Песни рода Прутковых о грибах. Часть 2
Песни рода Прутковых о грибах. Часть 2. Тимофей Уварович Прутков.
Дорогие читатели, в этой части публикую песни о грибах Тимофея Уваровича Пруткова.
Как уже упоминал, мне привелось стать обладателем семейного архива рода Прутковых, а именно той ветви, которая произрастает от Уара Козьмича - младшего сына действительного статского советника Козьмы Петровича Пруткова (годы жизни: 1803-1863). У.К. Прутков (1854-1940) имел сына Тимофея (1894-1968), сын которого Владлен (1957-2020) и оставил перед своей кончиной мне архив с завещанием опубликовать его постепенно, что придется ко времени, вкусу соотечественников и по своему разумению. Поскольку я и сам люблю тихую охоту, и потомки Козьмы Петровича (в этой семье они себя называли "Уваровичи") уважали сбор грибов, то и публикую для начала материалы, к этому предмету относящиеся.
Истории о создании песен составлены мною по текстам мемуаров и рассказам В.Т. Пруткова, комментарии - мои.
Настоятельнейшим образом рекомендую чтение стихов сопровождать слушанием музыки, к ним написанной (либо к которой они написаны). Так прочувствуете всю силу Прутковского стиха!
Содержание
1. Сморчковая рать
2. Пластинчатое братство
3. Два груздочка
4. Москва грибовная
5. Здравица подберёзовику
6. Шампиньон всегда с тобой
Сморчковая рать
(на музыку Самуила Покрасса)
1 куплет
Стройный сморчок или рыхлый строчок (1) –
Не различает иной грибничок,
Но от тайги до калмыцких степей (2)
Нет аппетитней сморчков и вкусней.
Припев:
Так пусть прекрасная и не напрасно
Грибная рать идёт гуськом (3),
И все должны мы неудержимо
Спешить за сладеньким сморчком (4).
2 куплет
Гиромитрин из обычных строчков (5)
Выварим в чреве своих котелков (6),
Или посушим, чтоб яд удалить (7).
Но со сморчками не надо мудрить.
Припев.
3 куплет
Хоть и обилен гигантский строчок (8),
Ты покрутись, как упорный волчок (9),
Вскоре тебе запоют, как сверчки,
На светлых ножках свободно сморчки.
Припев.
4 куплет
Видим кипящего масла клубы,
На сковородку кидаем грибы (10),
Ведь от тайги до калмыцких степей
Нет аппетитней сморчков и вкусней.
Припев.
1920
История стихотворения.
Зима 1919-1920 года выдалась в Москве особенно трудной, голодной. По весне тяжело приходилось горожанам, и в апреле многие из них стали искать в парках и окрестных лесах первых грибов, собирать берёзовый, кленовый, липовый сок, первую весеннюю зелень. Липовые набухшие сладковато-липкие почки собирали! В мемуарах Т.У. Пруткова даже записан рецепт липового салата по-московски...
В это время были отмечены многочисленные случаи отравления строчками, которых неумелые грибники плохо различали со сморчками и не умели правильно приготовлять. Чтобы помочь своим соотечественникам выжить, Тимофей Уварович написал слова на известную в то время мелодию Самуила Покрасса. По собственному признанию, он хотел в доступной всякому человеку форме дать памятку, простое руководство к поиску и потреблению сморчковых грибов.
Комментарий:
1 – этими словами автор даёт общую характеристику внешнего вида сморчков и строчков;
2 – пояснение ареала, в котором можно искать сморчковые грибы;
3 – автор обращает внимание, что эти грибы растут обычно группами: нашёл один гриб, осмотрись, поищи рядом другие, не ломись по лесу, теряя последние силы;
4 – изысканный вкус сморчков действительно имеет сладкую ноту;
5 – в строчке обыкновенном (Gyromitra esculenta) находится яд гиромитрин. Автор, правда, в 1920 году не мог знать, какой именно это яд и использовал другое слово, однако в рукописи оно было основательно зачёркнуто, а поверх выведено позднее «гиромитрин», очевидно, сыном Т.У. Пруткова Владленом;
6 – Первый и самый распространённый способ обезвреживания свежих строчков – однократное отваривание в течение 15-20 мин, либо, для большей мягкости, отваривание в течение 10 мин, а затем замачивание в кипятке ещё на 7-10 мин для удаления остатков токсина;
7 – второй способ удаления яда из строчка обыкновенного – высушивание. При этом 3-4 месяца сушеные грибы должны полежать в хорошо вентилируемой таре для испарения гиромитрина;
8 – указание на наиболее распространенный в лесной зоне и лёгкий в добыче строчок гигантский (Gyromitra gigas).
