Сешешет. Истина в цветке

Уже на заре своей цивилизации египтяне славились как знатоки растений, но особенно как великие садоводы и аранжировщики цветов. В их ритуалах цветок был неизменным символом вечного возрождения, в особенности великолепные нильские лилии. То огромное количество изящных сосудов и чаш, оплетённых орнаментом из листьев, бутонов и чашечек лилий, по мнению ученых, было видами ваз для цветов. У этих ваз было два назначения: радовать живых и дарить "второе дыхание" умершим, ибо цветок – это живой знак "анх", ключ жизни. В эпоху Накада II (ок. 3800 г. до н.э.) в могилу опускали бальзамические и пахнувшие мёдом травы, а основанием городов и селений ближе к пойме Нила в таких вотивных дарах появились и лилии. В океане с мёртвой болотной водою, Нуне, до начала жизни лилия породила на свет самого Ра. И саван из её лепестков был бы для любого умершего самым желанным. Горы цветов и снопы зелёных ветвей сопровождали погребение фараона или знатной особы: это были большие и малые букеты, из которых одни бросали в жертвенную яму с разбитыми сосудами, а другие бережно раскладывали в гробнице, это были и гирлянды, навитые на ритуальные сосуды и мумию. Лилии ("сешен") цвели на древнем Ниле с июля по ноябрь, но садовники фараонов умели выгонять их в любое время года.

Во дворе перед гробницей великого визиря Рехмира была найдена чаша из бронзы с отлитой внутри крошечной статуэткой священной коровы в тиаре небесных и земных цариц из солнечного диска и двух длинных перьев, идущей по арке моста. В высоком богословии эта "божья коровка" – образ богини-матери под любым её именем, но особенно же в ипостаси Исиды и Хат-Хор. На многочисленных изображениях в некрополях украшенных цветами сосудов лилия может обвивать вазу стеблем или "расти" её горлышка (особенно в этом случае были бы пригодны характерные нарядные кувшинчики о пяти носиках, о которых пишут, что это кропильницы, но как раз на ситулы они ничуть не похожи). В мемориальном храме фараона Сенусерта I-го служка несёт на плече огромную чашу с цветами, вроде той, что нашли у порога гробницы визиря, но как бы из хрусталя: она нарочно показана "в разрезе", в виде зеркала вод, в котором отразились звёзды. И жрец держит не просто букет водяных лилий, а миниатюрную копию заводей Хеммиса, где Исида прятала от Сета своего сына и в образе Хат-Хор кормила его.

Но, правда, у царя в ритуальной чаше нет богини среди лилий, а у визиря всё продумано: под арку с коровой в центре удобно проходят пучки стеблей и их можно закрепить. С виду и сама по себе чаша визиря была простовата, но наполненная водой и цветами она на глазах преображалась в изящную инсталляцию. Так и поступили однажды в нью-йоркском музее Метрополитен, где она теперь хранится (№ 30.8.67). На ум приходила и ещё одна ассоциация, связанная с летним ритуалом в честь богини Хат-Хор: гуляния в цветущих плавнях и сбор папируса её храмовыми певицами, и вообще всех красивых водяных растений. Он назывался "сешешет" (букв. «сотрясание») из-за треска и шелеста стеблей в дебрях папируса и радостного щебета юных красавиц, сопровождавших ежегодное торжество разлива музыкой. И точно так же называли одну разновидность ритуальной трещотки (по-гречески "систра"), украшенную головой богини с человеческим лицом, но коровьими ушками. Оба названия – звукоподражательные и каламбурные, что часто встречается в египетском языке. Акт встряхивания систра "сешешет" отгонял зло от богини и её адептов. В храме Хат-Хор в Дендера сохранилась надпись: "Я взял сешешет, я схватился за него и изгнал того, кто был врагом Госпоже Неба. Я рассеял зло силою сешешета в моей руке".

На снимке: фрагмент рельефа из припирамидного храма Сенусерта I в Лиште (Мемфис, XII династия, 1961 – 1917 гг. до н.э.): дароносец с чашей цветов (нильских водяных лилий). Музей искусств Метрополитен (США, Нью-Йорк). Инвентарный № 09.180.13a, b.

Источники:

Уинлок Г.Е. "Египетская цветочная чаша"/H.E. Winlock. An Egyptian Flower Bowl. Metropolitan Museum Studies Vol. 5, No. 2 (Sep., 1936), pp. 147-156

Титер Эмили, Джонсон Джанет. Жизнь Мересамон: храмовые певицы в Древнем Египте/Emily Teeter and Janet H. Jonson. The life of Meresamun. A temple singer in ancient Egypt. © 2009 by The University of Chicago. All rights reserved. Published 2009. Printed in the United States of America.

Хейс Уильям Кристофер. "Скипетр Египта: период гиксосов и Новое царство (1675 – 1080 гг. до н.э.)". 4-е издание, изд. Музей Метрополитен, 1990 г./William Christopher Hayes The Scepter of Egypt: The Hyksos period and the New Kingdom (1675 – 1080 B.C.) (4th printing, rev.) Metropolitan Museum of Art, 1990

Нора Т. Хантер Искусство цветочного дизайна. Изд-во Cengage Learning, 25 июн. 2013 г./Norah T. Hunter.The Art of Floral Design. Cengage Learning , 25 июн. 2013 г.

Статья египтологического блога «Бал мумий» «Флористы и аранжировка букетов в Древнем Египте» от 3-го августа 2018 г. С обширной научной библиографией, включая книги Швейнфурта и Л. Манниш/Mummies ball Florists and flower arranging in Ancient Egypt. August. 3, 2018.


Рецензии
Они и правда прекрасны, эти нильские лилии, но грустно думать, что это тоже атрибуты похоронного ритуала. Гораздо веселее, когда живые водяные лилии растут себе на своем месте и радуют живых.
Наверное,в шуме зарослей папируса вполне можно было уловить музыку и ее услышали. А ритуальная трещотка - это ведь что-то типа нашего колокольчика, и у них одинаковая роль - отгонять негатив.

Татьяна Сахань   16.04.2021 20:06     Заявить о нарушении
В равной степени цветы были украшением и на праздниках, и на похоронах. А погребение завершалось пиром. Да, сначала рыдали, как безумные, а потом как безумные веселились - ведь раз все ритуалы соблюдены, то умерший в ином мире жив. Так они побеждали страх смерти.

Екатерина Боталова   16.04.2021 20:52   Заявить о нарушении
И в этом был свой резон, возможно, это более правильное отношение к смерти.

Татьяна Сахань   16.04.2021 21:25   Заявить о нарушении