Почему Бог не прощает не прощающего

Коротенькая мысль из вчерашнего общения с интересующимися Евангелием. Говорили об обиде и прощении. Рассмотрев ряд бытовых ситуаций, обратились к библейской истории. Вот Авессалом глубоко обиделся на Амнона, который изнасиловал его сестру. И закончил тем, что... изнасиловал жен своего отца.

Амнон причинил серьезную рану Фамари и Авессалому, и те понесли эту боль дальше. И вот Авессалом в конце своего запутанного пути повторяет то, что когда-то причинило боль ему. Он борется за справедливость (в его понимании), проходит много стадий и оканчивает тем, что повторяет грех Амнона, только в гипертрофированной степени.

И здесь коренится один из ответов на вопрос о том, почему Бог не простит не прощающего: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мар.11:25-26). Уверен, что многие читающие Евангелие спотыкаются об этот текст.

Дело не в том, что Бог такой жестокий и тебе, уже натерпевшемуся столько боли, причиняет дополнительную боль тем, что отказывает в прощении. Дело в том, что будучи обиженным, ты приходишь к Богу с кусочком сущности своего обидчика и с принципиальным настроем причинить боль, причиненную тебе, другим.

Как хорошо, что рядом с историей Авессалома есть коротенький эпизод про Давида, который не отзеркаливает поведение оскорбляющего его Семея, но говорит жаждущему справедливости Иоаву, что поведение Семея по какой-то причине допущено Богом. Давид оставляет этот вопрос Богу, решая не превращаться в Семея, не брать в себя кусочек его злобы.

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). И Бог воздал Семею, как и Навалу с Саулом. Но при этом Семей, Навал и Саул не стали частичками идентичности Давида.

Внимание: Давид, помиловавший Семея, через короткое время милует Авессалома – и Бог милует Давида, возвращая его на престол, хотя Давид ох как не безгрешен. Далее: Авессалом, не помиловавший Амнона, и Иоав, в сердце не помиловавший Семея, продолжают нести дальше жестокость и боль и оба плохо кончают. В этой истории с огромным количеством персонажей милостивые помилованы, а добивающиеся справедливости сами получили справедливое воздаяние. «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно» (Пс.17:26).

Здесь возникает просто неимоверное количество этических, богословских и душепопечительских вопросов, перечислить которые не получается из-за недостатка времени, и внимательные посетители этого нашего кружка не преминули некоторые из них задать, обсуждение получилось достаточно плотным и содержательным как во время официальной назидательной части, так и в частных разговорах после нее.

15.04.2021


Рецензии