Рыбки в аквариуме

                Пьеса в одном действии

                Действующие лица

Сестра - женщина семидесяти пяти лет

Брат - мужчина семидесяти лет

   Действие происходит в однокомнатной квартире.
 
В комнате стоит диван, телевизор, журнальный столик, на нем рыбки в аквариуме. Коридор достаточно большой, переделан под комнату. В коридоре стоит диван, гардеробный шкаф, книжная полка. Сестра лежит на диване в комнате.

Брат. Знаешь, бывают моменты, когда я тебя ненавижу, а иногда вроде нет, так себя. (Во время разговора, периодически подходит к сестре, пытаясь заглянуть ей в глаза). Молчишь? Ты всегда любила молчать. Со смыслом, с ехидством каким-то. Ты ведь всю жизнь ненавидишь меня за то, что я живу в твоей квартире и до сих пор не приобрел своей. Считаешь, что личная жизнь твоя не сложилась из-за меня. Ну, не молчи, скажи что-нибудь, мне же плохо. Помог вчера соседу шкаф занести в дом, спину надорвал.

Сестра. Зачем? Он же знает, что у тебя больной позвоночник.

Брат. Да как-то неудобно было отказать.

Сестра (встает). Ложись на мое место.

Брат. Я к себе пойду, ложись.

Сестра. Ложись, не капризничай.

Брат ложится.

Сестра (ходит по комнате, периодически останавливаясь в растерянности, как будто что-то забыла).  И не надо меня упрекать, жизнь сложилась, она уже почти прошла. И… значит, так было суждено.

Брат. Как легко, так было суждено. А как же вот здесь. (Бьет себя в грудь). Я ведь до сих пор ее люблю. А ты разлучила нас, искалечила мою жизнь, только потому, что она называла тебя тетей.

Сестра. Да, потому! Я никогда не позволяла себе, женщину старше меня, всего не четырнадцать лет называть  тетей. Мне ведь было тогда всего тридцать семь, а ей двадцать три. Подумаешь, какая большая разница. Да дело было не только в этом, ты знаешь. Постоянные намеки о возрасте, о моем одиночестве. (Передразнивает). Я не понимаю одиноких женщин, это же, в конце концов, неприлично, неужели нельзя кого-то обаять. Ведь если женщина некрасива, это еще не повод быть одинокой.

Брат. Но она, же не лично тебя имела в виду. С тобой нельзя было говорить ни на какую тему, ты все переносила в свой адрес. Все!  Даже когда она как-то не купила хлеба, потому что его не было в магазине, ты подумала, что это намек тебе, чтобы ты сама сходила в магазин. Ты превратила нашу жизнь в пытку.

Сестра. Если бы вы хотели жить вместе, вы бы жили. Перешли бы жить к ее матери, сняли комнату, в конце концов. Но вы от меня почему-то не уходили. Потому что она надеялась, что я пропишу ее. Ни за что! Ты знаешь, как тяжело досталась мне эта квартира. Я приехала в этот город, не имея ничего своего. Работала, где попала. А когда не было возможности снимать угол, ухаживала за сорокапятилетней женщиной инвалидом за проживание.  Ты даже не представляешь, каково это, ухаживать за молодой женщиной инвалидом, терпеть ещё капризы. Бесконечные скитания, ощущения одиночества в большом городе. А потом приехал ты. Я радовалась, что теперь буду не одна. А ты сразу ушёл в себя, стал замкнутым, чужим. Мне кажется, за все эти годы мы ни разу не сели и не поговорили по-человечески, по-родственному. А потом начались упреки, одни упреки. Мне теперь кажется, что напрасно я согласилась, чтобы ты приехал. Может быть, тогда твоя жизнь сложилась по-другому. Может быть, ты был бы счастлив.

Брат. Ты заменила мне маму после ее смерти, и я всегда боялся обидеть тебя. Эта боязнь прошла через всю мою жизнь. Ты не представляешь, каково это быть обязанным кому-то. Это такая пытка. Это уже не твоя жизнь. Она вроде и твоя, но поступки твои не зависят от тебя. Я говорил или как-то поступал и видел себя со стороны, как бы на это посмотрела ты. Как заяц, все время прячущийся от волка.

Сестра. Неудачное сравнение.

Брат. Опять неудачно, все у меня неудачно.

Какое-то время молчат.

