократить риск появления рецидивов в будущем. Кроме того, когнитивный подход в психологии кратко, но прицельно помогает повысить эффект медикаментозной терапии, скорректировать ошибочные конструкты и устранить психосоциальные последствия.
- Дорогая матушка, скажи, пожалуйста, какова высшая цель человека и в чем смысл жизни и в чем заключается смысл человеческой жизни? – Это была Светозара.
- Цель жизни человека желание быть счастливым, стремление к счастью, и эта цель проходит красной нитью через все желания человека на протяжении всей жизни. Каждый человек хочет счастья, а в идеале – вечного счастья, а не бесконечной черно-белой полосы удовольствий-страданий. Тот, кто говорит, что его вполне устраивает нескончаемая череда счастья и несчастий, либо еще не насытился этим миром, либо находится как раз на белой полосе, по окончанию которой его мнение изменится на прямо противоположное.
Нам дан разум, но и ложное эго тоже. Разум (разумность, трезвость мышления, осознанность) помогает нам в жизни, в то время как ложное эго (ложное отождествление с телом и умом, а также все проявления эгоизма: «я, мне, мое») – мешает и создает массу неприятностей. Как бы то ни было, предназначение человеческой формы жизни – самоосознание, или самопознание. Так говорится в Ведах.
Мы должны познать свою истинную природу (вечность, знание и блаженство), благодаря чему достигается духовное освобождение. Человеческая форма жизни наиболее подходит для самопознания, и те, кто наделен сильным разумом, делает достижение этой цели высшим смыслом своей жизни. Такие люди, как правило, уже очень хорошо понимают, что «в этом мире больше нечего ловить»: все материальные удовольствия временны, и все они сменяются страданиями. Ведь очевидно же, что до сих пор не было ни одного исключения.
Истинный смысл жизни - освобождение
Тот, кто насытился этими бесконечными играми материального мира, стоит на пороге открытия высшего, истинного смысла и цели человеческой жизни – самопознания, которое приносит освобождение, возвращая человека домой, в вечную обитель мудрости и счастья.
В Ведах говорится, что человек может и должен познать свою истинную духовную природу, что подразумевает познание Абсолютной Истины, трех аспектов Бога: безличный Брахман, Сверхдушу (аспект Бога, находящийся в сердце каждого живого существа) и личностный аспект Бога – Сверхличность. Познав свою истинную природу (природу души), осознав все три аспекта Бога и свои вечные отношения с Ним, человек получает полное освобождение и никогда больше не воплощается в материальном мире, полном разочарований и страданий. Освобождаясь от оков материального мира, человек (душа, сознание) возвращается в Царство Бога, где царит вечность, знание и блаженство. Это и есть высшая цель и высший смысл жизни человека.
Человеческая форма жизни превосходит животные аналоги тем, что человек наделён ценнейшим инструментом познания — высшим разумом, или буддхи, предназначенным для постижения Абсолютной истины. А поскольку человек не есть просто тело, что уже является научным фактом, то смысл жизни человека заключается в постижении знаний о духовной природе человека, основу которых составляет наука о душе и Боге.
Именно поэтому в Ведах и говорится, что воистину несчастны те люди, которым не выпала удача обрести дикшу — духовное посвящение в таинство служения Господу. Если люди не поклоняются Богу всех рожденных существ, жизнь их проходит впустую, ибо они пребывают в забвении о своей истинной природе, а потому живут словно животные, обремененные исключительно телесными нуждами, которые по своей природе эгоистичны. Именно поэтому в современном мире так много эгоизма и производных от него качеств характера.
Для того, чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, нужна вера. Вера — это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете.
Если смысл жизни человека заключается в том, чтобы реализовать все преимущества человеческой жизни, в том числе и свой человеческий разум, по назначению, то такая личность станет способной испытывать ни с чем несравнимое духовное блаженство
Что же касается животных, то для них неведомо счастье вне деятельности пяти чувств: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. Здесь кроется коренное отличие человека от животного. Но если человек не использует по назначению дарованный ему от природы божественный разум, в таком случае он уподобляется двуногому животному, животному в теле человека, смысл жизни которого заключается в наслаждении этих пяти чувств. Такого человека на санскрите называют «двипада-пашу» — двуногое животное!
