Эти странные слуги времени

Гравировка дорогих саркофагов с XIX – XX-й династий и далее – это целый мир таинственных существ лунно-солнечного цикла. Ра пресекал оба горизонта, ключ от которых хранил Акер, воплощение солнечного пути. На резных виньетках Акер изменил свою иконографию: если в Книге Мёртвых и на стенах гробниц он являлся двойным, двуглавым львом или сфинксом, то тут он в облике человека (но на саркофаге Рамсеса IV-го его имя «Аукеруа», как если б он был удвоен). В священных свитках Ра следует сквозь «змеиное» тело Акера, как по туннелю, а на саркофагах аллегория выглядит иначе: Акер стоит над натянутым тросом и держит в руках солнечный диск либо (в поздней версии) его символ в виде яйца. А в 5-м – 6-м часу плавания Ра по реке потустороннего мира этапами происходит великая кульминация его метаморфоз: диск в руках Акера – это хтоническое светило, «се-шэта эн Усире» («тайна Осириса»), точка слияния Ра и Осириса ради новой зари на востоке.

Трос, обыкновенно связанный с образом солнечной ладьи, тянут в разные стороны, образуя струну пути, духи подземных вод – четыре демона «нариу» с головами сомов, увенчанными усиками. У химер Амдуат бывали и головы иных созданий, так что этих ихтиандров принимали вначале за полукотов – как оказалось, не совсем-то и напрасно. У египтян сом был водной инкарнацией богиней Бастет и его разводили в храмовых озёрах Бубастиса ещё даже в римскую эпоху.  С кошкой в далёком от эпохи фараонов будущем связывали сома и другие народы: в английском языке эту рыбу до сих пор называют «catfish». И кошка, и сом, не только усаты и изящны, но и охотятся в полном мраке! А мёртвый океан Нун, где исчезает Ра – это вечная мгла, и проводниками в ней могут быть лишь исчадия ночи. Духи-сомы отвечали за самые опасные участки ночного пути Ра, а сам их образ возник ещё до фараонов. У тотема фараона Нармера, сома, на одном изображении руки человека, которыми он схватил булаву и тузит врагов. И какие могут быть сомнения, что прототип этого тотема электрический сом (Malapterurus electricus), одна из самых опасных рыб Нила, способная сбить с ног взрослого человека ударом тока?

В эсхатологическом учении египтян судьба души человека по смерти повторяла путь Ра, гробница была подобием бездны Нуна, а саркофаг – солнечной ладьи. За свой дар плыть во мгле сомоголовые боги были посвящены в таинство («шэта») Осириса и изображались не только на саркофагах царей и жрецов, но и в настенных миниатюрах, например, Книги Пещер. И на стенах, и на саркофагах отмечены их имена: Нари («Он от сома»), Хесеси («Он от рыбы из арыка»), Реси («У него рыбовидная форма») и Кеди («Он от рыбы-палача»). В восьмом часу Амдуат (настенной Книги о ночном вояже бога Ра), ещё один рыбоглавый дух-усач назван «Сешем аффи» («Образ сома»), а у его соседей головы ихневмона и гиппопотама. Имя Сешем аффи выписано со знаком рыбы, как и у Нари, Хесеси, Реси, Кеди, и, вдобавок, с рисунком боевого клинка. Ант (Инет) и Абджу, лоцманы ладьи Ра, вообще стали полностью рыбами, но не сомами, а цихлидами, тилапиями.

На снимке: духи с головами сомов Реси и Кеди на саркофаге жреца Несшутефнут (300-й год до н.э.). Найден в Саккара. Венский художественно-исторический музей

Источники:

Роберсон Джошуа Аарон. Древнеегипетские книги Земли./Joshua Aaron Roberson. The Ancient Egyptian Books of the Earth. ISD LLC, 23 June 2014 г.

Брюэр Дуглас Дж. статья «Рыба» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2002 г. Том I, стр. 532 – 535/ Brewer D.J.: “Fish” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2002, vol. 1, p. 532 – 535

Коростовцев М.А. «Религия Древнего Египта». Изд-ва СПб «Нева», «Летний Сад», 2000 г.

Бадж Э.А.У. Египетский иероглифический словарь/E. A. Wallis Budge. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary: With an Index of English Words, King List, and Geographical List with Indexes, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets, Etc, Том 2. Courier Corporation, 1978


Рецензии