Сестра. Послушай, давай жить с тобой дружно. Ведь ничего уже не вернешь, ничего! Так зачем же каждый раз бередить раны? Не надо. Нам осталось, может быть уже мало, я больна и ты не здоров. И потом, ты уже много лет живёшь прошлым. Зачем? Ведь есть настоящее. Есть сегодняшний день. Он только начался. Живи в нем.


Брат (бьет себя в грудь). А здесь, как же здесь? Здесь-то как быть? Как убрать эту боль, я ведь до сих пор ее люблю. (Плачет).

Сестра (подходит к нему, гладит его по голове). Не надо.

Брат (отталкивает ее). Уйди. Я хочу умереть скоро, очень скоро. Тогда, ты хоть немножко поживешь без меня, одна. Ты все время об этом мечтала.

Сестра. Мне кажется, ты так и не повзрослел. Рассуждаешь как капризный подросток. Племянник давно не звонил, а какие слова говорил, когда уезжал. Ты для меня как вторая мама…. Сорванец. Помнишь, как он доводил нас? Как вспомню…. (Смеется).

Брат тоже начинает смеяться. Они смеются  до слез.

Сестра (вытирая слезы). Самое ужасное было то, что я верила всему, что он говорил. А как он умел уговаривать. Как-то стал  просить пойти на день рожденье к другу. А я на него была ужасна зла за его хулиганство, говорю, не пойдешь, он, ну, пожалуйста, пусти, я нет. Обернулась, а он стоит на коленях, сложил ручки и столько мольбы в его глазах. Сорванец. (Смеется).

Брат встает с кровати.

Сестра. Лежи, лежи.

Брат. Долго нельзя, позвоночник. Надо пройтись. Помнишь, когда у нас было много гостей, на диван ложился тот, кто успевал, а потом долго не вставал, чтобы никто не занял его место. Остальные умещались на полу. В комнате диван как будто никто не замечал.

Сестра. Недавно встретила сестру твоей…. Совсем старенькая стала.

Брат (настороженно). И что?

Сестра. Спросила у неё про твою бывшую жену.
Одинокая она совсем. Дочка ее уехала, не звонит, не пишет. Сестра говорит, что собирается забрать ее к себе.

Брат. Она же моложе сестры.

Сестра. На пять лет, разница маленькая.

Брат. Согласилась?

Сестра. Не знаю, пока неизвестно. Нечего было тогда хлопать дверью и уходить, мало ли что бывает в жизни? Она тоже была не права. Хоть ты и винишь меня во всем.

Брат. Да, она была с характером, и я тоже. Ни за что бы, ни побежал за ней. Захотела сама бы вернулась.

Сестра. Слушай, а может, вы опять будете вместе? А что? Я много случаев знаю, когда и в возрасте соединяются, создают семьи. Я бы вам не стала мешать, правда. Ни за что. Я так решила. А если я чего-то решу, ты знаешь.

Брат. Это точно.

Сестра. Не вредничай. Мне показалось, сестра ее с каким-то намеком сказала, что собирается ее привезти к себе. А потом, вдруг так неожиданно спросила, а брат твой как, жив, здоров?

Брат. Она так спросила?

Сестра. Да, точно так. Спросила, а брат как, жив, здоров?

Брат. Ты любила, кого-нибудь?

Сестра. Я? Мы же сейчас говорим не обо мне.

Брат. Ты никогда мне не отвечала на этот вопрос.

Сестра. Никто никогда не понимал моей доброты, даже в детстве. Родители только знают цену своим детям. Помню, папа про меня как-то сказал, что я добрая, но меня никто не понимает.

Брат. Я просто спросил, неужели трудно один раз ответить да или нет, не вилять, а ответить да или нет.

Сестра. Это намного сложнее, чем ты думаешь, ответить да или нет. Как просто, да, нет и все. Знаешь, сколько можно ещё добавить к словам, да и нет? Я тебе когда-нибудь отвечу, любила ли я. И если нет, то почему.

Брат. Мне не нужно знать, почему.

Сестра. Я знаю, почему ты спрашиваешь. Если я отвечу да, то ты скажешь, что я должна была тебя понять. А если нет, то тогда ты понимаешь, почему я тебя не поняла.

Брат. Как у тебя все сложно. Наверное, она теперь совсем другая. Конечно, ведь прошло сорок  лет. Как быстро время летит. А еще говорят, что время лечит, мне стало еще хуже. Как думаешь, она сильно изменилась? Душно стала, я открою форточку, ты  не против?

Сестра. Открой. Я поставила тесто на пироги, вдруг усну, разбуди. Не жалей, а то тесто убежит.

