Разговор монаха со старцем о видении духовном

...продолжение...

- Здравствуйте,  отче.

- Здравствуй, мой  любезный  друг, с чем  сегодня  пожаловал? – поинтересовался старец.

- Даже не  знаю  как начать, - несколько нерешительно  ответил  монах.

- Вот  те  на,  до  этого  знал  как  и что спрашивать  и  не  тушевался, а  тут вдруг  чего-то  оробел. Спрашивай  смело и  прямо о  том, что хочешь  узнать, ты  же  знаешь, что я  люблю  простоту  и искренность.  Ну,  говори, что тебя так  взволновало, что  ты не  решаешься сказать  об  этом  прямо?

- Меня  интересует  видение  духовное и возможность  им овладеть.  Ты  столько  раз говорил о  видении  энергии, а   я  даже  не  знаю  что  это вообще  такое и всякий  ли человек может владеть  созерцанием  и  духовным  видением?

- Ах, вот  оно что,  тогда  скажи ещё прямее -  тебя  интересует то, сможешь  ли  ты сам  научиться  созерцанию  и   видению  энергий  Бога, мира  и всего сущего, так  будет  честнее.

- Хорошо,  пусть  будет  так,  отче. Да, я  хочу понять что  такое  видение  и могу  ли я  научиться видеть  мир так, как  видели  его отцы – пустынники и  подвижники первых  веков?

- Ну, вот это другое  дело, - честно  и прямо,  а  то  не  знаю как  начать… - с  усмешкой  прокомментировал  старец. – Видение энергии  мира – это  очень  не простая  и я  бы  сказал запредельная, а  точнее самая  запредельная для  человека тема, поскольку она  касается высших духовных способностей  и возможностей человека.

Видение энергии – это проявление человеком его подлинного духовного совершенства, утраченного очень давно. Видение энергии  - это по  истине  божественный  дар, который позволяет  человеку видеть мир  не  снаружи, а  как  бы  изнутри  глазами  самого Бога таким, какой  он есть  в  действительности,  поэтому  видение  энергии – это восприятие мира  и всего  сущего глазами  Самого  Бога.

- Отче,  а всякий  ли человек может видеть  божественные энергии?

- Потенциально видеть  энергии и  энергетическое устройство мира может любой человек, поскольку видение  энергии -  это естественное свойство  самой  души  и  безстрастного  духовного ума.  Проще  говоря, практически  любая душа,  достигающая  духовного совершенства   и  потенциала благодати  открывает в  себе способность к  видению  энергии. Но  до  состояния безстрастного  духовного ума  в  наше время доходят единицы из  миллионов, поэтому для  современного человека видение уже практически недоступно.

-  И для  верующих  в Бога тоже? 

-  И для  них  тоже.  Тот факт, что современные  верующие  и священство не  обладают видением, связан с  тем, что в  задачу  церкви  попросту  не  входит  развитие  духовного  совершенства, а  решаемая  церковью  задача  социальной и  нравственной  нормы, видения  изначально не предполагает,  поскольку нравственно-религиозный  разум  этой способностью не  обладает.

Поэтому большинство  верующих  даже  не  знает  что  это вообще  такое  видение энергии  и созерцание,  не  говоря  уже  об  овладении им.  Созерцание  и видение энергии – это  категории  исихазма  и это  во все  времена  было  уделом  анахоретов,  т.е. иноков,  аскетов-отшельников,  исихастов  и  духовных воинов, которые целенаправленно совершенствовали и развивали духовный ум и высшие духовные способности.

- А священники  и  глубоко  верующие  люди  разве  духовный ум не  развивают?

- Во времена  отцов  ещё  развивали, а  сегодня  уже  нет, к сожалению. Священники  и  глубоко  верующие  развивают сегодня  только нравственно-религиозный  или душевный  разум,  который  оперирует  понятиями  морали  и  нравственности, а  не  сил  и  энергий. 

 Нетварными  энергиями  может  оперировать  только  высший  духовный  ум, который  во все  времена  был  редкостью, а  сегодня  это просто что-то из  ряда  вон выходящее,  особенно в  церкви, где всё  приводится  к  нравственному  единообразибю  и  социальному  благочестию.

Современные  священники ориентируются  только в богословии  и ещё  в  догматике, канонике, церковной истории, апологетике  и прочей религиозной беллетристике, но самого главного  знания - учения отцов о  душе  и  духовном  совершенстве, священникам  сегодня  не преподают, поскольку это давно утраченное церковью духовное знание.

