Найденыш

 

В СЕМЬ утра проходил литерный. Ариша собрала старших детей в школу. Поезд пришёл без опоздания. Ваня передал проводнику первого вагона из рук в руки, начиная с младшего Васю, Нину и Валю. Машинист дал гудок, состав тронулся и покатил до станции. Так отправляли на учёбу детишек со всех полустанков, начиная со станции Избердей и до Никольского, где в селе была школа.

Как обычно с утра дел было невпроворот, едва проводив Ваню на работу, Ариша поспешила в хлев, доить корову. Муж работал обходчиком железнодорожных путей Юго-восточной железной дороги. Каждое утро, обходя свой семикилометровый участок от села Ново-Никольское до четыреста двадцать седьмого километра - проверял состояние шпал, рельсов, пропалывал и окашивал траву вокруг путей, следил, чтобы поезда без промедления следовали по вверенному ему участку.

Их кипенно выбеленный кирпичный дом стоял прямо у железнодорожной насыпи. От рельсов его отделял лишь огромный столетний тополь. Этого исполина могли обхватить, взявшись за руки, как минимум восемь человек.

Дом на два хозяина: в одной половине жила семья Полосиных, а в другой - Минаковы. Глава их семейства был мастером этого же участка. По старой железнодорожной привычке дом называли казармой. К нему прижимался деревянный барак для рабочих. Внутри два длинных стола для трапезы, лавка, печка и кладовка с инвентарём, необходимым для ремонта путей. Здесь же находился селекторный телефон на случай экстренной связи.

В двух шагах от крыльца Полосиных был глубокий колодец, который они очень берегли. Иван смастерил над ним крышу и дверцы-ставенки. Держал колодец в чистоте. Да и как же иначе, ведь он единственный источник воды на всю округу, и к тому же в колодец летом опускали молоко в бидонах, и оно оставалось свежим и прохладным целый день.

Ариша подоила Зорьку и понесла цедить молоко в дом. Осеннее солнце, словно озорной мальчишка с растрёпанными золотыми вихрами, то и дело пряталось за редкие, серые облака. Из курятника вышел взъерошенный сонный петух и, похлопывая крыльями себе по бокам, закричал.

 - Ну, чего разорался-то , дурак, детишки спят.

Дома сладко спали трое малышей: семимесячная Галя, трёхлетняя Машенька и пятилетний Толя.

Процедив молоко и разлив его по махоткам, излишки Ариша перелила в бидон и опустила в колодец. Напоила Зорьку и повела на луг. А дома новые заботы: стирка, уборка, готовка на всю многочисленную семью. Но Арише было не привыкать, она ловко справлялась со всеми делами и не представляла себе другой жизни. Простой деревенский незатейливый быт, свой, устоявшийся уклад жизни, где она заботливая мать семерых детей (старший Алексей ушёл в армию), хозяйка в доме. А Ваня - отец, всему голова. Он без устали работает на благо семьи. Ведёт подворное хозяйство. Учит детей труду. Огород, сено, дрова, уход за скотом - всё делают вместе, от каждого по способности, плечом к плечу, от мала до велика.

Рядом проносятся поезда, мелькают вагоны: товарные, пассажирские. Тук…тук…тук - громыхают составы. А для живущих здесь людей это обычное дело. Дорога стала неотъемлемой частью их жизни. Здесь они встречаются, влюбляются, женятся, живут в горе и в радости. Дорога даёт им кров, работу, пищу. Под стук колёс отлично спорится любое дело, прекрасно мечтается и крепко спится.

Пришло время готовить обед. Ариша хлопотала вокруг крохотной печки, которую Ваня сложил во дворе, чтобы летом в казарме было не жарко. Галя сидела в коляске рядом. Толя и Маша играли неподалёку.

Вдруг у порога залаяла собака. Ариша вытерла руки о край фартука и выглянула со двора.

- Кто там ещё? - встревожилась она. На тропинке стояла женщина с младенцем на руках, а рядом, держась за подол её платья, девочка лет пяти. Вид гостей настрожил хозяйку, они выглядели уставшими и неухоженными.

- Чего тебе? - обратилась Ариша к женщине.

- Люди добрые, дайте воды напиться. Устали мы, пить охота.

- Да что там воды, я молока принесу. Идите сюда, присаживайтесь в тенёчке на лавочку.

Ариша поспешила в дом, налила из махотки в большую кружку молока, отрезала ломоть хлеба и вынесла гостям. Девочка с жадностью принялась за угощение.

- Сама-то поешь, - обратилась Ариша к незнакомке. Поешь, и молоко придёт, будет чем младенца покормить.

 - Да пусть дочь ест, - махнула женщина рукой.

 - Я ещё принесу, всем хватит, ешьте сколько хотите.

Ариша метнулась в дом за добавкой. Через минуту выбежала и остановилась в недоумении - гостей и след простыл.

- Где вы? - сказала, оглядываясь по сторонам, - да нет никого… Тишина.

НУ  ЧТО ж, своих  дел невпроворот, некогда горевать. Прошло часа два, пообедав, Ариша уложила детей спать, а сама побежала на луг поить Зорьку. На обратном пути заметила идущего по тропинке ей навстречу Ивана, в руках он нёс рабочий китель.

- Чего это ты так рано, Вань? - спросила Ариша, но муж перебил её.