Брат. Ладно.

Сестра. Завтра схожу к нотариусу, оформлю на тебя дарственность, а ты потом на племянника. Хоть квартира и приватизированная, но сам знаешь, эта волокита…

Брат. Ты думаешь, уйдешь раньше меня? Вредные люди долго живут. (После паузы). Не обижайся, я пошутил. А вообще удивительно, как ты на это решилась. Для тебя прописать кого-то было равносильно, я даже не могу придумать чему, слов таких нет, наверное, на свете. Все боялась, что тебя обманут, выбросят на улицу.

Сестра. Я думаю, ты этого не сделаешь.

Брат. А кто меня знает, приедет моя любовь, я ее пропишу, буду иметь на это полное право, а тебя на улицу. В старости страшнее, чем в молодости остаться без крыши над головой.

Сестра. Я буду только рада. Лишь бы вы соединились. Как меня грызет моя вина, кто бы знал. Если бы наступило наказание, было бы легче.

Брат. Не казни себя. (Гладит ее по голове). Ты мне заменила маму. Я ведь всю жизнь больной. Месяц поработаю, три болею. Я бы без тебя просто пропал.

Сестра. Как хорошо было бы, если она приехала. Сестра, наверное, рассказывает ей о нас. Когда она развелась с мужем, надо было ехать забирать ее. Упрямые вы оба.

Брат. Я думал, это тебя обидит.

Сестра. В старости браки бывают даже счастливее. Спешат жить.

Брат (воодушевлено). Ты знаешь, а мне даже очень хочется, чтобы она приехала. В первую очередь мы бы с ней сходили в парк. (Смеется). Я помню, мы  с ней катались на каких-то американских горках. Она так смеялась, что люди стоящие внизу обращали на нас внимание. Интересно, сейчас там есть эти горки?

Сестра. Ты собираешься в таком возрасте кататься на горках?

Брат. А почему бы и нет?

Сестра. Не знаю, просто я думала, что в таком возрасте, на горках не катаются.

Брат. Ничего, жизнь может еще наладиться. Ты знаешь, на меня вдруг такое вдохновение нашло. Если бы знать, сколько отведено нам, если восемьдесят, можно было бы даже усыновить ребенка. А что, придумали какие-то возрастные рамки. Мы ведь с ней мечтали о детях, но не получилось. Ты знаешь, если ещё раз увидишь ее сестру, скажи пусть она приезжает. Или знаешь, узнай лучше адрес, я сам поеду за ней и привезу ее. Мне теперь кажется, что с того времени ничего не изменилось, по крайней мере, наш аквариум. Он ведь у нас стоит уже столько лет. Я помню, он был еще тогда. Только рыбки менялись в нем из года в год. А аквариум тот же. Я точно помню. Ей очень нравился наш аквариум. (Грустно). Она как-то сказала, что в нашем доме о жизни напоминает только аквариум. Ну, скажи что-нибудь. Чего ты молчишь?  Спишь? Ты просила разбудить, если уснешь. (Подходит ближе). Спишь? (Трогает лоб, руку).

Садится на корточки и плачет.

Сестра (открывает глаза) Ты чего?

Брат (вскакивает с места) Как же ты меня напугала. Я думал, что ты умерла.

Сестра (встаёт с дивана) Не дождёшься.

Брат.  Я  смотрю, у тебя пульс не работает, лоб холодный (обнимает сестру) Прости меня.

Сестра. Ты вот что, давай – ка езжай за ней. И ничего сейчас мне не говори. Просто одевайся и езжай (достаёт из кармана бумагу). Здесь написан её адрес. Сестра дала. Знаешь, мы, живя на этой земле должны помириться с теми, кого обидели, кто нас обидел. Пока мы ещё в пути, не поздно. Это божья истина и я только теперь понимаю, как правильна она.

Брат (открывает дверцу шкафа) Так давно не обновлял гардероб.

Сестра (достаёт свитер) Надень его, он красиво на тебе сидит.

Брат. Зелёный цвет ей нравился. (Садится).

Сестра.  Спина?

Брат. Нет, нет. (Встаёт). Я поеду за ней.

Сестра. А к вашему приходу пирожки будут готовы. Чайку вместе попьём. Ты только не передумай, езжай.
Брат одевается и уходит.

Сестра (становится на колени) Господи, помоги нам!






                Занавес.

               15 июня 2002 год

Тамара Оксузян










 



 


Рецензии