В. Е. Максимов на Кубани
Владимир Емельянович Максимов (Лев Алексеевич Самсонов) – известный диссидент, писатель русского зарубежья, основатель и редактор журнала «Континент» (Париж, 1974-1992); автор романов «Семь дней творения» (1971), «Карантин» (1973), «Ковчег для незваных" (1976), «Заглянуть в бездну» (1986), «Кочевье до смерти» (1995), повести «Как в саду при долине» (1993), автобиографической книги «Прощание из ниоткуда» и др.
Восхождение В. Е. Максимова к литературной славе началось на Кубани. В 1951-м, после освобождения из мест заключения он оказался в станице Пластуновской Динского района, где по протекции секретаря партийной организации колхоза «Красная звезда» А. Г. Косивцова стал работать на кирпичном заводе. Отдельные сюжеты кубанской биографии В. Е. Максимова нашли отражение в его романе-дилогии «Прощание из ниоткуда» и статье Н. В. Ламосовой [1]. В фокусе данного исследования – контакты В. Е. Маскимова с кубанскими литераторами и журналистами.
О станице Пластуновской, станице Динской, Краснодаре в «Прощание из ниоткуда» упоминается лишь мимоходом. «Кто знал в те поры, кто мог предположить, что путь этот, начатый в глухой станице, извилисто покружив героя по замысловатому лабиринту двух десятилетий, через Кавказ, через Среднюю Азию, через отчий двор в Сокольниках, выведет его на чужбину, в Грец под Парижем» [2]. Н. В. Ламосова называет это произведение романизированной биографией. Хотя она написана на основе реальных фактов из жизни самого писателя, но все же изменена его фантазией [3].
Первые стихи поэта из станицы Пластуновской публиковали в Краснодарском книжном издательстве с одобрения кубанского прозаика Василия Алексеевича Попова [4]. В это же время (начало 1950-х) стихи молодого поэта-колхозника заметил и опубликовал писатель Виктор Логинов, работавший в краевой молодежной газете «Комсомолец Кубани» [5]. Однако вследствие конфликта со статусным литературоведом Прокуденковым возможности дальнейших публикаций в крае свелись к нулю [6]. Максимов переезжает в Черкесск и в 1956 году публикует свой первый сборник стихов и поэм «Поколение на часах».
Позже, получив, широкую известность, В. Е. Максимов неоднократно приезжал в Краснодар. Память о визитах В. Е. Максимова жива на Кубани благодаря рассказам и воспоминаниям – разноплановым, рассматривающим различные грани личности: отношение писателя к власти, взаимоотношения с друзьями и т. д. Как справедливо утверждает А. И. Слуцкий, когда человек по воле судьбы уходит, текст и мимолетная память становятся единым [7].
К примеру, краснодарский поэт В. Жилин (В. М. Шейферман) пишет, что обычно В. Е. Максимов появлялся после большого гонорара и оставлял чемоданы не где-нибудь, а именно в редакции «Комсомольца Кубани». И скоро от гонорара ничего не оставалось. «В один из таких приездов В. Максимов встретил на улице Красной прогуливающегося секретаря крайкома КПСС Александра Качанова – своего "супротивника" ещё в ранге первого секретаря Краснодарского крайкома комсомола и роста двухметрового, так что Максимов вынужден был задрать голову, чтобы высказать ему все, что накипело. И тут же был схвачен незримыми до этого телохранителями и преровождён, как тогда водилось, в психушку. Оттуда его выручали друзья – Эдуард Медведев, Игорь Ждан-Пушкин, Георгий Садовников, Юрий Абдашев. Сообщили в Москву, и из СП (Союз писателей – С.И.) пришла телеграмма Марка Лисянского. Вызволенный общими усилиями, В. Максимов уехал в столицу» [9].
Драматург и прозаик, представитель поколения «шестидесятников» в литературе Ю. Ф. Эдлис в книге «Четверо в дубленках и другие фигуранты» приводит эпизод из жизни писателя Г. М. Садовникова, рассказавшего ему, что однажды в Краснодаре, встретившись с В. Е. Максимовым на улице (в то время последний уже стал писать и издал свою первую книжку стихов), он признался, что уже третий день как толком не ел. В. Е. Максимов, который только что похвастался Г. Ф. Садовникову новыми, первыми в жизни наручными часами, нимало не раздумывая, велел ему подождать и никуда не уходить. Он вернулся через полчаса и протянул ему деньги: «Иди, пообедай по-человечески», Г. Ф. Садовников заметил, что часов на его руке не было [9].