Интересно отметить, что концепция «человека-животного» далеко не является чем-то новым, она существовала с древнейших времен, фактически со времени возникновения Вселенной.  Тело человека наделено естественными характеристиками, подобными наклонностям животных, но тем не менее, правильнее всего будет использовать человеческое тело в направлении развития отношений с Богом. Только в этом случае человек сможет прожить полноценную жизнь и обрести по её ходу многочисленные благие плоды.
животные наклонности тела следует умело подавлять, поскольку только духовные или настоящие человеческие принципы могут составить реальную основу культуры в высшем смысле цивилизованного человека.
тем не менее, факт отсутствия у кого-либо веры в Бога не является достаточным аргументом для неуважительного отношения к такому человеку. Поскольку, если кто-то получает человеческое тело, что очень трудно и требует больших усилий, то это живое существо достаточно благочестиво, поскольку совершало в прошлом огромное количество благочестивых поступков.
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ ЖИЗНИ ВО ВРЕМЕННОМ?
Я думаю, что каждый ответит, что нет : все ищут постоянства и стабильности. Так вот, как раз материальный мир, как Вы уже заметили, обладает двумя неприятными характеристиками: временность и непостоянство. Это значит, что каким бы успешным и счастливым человек ни был в настоящий момент времени, его преуспевание остаётся призрачным и эфемерным перед грядущими событиями. Тем более, что, несмотря на все попытки учёных, до сих пор не разрешены коренные проблемы жизни в материальном мире: страдания, вызванные рождением, болезни, старость и смерть, человек будет страдать, и счастье будет временным. Для человека, живущего для души, разрушение тела есть только освобождение, страдания же – необходимые условия этого освобождения.
Но каково же положение человека, полагающего свою жизнь в теле, когда он видит, что то одно, чем он живёт, – его тело, разрушается, да ещё и со страданиями?!
А эти проблемы в рамках материального мира просто неразрешимы. И об этом говорят все древние писания. В материальном мире счастье преходяще, и все достижения ограничены пределом неумолимой смерти. Потому кратковременные проблески радостей жизни не могут в полной мере исправить горестную природу бренного существования в материальном мире.
Поэтому, если Ваш смысл жизни лишь в том, чтобы быть или стать счастливыми — Вы будете очень сильно разочарованы: счастье — это последствие благочестивых действий, а потому оно не может быть самоцелью…
Что же тогда делать?
Однако, если человек начинает развивать отношения с Богом, представляющий собой вечные и нерушимые аспекты жизни, то для такой личности открывается сокровенный источник воистину неиссякаемого счастья и благополучия, поэтому такой человек без проблем сможет достичь подлинного успеха и счастья в жизни.
Без установленного отношения к бесконечному духовному, человек — безхвостая обезьяна, умеющая делать фонографы, баллоны, бомбы и т. п.
Мы с самого рождения уже предрасположены к определённому занятию, которое станет для нас делом всей нашей жизни. И изменить его нельзя, но можно дополнить смежными видами деятельности, которые, как реки, будут впадать в одно море.
Не секрет, что от выбора своей жизненной цели зависит весь дальнейший путь и судьба человека. Но как найти своё предназначение? Ведь около 90% всех людей так и не находят своего призвания и поэтому они обижаются на судьбу, полагая, что она их обманула, не дав развиться. Или же люди находят дело всей своей жизни, но выполняют его профессионально. Веды говорят по этому поводу: надо идти по этому пути несмотря ни на что. Ведь лучше плохо делать своё дело, чем хорошо чужое.
Но есть проблема, которая заключается в формировании чисто утилитарного набора жизненных ценностей. Современный социум, поставив во главу угла материальные блага, невольно направляет жизнь людей по неверному руслу. Ведь социальная деятельность без внутреннего духовного роста, по сути, ничего не значит. Такая жизнь просто топчется на месте. По сути, эта тяга к материально-наносному предлагает выбрать между этим краткосрочным достатком или истинным счастьем. При этом жить в гармонии не всегда означает прозябание в бедности: со временем, вместе со счастьем приходят и деньги.
Однако если человек ставит себе различные преграды в виде гнева, зависти или жадности, то его жизненное русло просто выходит из стабильного состояния. Подобное состояние выбивает из состояния гармонии. Что же происходит с такими людьми? Например, представительницам прекрасного пола, очень сложно найти себе достойного спутника жизни, да и мужчины чувствуют себя одинокими. Такие люди лишь живут иллюзиями. А эти эфирные мечтания лишь похищают разум и семьи. То есть сама жизнь начинает идти не в том направлении.
