Петербург в русской поэзии

                Петербург в русской поэзии.
Оглавление.
Введение.
Актуальность исследования.
1. Писатели о Санкт Петербурге.
2. Связь писателей с городом.
3. Знаменитые люди о Петербурге.
Список литературы.
Введение.
Я давно мечтаю поехать в Санкт Петербург, таинственный город, хранящий огромное количество скелетов в шкафу. Сколько произведений, направленных на раскрытие образа города, прошло через мои полки. Сколько раз я зачитывалась книгами, в которых есть малейшее упоминание Петербурга, в надежде найти слова об архитектуре, таинственной и опасной реке Неве, о людях со своим колоритом. Каждый город имеет свою изюминку, но не все могут похвастаться тем, что находятся на первом месте перечня городов, в который хочет переехать 15% жителей страны. Более того по статистике Санкт Петербург даже не уступает Москве, что меня немного удивило. Конечно, по окончании школы мне бы хотелось поступать в Северную столицу – это и другие неофициальные наименования Петербурга будут часто встречаться в статье, -- но перед этим я была обязана просмотреть весь интернет в поисках информации о городе. Так я и нашла тему для своего проекта, очень близкую мне по духу, и главное – интересную для моего саморазвития.
Актуальность исследования заключается в том, что в современном обществе принято анализировать тексты через призму современной философии. Нам близок этот подход, поэтому в своей работе мы применили метод антропоцентрического анализа художественного текста (от личности автора через призму его философии с пересечением с философией века к его текстам). В работе мы опираемся на мировоззренческие теории русских поэтов XIX – XXI веков.
Объект исследования: Русская поэзия XIX – XXI веков (Стихотворения о Петербурге).
Цель: - Провести параллель между настоящим и старым Санкт Петербургом.
            - Доказать, что у каждого человека свое виденье города и найти, что на это влияет.
Задачи:
- Познакомиться с творчеством писателей, связанных с Петербургом, а также рассмотреть их творчество.
- Показать читателю важность знания о культурной столице.
- Найти краткую историческую сводку о городе.
- Больше узнать о творчестве любимых авторов.
- Провести анализ произведений.
- Подвести итог.
      



В проекте будут упомянуты такие известные поэты, как:
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А Некрасов, Ф.М. Достоевский, А.А Блок, А.А. Ахматова и О.Э. Мандельштам. Хочется сделать небольшую сноску по каждому писателю, чтобы раскрыть биографию каждого и в какой период времени они застали Петербург. Это необходимо для того, чтобы понять, что возраст очень сильно влияет на восприятие. Согласитесь, что, если я буду смотреть на город белых ночей как турист, приехавший в город на экскурсию в еще не зрелом возрасте, он будет кардинально отличаться от моего восприятия, как коренной жительницы, прожившей и отдавшей городу всю жизнь.
Первое письменное упоминание «Питера» отдельно зафиксировано в комедии Фонвизина «Недоросль» в 1764 году.
В первую очередь хотелось бы раскрыть творчество первого поэта России, а именно Александра Сергеевича Пушкина.
А. С. Пушкин.
Мудрое приятие жизни со всеми её противоречиями было свойственно мировоззрению зрелого Пушкина. В стихотворении 1835 года «Вновь я посетил…» поэт выражает покорность, смирение пред неумолимым законом бытия: «и сам, покорный общему закону, переменился я». В этом стихотворении на первое место выступает память человека. В «Медном всаднике» Пушкин обращается к Петербургу с нежностью и нахлынувшими воспоминаниями:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
"Город пышный, город бедный...". Теснота контрастных характеристик задана первой строкой. "Стройный вид" и "гранит" скоро явятся у того же поэта той же рифмой, но под знаком "Люблю" ("Люблю твой строгий, стройный вид <...> Береговой ее гранит..."), и мы не можем сказать, что и здесь, в лирическом портрете города за несколько лет до "Медного Всадника", те же слова совсем уж не отражают той же его любви. Тонкая внутренняя контрастность проникает и в первое четверостишие. Тем не менее в итоге своем оно слагается в общее и достаточно монолитное впечатление, которое можно назвать мрачным обликом Петербурга. Однако ненависти к николаевскому Петербургу у Пушкина не было.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит...
Н. В. Гоголь.
У Гоголя мы можем увидеть знаменитый образ «маленького человека» и равнодушный к страданиям Петербург. Он не описывает архитектуру и сам город, лишь затрагивает нравственную суть города в своих произведениях. Из-за того, что Николай Васильевич очень много времени жил в Санкт Петербурге это ярко отразилось на его произведениях. Он даже написал цикл повестей, самое знаменитое из которых «Ночь перед Рождеством». Здесь Гоголь показывает Петербург роковым городом, кузнец – главный герой, и понятия не имеет что ждет его дальше. Город описывается сказочным, даже волшебным, но в тоже время не понятно, погубит тебя или наградит.
«…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, окна обратили на него свои бесчисленные очи…»
Н.А Некрасов.
Некрасов всегда выделялся своим нестандартным, крестьянским взглядом, это помогает ему описывать нищету и бедность города. Возможно в какой-то степени он и любит Санкт-Петербург, но по его произведениям этого и не скажешь. Дело в том, что из следующих строк:
«В серебре лошадиные гривы,
Шапки, бороды, брови людей,
И как бабочек крылья, красивы
Ореолы вокруг фонарей!»
Показывается красота и роскошность города белых ночей, но это скорее описание внешнего Петербурга. Внутри же Некрасов раскрывает всю бедность, все пороки и ужасы города. Возможно это действительно плохо, но ведь горькая правда лучше красивой лжи. Это придает автору изюминку и неповторимость, не каждый осмелится так смело заявлять о недостатках великого города.
«Бедность гибельней всякой заразы,
В нашей улице люди так мрут...»
Ф.М. Достоевский.
Большую роль для людей приобретает взгляд Достоевского. Герои его произведений живут в постоянном ожидании и неизвестно, чем для них оно обернется. Достоевский сам оценивает город как что-то фантастическое и любой читатель, который сейчас захочет окунуться в атмосферу и быт города, скорее всего выберет произведения Федора Михайловича. В описании одного из своих героев Достоевский взял образ Петербурга: «Он настолько же горяч, ненадежен и внушает определенный страх тем, кто встречается с ним.»