- Но ты же  этим знанием владеешь,  значит,  оно не  утрачено окончательно?

- Это знание  всегда существовало и  всегда  будет существовать, как  и его носители.  Просто  это  знание   существует  как  бы  параллельно  официальному  религиозному  и церковному  знанию  и не  пересекается  с  ним  по причине некоторого несоответствия задач, связанных с  достижением социальной  нормы  и  духовного совершенства.  Так решили сами  отцы очень  давно, чтобы спасти  это знание от схоластики и  профанации  массовой  религией.

Если  официальное  религиозное  знание  представить в  виде  широкой,   заасфальтированной, обустроенной  стоянками,  светильниками и  указателями  в  рай дороги, то  знание о  котором  мы  говорим, - это  очень  узкая  и  затерянная  лесная  тропинка,  которая  терниста, ухабиста, местами  затенена  и  не имеет никакого сервиса  и  указателей. Это  путь только  для   самых  смелых и  отважных -  для воинов  духа. 

В  этом  наличии  в  рамках  единого  православия  двух  столь разных  направлений – широкого и  узкого, собственно,  и состоит главная  причина столь  плачевного состояния церкви  и веры, которая  утратила  свою  высшую  сакральную основу -  духовную,  подменив  её  более  низкой  и  выхолощенной морально-нравственной, которой  и владеет нравственно-религиозный  разум.

-  Я  предполагаю  что возможности их  соединения  не существует? - неуверенно спросил  монах.

-  Нет, для  видящего  не  существует.  Это два  разных  и несовместимых  уровня  осознания  -  профанный, который  утверждает  массовая  религия,  и  сакральный, как  путь  духовного воина.  Испокон  века  они существуют параллельно,  но  сегодня  расхождение  стало особенно  сильным.

Но  так и  должно  быть  в соотношении  душевного и  духовного,  поскольку об  этом  говорил  ещё  апостол  - «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может».

Поэтому  весь наш с  тобой  разговор о видении духовном  для  ума  обычного верующего  -  это  полное  безумие  или  бред  сумасшедшего. Непроходимый  барьер  осознания  никогда  не даст  большинству  простых  верующих  постичь  духовный  смысл  Евангелия,  учения  Христа  и феномена  видения  и созерцания энергии.

- А  как  современное  православие относится к видению энергии  и созерцанию?

-  Официальное  православие  к  видению  относится  очень  настороженно и  негативно, усматривая  в  этом  язычество и  даже  оккультизм,  который  бросает  тень на  морально-нравственный  образ пастыря. 

Сегодня   само понятие энергия  является  в  церкви если  не  запретным,  то табуированным  и связанным с  эзотерикой  и мистикой. Церковные  ревнители и  отделы  сектоведения  именно  по слову  энергия сегодня  и отслеживают всех еретиков  и оккультистов, поэтому умные  люди  в  церкви  стараются избегать слова энергия.

Во времена  отцов – пустынников  ситуация  была в  корне иной  и  знание об  энергиях  Бога, мира  и  человека  лежало   в  основе  духовного  образования.  Это  знание  ранее  было  также распространено  среди  всех  людей, как  сегодня  компьютерное  знание.  Даже  простые  люди  в  то время  хорошо  знали о  духовном  и силовом  устройстве мира и человека, но сегодня это  знание  уже  полностью утрачено даже в  церкви.

- Но ведь у  святых  отцов это  знание  ещё можно найти?

- Только у  них и  можно,  больше  нигде.  К примеру  святой  Исаак Сирин прямым  тестом говорил  о  духовном  видении  - «Божественное видение есть сверхчувственное откровение ума и возбуждение духовными прозрениями о Божестве».  Точнее,  наверно, и  не  скажешь.

Ангельский ум  православия святитель Игнатий Брянчанинов тоже  говорил что  «Ум, очищенный Чашею Христовою, соделывается зрителем духовных видений; он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий, видеть Бога в великих делах Его - в создании и воссоздании мира».

Многие  отцы говорили и писали о созерцании  и видении  энергии, но это знание в  церкви  всегда скрывалось от простых  верующих и  намеренно и  ненамеренно,  причём, больше  ненамеренно, а  по законам  устройства  психики  и ума.

- С чем  это связано,  объясни?

- Это связано  с  порогом  осознания  и  восприятия, который  отделяет это знание от ума  простых верующих.  Я тебе  уже  говорил, что  при  всей  морально-нравственнной  обусловленности, массовое христианство – это  одна  из наиболее маргинализированных религий в мире, созданных  для просвещения  и  нравственного  преображения  наиболее тёмной и заблудшей  части  населения,  имеющей  очень  низкую интеллектуальную планку.