Как видно, сама судьба может пойти под откос из-за неверно выбранного жизненного предназначения. Веды дают два способа найти свой жизненный путь. Первый - создать атмосферу бескорыстного служения своей семье, родным и близким, когда женщина или мужчина в семье, в первую очередь, думает не о себе, а о своей второй половине и делает всё для неё.
Такое состояние часто называют "аскезой". С того момента, когда человек перестаёт, в первую очередь, думать о себе, в семье начинается настоящая любовь и процветает гармония. Второй путь - заняться общественной деятельностью. Это важнейший и наиболее распространённый вид жизненного предназначения. Ведь если человек направляет свою жизненную энергию на благо людей, то вероятность понять и найти себя в этом мире у него вырастает в разы, как и вероятность не пойти "по наклонной". Ведь служение обществу придаёт жизненные силы, показывая дальнейшие перспективы и смысл его жизни.
Кроме того, не стоит забывать о своём предназначении в семье. А оно, как правило, зависит от пола. Так энергия мужчины, в отличие от женщины, больше направлена на внешнюю, общественную деятельность. Основное предназначение его супруги же, наоборот, поддерживать гармонию в семье. Жена должна служить мужу, в чём, кстати, и заключается её героизм. А её муж, в свою очередь, должен развивать своих домочадцев и, по сути, направлять жизнь своей ячейки общества. Поверьте, эта взаимная работа выльется в большое семейное благо, так как в настоящей семье все горестные и радостные события делятся между всеми её членами поровну. Но, повторюсь, что для настоящей семейной гармонии надо быть готовым к внутреннему подвигу: посвящению себя близким людям.
Согласитесь, что внутри каждого из нас живёт, так называемый, голос совести. В Ведах он ещё зовется Сверхдушой или ощущением внутренней истины. Согласно ведической мудрости, именно оттуда исходит ощущение счастья. А получить это блаженное состояние гармонии мы можем либо свыше, как милость от Судьбы, либо совершая поистине что-то важное.
Подобное творимое добро - это прямой путь к жизненной гармонии, сопровождаемый верой в лучшее, энтузиазмом, решимостью и желанием действовать. Если же человек, по каким-нибудь причинам, не научился жить в состоянии подобного счастья, то его жизнь идёт в сторону разрушения. И помогая ему, особенно если это ваш ребёнок, вы, таким образом, сдаёте своеобразный жизненный экзамен.
Но как его пройти? Как найти в этой жизни себя и помочь своим родным и близким? Ответ кроется в занятиях духовными практиками. Именно они являются главной движущей силой человеческой судьбы и источником жизненных сил. На деле это означает единение с высшими духовными силами, которое проходит через добрые дела, созидание и, конечно же, молитвы. Именно эти вещи создают ту духовную опору, на которой держится семья и все человеческие отношения. Подобная духовная работа придаёт жизненные силы, вселяет оптимизм и веру в себя.
А что же с областью психологии? Чем ведический взгляд на неё, отличается от традиционного? Классическая современная психология делит всех людей на четыре типа темперамента: оптимистичный сангвиник, невозмутимый флегматик, уравновешенный меланхолик и порывистый холерик. Но подобная градация не очень хорошо вяжется с разумом, то есть она не в полной мере отражает суть психологической природы человека и не даёт ответы на вопросы о жизненном стремлении и пути.
Разум и человеческая психика устроены гораздо тоньше. Сильный пол имеет своё, мужское, тонкое тело, которое всегда остаётся мужским, ну а слабый пол, соответственно, женское. А если у сильного пола наблюдается переизбыток этих эстрогенов, то необходимо глубже изучить свою природу и перестроится согласно своему тонкому телу. Как мы видим, психика человека являет саму сущность, а внешнее, или грубое тело - итогом её работы. Если карма или судьба плохая, то истинная суть тонкого тела (то есть мужская или женская природа) начинает искажаться.
Как видно, ведический взгляд более глубок. Каждый человек имеет три психологических центра, сосредоточенных в области головы, груди (сердца) и пояса. От их работы зависит работа разума, и даже выбор жизненного предназначения человека. Эти центры работают с самого нашего рождения. И количество энергии, которые они пропускают, не меняется.
