Виктор Ляхоцкий- один из немногих парней...

Удивительная штука жизнь! Порой она самым странным образом подкидывает сюжеты для новых рассказов…

Я вчера купила клубнику и мне захотелось выпить кофе с клубникой в сметане.И аромат кофе и клубника вдруг неожиданно вернули меня в Сегежу на вечер встречи с выпускниками.Прошло двадцать пять лет после окончания школы и нас, как юбиляров,  пригласили в школу на вечер. От  нашего выпуска 1970 года пришли лишь по десять человек от 10А и 10В и двадцать  от 10Б.Идти в ресторан, как “бешники” мы не собирались, а расставаться тоже не хотелось-давно не виделись и хотелось общения.Неожиданно инициативу взяли в свои руки парни из 10В, Николай Николаев и Виктор Ляхоцкий. Они предложили прогуляться до южного микрорайона, где жила семья  Виктора.И вот мы в квартире. Нас радушно  встречает жена Виктора Наталья: стройная блондинка с голубыми глазами сорока лет и их двое детей;  Максим, тринадцатилетний юноша, очень похожий на папу, как одно лицо,  и шестнадцатилетняя дочь Верочка, будто Мальвина из сказки,  с такими же белокурыми волосами и большими, распахнутыми настежь, голубыми “мамиными”глазами. Было видно, что родители с большой любовью относятся  к своим одаренным и красивым детям.Атмосфера в семье была дружественная, что располагало к откровенности и задушевной беседе.Нас приняли, как самых дорогих гостей.

  Мы пришли не с пустыми руками и помогли Наташе быстро накрыть праздничный  стол. После первых тостов за дружбу и любовь, начались воспоминания о школьных годах с какой-то ностальгической ноткой, ведь тогда мы были беззаботны и смелы, и нам было море по колено.И конечно же наши песни: Визбора, Окуджавы, Высоцкого,  что мы пели в походах и на концертах.Николай Николаев, взяв в руки гитару, так и не выпустил ее до конца вечера.Весельчак, балагур,  своими рассказами,  сродни анекдотам, он развлекал нас целый вечер.И на душе стало так тепло, как будто и не было двадцати пяти лет. Вечер получился на удивление задушевным,  и мы все получили от него большое удовольствие! На прощанье Наташа угостила  нас изысканным кофе, к которому  предложила попробовать взбитую с сахаром сметану. Для меня это было что-то новое, вкус необычный и очень приятный. Спасибо Наташе за этот рецепт кофе.

Я, живя с финнами больше двадцати лет, в некотором роде считала себя гурманом и знатоком кофе.Но Наташин рецепт мне очень пришелся по душе и я взяла его себе на вооружение.

В 1997 году, отметив свое сорокапятилетие, я на другой же день выехала в Петрозаводск и в Сегежу приезжала  лишь дважды:  раз для продажи квартиры в 2000 году и в 2008 на вечер встречи, посвященный 70-летию средней школы №1.Вот тогда я и  узнала печальную весть, что Виктор Ляхоцкий,  спасая ребенка на озере из проруби, успел того вытащить, а самому не хватило сил выбраться. Умер он от переохлаждения.Такая нелепая смерть… Но поступить по-другому он просто не мог! Скромный герой, настоящий мужчина! Очень жаль, что мир стал меньше на одного хорошего человека. Вечная память ему! Я один лишь раз была в гостях у семьи Ляхоцких, но эта встреча навсегда осталась в моем сердце.

И воспоминания понесли меня по волнам моей памяти…

Наш городок Сегежа только строился.Но были пригороды: Гористая, Совхоз и Загородный, где жило большая часть населения города.И там были восьмилетние образовательные школы. В городе работала  одна средняя школа №1, но в 1964 году открыли №4 на улице Владимирской. Теперь  ребят, желающих продолжить обучение в средней школе, распределяли таким образом: Гористая и Совхоз- в школу №4, а Загородный- в школу №1.Так у нас в школе появился 9В класс из ребят с Гористой и Совхоза, среди которых были как раз Николай Николаев и Виктор Ляхоцкий. С этого времени началась наша дружба: мы все увлекались спортом и любили походы - нас это здорово объединяло.В наш 9А пришли ребята с Совхоза: Алик Ясинский, Люда Мякишева, сестры Назаровы, Надя и Наташа, которые стали моими подругами. Все ребята из пригородов были очень самостоятельными, немного дерзкими, даже хулинанистыми, но в душе оставались романтиками.Мы были очень рады приходу в наш класс  Алика  Ясинского, он был симпатичным, дружелюбным и хорошо играл на баяне.Наш класс был поющим,  и теперь часто на переменах и после уроков, готовясь к очередному концерту, мы репетировали под баян и песни, и танцы прямо в большом коридоре напротив класса.