Именно поэтому для облегчения понимания  верующими  высших  духовных законов движения  нетварных  энергий, которые сложнее законов высшей  математики, все  они  облечены в  очень  упрощённые  религиозные  притчи, мифы, легенды  и  догмы, создающие  ореол сказочности и чудесности религии.  Этот  ореол  сказочности  и чудесности  так прочен  и силён, что сквозь него никакое  прямое  и  точное  знание  к  уму  практически  не может пробиться.

Вот почему для сознания обычного верующего существует  только  мифологическая  библейская легенда  о Боге  и  в  этой  легенде нет  места  ни  знанию о  нетварной  энергии,  ни  видению  нетварных энергий.  Кроме  того,  в  этой  легенде  не  существует  и  самого духовного  ума   и  знания  об  уме.   Таким  образом ум   верующего   от  этого  знания  отделяет непреодолимый  барьер  восприятия  и осознания.  

- Но ведь существует  же  способ как-то пробиться  через  этот порог и  барьер осознания?

- Конечно, существует.  Этим способом  и  является  развитие  ума  и его  утончение  для  повышения  разрешающей  и проникающей  способности сознания, а  эта  задача  для  простых  верующих  является  адски  трудной  и неразрешимой,  поскольку  верить  в мифы  и чудеса  намного проще,  чем  развивать  ум,  осознанность  и понимание того, что  религиозные мифы  отражают.

Кроме  того,  развитию ума препятствуют  все  страсти  тела,  души и  духа. С  точки зрения  видения  энергии  именно  развитие  ума  является  главным  показателем  преодоления  всех  страстей  человека.

В это  сложно поверить, но  для  видящего  именно ум  человека  и его изменение  и является главным  индикатором процесса успешной  работы  над  всеми страстями  тела,  души и  духа.

- Это,  действительно,  так?

- Действительно, видение не может  ошибаться.  Когда  человек преодолевает низшие  телесные страсти – чревоугодие  и похоть, его  ум из  телесного переходит  в душевный, а  когда  преодолеваются душевные страсти – сребролюбие, гнев, печаль, уныние,  ум  из  душевного переходит в  духовное состояние. 

Победа над высшими страстями  ума – тщеславием  и гордостью  и  делает  ум совершенным  и  безстрастным духовным  умом, которому  и  открывается  духовное  созерцание  и видение  энергии. 

Проще  говоря,   телесный  ум  простого  верующего  от  видения  энергии  отделяет  целая  стена  страстей  тела,  души и  ума, которая  и делает  его  слепым  и фантазийно  верующим,  тогда  как   обладающий  духовным  умом  и зрячий  движение  энергии, является  осознанно верующим,  понимаешь?

- Нет,  не совсем.

- Духовное  видение  энергии  – это феномен  и  дар  безстрастного или полностью  очищенного  от страстей  ума,  а  также  и чувства  и воли, которые  полностью избавились  от влияния  страстной  человеческой  формы  и безстрастно  вошли  через  духовное  сердце  в  синергию с  Духом.

Дело в  том, что  если  обычное  восприятие  осуществляется  через  центр  головного мозга,  то  духовное  видение осуществляется  не из центра головного мозга, а  из  центра  духовного сердца, когда  ум  с  ним  соединяется и  как  бы  выходит из  сферы  действия  пяти органов  чувств  физического  тела человека -  зрения, слуха, обоняния, вкуса  и осязания.

Проще  говоря, духовное  видение – это  способ  сверхчувственного  восприятия  мира органами  не  физического  тела человека,  а  органами  восприятия   духовного сердца  и самой  души,  как  тонкого тела энергии.

- Разве  у  духовного сердца  и  души   есть своё   восприятие?

-  Духовное  сердце  и  душа – это  суть  одно и  то  же  для  видящего.  Духовное  сердце – это точка  самого яркого свечения  в  светящемся  яйце  души.  Входя  умом  в  духовное  сердце,   активизируешь  восприятие  самой  души, как  тонкого  тела  энергии. 

Поэтому у  души есть  своё  собственное  восприятие,  отдельное от восприятия  тела.  На этом  эффекте  восприятия  самой  души  и основан  эффект духовного двойника, как  нового  духовного человека.

-  Значит, видение  нетварных энергий  осуществляется самой  душой, а  тело  в  этом  не   участвует?