Так самое верхнее энергетическое сплетение отвечает за разум и просвещение. Если он работает исправно, то у такого человека будут ясные и чистые мысли. Если нет проблем с центром, связанным с сердцем, то такой человек становится просветлённым в области отношений. То есть он начинает глубоко понимать, как строить отношения со второй половинкой. Если очищается нижний психический центр, то человек становится искусным эскулапом, то есть знатоком диагностики своего тела.
Но если происходит сбой, то это незамедлительно сказывается на психике. Так если начинаются перебои в работе самого нижнего энергетического узла, то он становится рассадником энергии невежества, а средний - с энергетикой нездоровой, похотливой страсти.
Веды выделяют четыре основных сочетания работы этих энергетических центров. Первая - активная работа верхнего энергетического узла. В этом случае такой человек становится учёным и, как правило, учит правильному образу жизни. Если активнее развит средний, сердечный узел, то такой человек становится правителем, стремящимся навести порядок в обществе.
То есть он не хочет стремиться постичь знание, как мудрец, а желает донести эту житейскую мудрость окружающим. Предпоследняя, третье сочетания - это активная работа верхнего и центрального, то есть сердечного или психологического центров. В этом случае люди являются яркими экстравертами, то есть они мечтают сделать счастливыми своих родных, близких, друзей и, по возможности, всё общество, которое его окружает. Что же касается их жизненного предназначения, то такие люди найдут себя в какой-нибудь узкой специальности, например, в медицине или торговле.
Когда у человека активнее всего работает нижний энергетический узел, то его основная жизненная цель - внутреннее самосовершенствование, то есть такие люди хотят развить в себе личность! Как правило, от дела всей своей жизни такие люди ищут творчества и, конечно, возможности саморазвития.
Таким образом, оценивая людей по критерию их жизненного призвания, можно разделить их на четыре категории. Первая группа - это учёные по жизни, которые посвящают всё поиску истины. Вторые - это правители, желающие навести порядок и принести гармонию в общественные отношения. Третьи - это добытчики, "охотящиеся" за жизненным успехом. А последние же просто ищут удовлетворения в своей обычной трудовой деятельности.
При этом отметим, что все эти категории абсолютно равны между собой. Ведь каждое дело, если оно по душе и приносит пользу человеку или обществу, ценится одинаково. Тем более гордыня, превозносящая одних над другими, сеет вражду между людьми. На протяжении своей истории человечество проходило подобные уроки, начиная с античного деления людей на горожан и варваров и заканчивая страшными последствиями немецкого нацизма.
Поэтому важно уяснить для себя и окружающих, что уважение друг к другу должно стоять во главе всех человеческих взаимоотношений. Ведь подобающего к себе отношения заслуживает любой человек, не зависимо от его вида жизненных занятий. Главное, чтобы каждый нашёл себе дело по душе и успел занять в этой жизни достойное место. Тогда становится совсем неважно, родился ли он в семье высокопоставленного духовника или простого рабочего.
Главное в этих жизненных поисках понять, что всегда есть возможность начать всё с чистого листа. Главное - надо просто понять то, как правильно жить, то есть строить свой жизненный путь по заветам ведической мудрости.
Существуют два пути для поиска смысла жизни: 1. Счастливый или здоровый образ жизни. 2. Для чего мы должны жить?
Стремление к Господу Шри Кришне, Абсолютной Истине естественным образом, здоровы человек будет интересоваться чем-то большим, в чем смысл жизни. Человек должен думать о собственном здоровье, он должен изучать психологию и все ее направления.
Необходимо заботиться о питании, изучать философию. Философский образ жизни дает здоровье уму. Когда мы укрепляемся в Абсолютной Истине мы строим хорошее общение. Высшая цель должна быть одна на всей нашей планете. Это общечеловеческий принцип. Обрести Любовь к Богу - это высшая цель. Когда мы добры ко всем живым существам нам открывается смысл человеческой жизни. В этом воплощении нам стоит позаботиться о здоровье нации и сделать шаг к Абсолютной Истине, Верховной Божественной Личности Шри Кришне. Необходимо бережно относиться к окружающему нас миру и живым существам. Когда мы с любовью относимся ко всем в этом заключается смысл человеческой жизни.
 


Рецензии