О Матери, о женщине и о мужчине

               

    В пятый день Великого поста вспоминается Церковью сотворение Евы, грехопадение и изгнание из рая.

   Адам дал имя жене своей только после грехопадения. «Ибо она стала матерью всех живущих».

   Ева – праматерь человечества, от нее родились люди. Она – символ жизни земной, хранительница всех живущих на ней.

   Пресвятая Богородица дала людям Богочеловека, чтобы они имели возможность родиться еще и в Духе.

   Обе они – матери всех людей. В них соединилось все: и земное, и Небесное.


   Женщина не только рождает детей, данных ей от Бога, она должна еще и сделать их «образом и подобием». А эта огромная ответственность: перед Богом, давшим детей, перед собой, перед ними и перед обществом.

   Жена – создана лишь как «помощница» мужу своему, а главная ответственность за семью лежит все же на мужчине, как на более сильном в этом тандеме.

   Но много ли в наше время таких мужчин, - настоящих Адамов, - от которых у Евы – только всего лишь ребро? Настоящих, - сильных телом и душой,-  мужчин, за которыми можно пойти, за которых можно выйти замуж (за мужа), - в полной уверенности, что он будет тем единственным человеком, с которым получится в с е! Не предаст, не обманет, не оставит ни ее, ни детей...

   Не обречет семью на разрушение.


   «Если мужчина будет настоящий, женщина пойдет за ним, как нитка за иголкой, и никуда не денется. Ей не будет шанса увернуться. Либо она саморазрушится от неправедной жизни. Здесь надо сказать, что мужик должен взять на себя эту тяжкую ношу – заботу о целом». (Протоиерей А. Ткачев).(*)

   Если мужчина не желает взять на себя эту ношу, чаша весов ответственности неуклонно перевешивается в сторону слабой женщины. Но и женщина сегодня не всегда готова к тому, чтобы стать тягловой лошадью. Раз Адам самоустраняется, - Ева тоже, оставшись одна, устремляется к деревам соблазнов мира, щедро насаженных вокруг нее князем мира сего. И начинает жадно  срывать и поедать яркие, вкусные, но отравленные плоды. И, увы, падение нравов становится неизбежным.

  «А что с женщинами не так сейчас? Да все с ними не так за редким исключением. За редкими примерами тех, кто избежал ядовитого растления или слезно покаялся и обрел смысл». (*)

   Женщина занята собой, и только собой, мужчина – тоже. Самолюбие, эгоизм и гордыня процветают и множатся, порождая всеобщее равнодушие, малодушие или вовсе бездушие. Человек, в силу непомерного тщеславия своего, силится делать все, чтобы побольше сорвать райских плодов: богатств, наслаждений. И зачастую готов ради этого на все: на любое предательство, или даже преступление.  И все это – только для себя, одного, любимого.

   «Смотрите, что проповедуется миром: самодостаточность, личный рост без всякой молитвы и обращения к Создателю. Человека раздувают, словно мыльный пузырь.
    Пытаются ему внушить, что он все может, все умеет, что он должен самореализоваться в самых разных областях, но в семье в последнюю очередь. Семья вообще не в счет, это уходящий поезд. Но после тридцати женщина начинает нервничать и дергаться, когда уже почти поздно. Женщина – страдательное существо. Мир ее растоптал и доводит до грани уничтожения». (*)

   Да, женщина – страдательное существо, потому что, как бы она ни старалась стать равной Адаму, или даже в чем-то превзойти его, она все равно остается слабым созданием, созданным для того, чтобы идти за мужем своим. Быть «за мужем». За его надежной спиной укрываясь от бурь земного бытия. Но за чем укрываться ей, если спина эта видится не только ненадежной, но и подчас маячит где-то впереди, исчезая за поворотами, то и дело исчезая из поля видимости?

   «С точки зрения библейской антропологии, женщина – это ребро, или сторона, или бок, по-настоящему лишенный своего тела. Мужчина без женщины – тело без ребра, а женщина без мужчины – ребро без тела. Не обретшее свое тело ребро – это просто косточка, которую всякий пес сгрызть может.