- Именно. Видение нетварных энергий  и созерцание – это восприятие только  самой  души,  как  тела  энергии, которое  способно  воспринимать энергии  Бога, мира  и самого человека.  Вся  сложность видения  духовного – это  преодолеть  барьер восприятия и от восприятия  телом  мира  материи  перейти к восприятию душой  мира  энергии. 

- А в  чём сложность такого перехода ?

- Сложность в  том, что преодоление барьера  восприятия  в  трезвом  уме  требует колоссального количества внутренней  энергии  благодати, как  и само  созерцание  и видение,  поэтому такой  переход  усилием  одной  только  воли -  удел  духовно сильных  и  благодатных людей, могущих  в совершенстве управлять своей волей  и осознанием.

- А простые  люди  могут преодолевать этот барьер  восприятия?

- У  простых людей  для  этого  нет  нужного потенциала  энергии  благодати.  Кроме  того,  у  простых  людей  нет  и  самого  безстрастного  духовного ума  и связи с  духовным  сердцем  для  того, чтобы  видеть  чистую  энергию, а  не  энергетические формы,  рисуемые  страстным умом.

- Что значит  формы,  рисуемые  страстным умом?

- То и значит,  что  простой  человек и  обычный  верующий,  не  имеющий  безстрастного духовного ума,  ни при  каких  условиях  не  сможет  видеть  нетварную  энергию именно как свечение или  световые  нити.  Его ум  всегда  будет  схватывать  эту  энергию и  облекать  её  в  какую-то более привычную форму.

Ум католика превратит эту  высшую нетварную  энергию в  образ Божьей  Матери или католического святого, ум  православного превратит её в  образ Христа  или  какого-либо православного святого, ум мусульманина превратит её в  образ  исламского пророка и  т.д. Так работает с  высшей  энергией  само  сознание, которое  автоматически  группирует её  в привычные образы  минуя  волю и  разум.

Поэтому  видящие  и  знающие  люди просто  смеются над  теми  верующими, которые говорят  о  том, что  видели  своими  глазами  Божью Матерь, Христа, того или иного святого, поскольку видели  они на  самом  деле только  энергию Духа, которую их  ум  и мозг  автоматически трансформировал в  дорогой  их  сердцу образ.

Прямое  видение  нетварной  энергии безстрастным  умом  - это  и есть  прямое  видение Духа  и  энергии  без всяких  образов, как  света  и светящихся нитей.  Отцы именовали такое  видение безвидным,  т.е.  наиболее  чистым  и свободным от  влияния любых материальных  и человеческих  форм.  Простые  верующие и пастыри об  этом просто не  знают.

 - А священники могут преодолевать этот барьер восприятия?

- Только считанные единицы и те, владеющие умной  и умно-сердечной молитвой, которая и устремляет ум  к  духовному  сердцу. Обычно это преодоление барьера  восприятия  у  священства  происходит в  глубокой и  отрешённой  молитве, когда молящийся  так сильно концентрируется на духовном  сердце, что окружающий  его мир  в процессе  молитвы как  бы  внезапно  просто  исчезает.

- Как это происходит,  отче?

- Это невозможно  объяснить. Просто так случается, что  молящийся так сильно устремляется умом, чувством и волей в  духовное сердце, что центр головного мозга в  этот момент  просто  отключается, а  с  ним  и  обычное  восприятие  мира  органами  чувств. 

В этот миг  и происходит преодоление барьера  восприятия  и активизируется  второе внимание  и  восприятие центра  духовного сердца, которое  и воспринимает  уже  мир энергии, а  не материи  и  объектов. 

- А что в  это время чувствует и видит  сам  человек?

- Человек  внезапно  оказывается в новом для  него  состоянии,  подобном  полусну и полубодрствованию.  Первый  раз  -  это обычно очень  зыбкое  и неустойчивое  состояние  призрачного видения  в  котором  всё  очень  не   чётко  и  изменчиво,  как  в  утреннем сне.   Но особенность  этого состояния  в  том, что  в  нём  впервые удаётся  выйти  из  восприятия  материи  и бросить  беглый  взор  на  мир божественных энергий.

Эти  божественные  энергии  своим  духовным  восприятием  человек в  первый  раз и видит как световые  формы  и  некий  свет, тянущийся  из  бесконечности - тот самый  Фаворский  свет, с которым  ничто земное  не может сравниться.  Видение этого света божественных энергий  и  именуется в православии  созерцанием или  феорией.

- Отче,  а у  отцов  есть описание этого света?