Я до восьмого класса хорошо дружила с Олей Старцевой. Жили мы в соседних многоэтажных домах на улице Владимирской, сидели за одной партой, ходили на хор и на танцы.Я часто бывала у них дома; они с братом жили с мамой и бабушкой, отца не было.Ее мама Александра Сергеевна очень вкусно пекла и часто рассказывала нам о секретах русской кухни. Но в девятом классе к нам пришла новенькая Таня Васильева, и я, ввела ее в нашу дружбу. Есть у меня такая способность, всех новеньких брать под свое крыло, чтобы они легче адаптировались в коллективе.Мы начали везде ходить теперь втроем.В силу своей занятости как секретаря комсомольской организации школы, я не всегда могла быть с ними. А потом стала замечать, что Оля больше времени проводит с Татьяной, и я ушла в сторону, оставив ее, расценив это, как предательство.А его я не прощаю.Она пыталась помириться  со мной, а когда я отказалась, пошла к классному руководителю, чтобы та ей в этом помогла и меня даже вызвали для разговора в Учительскую.Но это только усилило правильность  моего  решения. Человек, предавший меня, перестает существовать в моей жизни.Может это жестоко и я не совсем права, но это был юношеский максимализм.

В девятом классе моими новыми подругами стали сестры Назаровы Надя и Наташа и Люда Мякишева. Все мы жили в одном дворе после их переезда и это нас здорово сдружило. В классе я была самой высокой, на уроках стояла первой в строю и была очень самостоятельной и активной.Однажды наш класс был дежурным по школе; мы стояли с девчонками у входа, проверяли наличие второй обуви. Мальчишки с Совхоза были очень хулиганистыми. И вот они решили пойти на прорыв через двери, а я перед их носом закрыла..Они остались на улице.
Их было человек пятнадцать и один из них, видимо, вожак, встал за дверью напротив меня и закричал:

-Жди нас  после уроков, мы тебе покажем кузькину мать!

После уроков я вышла из школы с некой опаской, чувствовала себя некомфортно, а  увидев этих хулиганов во дворе школы, внутренне вся собралась, захватив покрепче портфель в руке, чтобы удобней было отражать удары, а про себя решила:

-Главное, не надо им показывать вида, что боишься.Иди смелей!


-Ну, что, активистка, готова сразиться с нами? Что думала, не достанем тебя?-кричал вожак, наступая на меня.


И кольцо пацанов стало сужаться вокруг меня. Как вдруг я услышала голос Алика Ясинского:

-Эй, парни! Вы что с ума сошли? Это же наша Галина Руденко! Свой парень!
Пропустите ее!

И удивительно, парни расступились, давая мне дорогу и заулыбались.Так неожиданно для себя я стала “своим парнем” у совхозных пацанов.
На переменах мы выходили из класса, чтобы пообщаться с ребятами из других классов, а когда возвращались, наши парни из класса вставали в дверях, чтобы девчонки, проходя мимо них, касались бы их своей грудью. Им это очень нравилось, а  девчонкам нет и они ждали меня, когда я пойду. Меня пропускали без проблем, а за мною шумной  стайкой проходили девчонки.

После уроков мы едва ли не каждый день шли в спортивный зал поиграть в волейбол или баскетбол, а в субботу уходили с ночевкой в поход. Обычно наш маршрут пролегал до первой или второй командировки, это где-то за  десять, двадцать километров от города.Командировками назывались места, где раньше останавливались этапы заключенных, которые направлялись в Сегежу для отбывания сроков. За городом были расположены учреждения, в которых содержались люди, совершившие преступления. В походах ребята здорово сдружились,особенно новички,  они стали активными участниками всех наших комсомольских дел. и я всегда  могла  положиться на них.Часто гористовские ребята приглашали к себе на берег Выгозера купаться или собирать грибы и ягоды.Многие из них жили в восьмиквартирных щитовых домах, но у каждой семьи был небольшой участок-огород, где росли  плодово-ягодные  кустарники: малины, смородины, крыжовника, а также в парниках -огурцы и помидоры. Весной, когда цвела сирень, все дома утопали в сирени разных сортов и оттенков.Это было необыкновенно прекрасно! Среди гористовских я особенно подружилась с Виктором Ляхоцким и Николаем Николаевым.Они  были самыми яркими, самыми активными и надежными.Не случайно именно они пригласили нас”ашек” к себе в гости, когда мы собрались на вечер встречи выпускников спустя двадцать пять лет после школы. И  эта встреча напомнила сразу многие события из нашей прошлой школьной жизни. Но это уже были не мальчики, а весьма симпатичные мужчины.  Виктор- высокий стройный    с серо-голубыми глазами и правильными чертами лица, по-прежнему такой же скромный и приятный в общении, готовый в любую минуту прийти тебе на помощь. Николай же в противоположность Виктору-был коренастым, невысоким с фигурой тяжелоатлета, темноволосый с зеленоватыми узкими глазами и несколько квадратным лицом и тяжелым подбородком, балагур и весельчак.Такими они останутся навсегда в моей памяти.


Рецензии