9 – автор ещё раз призывает к внимательности, чтобы с одного места собрать как можно больше грибов, а не скитаться, подобно шумному лосю, по лесу;
10 – совет по приготовлению сморчков: непосредственно жарка, даже без отваривания, что было особенно актуально в те годы при дороговизне угля и дров в городах.
Пластинчатое братство
(на музыку Ганса Эйслера)
Волнушки, вставайте! Шеренги смыкайте (1)!
На битву с маслёнком, шагайте, шагайте!
Проверьте пластинки и шляпок щиты,
До сосен далёко, не меньше версты (2)!
До сосен далёко, не меньше версты.
Пусть рыжиков пламя наш путь освещает (3),
И чёрные грузди тропу пробивают (4)!
Прекрасен над ножкой пластинок изгиб (5);
Да здравствует всюду пластинчатый гриб!
Да здравствует всюду пластинчатый гриб.
Сидят зеленушки под хвоей холодной (6),
От страха трепещут в тоске безысходной.
Не страшен нам липкий маслёнка террор (7),
На каждый маслёнок найдём мухомор!
На каждый маслёнок найдём мухомор.
Пусть будет от чащи до поля покорным (8)
Весь лес нашим дружным пластинчатым волнам (9).
Средь сосен поднимем воинственный дух
И в ёлки пойдём на спасенье мокрух (10)!
И в ёлки пойдём на спасенье мокрух.
Волнушки, вставайте! Шеренги смыкайте!
На битву с маслёнком, шагайте, шагайте!
Проверьте пластинки и шляпок шиты!
До сосен далёко, не меньше версты!
До сосен далёко, не меньше версты.
1928
История стихотворения.
Осень 1928 года под Калугой, куда Тимофей Уварович приехал из села Воейково Рязанской губернии навестить родителей, выдалась богатой на пластинчатые грибы. Ещё в августе массово полезли волнушки по лиственным и смешанным лесам, обильно шли белые и чёрные грузди, а в ельниках – мокрухи. В сентябре грузди нарастали и в ельниках, и в борах, при этом в молодых сосняках рыжиков было так много, что немногочисленных маслят за ними не было и видно. Наконец, в октябре, уже перед снегом прокатилась волна зеленушек по соснякам. Это произвело такое сильное впечатление на жившего в Калуге Константина Эрардовича Циолковского, что он попросил своего друга Уара Козьмича Пруткова увековечить это событие стихом. Однако же сын последнего справился с задачей проворнее, написав песню «Пластинчатое братство» на музыку популярного в те годы немецкого композитора-песенника Ганса Эйслера. Поначалу автор назвал песню «Грибинтерн», однако К.Э. Циолковский, которому песня необыкновенно понравилась, предложил своё название, более созвучное его философским идеям, каковое и было принято автором. Первое исполнение песни a cappella состоялось в смолокурке близ Багонова болота в Калужском бору, куда компания грибников под предводительством У.К. Пруткова и К.Э. Циолковского зашла отдохнуть и перекусить во время тихой охоты. Образный ряд этой динамичной песни реалистичен и конкретен, в иллюстрацию чего для читателей, мало знакомых с особенностями произрастания грибов, даётся комментарий.