- Несомненно. Вот как  описывает созерцание  божественного  света  преподобный Симеон Новый Богослов – «представь в уме своем, что весь этот мир есть мрачная, бессветная темница и что свет нашего солнца есть то же, что свет малого светильника, который слабо освещает всех находящихся в этой темнице, а вне его - Триипостасный Свет, высший всякого света, всякого слова и разума, неизреченный, недомыслимый и неприступный, освещающий все такое, что невидимо, неведомо и неизъяснимо для находящихся в темнице мира сего». 

- А  чем  отличаются  созерцание  и  видение энергии?

- Если  говорить современным языком,  то глубиной  резкости  восприятия  божественной энергии.  Созерцание – это первичное  и  не  резкое, а  более  размытое  и плавающее восприятие божественной  энергии, когда внимание  ещё  не  может  чётко фиксироваться  на  воспринимаемом.

В отличие  от созерцания  видение – это более  устойчивое и как  бы  более резкое и чёткое  восприятие энергии и  энергетических структур духовным  телом  души, которая  как  бы  усовершенствовалась в  духовном  восприятии и видении энергии.

Говоря другими  словами – видение энергии – это уже  более развитая  степень  и форма  созерцания, которое  становится навыком и  духовным  дарованием совершенной души.

- Отче, а  употребление наркотических и  психоактивных  веществ имеет какое-то отношение  к созерцанию и  видению?

Старец  засмеялся  и с  улыбкой ответил:

- Очень отдалённое. Если  честно, я  думал  ты  обойдёшь стороной  эту  искусительную  тему, но  раз  ты  её  коснулся,   то скажу  -  психоактивные вещества способны  оказывать  транспортное воздействие  на  ум   и  психику,  изменяя  на  некоторое  время  уровень   восприятия и  глубину  осознания.

В этом и состоит их  наиболее  коварное  действие,   формирующее  сильную  зависимость  от  изменённого состояния   сознания  и восприятия, которое позволяет уму расслабляться на  время  и  изменять  плоскость  и  фокус  восприятия реальности. 

Скажу откровенно, наркотики и психоактивные  вещества – это тот  химический суррогат, которым современный и  безсильный  человек заменил себе  эффект молитвы и созерцания. То, чего отцы  достигали  усилием  воли на  основе  духовной  силы  и  энергии благодати, современный  человек попытался достичь с  помощью наркотиков.  

Поэтому  наркотики  и психоактивные  вещества -  это просто способ принудительного  изменения сознания  и  ослабления  рефлексии  мышления  теми, у кого  нет  энергии благодати  сделать  это усилием  воли  с  помощью молитвы. К  тому  же  результаты  и плоды использования одного и  другого просто несопоставимы.

- Несопоставимы в  чём?

- Во всём.  Психоактивные  вещества  и  транспорты  не  меняют  качества  и структуры  самого ума,  действуют абсолютно  хаотично и  имеют  ряд  крайне  негативных последствий -  это сильнейшая  зависимость  и  химическое  разрушение  организма.

Отцы  знали  о  психоактивном  действии  ряда  растений  и веществ,  но  отдавали предпочтение  только  молитве, как  самому  благодатному и чистому  средству  достижения  созерцания   энергии,  которое  двигает ум  точно  сторону  духовного  сердца  и  не  оставляет никаких  нежелательных последствий, кроме  благих. 

Хорошо  запомни  -  созерцание требует предельной чистоты души и ума, поскольку созерцание – это восприятие из  духовного сердца  самого  Бога, а  созерцать  Всевышнего без  последствий  можно  только  предельно  чистым  и  трезвым  умом.

 Вот как об  этом  сказал Григорий Нисский  - «Намеревающемуся приступить к созерцанию всего сущего должно очистить себя во всем, быть чистым и нескверным по душе и по телу, омывшим с себя нечистоту соответственно душе и телу, - чтобы могли мы оказаться чистыми перед Тем, Кто видит сокровенное».

Главное  правило  созерцания  и видения  состоит в  том, что  прямое  восприятие нетварных божественных энергий  всего  сущего  возможно только при условии  полного безстрастия.  Любая страстность будет  привносить искажения в  созерцаемое.

-  С чем  это связано,  отче?

- С поляризующей силой эгоизма  и страстей, которые и создают в  нашей  голове  с  помощью  мозга  и  пяти  органов  чувств  картину  нашего  трехмерного материального мира, который мы с  детства считаем единственно существующим и  неизменным,  навсегда  забывая о мире духовном.

Через  обращение  к  Богу  и развитие духовного ума у  нас происходит  обратный  процесс  возвращения  в  забытый  нами  при  жизни  духовный мир  божественных энергий, который  как  бы снова начинает постепенно проступать  из  под  материи,  проясняться и становиться  таким же  реальным.

