Дядя Коля...
Так вот они и стали… инвалидами. Но деревня есть деревня. Особенно никто с ними не панькался – семья большая, всем надо было трудиться. Да и учиться надо было. У Т. Вали, помню с того момента всегда были проблемы и неудобства с ношением женской обувью. Но она не хромала, приучила себя этому и не жаловалась на свою судьбу, хотя я всегда видел, как ей было тяжело и неудобно носить женские туфли. Д. Коля всегда прихрамывал, перенося тяжесть тела при ходьбе на здоровую левую ногу. Так за ним и закрепилась на всю жизнь кличка «Куцый». На что он никогда не обижался, насколько мне помнится!
Но злоключения с правой ногой его на этом не завершились. Как рассказывала моя Тётушка Маша, сидели
как-то за столом взрослые, по поводу праздника, а ребятня находилась на веранде – открытая ниша, крыльцо. И вдруг слышат по голосам и крикам , что там что-то случилось… Потом открывается дверь в комнату и вбегает Д. Коля с диким криком, а из правой штанины, кармана валит едкий дым с запахом… пороха. Все оторопели, а подросток бегает по дому и… кричит диким криком от… боли и страха непонимания, что с ним происходит! Догадался Дедушка … быстро сдёрнуть с него штаны, бросив на земляной пол комнаты. Схватил что-то из пиджаков или фуфаек, висевших на вешалке и стал топтать ногами… Достоверно не помню все подробности тушения, но вроде запомнилось, что так . Когда все страсти улеглись, выяснилось, что в правом кармане у Д. Коли было несколько жменей пороха, за которым пацаны ходили километров за восемь в действующий каменный карьер в сторону станицы Тарасовской. А сидели они на веранде, играясь линзой, поджигая ею на солнце бумажки и соломинки, а некоторые в тайне, прячась от взрослых, и… папиросы. Ну, Дядюшка, пытаясь сфокусировать линзу на кусочке бумаги, прожёг её, а дальше и… ткань брюк над… правым карманом с вытекающими из этого последствиями! На всю жизнь у него правая, покалеченная нога от пятки до паха осталась без рубцов, но с нарушением пигментации кожей, похожей на… младенческую.
Я на всю жизнь запомнил долетавшие до нашей деревни, с расстояния порядка 8 км, гулкие звуки взрывов в карьере. А однажды, в 12 летнем возрасте , меня дружок Колька (одногодка, из местных, сосед) водил туда. Помню дорогу, ведущую в село, сбоку справа, развороченные участки невысоких гор-холмов, летнее пекущее солнце полдня, а мы лазим на коленях по проезжей дороги, метров за 500 до ближайшего крайнего дома села, собирая «качалочки» - небольшие, типа трубочек в несколько миллиметров кусочки пороха и «квадратики» из… пороха со сторонами миллиметров по пять и в миллиметр толщиной! Вот так при взрывах разлетался порох почему-то… Мы насобирали вдвоём за пару часов тогда по нескольку спичечных коробков этого мальчишечьего «богатства».
Учиться Дядя после 5 – го класса больше не стал, будучи явным переростком из-за Войны. В деревне среди подростков, вместе со своим младшим братом, моим Дядей Владимиром, он слыл заводилой и хулиганом. От Дедушки ему, конечно доставалось. Он умел… доходчиво учить уму-разуму. Но парень рос упрямым, гонористым и, как это часто бывает, наступает момент, когда родитель понимает, что… исчерпал все свои методы и… переходит в режим… ожидания с мыслью «будь, что будет!». Но уроки воспитания Дядюшка запомнил и будучи уже взрослым, семейным мужчиной, часто благодарил своих родителей за то, что наставляли его на жизнь, но неизменно завершал словоизлияния фразой» «Били, да жаль… мало!».. Дедушка при этом… молчаливо прятал улыбку в свои… пышные казацкие усы…
Не знаю, как и почему, но к 19 годам, Дядя Коля оказался на Урале. Скорее по вербовке, на лесозаготовки. Силой и смекалкой Бог его не обделил да и удальством молодецким тоже, не смотря на его инвалидность… . Там он и познакомился со своей будущей женой - мне Тётей Галей! От взрослых, собиравшихся за столом, до меня, ребёнка однажды дощло, что Дядюшка там был… осуждён по хулиганской статье на… два года. Там был, кажется, конфликт с местным начальником, которого Дядюшка, подвыпив, гонял по лесоразработке за то, что тот хамил людям и занижал зарплату, занимаясь приписками. Разъярённого «хулигана» едва утихомирили несколько мужиков, пытаясь долго и безуспешно связать верёвками, которые он рвал, что нитки… . Но это - со слов… Тёти Гали, конечно.
Где-то в 1959 году семья Дяди, а к тому времени у них уже появилась моя сестричка Ольга, переехала жить к нам, в Алчевск. Помню зимний январский вечер, мы с сестрёнкой одни, а мама поехала ша ж/д вокзал их встречать. Когда в открытой двери показались гости, мы радостно бросились навстречу со словами «Мама, а мы… искупались». Дело в том, что мама поставила на электропечку ведро воды для… гостей, с дороги, ехавших более двух суток… Мама была огорчена, конечно, но гости только улыбались.
