Наполеон в романе Война и мир

                «Миллион жизней – это пустяк для такого человека, как я!»
                Наполеон

                «Земля покрыта мертвыми и окровавленными людьми,
                это оборотная сторона войны,
                душе моей больно видеть такое множество жертв.»
                Наполеон. Письмо Жозефине о сражении при Прейсиш-Эйлау


Великий полководец, знаменитый государственный деятель, человек необыкновенной судьбы – это Наполеон Бонапарт, который более двух столетий притягивает к себе внимание многих писателей и историков, пытающихся найти объяснения противоречивости его жизненного пути, столь непохожего на все остальные. У каждого человека своей подход к описанию какого-либо предмета. Наполеона прославляли Байрон и Мицкевич, Стендаль и Гейне, Лермонтов и Пушкин. В стихотворении «Наполеон» Пушкин, узнав о смерти Бонапарта, написал:

                Да будет омрачен позором
                Тот малодушный, кто в сей день
                Безумным возмутит укором
                Его развенчанную тень!
                Хвала! ... Он русскому народу
                Высокий жребий указал
                И миру вечную свободу
                Из мрака ссылки завещал.

Для других он  - угнетатель народов, поработитель Европы.

Одним из главных сторонников этого мнения является великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. В своем романе «Война и мир» Толстой решительно выступает против культа личности Наполеона, стремится развенчать легенду о нём.

Действие романа Толстого разворачивается в период 1805-1820 гг. Этот отрезок времени включает в себя наиболее кровопролитные наполеоновские войны и наступившую вслед за падением Наполеона эпоху реакции. Поэтому неудивительно, что имя французского императора появляется в романе с первых же строк.

У каждого героя романа своё отношение к Наполеону, которое нередко меняется в зависимости от происходящих исторических событий и переломных моментов в мировоззрении самого героя.

Для салона Анны Павловны Шерер, в котором собираются сторонники монархии, Наполеон в 1805-1807 годах ассоциируется с Антихристом и с революцией. «Сливки настоящего хорошего общества», как называет свой салон Анна Шерер, на самом деле весьма ограниченные и лживые люди. Они боятся Наполеона, так как видят в нём представителя народа, от которого они так далеки и который, по их мнению, способен лишь на бунт и революцию. Все победы Наполеона они приписывают случаю. Но стоит России заключить Тильзитский мир с наполеоновской Францией, а Александру I съездить в Эрфурт для свидания с Наполеоном, как тут же петербургский высший свет признает французского императора и величие его военного гения. В салонах начинают говорить о возможности брака между Наполеоном и одной из сестер Александра I. С такой же поспешностью петербургский высший свет еще раз поменяет свое мнение о Наполеоне, когда начнется Отечественная война 1812 года.

Салон Анны Павловны Шерер не однороден. Есть в нём действительно выдающиеся люди, чуждые придворной атмосфере Петербурга. Это главные герои романа Толстого – князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Именно их глазами видят читатели Наполеона в I томе. Для Пьера и князя Андрея он  - кумир. У каждого из них свои причины восхищаться Наполеоном.

Князь Андрей вырос в семье, где царила интеллектуальная атмосфера, и сам он живет «жизнью ума». На первом этапе его духовных поисков целью его жизни становится польза Отечеству. С этой целью он уезжает от чуждой ему светской и постылой семейной жизни на войну. Князь Андрей считает, что у него и Наполеона одна цель – слава своего Отечества, а потом уже личная слава. На войне князь Андрей впервые вступает в противоречие со своими убеждениями: с одной стороны, как патриот, он не может не желать победы русским войскам, а с другой – не может допустить позора для своего героя. Но русский патриотизм берет верх, и князь Андрей, проявив мужество, поднимает солдат в контратаку под Аустерлицем.

Наполеон впервые предстает перед читателем на поле Аустерлица. Толстой очень скупо описывает его портрет, но акцентирует внимание читателя на том, что Бонапарт весь день был в хорошем расположении духа (в день Аустерлица была годовщина его коронации), а на «холодном лице его был ... оттенок самоуверенного, заслуженного счастья».

Вечером Наполеон, объезжая поле сражения, на Праценской горе видит раненого Болконского. В этот момент происходит поворот в сознании князя Андрея. Здесь первый раз Толстой отходит от нейтральной авторской позиции, изображая Наполеона. Рассматривая убитых, французский император говорит о Болконском: «Вот прекрасная смерть!»

Толстой не может согласиться с тем, чтобы смертью, страданиями восхищались. Он не может объяснить, как, видя столько жертв, Наполеон остается счастливым и самодовольным. Этого не приемлет и князь Андрей, неожиданно понявший, что Наполеону нужна лишь личная слава, а интересы других людей ему чужды. Поэтому князь Андрей отказывается считать Наполеона своим кумиром и начинает скептически к нему относиться, а во время Отечественной войны – ненавидеть.

Пьер Безухов, воспитанный на идеях французской революции и «Общественного договора» Руссо, видит в Наполеоне последователя передовых традиций. Он считает, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее». Постепенно и Пьер разочаровывается в своем герое. Наполеоновские войны противоречат его убеждениям, ведь он масон. А когда начинается Отечественная война, Пьер, воодушевленный поднявшейся волной патриотизма, решает даже убить французского императора.

