Избранные страницы драмы

Среди многочисленных произведений, созданных великим русским драматургом А.Н. Островским, особое место занимает драма «Гроза». По словам Н.А. Добролюбова «Гроза»  представляет нам идиллию «Тёмного царства».

Первое действие начинается на высоком берегу Волги, откуда открывается прекрасный вид на Заволжье, на расположенные там сельскохозяйственные угодья. Здесь расположен городской общественный сад – излюбленное место отдыха горожан. В этот раз здесь собрались наиболее колоритные жители города Калинова: часовщик-самоучка Кулигин, молодой человек, служащий в конторе у богатого купца Дикого, Ваня Кудряш,  мещанин Шапкин. Горожане обсуждают и осуждают поведение богатого купца Дикого и сравнивают его с купчихой Кабановой, которая «по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!» Мы узнаём причину смирного, покорного поведения Бориса Григорьевича, полностью зависимого от капризов и самодурства своего дяди: бабушка Анфиса Михайловна завещала Борису и его сестре часть своего имущества, но только с соблюдением унизительного и трудно проверяемого условия. Кулигин очень красочно характеризует поведение [купца] Дикого, который ведёт себя грубо, неуважительно, бестактно по отношению к своим домочадцам и всем остальным, как бы оправдывая свою фамилию. Поведение дяди, нравы и обычаи провинциального городка непривычны и непонятны образованному и культурному молодому человеку, выросшему и воспитанному, надо полагать, в большом культурном городе. А в городке Калинове царят поистине патриархальные, даже дикие нравы, многие живут по принципу: человек человеку – волк. Не только богатый купец*, готовый обмануть своих родственников хотя бы на копейку, но и другие купцы «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга... кляузы строчат на ближних [людей]». Зависимые от них горожане тоже живут неправедной жизнью. По словам Кулигина: «жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности начальной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбраться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».

Совсем другое мнение у странницы Фёклуши, для которой «купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна... по горлушко!» Особенно хвалит Фёклуша богатую купчиху Кабанову, которая, по мнению Кулигина, ханжа: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Механик-самоучка Кулигин мечтает изобрести «вечный двигатель» («перпету-мобиль», как он его называет), чтобы продать англичанам за миллион, а деньги употребить для общественных нужд: «Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего». Так в бесплодных мечтаниях и пройдёт вся жизнь этого совсем не глупого человек: сказывается отсутствие хорошего образования, ведь он всего лишь самоучка.   

Общественный сад на берегу Волги, своеобразный парк культуры и отдыха для горожан, где мы знакомимся со всеми персонажами драмы, которые последовательно сменяют друг друга. Как только вслед за Кулигиным, Шапкиным и Кудряшом уходит Борис Григорьевич, как их место занимают богатая купчиха Кабанова, её дочь Варвара, её сын Тихон с молодой женой Катериной. Кабаниха предстаёт перед нами как мать слабовольного и показушно послушного сына Тихона. Она непрерывно упрекает его в чём-либо, в основном в непочтительном отношении к матери; она не скрывает своего плохого отношения к Катерине, которая, по словам Кабанихи, настраивает сына против матери: «Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, не знаю». Катерина старается переубедить свекровь, но Кабаниха её грубо обрывает. Кабаниха может быть охарактеризована как женщина своенравная, властная, и не очень умная. Можно предположить, что она сама была воспитана в строгости, в духе домостроевской морали, основанной на бездумном подчинении младших старшим, жены мужу, снохи свекрови. Теперь, овдовев, она стала, наконец, хозяйкой в доме и не упускает возможности отыграться на сыне, дочери и снохе, требует от них, от сына Тихона, особенно – от Катерины, почтения к себе. Она упрекает сына в слабости: «ну, какой ты муж? Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого!.. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живёшь... Дурак!» хотела или не хотела этого Кабаниха, но Тихона она воспитала человеком безвольным, а безграничная власть матери тяготит его, и он ищет возможности проявить себя вне стен дома, где властвует его мать. Хорошо понимает его сестра Варвара, которая чувствует себя гораздо свободней Катерины: «Что стоишь-переминаешься? По глазам вижу, что у тебя на уме-то... Известно что. К Савелу Прокофьевичу хочется, выпить с ним. Что, не так, что ли?»