Более того Федора Михайловича не интересует высший свет, ему более близким кажется описывать бедный Петербург. Его не интересует высший свет, писателю нужен город униженных и оскорбленных. Так в своем романе "Преступление и наказание" автор изображает Петербург, окутанный желтым смогом. Весь его Санкт Петербург окутан мраком и ужасом, он совершенно не привлекает, но возможно так же как и у Некрасова, так даже лучше.
«Дождя не было, зато был туман, не хуже доброго дождя. По небу ходили длинными широкими полосами тучи. Народу ходила бездна по набережной, и народ-то как нарочно был с такими страшными, уныние наводящими лицами, пьяные мужики, курносые бабы-чухонки, в сапогах и простоволосые, артельщики, извозчики, наш брат по какой-нибудь надобности; мальчишки, какой-нибудь слесарский ученик в полосатом халате, испитой, чахлый, с лицом, выкупанным в копченом масле, с замком в руке; солдат отставной, в сажень ростом, – вот какова была публика. Час-то, видно, был такой, что другой публики и быть не могло. Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где все это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да с гнилыми яблоками и всё такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня.»
А.А. Блок.
Биография писателя плотно связана с Петербургом, он ведь и вырос в городе на Неве и полностью впитал ее атмосферу. Более того его творчество менялось одновременно с тем как менялась политика, настроение и сам город. Он рос вместе с Санкт Петербургом, иногда даже заранее угадывая будущее. На творчество поэта во многом повлияли петербургские места, где он жил, где любил гулять. Некоторые произведения Блока даже привязаны к конкретным излюбленным им городским пейзажам. Как, например, пьеса «Незнакомка», где «всё становится сказочным - темный мост и дремлющие голубые корабли». Или стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
В детстве писатель часто наблюдал за кораблями. Позже, уже перед смертью Блок написал эти строки, он описывал именно эту часть города.
«Это – звоны ледохода
На торжественной реке,
Перекличка парохода
С пароходом вдалеке.
Это – древний Сфинкс, глядящий
Вслед медлительной волне,
Всадник бронзовый, летящий
На недвижном скакуне».
Можно долго гадать какое отношение у Александра было к городу, но разве оно может быть плохим? Как можно плохо относиться к месту, где ты провел все свое детство. В его стихотворениях ярко прослеживается полоса любви к городу белых ночей.
А. А. Ахматова.
Прочитав ее стихотворения мне сразу показалось, что она полностью объединила в себе всех писателей перечисленных выше. В ее стихотворениях видно то, с каким уважением она относится к «Пушкинскому» Петербургу, видны нотки «Блоковского» и иногда даже «Достоевского» города. Мне было тяжело выбирать определённые строки из ее произведений, так как каждая строчка показывает ее привязанность к городу. Больше всего она пишет о любви, которая переплетается с Петербургом, со всеми местами и значимыми для нее событиями.
«Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь...
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
Сердце бьется ровно, мерно,
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, –

Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена,

Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, –
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.»
О.Э. Мандельштам.
Очень много о Петербурге писал и Мандельштам. Если Анну Ахматову друзья называли «Королева-бродяга», то его называли просто «бродягой». Кстати по словам той же Ахматовой мы можем узнать, что в Санкт Петербурге его ценили гораздо больше, чем в Москве, видимо он действительно так сильно любил этот город. Взять только его стихотворение «Ленинград», которое как мы понимаем, полностью посвящено городу:
«Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.»