Комментарий:
1 – волнушки действительно обычно растут группами, притом часто большими;
2 – волнушка розовая (Lactarius torminosus) образует микоризу с берёзами, и потому в молодых сосняках – излюбленных местообитаниях маслёнка осеннего (Suillus luteus) встречается как исключение;
3 – рыжики сосновые (Lactarius deliciosus) часто встречаются в тех же биотопах, что и маслята, почему и могут быть указателями на места их произрастания, и наоборот;
4 – чёрный груздь также приурочен к лиственным и смешанным лесам, нередко встречается у лесных тропинок и дорожек, поэтому и называется в песне разведчиком дороги;
5 – действительно прекрасен! Особенно когда между пластинок нет песка;
6 – намёк на сравнительно позднее появление зеленушки (Tricholoma equestre), когда остальные съедобные грибы уже «отходят» и как бы дают ей свободу расти;
7 – кому приходилось чистить маслят, и потом несколько дней вынужденно ходить с потемневшей кожей на пальцах, согласится с этим;
8 – намёк на характер произрастания маслёнка, выходящего с хвойным самосевом в приполье и на зарастающие поля;
9 – большинство грибов произрастает «слоями», или «волнами»;
10 – мокруха еловая (Gomphidius glutinosus), сама о себе рассказывает.
Два груздочка
(на музыку Константина Массалитинова)
Под большой березой (1)
На краю полянки (2)
Два груздочка ясных
Встали спозаранку (3).
Выросли дружочки
У тропинки торной (4):
Первый груздь был белый,
Второй груздь был чёрный (5).
Травы шевелились (6)
Под порывом ветра,
Грибники кружились –
Кто отыщет первый?
Как груздочек белый
С чёрненьким прощался,
Он с последним словом
К нему обращался:
Ой, дружочек сизый (7),
Час пришел расстаться, —
Надо мне в лукошко
Борзо собираться.
А второй ответил:
Друже, не прощаюсь,
Встретимся в кадушке (8),
Кровью обещаюсь.
И сдержал он клятву.
С груздем белобровым
Он в рассоле мятном (9)
Сделался пунцовым (10).
1936
История стихотворения.
Это стихотворение было навеяно рассказом Уара Козьмича Пруткова о поездке с Рязанщины, где он жил в последние годы у сына Тимофея, в Калугу на открытие мемориала своему покойному другу-грибнику К.Э. Циолковскому в 1936 году. Делясь с сыном впечатлениями о поездке и воспоминаниями о тихой охоте в компании всемирно известного учёного, об их долгих, порой спорах, порой душевных разговорах, Уар Козьмич, опрокинул рюмку одоевской настойки и, прихватив вилкою хрусткий солёный черныш, грустно сказал:
– Вот и я, как этот груздок, скоро упокоюсь с ним (К.Э. Циолковским – А.С.) в земляной кадушке.
И, задумчиво хрумкая сочным грибком, добавил:
– Только он-то, наверно, белый груздь, а я чёрный.
На это сын ему с доброй усмешкой добавил:
– Это уж точно! Всю ты жизнь, батюшка, черносотенным груздём был, а на старости лет порозовел от соли. Социалистической! Да шляпка-то, похоже, так от черныша и осталась.
Сказал Тимофей и замолчал и потянулся за карандашом с бумагой, и в 15 минут песня была готова. Уар Козьмич, услышав стихи, подобрался, слегка побледнел, взволнованно сказав:
– Исполни-ка её, сынок, на мотив этой песни… про соколов… под гитару, – то есть новой тогда песни Константина Массалитинова «Два сокола».
И спел Тимофей, как ни тяжело ему было видеть слёзы, слышать рыдания старика-отца, словно провожающего дорогого давнего друга, словно себя готовящего в дальний путь. Несмотря на то, что песня была написана почти экспромтом, в ней, как и в других стихах Т.У. Пруткова, всё та же точность в описании грибов, природой вымеренная образность.
Комментарий:
1 – береза вообще дерево, с которым грузди, белые и чёрные, охотно образуют микоризу;
2 – на полянах, опушках, у лесных дорог и троп грузди встречаются чаще, чем в глубине леса;
3 – на заре самая удачная грибная охота, как потому, что опережаешь других грибников, так и потому, что в боковом неярком свете грибы лучше заметны, контрастны, как бы приподнимаются, вползая на косые лучи жёлтого солнца;
4 – смотрите примечание к пункту № 2;
5 – из груздей рядом произрастающими чаще всего можно встретить груздь обыкновенный (Lactarius resimus) и груздь чёрный (Lactarius turpis);
6 – зачастую в груздовных местах грибы приходится высматривать среди травы или мелких кустарничков брусники и черники;
7 – чёрный груздь нередко, особенно взрослея, шляпку имеет тёмно-оливкового цвета с сизым налётом;
8 – деревянная ёмкость для солки грибов наиболее хороша;
9 – в рассоле с добавлением небольшого количества мяты грузди по-особому освежающи;
10 – солёный чёрный груздь краснеет до вишнёвой окраски.