И женился-то Тихон по настоянию матери: «То всё приставала: Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого!» А теперь поедом ест, проходу не даёт – всё за тебя». Главная героиня пьесы Катерина, очевидно, вышла замуж не по любви, а по родительскому принуждению. В родительском доме она всё-таки чувствовала себя свободней, чем в доме мужа. Можно предположить, что она не была морально и эмоционально готова к замужеству, оставаясь во многом возвышенной, утончённой, мечтательной: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». И добавляет: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем... Я жила, ни о чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу». И она рассказывает золовке о своей вольной девичьей жизни, как она умывалась ключевой водой, как ходила в церковь, как она вышивала по бархату золотом и при этом слушала рассказы странниц да богомолок, как она потом гуляла по саду... И прежняя жизнь теперь кажется ей раем. 

Что-то есть общее между механиком-самоучкой Кулигиным, мечтающем о «вечном двигателе», и Катериной, мечтающей летать так, как птица. Катерина не только вспоминает своё девичество, молитвы и сны, когда снились ей «или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса. И кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся», но и предчувствует свою трагическую гибель, она не только готова к гибели, но и готовит трагический исход: «Я умру скоро... Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное... Такой на меня страх, такой на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».

Всё свидетельствует о душевном надломе героини, вызванном резкой переменой в жизни: из родного уютного родительского дома она попала в чужой во многом враждебный ей холодный мужнин дом. Близость нелюбимого мужа тяготит её. А тут ещё и золовка подговаривает её на измену, на «страшный грех»: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть и видеться можно будет... А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» Смелости Варваре не занимать, она уверена в том, что в случае чего мать, властная и суровая Кабаниха, отнесётся к ней по-родственному. Другое дело – сноха. Катерина: «Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете».

И тут на сцене возникает ещё один интересный персонаж – барыня в сопровождении двух лакеев и со своим апокалиптическим предсказанием: «Все гореть в огне будете!» И если для Варвары она просто «дура старая», то Катерину она испугала всерьёз: молодая женщина вся дрожит от страха. А здесь ещё и гроза начинается, а Катерина и не скрывает, что боится грозы и хочет побыстрее домой: «дома-то я к образам да богу молиться!.. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться... Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг я явлюсь пред богом такая. Какая я здесь с тобой, после этого разговору-то. вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!» На этом и заканчивается первое действие пьесы.

Перед нами прошли все персонажи драмы (за исключением Глаши, девушки-прислуги в доме Кабановых), и о каждом из них мы можем составить своё мнение, хотя бы оно и может оказаться ошибочным, но первое впечатление от человека навсегда остаётся в памяти и оказывает большое влияние на наше отношение к нему. Драма «Гроза» и её персонажи в этом отношении не являются исключением. Именно поэтому первое действие драмы «Гроза» относится к моим любимым страницам всего произведения. Когда читатель открывает новую книгу и начинает чтение, то у него возникает либо интерес, либо безразличие. А.Н. Островскому, я думаю, удалось заинтересовать читателя, хотя пьеса это такой литературный жанр, который рассчитан не на чтение, а на сценическое восприятие, на театрального зрителя. Пьеса тот же киносценарий, но кинозрители очень редко читают киносценарии...

*Дикой Савел Прокофьевич

1996/97 гг.

П.С. В первоначальном замысле  это эссе – второе школьное сочинение по мотивам пьесы  великого русского драматурга А.Н. Островского (1823 - 1886) «Гроза», которое было, которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником 10-го класса средней школы. В нём изменены несколько слов и внесены минимальные орфографические измене¬ния!

15 апреля 2021 г.

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021
 





Рецензии