В. Е. Максимов был лично причастен к контактам кубанской интеллигенции и выдающимся бардом-шестидесятником Б. Ш. Окуджавой, чему свидетельство – письмо В. Жилина к Б. Ш. Окуджаве, бережно хранящееся вдовой В. Жилина Л. П. Уманцевой. Письмо написано в июне 1983 года. В нём В. Жилин упоминает состоявшееся неформальное выступление Б. Ш. Окуджавы в 1960 году в Краснодаре на квартире Евгения Алабина, куда именно В. Е. Максимов привел своего московского друга [10]. При помощи Александра Лабзина была сделана магнитофонная запись этих песен и беседы присутствующих с бардом. Плёнка долго хранилась у В. Жилина; ныне нахождение её неизвестно [12]. Три стихотворения Б. Ш. Окуджавы в те дни были напечатаны в «Комсомольце Кубани», в том числе, «Песенка об Арбате». Ответственному секретарю газеты, И. Ждан-Пушкину, ещё несколько лет эту публикацию не могло простить местное партийное начальство [12].
В 1974 году В. Е. Максимов эмигрировал из СССР, что привело к временному прекращению контактов с кубанскими товарищами. В годы советской «перестройки» романы и повести В. Е. Максимова стали возвращаться на Родину. В журналах, газетах, на радио и телевидении появились интервью с ним.
Спустя сорок лет, после того как судьба забросила В. Е. Максимова на Кубань, он приехал в Краснодар по приглашению Литературного музея, Н. В. Ламосова, научный сотрудник музея, вспоминает: « Владимир Емельянович попросил отвести его к дому на улице Красноармейской, в котором когда-то размещалось Краснодарское книжное издательство, где случилась его первая победа на новом и таком заманчивом поприще. И, наверное, вспомнил о своём состоянии в те минуты, когда купался в улыбках и восхищённом шёпоте и даже на улице они не оставляли его, трепеща в нём наподобие лучезарных крылышек» [13].
В ноябре 1991 года статья о В. Е. Максимове и фрагмент его автобиографического романа были опубликованы в «Комсомольце Кубани». Публикации предшествовала переписка автора статьи В. Жилина с В. Е. Максимовым. В письме от 15 июня 1991 года В. Жилин обращается к В. Е. Максимову с просьбой прислать «что-нибудь своё» для «Комсомольца Кубани». «Пришли что хочешь, а вообще замечательно было бы опубликовать твои записки либо размышления о том времени, когда ты жил в Краснодаре, а потом бывал здесь наездами. Память о тебе, ей богу, жива и в каком-то милом провинциальном смысле легендарна. <...> Если напишешь, может, у тебя найдётся фото тех времён (хоть копия на факсе)» [14]. В первых строчках ответного письма В. Е. Максимов восклицает: «Дорогой Володя! Рад, что ты объявился. Всегда вспоминаю о тебе с теплым чувством». На просьбу прислать что-нибудь для «Комсомольца Кубани» В. Е. Максимов ответил: «Если "Комсомолец Кубани" хочет что-то перепечатать, то газета могла бы взять фрагменты из романа "Прощание из ниоткуда", посвящённые кубанскому периоду моей биографии». И тут же сообщает: «Фото тех времён у меня не сохранилось, может быть, что либо завалялось у Ольгина» [15].
Сергей Натанович Ольгин, известный в Краснодаре журналист и работник культуры, действительно сохранил два снимка. Один из них, датированный 11 ноября 1953 г., С. Н. Ольгин предоставил газете. В центре снимка - популярный в те времена советский актёр П. М. Алейников, прибывший в Краснодар на гастроли, справа С. Н. Ольгин, слева – В. Е. Максимов. С. Н. Ольгин передал газете также первую книжечку В. Е. Максимова «Поколение на часах» с дарственной надписью и рисованным портретом автора. По мнению С. Н. Ольгина, портрет был выполнен Борисом Есьманом, художником «Комсомольца Кубани» [16].
Помещённый в газете фрагмент автобиографического романа перепечатали из журнала «Согласие», (1991, № 3-5), издававшегося в Москве редакционно – издательским комплексом «Милосердие». В. Жилин отмечал: «Выбрать было не легко. Вещь хотя и явно автобиографическая, но всё же "магический кристалл", свободный роман, где автор был волен, скажем, впечатления кубанского периода своей жизни перенести в иные географические широты. Мы приводим эпизод из жизни в Черкесске, где на мой взгляд, есть ощутимый "краснодарский привкус"» [17].