Москва грибовная
(музыка Дмитрия Даниловича Красовского?)
1 куплет
Утро красит нежным светом
Стены рощиц и боров,
Просыпается с рассветом (1)
Каждый русский гриболов.
Холодок бежит за ворот,
На опушках шум сильней (2).
Был бы гриб сегодня молод,
Без погрызов и червей (3)!
Припев:
Дубровная,
Сосновная
И просто чернолесная
За спелыми
Грибочками
Москва шагает с песнями!
2 куплет
Разгорелся день горячий,
Кроны весело шумят.
Из глубокой темной чащи
Грибники «ау» кричат (4).
Гриб стоит кольцом широким (5)
На полянках и в тени,
Жмется к коробам глубоким –
Только руку протяни.
Припев.
3 куплет
День уходит, и прохлада
Освежает и бодрит...
Но грибовная услада,
От кастрюль везде парит.
Места нет на сковородках,
Морозильники битком (6),
Вся Москва в переработках
Бьётся с собранным грибом.
Припев.
4 куплет
Вдоль домов прохожих мало
Дух грибной кругом летит,
Улыбаются устало
Москвичи у жарких плит.
Погляди – какая сила
Поднимает наш народ,
И Москва, и вся Россия
Песню весело поёт.
Припев.
1937
История стихотворения.
В июле 1937 года у Т.У. Пруткова гостил родственник N. из Москвы, имя которого в мемуарах предпочитали не называть. Ну, как гостил – до осени 1939 года пережидал сталинские чистки в учреждениях. Затем вернулся в столицу, как-то удачно попал не в лагеря, а в действующую армию и затерялся где-то на финской войне. Рассказывал N. о том, как москвичи летом начинают массами по грибы выезжать, бодро, коллективно, самоотверженно. Как исступлённо, по-русски обрабатывают грибы потом во всю ночь, до первых солнечных отблесков в окнах соседних домов. Рассказывал и насвистывал мелодию, слышанную им от грибника на опушке леса под Шараповой Охотой (станция Курского направления Московской железной дороги, леса в окрестностях которой и сегодня охотно посещаются столичными грибниками). Этот рассказ и послужил канвой песни, именуемой в мемуарах Прутковых по-разному: у Тимофея Уваровича «Грибной день» и «Москва грибовная», у Владлена Тимофеевича встречается только второе название. Из рассказов В.Т. Пруткова удалось узнать, что N. – Дмитрий Данилович Красовский, родственник тех Красовских, у которых до революции бывали Прутковы в имении под Варшавой (см: Песни рода Прутковых о грибах. Часть 1, "Грибная варшавянка").
Комментарий:
1 – здесь развивается тема, что настоящий грибник это гриболов, встающий рано на свой промысел;
2 – когда горожане устремляются по грибы в леса, на опушках действительно становится тесно;
3 – имеются в виду погрызы полёвок и белок да личинки грибных комариков. Собрать гриб, особенно летом, мало, надо убедиться, хорош ли он, стоит ли класть его в корзину или придётся порезать да выкинуть, или взять одну только шляпку;
4 – к середине дня многие, особенно нетерпеливые грибники углубляются в лес, начинают блуждать и нервно покрикивать "ау";
5 – кольца в лесах, как правило, шире, нежели у луговых грибов. Часто по рядку грибов угадываешь продолжение кольца и рыскаешь более осознанно;
6 – в разных редакциях в этой строке стояли «холодильники», «ледники», «морозильники». Оставляю последний вариант как более современный и к тому же хорошо выражающий, на мой взгляд, идею автора: прежде чем морозить, грибы следует уварить, чтобы хорошенько уменьшить их в объёме.
Здравица подберезовику
(музыка Козьмы Климкина и Андрея Дёмчева)
Всей нашей деревней, всем радостным краем
Заздравную песню мы грибу поём.
Тебя, подберёзовик, мы величаем
На празднике светлом и славном своём.