   Женщина всячески выводится из-под покрова семейных тайн. Бросают ее во все тяжкие: в политику. В космос, на дно океана, на ринг боксировать, в бизнес. Ее тянут за волосы во все стороны, и она сама уже тянется туда. Ей внушили, что она ничем не отличается от мужчины по функциям, ролям и способностям. И она лезет туда, куда ей лезть было не надо. В итоге получаем гибрид. Мужики расслабляются, женщины мускулинизируются или демонизируются из-за гордыни. Я думаю, что в этом заключается одно из ядовитых жал сатаны». (*)

   Снова и снова Адам предает жену свою, пытаясь спрятаться за ее слабой спиной, как и в раю, когда нашел оправдание своему падению:

- Жена дала мне, и я ел…

   Уже теперь мужчина, желая максимально облегчить свою ношу, или даже вовсе переложить ее со своих плеч, дает женщине все права быть равной ему во всем. Чтобы никто уже не мешал ему валяться в тенечке под райскими деревами и наслаждаться жизнью. И женщина тоже: если и берет ношу несения семейных тягот на себя, то или не справляется, или даже ломается, и дети в таких «семьях» вырастают тоже сломленными духовно уже изначально.

  «У блаженной памяти митрополита Владимира (Богоявленского), священномученика, была целая длинная лекция на тему роли женщины в христианском мире и о попытках лукавого извратить ее природу. И он говорил, что женщину, как и мужчину, есть за что ругать и есть за что хвалить. Если хочешь женщину поругать, дождись недели Адамова изгнания, там по женщине можно пройтись: Ева первая ослушалась Бога. А если хочешь женщину похвалить, дождись Благовещения Пресвятой Богородиц, ведь мы снова входим в рай через новую Еву. Как мужчина, так и женщина, как говорил Паскаль, это смесь величия и ничтожества. Хочешь поругать – ругай, хочешь похвалить – хвали». (*)

   Конечно, в великий для христиан праздник Благовещения хотелось бы похвалить женщин, воздать им благодарность за то, что - все же, несмотря ни на что, еще производят на свет потомство, и пытаются, как могут и как сумеют, его взрастить. Но рождаемость все падает, и что этому виной?

   «Сегодня мир активно, всеми своими средствами, - модой, ночными клубами, развязными обычаями, легализацией абортов, доступностью противозачаточных средств, привычкой к неоднократному выхождению замуж с последующими легкими разводами, сознательной бездетностью – всей этой культурой уничтожает именно женщину. Он зарождает в ней эту отчаянную осатанелость, неуемный разврат, бесноватую гордыню. Женщины слабые, и над этим работает целая индустрия моды: глянцевые журналы, телепередачи, психологическая литература и т.д. Как женщине с ее падкостью на яркое устоять, когда она когда-то яблоком простым соблазнилась?! Ей нужно было побыстрее мужика звать: «Адам, здесь змея разговаривает!» - а она сама вступила в разговор». (*)

   Да, что греха таить, если он – весь на виду! Для сильных мира сего выгоднее, чтобы люди все более и более соблазнялись плодами индустрии, на это бросаются все силы и всеми способами привлекаются ведомые сатаной Адам и Ева к потреблению все больших и больших благ земных. Все более и более отдаляясь от Того, кто их создал. И забывая не только самую первую заповедь: не соблазнись! Но и – все остальные.

   «Да, Адам тоже оказался не на высоте. Змей подбил их поодиночке по принципу «разделяй и властвуй». Собственно, та же стратегия проводится и сегодня: нужно разъединить и разбить мужчину и женщину поодиночке, чтобы он погибал по-своему, а она – по-своему. Причем сначала погибает женщина, как в райском сценарии: «Сначала мы отравим ее, потом она отравит тех, кто с ней спит, тех, кого она родила и кого не родила, а убила в своем чреве». (*)
   
   Чтобы свободно предаваться греху, надо просто забыть об ответственности. Не думать ни о чем, что выше кормушки и сладкого пойла в ней. Просто убить в себе душу, закрыв доступ к ней для всего, что может потревожить ее блаженный покой, - что на грани убийственного бездушия. Убивая этим и себя, и всех ближних и дальних своих, и тех, кто еще только должен бы стать ближним, но… так и не станет им никогда.

   Вслед за ослушанием Богу приходят соблазны, гордыня, самонадеянность и самолюбие и иже с ними. Вплоть до убийства детей наших и братоубийств Каином Авеля. Грех множится и растет, и сатана торжествует победу над миром.

   Но… снова и снова приходит в мир благая весть:

 - Се, Дева приимет во чреве!.. Богородице Дево, радуйся!...

   И юная непраздная Матерь будущего Спасителя мира смиренно склоняет голову, предаваясь в волю Отца небесного. И оживает надежда на спасение и рождение в Духе человечества, падшегося во грехе по свободе воли своей, данной ему Им же – любящим и ждущим возвращения блудного сына  - Отцом.


   
(*) – Протоиерей А. Ткачев, из статьи «Главная причина наших неустройств в том, что мужчины не молятся Богу».


Рецензии