Музыка струн ткацкого станка

На музыку Nike Demin - Promises(Cranberries Cover)

I.
Ранее утро. Маленькая, но очень светлая комната, озаренная первыми лучами солнца. Чисто, светло, легко дышится. В центре комнаты стоит механический ткацкий станок, в нем тысячи белых нитей уже натянуты для работы. Еще не ясно, что это будет, но есть предвкушение красоты.

И вот, станок приходит в движение. Невидимая рука Мастера запускает его, множество молоточков и крючков начинают двигаться синхронно в неведомом танце. Еще несколько мгновений - и машина начинает ткать белыми нитями что-то новое, неизведанное, известное только Мастеру, который творит это Действо.
Я-зритель. Я смотрю, а точнее слушаю музыку ткацкого станка, пытаясь уловить суть - что происходит, почему я смотрю на это, слушая перестук различных деталей, и смотрю, что проявится на станке от их мелодичного, ритмичного звука.

II.
И вот, несколько "тактов" исполнено, и сплетена небольшая однотонная основа. И на ней, как на белом фоне, вдруг появляется... красная нить! Яркая, чуть шероховатая, под определенным углом и натяжением, она создает диковинный узор. Вначале неясный, как мазки на картине. Потом все более и более динамичный, слой за слоем, змейкой и по диагонали.

Вся красота происходящего - в динамике, в силе натяжения нити, в изгибах рисунка. Еще не ясно, что это, зачем это, но это завораживает. Продольные белые нити крепко держат возможность для рисунка красной, и она ложится, причудливо изгибаясь то здесь, то там, и, наконец, замирает.

Я выдыхаю и завороженно смотрю, что получилось. Это небольшой, но очень красивый фрагмент узора, часть какой-то большой и динамичной картины. Он выткан в особой технике, где есть разные места в рисунке - приглядишься поближе, и видишь отдельные красивые детали. Вот здесь эффект глади, здесь - шахматные клетки, здесь - волны. А издалека - одно очень красивое и очень емкое «послание».

III.
Пауза была не длинной - только чтобы перевести дух и набрать в грудь побольше воздуха. Действо продолжается. Но теперь, чтобы понять логику движения красоты, нужно подняться в ракурсе чуть выше, над комнатой, в которой стоит ткацкий станок.

И тогда можно увидеть сверху следующую картину, в динамике. Этот фрагмент с красной нитью, вытканный на станке, оказывается частью чего-то большего. Отовсюду, из других мест, становятся видны недостающие части рисунка, тоже вытканные где-то и кем-то, и по отдельности так же красивые, но не имеющие смысла.

И, если смотреть именно так, то между фрагментами узора появляется притяжение - некая связывающая их воедино закономерность, благодаря которой части одного изображения невидимо притягиваются к этому, основному и главному, а точнее, срединному пазлу – тому, что был выткан в первой части красной нитью.

И эта невидимая сила, влекущая их друг к другу - сила созвучия, целостности, сила, большая чем они сами по отдельности вместе взятые. И, словно невидимая рука соединяет их, по кромке, в один ковер, в одно цельное, динамичное, единое составляющее, сохраняя при этом уникальность каждого из них.

И хочется вглядываться в детали, понять и разглядеть каждую мелочь. Хочется видеть и общий рисунок, что свел их вместе, и то, что отличает их. Фрагментов становится все больше и больше, их десятки, а может и сотни. И вот, это уже огромное полотно, с общим, единым полем, с пульсирующей красной нитью, которой выткано все основное внутри них, и с тысячами изысканных деталей.

IV.
А дальше взгляд уже парит не просто высоко над Землей - уже хочется подняться над нашей планетой, над Солнцем, охватить взглядом галактики, космос и всю Вселенную. И отсюда, из этой точки, видно, что этот удивительный ковер – бескрайний! У него нет начала и конца, он везде и всюду. Но не как однообразный или одинаково повторяющийся мотив узора, а как разные проявления одной единой и главной темы - Красоты. Красоты не замершей и холодной, но динамичной и живой, творящей эту жизнь из самой себя. Красоты как Гармонии.

И для этого нужно лишь одно: натяжение красной нити и ее движение -  плавное и под нужным углом. И тогда эта нить рождает узор, который складывается с другими узорами, образуя целостную картину мира красоты.

V.
В финале взгляд снова возвращается на Землю. Теперь, зная, как выглядит Красота издалека на большом расстоянии, можно вернуться сюда и увидеть, как ее штрихи, «силовые линии», ключевые акценты или «вешки» проявляются здесь, на Земле. И тогда в ответ обязательно тронет улыбка ребенка, красота цветка, голографическая картина вселенной, красота разреза ракушки, и конечно же, твоя скрипка! И в любом из этих явлений будет угадываться красная нить и ее натяжение, рождающее не просто рисунок, узор - но суть жизни, суть Гармонии и Красоты.

VI.
А постскриптум этой картины – фигуристы. Пара, танцующая на льду. В полумраке, на островке освещенного софитами льда, можно отчетливо увидеть под их коньками тот же рисунок, что и в первых тактах, и на ткацком станке. И вдруг через мгновение – в озарении! – понимаешь, что они катаются под твою Музыку, под твою скрипку!

Спасибо за созвучность, Маэстро Никита Демин!

01.07.2018


Рецензии