Интересно отношение других представителей дворянства в романе к Наполеону. Старые генералы екатерининской эпохи (например, старый князь Болконский) считают его выскочкой, который волей случая вознёсся так высоко. Другие, подобно Николаю Ростову, воюют с Наполеоном, потому что так приказал Александр I.

Война всегда несет с собой горе. У простого народа, измученного постоянными войнами и рекрутскими наборами, возникает жгучая ненависть к французскому императору, которого он считает причиной всех несчастий. Эта ненависть к французам особенно проявится в партизанской войне в 1812 году.

Только автор не меняет своего мнения о Наполеоне на протяжении всего романа. Толстой ненавидит Наполеона, видя в нём врага своего Отечества, олицетворение войны, против которой всегда выступал Толстой. Особенно отчётливо выступает авторское мнение в III и IV томах романа.

Свободы как возможности выбора между добром и злом в романе не существует. Место зла здесь занимает ложь как искажение реальности. Герой лжи – Наполеон. Ему кажется, что он руководит народами, его власть – лишь видимость, он словно ребенок, дергающий игрушечные вожжи, приделанные внутри кареты. Всё, что он говорит и делает, – ложь. Толстой не раз сравнивает Наполеона с актёром, меняющим выражения лица и поведение в зависимости от обстоятельств.

В сценах с Наполеоном Толстой пользуется приёмом сатирического гротеска: Наполеон переполнен самообожанием (эпизоды с Лаврушкой, ожидание депутации «московских бояр»), его помыслы преступны (награждение солдата Лазарева орденом Почетного легиона), его патриотизм фальшив (сцена с портретом сына).

Наполеон, по Толстому, ограниченный, а не великий человек. Он лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории. Образ Наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Наполеон из-за своей ограниченности не может определить нравственный смысл событий.

Толстой всеми силами пытается изобразить Наполеона самым обыкновенным человеком, ничем не отличающимся от других людей. Показывая портрет Наполеона в III томе, он неоднократно останавливается на недостатках его фигуры, а перед Бородинским сражением акцентирует внимание на простуде и насморке Наполеона, подчеркивая, что любой человек подвержен болезни.

Толстой изобразил Наполеона таким, каким он его видел, каким он хотел показать его другим людям. Человеческая личность всегда противоречива, а Толстой намеренно показывает лишь одну её сторону. С теорией писателя о ничтожности роли личности в истории можно не согласиться. Толстой высказал свое мнение о Наполеоне в романе, его нужно уважать.

Как-то в молодости Наполеон заметил: «Лучше вообще не жить, чем умереть, не оставив следа». Всей своей жизнью он доказал, чего может достигнуть человек благодаря чувству собственного достоинства, страсти и фантазии, трудолюбию и воле. Трудно найти более сильный пример. 


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!
Судя по экспозиции, вы восхищаетесь Наполеоном - в отличие от Льва Николаевича.
Что ж, наверное, в личном, человеческом плане он был велик, объединив в своём характере необыкновенную энергию и несгибаемую волю.
Но в общечеловеческом, нравственном - он был всего-навсего великим... преступником, уничтожившим ради собственной славы миллионы людей. Кем были для него эти люди? Расходным материалом, мясом?
Разве не так? Так за что его уважать?!!!
С уважением,

Элла Лякишева   05.05.2022 23:07     Заявить о нарушении
Добрый день, Элла!
Спасибо вам за отзыв!
Объективная оценка такой противоречивой личности как Наполеон представляется трудной даже для профессионального историка. В романе «Война и мир» автор изображает Наполеона довольно-таки одиозной личностью, преследуя конкретные цели: подогнать образ французского императора под собственную идею о ничтожности роли отдельного человека в истории. На мой взгляд, эти искусственные ограничения, придуманные Толстым для себя же, сильно обедняют роман, лишая ключевых исторических персонажей необходимой психологической глубины для понимания природы их поступков. В этом, в общем-то, и была суть моей работы: отметить различие между «художественным» и «историческим» Наполеоном.

Согласен, что ряд поступков исторического Наполеона вызывает порицание: оставление армии в Египте и России, расстрел пленных, казнь герцога Энгиенского, захват целых государств... Безусловно, ни один человек, как бы талантлив он не был, не вправе ставить себя выше других даже в погоне за великой мечтой, а тем более, ошибочной мечтой. Тем не менее, я бы не стал сравнивать Наполеона с диктаторами двадцатого века, в частности, из-за того положительного наследия, которое пережило его правление. В отличие от завоевателей древности и тиранов Востока, Наполеон обладал исключительными способностями не только на поле боя, но и в мирной, созидательной жизни, которыми прискорбно пренебрег в погоне за военной славой и политическим влиянием.
С уважением,
Виктор

Виктор Суконников   07.05.2022 09:40   Заявить о нарушении
ВОТ ИМЕННО: всем хорошим "прискорбно пренебрег в погоне за военной славой и политическим влиянием".
И этим сказано ВСЁ.

Элла Лякишева   07.05.2022 09:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.