Избранные страницы драмы
Первое действие начинается на высоком берегу Волги, откуда открывается прекрасный вид на Заволжье, на расположенные там сельскохозяйственные угодья. Здесь расположен городской общественный сад – излюбленное место отдыха горожан. В этот раз здесь собрались наиболее колоритные жители города Калинова: часовщик-самоучка Кулигин, молодой человек, служащий в конторе у богатого купца Дикого, Ваня Кудряш, мещанин Шапкин. Горожане обсуждают и осуждают поведение богатого купца Дикого и сравнивают его с купчихой Кабановой, которая «по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!» Мы узнаём причину смирного, покорного поведения Бориса Григорьевича, полностью зависимого от капризов и самодурства своего дяди: бабушка Анфиса Михайловна завещала Борису и его сестре часть своего имущества, но только с соблюдением унизительного и трудно проверяемого условия. Кулигин очень красочно характеризует поведение [купца] Дикого, который ведёт себя грубо, неуважительно, бестактно по отношению к своим домочадцам и всем остальным, как бы оправдывая свою фамилию. Поведение дяди, нравы и обычаи провинциального городка непривычны и непонятны образованному и культурному молодому человеку, выросшему и воспитанному, надо полагать, в большом культурном городе. А в городке Калинове царят поистине патриархальные, даже дикие нравы, многие живут по принципу: человек человеку – волк. Не только богатый купец*, готовый обмануть своих родственников хотя бы на копейку, но и другие купцы «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга... кляузы строчат на ближних [людей]». Зависимые от них горожане тоже живут неправедной жизнью. По словам Кулигина: «жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности начальной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбраться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».
Совсем другое мнение у странницы Фёклуши, для которой «купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна... по горлушко!» Особенно хвалит Фёклуша богатую купчиху Кабанову, которая, по мнению Кулигина, ханжа: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Механик-самоучка Кулигин мечтает изобрести «вечный двигатель» («перпету-мобиль», как он его называет), чтобы продать англичанам за миллион, а деньги употребить для общественных нужд: «Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего». Так в бесплодных мечтаниях и пройдёт вся жизнь этого совсем не глупого человек: сказывается отсутствие хорошего образования, ведь он всего лишь самоучка.
Общественный сад на берегу Волги, своеобразный парк культуры и отдыха для горожан, где мы знакомимся со всеми персонажами драмы, которые последовательно сменяют друг друга. Как только вслед за Кулигиным, Шапкиным и Кудряшом уходит Борис Григорьевич, как их место занимают богатая купчиха Кабанова, её дочь Варвара, её сын Тихон с молодой женой Катериной. Кабаниха предстаёт перед нами как мать слабовольного и показушно послушного сына Тихона. Она непрерывно упрекает его в чём-либо, в основном в непочтительном отношении к матери; она не скрывает своего плохого отношения к Катерине, которая, по словам Кабанихи, настраивает сына против матери: «Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, не знаю». Катерина старается переубедить свекровь, но Кабаниха её грубо обрывает. Кабаниха может быть охарактеризована как женщина своенравная, властная, и не очень умная. Можно предположить, что она сама была воспитана в строгости, в духе домостроевской морали, основанной на бездумном подчинении младших старшим, жены мужу, снохи свекрови. Теперь, овдовев, она стала, наконец, хозяйкой в доме и не упускает возможности отыграться на сыне, дочери и снохе, требует от них, от сына Тихона, особенно – от Катерины, почтения к себе. Она упрекает сына в слабости: «ну, какой ты муж? Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого!.. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живёшь... Дурак!» хотела или не хотела этого Кабаниха, но Тихона она воспитала человеком безвольным, а безграничная власть матери тяготит его, и он ищет возможности проявить себя вне стен дома, где властвует его мать. Хорошо понимает его сестра Варвара, которая чувствует себя гораздо свободней Катерины: «Что стоишь-переминаешься? По глазам вижу, что у тебя на уме-то... Известно что. К Савелу Прокофьевичу хочется, выпить с ним. Что, не так, что ли?»
И женился-то Тихон по настоянию матери: «То всё приставала: Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого!» А теперь поедом ест, проходу не даёт – всё за тебя». Главная героиня пьесы Катерина, очевидно, вышла замуж не по любви, а по родительскому принуждению. В родительском доме она всё-таки чувствовала себя свободней, чем в доме мужа. Можно предположить, что она не была морально и эмоционально готова к замужеству, оставаясь во многом возвышенной, утончённой, мечтательной: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». И добавляет: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем... Я жила, ни о чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу». И она рассказывает золовке о своей вольной девичьей жизни, как она умывалась ключевой водой, как ходила в церковь, как она вышивала по бархату золотом и при этом слушала рассказы странниц да богомолок, как она потом гуляла по саду... И прежняя жизнь теперь кажется ей раем.
Что-то есть общее между механиком-самоучкой Кулигиным, мечтающем о «вечном двигателе», и Катериной, мечтающей летать так, как птица. Катерина не только вспоминает своё девичество, молитвы и сны, когда снились ей «или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса. И кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся», но и предчувствует свою трагическую гибель, она не только готова к гибели, но и готовит трагический исход: «Я умру скоро... Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное... Такой на меня страх, такой на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».
Всё свидетельствует о душевном надломе героини, вызванном резкой переменой в жизни: из родного уютного родительского дома она попала в чужой во многом враждебный ей холодный мужнин дом. Близость нелюбимого мужа тяготит её. А тут ещё и золовка подговаривает её на измену, на «страшный грех»: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть и видеться можно будет... А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» Смелости Варваре не занимать, она уверена в том, что в случае чего мать, властная и суровая Кабаниха, отнесётся к ней по-родственному. Другое дело – сноха. Катерина: «Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете».
И тут на сцене возникает ещё один интересный персонаж – барыня в сопровождении двух лакеев и со своим апокалиптическим предсказанием: «Все гореть в огне будете!» И если для Варвары она просто «дура старая», то Катерину она испугала всерьёз: молодая женщина вся дрожит от страха. А здесь ещё и гроза начинается, а Катерина и не скрывает, что боится грозы и хочет побыстрее домой: «дома-то я к образам да богу молиться!.. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться... Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг я явлюсь пред богом такая. Какая я здесь с тобой, после этого разговору-то. вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!» На этом и заканчивается первое действие пьесы.
Перед нами прошли все персонажи драмы (за исключением Глаши, девушки-прислуги в доме Кабановых), и о каждом из них мы можем составить своё мнение, хотя бы оно и может оказаться ошибочным, но первое впечатление от человека навсегда остаётся в памяти и оказывает большое влияние на наше отношение к нему. Драма «Гроза» и её персонажи в этом отношении не являются исключением. Именно поэтому первое действие драмы «Гроза» относится к моим любимым страницам всего произведения. Когда читатель открывает новую книгу и начинает чтение, то у него возникает либо интерес, либо безразличие. А.Н. Островскому, я думаю, удалось заинтересовать читателя, хотя пьеса это такой литературный жанр, который рассчитан не на чтение, а на сценическое восприятие, на театрального зрителя. Пьеса тот же киносценарий, но кинозрители очень редко читают киносценарии...
*Дикой Савел Прокофьевич
1996/97 гг.
П.С. В первоначальном замысле это эссе – второе школьное сочинение по мотивам пьесы великого русского драматурга А.Н. Островского (1823 - 1886) «Гроза», которое было, которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником 10-го класса средней школы. В нём изменены несколько слов и внесены минимальные орфографические измене¬ния!
15 апреля 2021 г.
© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021
Свидетельство о публикации №221041501752