Мы честно исполнили заповедь нашу –
Обабок собрали с избытком и в срок.
Во славу гриба наши первые чаши,
Из гриба наш первый румяный пирог.
Мы счастливы все на твоих именинах,
Господь дал богатый на гриб урожай.
И просим тебя, наш обабок любимый,
Почаще в берёзках, родной, вырастай.
1948
История стихотворения.
Август 1948 года выдался обсыпным на подберёзовики, чуть ли не под каждой берёзой грибы были рассыпаны наподобие пожухлых листьев. В деревнях, разобравшись с урожаем грибов, урожаем в полях и садах, устраивали праздники в честь на редкость обильного обабка. Для такого праздника в своём селе автор и написал эту песню. Тут же гармонисты Кузьма Климкин и Андрей Дёмчев подобрали мелодию и запела сначала вся коммуна, которую возглавлял Тимофей Уварович Прутков, а потом и село. Через неделю песню можно было слышать по вечерам в окрестных деревнях. А через год песня звучала уже по всей стране, но с народной переделкой текста и о другом, общенародном грибе. Это и логично, ибо обабок хорошенько урождается не каждый год, а государственный гриб во всякий год хорош.
Шампиньон всегда с тобой
(на музыку Серафима Туликова)
1 куплет
День за днем идут года,
Чередуются сезоны,
Но никто и никогда
Не забудет шампиньоны (1).
Припев:
Тело плодовое, круглоголовое
Сладко в корзине белеется (2),
Тело в твоей весне,
В лете и сентябре,
И иногда - в октябре!
2 куплет
В ранний час, в суровой мгле
На заре в лугах и чащах (3)
Шампиньоны на земле (4)
Нам пищат о вкусном счастье.
Припев.
3 куплет
Как Авроры светлый взор,
Как зеницы у Борея,
День за днем гименофор
Розовеет и чернеет (5).
Припев.
4 куплет
Не обманут нас лжецы,
Даже бледные поганки (6),
Шампиньонам мы верны,
А не импортной овсянке.
Припев.
1955
История стихотворения.
Каждый год в мае на выпасах и прогонах, у ферм, в садах и на опушках начинают расти шампиньоны. В 1955 году Т.У. Прутков вечером, выезжая на телеге из деревни Большая Подорожня и направляясь к себе на коммуну, увидел за фермой, на самой дороге, на лугу в сторону леса целое звездное небо белоснежных грибов. Шампиньоны!.. Он собирал их и собирал, сначала в торбу и свою всегдашнюю дежурную корзинку, затем просто кучками в одну-две пяди высотой, а грибов словно прибавлялось, как и звёзд на вечереющем небе. Уже в темноте, при луне, Тимофей ходил по лугу с поводом в руке, словно одержимый, искал белёсые груды и переваливал в телегу, пока не заполнил всю. Домой приехал за полночь, благо луна нарастала, разбудил родных, соседей, и пошла великая заготовка грибов, до позднего утра. Этот случай, этот бытовой подвиг и сподвиг Тимофея на песню о шампиньонах, припев которой сложился у него в грибной телеге по дороге к дому. Слушаешь её и словно видишь эту корзинку с белёсыми в сумраке плодовыми телами, дышишь ночной прохладой, густым грибным духом и потом фыркающей лошади.
Комментарий:
1 – шампиньоны – грибы неприхотливые, встретить их можно каждый год, главное – подгадать время. Где уж тут их забудешь? Это гриб простой, но незабвенный;
2 – что-то и вправду от сахарной головы есть в окраске шампиньона и форме его шляпки;
3 – разные виды шампиньонов можно встретить на открытых местах и в лесу;
4 – шампиньонам не нужно образовывать микоризу с корнями для роста, почему он и встречается даже на голой земле или старой навозной куче;
5 – пластинки у молодого гриба отчетливо розовые, а с возрастом коричневеют и становятся почти чёрными;
6 – бледная поганка очень похожа на шампиньон и растёт нередко рядом с ним, выходя даже на луг из леса, но всегда имеет белые пластинки под шляпкой.
Третья часть "Грибных песен рода Прутковых" будет посвящена творчеству Владлена Тимофеевича Пруткова.
Свидетельство о публикации №221041501635