Иноки и  духовные  воины  через  молитву  так преуспевают в своём  движении к  Богу  и духовному совершенству, что духовный мир перед ними  раскрывается во всей  полноте  ещё при  жизни и  они могут  видеть его в  созерцании также  чётко и ясно, как  обычный человек  видит обычный  и повседневный  материальный мир.

Фактически, достигающие духовного видения, имеют  при  жизни сразу  два  мира  одновременно – мир кесарев  и мир Божий, как  повседневный  мир материи и тонкий   мир божественных энергий.  В  их  соединении в  одно целое  и состоит секрет  духовной целостности  человека.

- Получается что видение  и созерцание – это расширение спектра восприятия человека?

- Именно так. Через созерцание и видение нетварных  божественных энергий человек  не  просто расширяет  своё  восприятие,  а  как  бы восстанавливает своё  утраченное при грехопадении духовное достоинство  и вторую духовную  половину самого себя,  поскольку  снова  обретает  для  себя  духовный  мир тонких  божественных энергий  и сущностей.

Если  говорить о спасении души, то с  точки зрения видения  энергии  спасение – это и есть видение  прямой  связи  между  грубым миром  материальным  и  тонким  миром  духовным  для  того, чтобы осознанно из  мира материи перейти в мир Духа, сохранив полноту  и целостность  сознания личности.  Этот переход и есть  по  существу  спасение  души.

- Отче,  а  какое  действие  производит  духовное  видение  на  обычного  человека?

 - В каком  смысле? - переспросил  старец.

-  Ну вот если к примеру  человек, который  ничего не  знал  о  Боге  и  мире  божественных  энергий,  увидел духовный  мир  своим  внутренним  зрением  в  первый  раз,  как  он  будет на  это реагировать?

- Любой  человек так или  иначе имеет  в  жизни  опыт  контакта  с  духовным миром – это  сон.  Во  сне любой  человек переживает  практически  то  же  самое, что  переживает духовно видящий. Отличие  лишь в  том, что духовно видящий управляет своим вниманием  и осознанием  и во сне  и  в  духовной реальности,  полностью  контролируя  и осознавая всё  происходящее, а спящий  человек нет.

- Я не  о  том,  отче.  Спящий  человек ведь  не  знает  чем  является сон в  действительности  и  духовной  реальности  он не  знает. Я  о  том,  как  реагирует  обычный  человек  на  то, когда  он  впервые  видит  божественные  энергии  сам  и  понимает  при  этом, что  он  видит  небеса?

- Ах, вот  ты  о  чём.  Обычно  в  момент  видения   мира  энергии  человек  испытывает  сильный шок  и потрясение.  Вся  картина  его  трёхмерного  материального мира  просто  рассыпается на  части  и  перед  ним  внезапно  открывается сама  вечность  и  вся  правда  Божьего  замысла. В  момент духовного видения человек  переживает  глубочайшее  откровение  и  озарение  Истиной, ведь  он впервые  воспринимает  реальный мир энергии  и самого себя  в  подлинном  свете.

Видение  рарушает все  иллюзии, вся  пелена  сказочно-религиозного  описания  мира  при  этом  исчезает, меняется  абсолютно всё.  Человек  видит  и осознаёт  единство  Бога  и высшего  духовного Закона для  всего  сущего.  В момент  этого  видения  человек  также  ясно  осознаёт  и  то,  что никакой  он  не  царь  природы  и  не  совершенное творение, а  грешник  и  равный среди равных,  не  важнее даже  червя.

Вот почему  в момент  видения  Истины  человек  впервые   осознаёт сам себя  как  великого  грешника,  высшего хищника,  лицемера  и  лжеца, который не  лучше, а  хуже  всего живого и  одушевлённого на  земле,  поскольку  всё  живое на  земле следует командам  Бога  и высшего  духовного Закона, а  человек следует  командам своего эгоизма, страстей  и  хищного ума.  Это  и служит основанием  для  покаяния.  Практичяески  то же  самое человек переживает и  в  момент  соединении ума  с  сердцем,  хотя  видения при  этом  может и  не  быть.

- И что  бывает  с  человеком  потом  после  видения?

-  У каждого по-разному. Прагматик  и эгоист  после  видения  истины  и  момента  озарения  увиденным,  обычно в  ужасе хочет  поскорее  забыть об  этом  и  открывшейся ему сермяжной  правде, чтобы   вернуться  обратно  в свой  уютный   материальный   мир  стяжательства,  потребительства,  гедонизма  и  рациональных  грёз.