После выхода в свет публикации В. Жилин послал газету в Париж. Уже в декабре 1991 года был получен ответ в котором В. Е. Максимов указывает, что в статье две вполне простительные накладки. Одна (воспроизведённый рисованный портрет автора из «Поколения на часах») – это работа черкесского художника Владимира Бекетова. Вторая: о кубанском периоде жизни у В. Е. Максимова написано в первой книге «Прощание из ниоткуда», а опубликованный в газете эпизод о жизни в Черкесске из второй книги – «Чаша ярости». В постскриптуме В. Е. Максимов просит поблагодарить редакцию и утверждает: «Кстати, если кто-то меня и поддерживал на Кубани и благодаря кому я, хоть и впроголодь, но все-таки держался на профессиональном и материальном плаву, так это «Комсомолец Кубани». Разумеется, крайкому, вернее, двум крайкомам (Калинкин и Качанов), редакция противостоять оказалась не в силах». Заканчивается письмо словами: «Психологически живу по-прежнему у вас и тем, что у вас, и от всего, что происходит, встаю и ложусь в буквальном смысле слова больным. Дал бы Бог, чтобы пронесло. Неужели же Россия так нагрешила, что не будет уже у нее впереди светлого часа?» [18].
Тональность последних строк письма была обусловлена политической позицией В. Е. Максимова на рубеже 1980–1990-х годов. В отличие от многих диссидентов, однозначно поддержавших радикальные трансформации в советском обществе, писатель высказывал серьёзные опасения по поводу будущего России, не соглашаясь с фактическим развалом страны.
Контакты В. Е. Максимова с кубанскими литераторами – одна из интересных страниц литературной и общественной жизни региона.
Источники и примечания
1. Ламосова Н. В. Кубань в жизни и творчестве писателя В. Е.Максимова // Историко-культурное наследие Кубани и научно исследовательская деятельность В.Н. Орла. Краснодар, 2008. С. 96–99.
2. Максимов В. Е. Прощание из ниоткуда // Максимов В. Собр. соч.: В 9 т. Т.4. С. 362.
3 Ламосова Н. В. Указ. соч. С. 99.
4. Там же. С. 97.
5. Жилин В. «Навсегда нам с тобою, Володя Максимов, каждый шорох за окнами свят…» // Комсомолец Кубани. 1991. 15 нояб. С. 3.
6. Ламосова Н. В. Указ. соч. С. 99.
7. Слуцкий А. И. От составителя // Человек города / под ред. А.И. Слуцкого, Е.И. Ждан-Пушкиной. Краснодар, 2008. С. 4.
8. Жилин В. «Навсегда нам с тобою, Володя Максимов, каждый шорох за окнами свят…» С. 3.
9. Эдлис Ю. Ф. Четверо в дубленках и другие фигуранты; Записки недотёпы. М., 2003. С. 55.
10. Письмо В. Жилина к Б. Окуджаве от 22.06.1983 г. Машинопись. Хранится у вдовы В. Жилина Л.П. Уманцевой.
11. Жилин В. М. Краснодарская разноголосица, или как упоительна жизнь: Книга прозы. Туапсе, 2001. С. 96–97.
12. Жилин В. « Навсегда нам с тобою, Володя Максимов, каждый шорох за окнами свят…» С. 3.
13. Ламосова Н. В. Указ. соч. С. 97.
14. Письмо В. Жилина В. Максимову от 15.06.1991 г. Машинопись. Хранится у Л.П. Уманцевой.
15 Письмо В. Максимова В. Жилину от 19.07.1991 г. Машинопись. Хранится у Л.П. Уманцевой.
16. Жилин В. « Навсегда нам с тобою, Володя Максимов, каждый шорох за окнами свят…» С. 3.
17. Там же.
18. Письмо В. Максимова В. Жилину от 17.12.1991 г. Машинопись. Хранится у Л.П. Уманцевой.
Исаченко С. В. В. Е. Максимов и литературная общественность Кубани. // К 533 Книжное дело на Северном Кавказе: методы, источники, опыт исследований. Вып. 6 Сборник статей / Краснодар, 2010. С. 338–343.
Свидетельство о публикации №221041501320