Знаменитые люди о Петербурге.
«Хороший город Ленинград! Удивительно он успокаивает как-то. В Москве живешь, как на вокзале. А здесь — как будто уже приехал и дома».
А. Вертинский
«Есть бесконечность в бесконечности бегущих проспектов с бесконечностью в бесконечность бегущих пересекающихся теней. Весь Петербург — бесконечность проспекта, возведенного в энную степень. За Петербургом же — ничего нет».
А. Белый, «Петербург»
«Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге...»
Ф.М. Достоевский
«Объясняйте это как хотите, но в Петербурге есть эта загадка — он действительно влияет на твою душу, формирует её. Человека, там выросшего или, по крайней мере, проведшего там свою молодость, — его с другими людьми, как мне кажется, трудно спутать».
И. Бродский
Многие, говоря о Петербурге, упоминают его погоду, особую атмосферу северного края....
«Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию здешнего неба. Какое-то печальное равнодушие, подобное тому, с каким наше северное солнце отворачивается от неблагодарной здешней земли, закрадывается в душу, приводит в оцепенение все жизненные органы. В эту минуту сердце не способно к энтузиазму, ум к размышлению».
М. Лермонтов, «Герой нашего времени»
«Петербургская улица осенью проницает весь организм: леденит костный мозг и щекочет дрогнувший позвоночник; но как скоро с нее попадешь ты в теплое помещение, петербургская улица в жилах течет лихорадкой».
А. Белый
«Петербург уже давно описан, а что не описано, то надо видеть самому».
И. Гончаров, «Обыкновенная история»
« По свидетельству очевидцев, поздней осенью Питер практически непригоден для жизни. Так для существования разве».
Ольга Лукас. "Поребрик из бордюрного камня"
— Петербург — многоликий город. Видите: сегодня у него таинственное и пугающее лицо. В белые ночи он очаровательно воздушен. Это — живой, глубоко чувствующий город.
Клим сказал:
— Вчера я подумал, что вы не любите его.
— Вчера я с ним поссорилась; ссориться — не значит не любить.

М. Горький, "Жизнь Клима Самгина"
А как же высказывание Веры Полозковой, ставшее довольно популярным и разделившее людей на согласных и несогласных?
"Питер — это папа, а Москва — мама; они в разводе, и живёшь ты, понятно, с мамой, властной, громогласной, поджарой теткой под сорок, карьеристкой, изрядной стервой; а к папе приезжаешь на выходныераз в год, и он тебя кормит пышками с чаем, огорошивает простой автомагистральной поэзией типа «Проезд по набережным Обводного канала под Американскими мостами — закрыт» и вообще какой-то уютнейший, скромнейший дядька, и тебе при встрече делается немедленно стыдно, что ты так редко его навещаешь".
В. Полозкова
Иностранцев Петербург тоже не оставлял равнодушными...
«В Петербурге солнце светит либо 19 часов, либо 4. Так и русские — они могут быть предельно холодными и закрытыми, а могут — непредсказуемо радушными».
Клиффорд Леви
«В Петербурге ночь никак не наступает, и только в шесть утра небостановится немного лиловым. Вы стоите на берегу Невы с незнакомыми людьми. Вдруг кто-то начинает петь, и вы тоже поете, не понимая слов. Возникает ощущение чего-то вечного, которое испытываешь только в России. И только в России и нигде больше — а я объездил весь мир — можно ощутить эту благодать. Это какая-то магическая тайна.
Мы, иностранцы, едем в вашу неорганизованную, шумную и совершенно безумную страну, потому что знаем: нас ждет минута блаженства и вечности, волшебная искра, которая непременно вспыхнет. Но за это придется очень дорого заплатить. Я думаю, что Россия — это наркотик. Самый опасный из всех!»
Фредерик Бегбедер




Список литературы.
• https://arzamas.academy/materials/633
• • • http://www.peterburg.biz/anna-ahmatova.html
• http://www.ipetersburg.ru/blog/peterburg-aleksandra-bloka
• http://croquis.ru/1431.html
• https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=1160



Рецензии
Для начала неплохо. Но маловато. И произведений, и про Петербург. Надеюсь, это только затравка

Владимир Дмитриевич Соколов   16.02.2023 09:50     Заявить о нарушении