У совестливого  и праведного  человека,  не  обращённого  к  вере,  после  акта  видения  обычно  возникает  отрезвление  и пробуждение  от  материального  сна, которое  вынуждает  его  обращаться  к  вере  и  духовному  развитию через  знакомство с  религией,  верой  и духовной литературой.

У верующего  после  видения  энергий  обычно вспыхивают все  его  религиозные чувства  и фантазии и  он воображает себе прямое  божественное  посещение, которое  обычно связывает с  чудом  личного   прикосновения  Богом  к  его грешной  душе  и   великой  честью увидеть небеса  за  все  его  заслуги  перед  церковью и Богом. 

 На  духовного воина  видение  обычно  не производит  очень  сильного  впечатления, поскольку  он  знает о феномене  видения  и созерцания нетварной  энергии.  Именно  созерцание  с  видением и  дают  духовному  воину  главную опору  в  жизни  -  саму Истину об этом  мире,  каков  он есть в  действительности  без  искажений,  лживых  описаний и интерпретаций. 

- Значит,  созерцание  и видение  энергии  напрямую связано с Истиной и со Христом?

- Конечно.  А почему  же ещё  Христа  именуют Истиной?  Сознание  Христа - это  видение  и  ведение истины о  реальном энергийном устройстве мира.  Видение энергии  – это  же  и есть  прямое  знание истины обо  всём, поскольку энергия – это самая  конечная, сущностная  и  неизменная сторона  всего  сущего. 

Созерцая энергии чего-либо,  видящий практически всё  наверняка  знает о созерцаемом  и видимом  напрямую  сердцем,  минуя  разум,  чувства,  эмоции, рассуждения, оценки  и умозаключения, которые и  создают  хаос и  ложь.  Видение - это альтернативный  способ  познания  и   восприятия  мира  не  умом  головы, а   сознанием  духовного  сердца.  Сердце - это источник  невообразимой силы  и  духовной энергии, который  утратил  человек  пойдя на поводу у  рационального ума.

Для  видящего энергии  тайна  духовной  силы  человека  открыта  и  состоит именно в  том, что когда  человек возводит в  своей душе   всю   пирамиду  духовного сознания  из  трёх  уровней - телесного,  душевного и  духовного,  то  в  тот момент, когда  пирамида   закончена,  что  и  означает  соединение  ума  с  сердцем,   её  принимает  и венчует  Сам Бог, который  входит в  эту пирамиду  Святым Духом  и человек становится полностью обоженным и  духовным.  Вот что  значит соединение  ума и сердца.  Ум  Христов -  это и есть  образец  идеальной  пирамиды  духовного сознания.

-  Получается   что  Христос   изначально   владел   видением  духовным?

-  Разумеется.  Как   совершенный  Богочеловек  Христос  владел  сразу  двумя  способами  восприятия  -  и  обычным  и духовным видением энергии.  В Евангелие  есть  не  мало  эпизодов, когда  Господь  пользовался своим  духовным  видением и прозрением. Мало кто  знает о том, что  именно  писал на земле  перстом Господь, когда к  нему привели грешницу, уличённую в  прелюбодеянии, чтобы  побить  камнями.  Ты,  например,  знаешь  или  догадываешься, что Он  мог  писать?

- Не знаю, отче,  не могу  знать.

- Наставляемый всеведущим  Духом Утешителем, Он  писал основные  грехи  тех  судей, которые её привели на  суд, считая  себя  безгрешными,  чтобы каждому  из судей  показать  потом   его личную греховность, которая берётся  судить другого  своим  частным  судом, не  будучи  сама   безгрешной и  безупречной.

Знаешь  ли  ты, что означают  слова Христа об  Иоанне  Крестителе – «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его»?

- Не знаю,  отче, не могу  знать.

- Эти слова означают прямое видение и ведение отличий энергии  бесплотных  существ духовного  мира  от  всех  плотских  созданий. Эти  слова  Христа говорят  о том, что  любой  ветхий человек  на  земле,  даже  такой  совершенно  верующий,  как  Иоанн Креститель,  по  своим  качествам  и совершенствам  всё  равно менее совершенен, чем любой  бесплотный  человек  Горнего  мира.

Знаешь  ли  ты, что  означают, слова Христа – «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»?

- Не знаю,  отче, не могу  знать.

- Эти слова  означают то, что Христос дал своим  ученикам  понять  смысл  отличий  Себя, как посланника  Отца,  от  Святого Духа.  Хула  на  Духа Святого не простится человеку  потому, что Дух  Святой – это и есть энергия благодати и  любви, которая лежит в  основе духовного ума.