- Ариш, иди скорей, посмотри.

Он развернул китель, и Ариша обомлела. В руках Иван держал, совсем крохотного младенца. На вид ему было месяца три.

- Ты не поверишь, - продолжил муж, - возвращаюсь от четыреста двадцать седьмого, а в посадках будто котёнок мяучит, хотел было мимо пройти, да сердце что-то защемило, дай, думаю, погляжу. Подхожу, а там ребёнок лежит, рот у него шапочкой завязан, вот он кричать - то и не может, пищит как котёнок.

- О, Господи, это ж той женщины ребёнок, вот и пелёнка та же.

- Какой женщины? 

- Часа два назад заходила с девочкой лет пяти и младенцем на руках, я их  молоком напоила.

- А куда они направляются, не сказала она? - забеспокоился Ваня.

- Нет, я даже не видела откуда они взялись и куда делись, - развела руками Ариша.

- Бери ребёнка, а я пойду по селектору сообщу на станцию.

Ариша взяла малыша, и сердце её сжалось.

- Какой ангелочек, какой красивый, какой ладный. Его срочно надо покормить и искупать, - захлопотала она. 

Налила в рожок молочка и дала малышу, тот вцепился в соску, сделал несколько жадных глотков и уснул.

- Намаялся бедняжка, Витенька, - почему-то пришло ей на ум это имя. Женщина нагрела тёплой водички и осторожно вымыла найдёныша. Он уже проснулся и улыбаясь рассматривал её, прислушиваясь к ласковому голосу.

Ариша одела Витю в Галину распашонку, шапочку, завернула в чистую пелёнку, взялась стирать вещи, в которых его нашли, вдруг понадобятся для милиции.

В это время в дом вошёл Ваня, он с улыбкой взглянул на мирно спящего мальчонку, чистого, накормленного.

И довольно сказал:

- Я позвонил на станцию, велели подождать, сейчас разберутся и сообщат что да как. Пойду обратно ждать звонка.

- Иди Вань, у нас тут всё хорошо.

Через три часа вернулись старшие дети из школы.

- Мама, мама, какой хорошенький, - радовалась Валя.

- Мам, давай себе оставим, - вторила ей Нина, - гляди, какой бутуз.

- Да вы что, нельзя, наверное, не наш он.

- А мы вот пойдём и у папы спросим, - побежали девчонки к отцу.

Ваня, зайдя в дом сообщил, что позвонили из милиции, сказали на станции Никольское видели похожую женщину с девочкой, будут её разыскивать. Пятилетний Толя подбежал к люльке и деловито заявил:

- Себе оставим Витю, он мне нравится. Все дружно рассмеялись, а Нина крепко обняла братика, он был её любимчиком.

ПОЗДНО вечером на четыреста двадцать третьем километре остановился товарный поезд. С локомотива  спрыгнул милиционер и постучал в дверь к Полосиным. Семья ещё не спала. Родители пребывали в тревожном ожидании, как сложится судьба найдёныша? Тревожились и старшие дети. Они наотрез отказывались ложиться спать, пока не будет вестей. Ваня впустил стража порядка в дом, тот начал разговор прямо с порога:

- Здравствуйте, Иван, ребёнок у вас?

- Да, конечно, проходите. Нашли что ли мамашу?

- Нашли. Вот везём её в Избердей в районное отделение милиции, будем решать, как с ней быть.

- И откуда ж она такая взялась? - с укором спросил Иван.

- Да она в тюрьме сидела за воровство, там и родила младшего, дети были на попечении государства. Вышла раньше за примерное поведение, ей детей и вернули, а она за старое - ворует и бродяжничает.

- Ариша, собирай ребёнка, за ним приехали.

- Да как же так, Ванечка, куда же его?

Ариша подалась к люльке, завернула спящего Витю в байковое одеяльце и понесла к выходу. Ребятня кинулась за ней на крыльцо.

- Не отдавай, не отдавай, мамочка, - наперебой просили они. Нина заплакала и Валя крепко обняла сестрёнку. Ариша протянула младенца милиционеру. Тот взял его и запрыгнул на подножку локомотива. В проходе стояла уже знакомая Арише женщина. Мужчина протянул ей ребёнка и сказал:

- Бери!

Женщина спрятала руки за спину и отрицательно замотала головой.

- Бери, сказал! - повторил он и обернулся на стоявшую  сзади Аришу. Она вытянула руки вперёд и слёзы текли у неё по щекам. На крыльце плакали дети. Иван опустил глаза, не в силах вынести эту картину.

Поезд тронулся, и набрав скорость скрылся из виду.

Ариша повела детей в дом. А Иван сел на порог и закурил.

- Да что же это делается? Как же так можно с детьми то? - повторял и повторял он себе.

 (Из жизни моей бабушки Ариши Полосиной)

 


Рецензии
Такое ощущение, что рассказ не окончен...
Хотя в реальной жизни много таких -"неоконченных" историй...
Всех благ

Ольга Андрис   08.02.2024 11:44     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо за отзыв! Никто из нашей семьи не знает о судьбе мальчика. Но я с детства слышала эту история от всех родственников. Хотя версии немного разнились, наверное в силу возраста, по разному запомнили события.

Вера Кулагина   08.02.2024 18:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.