Прожили гости у нас несколько месяцев и к лету перебрались на квартиру на два хозяина, которую Дядюшке удалось получить от цеха на Метзаводе, где быстро оценили его как сварщика от Бога! А через год он уже получил по расширению трёх комнатную квартиру. Там у них родилась и моя сестричка Таня, позже она станет женой офицера Советской Армии, но… умрёт от онкологии в сорокалетнем возрасте. Но тогда она была милым красивым ребёнком, которого я просто обожал!
С годами становилось ясно, что главная проблемы Дяди Коли – алкоголь, от которого он, как жаловались родственники, буквально зверел. Сделав гениальной конструкции самогонный аппарат, он гнал самогон, как говорили высочайшего качества. Я в этом ничего, естественно, не понимал тогда, будучи ещё подростком. Но запомнился один случай. Отец меня послал с каким – то поручением к Дяде. На столе в кухне вижу стоит огромная миска чистейшей прозрачнейшей самогонки, а Дядя Коля, желая, видимо мне показать «высочайшее качество своей продукции», пронёс над миской зажжённую спичку. Спичка потухла, а мы не увидели никаких изменений над поверхностью жидкости. Недоумевая, он было протянул руку над поверхностью жидкости за лошкой, лежавшей за… миской, и с восклицанием «Ёшкин свет!» быстро её одёрнул назад. Сразу почувствовался запах гари от живой щетины волос его руки… . Дядя быстро меня… «эвакуировал» с кухни, а сам стал гасить невидимое пламя над миской… Как это он делал, я не видел. Но выйдя ко мне, облегчено вздохнул, воздав благодарность «небесам» за «высочайшее качество своей продукции»… Видимо , по причине из-за алкоголя они и уехали с Урала. А из Алчевска, имея шикарную по тем временам городскую квартиру в прекрасном микрорайоне, он неожиданно для меня уезжает в деревню к Бабушке с Дедушкой, объясняя это тем, что те уже стали «немощными» и требуют за собой «ухода» и «присматривания». Позже, мой Отец как-то мне заметил, что у Дяди Коли были серьёзные проблемы, опять же на почве выпивки и ему пришлось… «откупаться» перед пострадавшим от него мужчины своей квартирой ибо вновь была явная угроза... попасть в тюрьму. Механизма этого «откупа» я не знаю, конечно - в те времена квартиры государственные не… продавали…
Со своими родителями, моими Дедушкой и Бабушкой он не ужился и в скорости перешёл на квартиру, не далеко, за речкой в доме под горой. Я помню, как ходил к ним в гости, как приезжала с Урала мама Тёти Гали, тёща Дядюшки, которую звали Дусей.
Через год Дедушку и Бабушку забирает в Луганск на постоянное место жительство Тётя Маша, поскольку деградировавшая серьёзно экология местности, где они прожили не менее 50 лет и где фактически я и вырос , считая навсегда это место моей Малой Родиной, не оставляла никаких шансов для дальнейшего проживания: постоянные наводнения, заиливание дороги, окружающие со всех сторон наступающие заросли камыша, сырость, отрезанность от всей деревни. И главное, наваливающая старость, забиравшая все силы для борьбы за своё родное гнездо, где было воспитано восемь детей, где были отданы все силы и здоровее социалистическому своему Отечеству.
После их отъезда, вскорости, бросив доставшийся ему дом Родителей на «растерзание», как сетовали грустно старики, Дядя переезжает в… Луганск . Соорудив на скорую руку землянку, на пустыре через пару домов от Тётушки, он лет за семь фактически из ничего возводит приличный по тем временам дом. Там он и выдал замуж обеих своих дочерей, Там он и завершил свой земной Путь. Там же он продолжал куралесить, занимаясь самогонкой, работая сварщиком на Луганском заводе. Устраивал вечно скандалы, в пьяном виде стал хвататься за ножи. Однажды в пьяном угаре он даже нанёс ножевое ранение в области поясницы своей племяннице, моей сестрёнке Вале, попытавшейся его урезонить. А отца своего, Дедушку сильно ударил в грудь при этом, когда Отец тоже пытался урезонить… безумца! Помню, как за несколько месяцев до своей смерти , Дедушка, у которого я был его первым внуком, с болью и грустью в голосе рассказывал мне о трагедии сына своего, жалуясь на боль в груди в том месте, куда был нанесён удар…
Дело с поножовщиной до посадки в тюрьму не дошло. Сестричка его… «простила». При дальнейших наших встречах по грустным и радостным семейным событиям, Дядя Коля выглядел всегда с каким-то чувством вины, иногда подавленным и перестал пить… Старшая Дочь его, Оля Вышла замуж, родила , кажется двоих детей, что-то с мужем они прикупили из недвижимости, достроили… Но жизнь не сложилась: во сне умер её муж, захлебнувшись рвотной массой, у самой Оли начались проявляться странности в поведении. Позже она вышла замуж за вдовца с шестью детьми. Ну, а младшая её сестричка Таня, как я уже говорил, к сожалению, после удачного жизненного семейного старта ушла из жизни в расцвете сил…
Дядюшка ушёл из жизни в 68 лет, впрочем, как и его Отец, а Мой Дедушка Яков Ильич - в том же возрасте… Мир Душе мятежной, моего Дяди Коли, обладателю потрясающе чистого сильного тенора, мужчины недюжинной силы, сварщику от Бога! И вообще, человеку с большим потенциалом и большими задатками, на детство которого пришлась та страшная Война, возможно, и наложившая на его звезду Судьбы… чёрную тень, мутившую ему порой разум и волю!
Свидетельство о публикации №221041500716