Проще  говоря,  хулящий Дух Святой,  наказывает  сам  себя, лишая духовного ума и  энергии любви  и благодати, как энергии Святого Духа. Хулящий  же  Христа, этой энергии себя  не  лишает  и может покаяться  Богу,  потому что не Христос  источник Святого Духа,  а  Бог  Отец.   

Эти слова Христа  являются  предупреждением  ученикам  о  важности  не нарушении высшего духовного Закона движения  нетварной энергии благодати от Бога Отца, что  опять  же подтверждает  совершенное видение  и ведение  Христом  высшего духовного Закона.

- Отче, получается  что Христос видел одновременно два  мира -  мир  кесарев  и  мир Божий  и  знал  одновременно два  закона -  закон  материального мира  и высший духовный  Закон  движения  нетварных  энергий  мира  Божьего?

- Ну, Слава Тебе  Господи,  до  тебя это  наконец-то дошло  и ты  понял, что Христос – это олицетворение не  одной  только любви и нравственности, как  думают  простые  верующие,  а  высшего духовного  ума,  который  вмещает  в  себя  оба мира  и  оба закона – материальный  и  духовный.

Христос  - это совершенный духовный  ум  и Логос, который  соединяет  воедино  землю и  небо, как  материальное и  духовное,  как  смертное  и  бессмертное,  как  конечное  и  бесконечное,  как  часть и  целое, Который  в  совершенстве  знает  как  духовное  проявляет  себя  в  материальном, а  материальное  в  духовном.    

Ум  Христов  - это  и есть само  духовное совершенство  божественного сознания, которое  ведает всё  и в  мире  материи  и в мире  энергии  и  именно к  этому  уму   и его  совершенству  нужно   стремиться всем  истинно верующим  и  духовным  людям. Вот что  говорит видение  энергии  и  смысла   притч   Иисуса Христа,  изложенных  в  Евангелии.

- Отче, получается  что  все притчи Евангелия – это образное отражение того, что  открывается  при  созерцании  и  духовном  видении?

- Ну,  конечно.  Я тебе  уже  говорил, что  очень  многие притчи  Евангелия  - О сеятеле, О добром  семени и  плевлах, О зерне  горчичном, О закваске, О талантах, О дести  девах, О молодом  вине  и  другие – это  прямое отражение через материальные образы  тех сложнейших процессов, которые протекают  на  уровне энергий  души и сознания.

Простой   верующий не может  себе даже  вообразить всей утончённости и  глубины тех реальных  энергетических и информационных  процессов,  протекающих  в  мозге,  разуме  и   сознании,  о которых  идёт речь. 

Вместе с  тем,  по принципу  отражения  материального в  духовном  и наоборот  возможность  понимания  общей  логики  совершенствования  души и  духа  по замыслу  Божьему  всё  же существует. Притчи Христа – это и есть лучший способ   донесения высшего  духовного смысла  и Логоса  до ума  человека  через более привычные образы  и ассоциации.

Для  видящего  почти  все притчи Христа говорят  об  одном  -  о  том, как и  по  каким  высшим  законам совершенствуется душа  и  дух человека для  того, чтобы  из  части  стать  целым, из  малого стать  большим, из  ветхого,  тленного  и смертного  перейти в  новое,  нетленное  и  бессмертное, чтобы  из  несовершенно  стать совершенным, как  Отец Небесный.  Вот каков подлинный смысл  умного делания или  делания пирамиды духовного ума.

Абсолютное большинство  верующих  в  Евангелие  и притчах  Христа  видят  только моральный  и  нравственный смысл, не  видя  духовного, поскольку  духовный  смысл  притч  и Логос закрыт  от  простого ума  барьером осознания  и восприятия.  Так  вот   видение духовное позволяет преодолеть  этот  барьер  и  проливать свет на  скрытый духовный  смысл  притч Евангелия,  отражающих процесс развития духовного ума и сознания.

Монах сидел молча  и  не  задавал  больше никаких  вопросов.

- Стало ли  тебе понятно, что  есть духовное видение? -  спросил  старец.

- Да,  отче, вопросов у  меня  больше  нет.

- Ну  и Слава Богу,  тогда  на  сим  и  закончим наш разговор.

- Спаси Господи, за  вразумление и  наставление.

- Не  за  что, ступай с Богом…



Из книги “Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе, святоотеческая православная психология”, Духовно-аскетические  беседы.


Рецензии