Новые русские аристократы

«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!»
М.В. Ломоносов. «Ода на восшествие
на престол Елизаветы»

        Княгиня Юсупова, Владимир Палей и другие

Все тексты (очерки статьи, эссе), которые пишу около пяти лет образуют как бы дерево, моё личное дерево познания, стволом которого стал    первый биографический очерк «Правда моей семьи» о моих корнях:  родителях, бабушках и дедушках, близких и далёких предках. О всех близких людях, питавших и поддерживавших мою жизнь. Эта работа оказалась животворной, дерево стало расти и от  ствола стали появляться всё новые и новые отростки, ветви, ветки и веточки.
Большая часть работ посвящена поэзии, исследованию возможностей поэтического языка, как уникального инструмента познания. Около двух десятков работ посвящены поэтическому творчеству современного советского и российского очень  талантливого и везучего поэта Сергея Таратуты, обладающего редким чувством образной, очень ёмкой поэтической речи, позволяющей ему вести разговор как о близком, земном, так и бесконечно далёком, вселенском.
Моё дерево познания  - одно из деревьев  леса,  появившегося на земле  от того знаменитого эдемского дерева познания добра и зла, вкусив плодов которого  Адам и Ева лишились божественного покрова, сами стали пытаться различать добро и зло, и начали в муках и страданиях зарабатывать свой трудный хлеб.. И их история продолжается по сей день, деревьев в этом лесу становится всё больше, хочется надеяться, что увеличивается и количество умудренных этими знаниями  - культурное наследие постоянно увеличивается, библиотеки ломятся от книг, теперь эти знания и духовные откровения уже выплеснулись в Интернет.. Остановить это «наводнение» невозможно.. Но, судя по количеству войн, конфликтов и количеству их жертв, Божественная мудрость ещё не овладела умами человечества, хотя отдельные её носители всегда жили среди нас, поддерживая и питая наши духовные силы…. Среди них, часто упоминаемый в моих статьях, один из гениев человечества, австрийский мыслитель и философ Рудольф Штайнер.
Это небольшое эссе неожиданно отпочковалось от статьи-ветки «Два ума» и вдруг начало жить своей жизнью… Возможно когда-то давным-давно, в одном из предыдущих  воплощении я имел какое-то отношение к людям, о которых идёт речь в этом отрывке: уж очень сильно и давно они меня волнуют своим обликом, воспитанием, благородством и своими делами….Это удивительно, потому что, как показало моё биографическое исследование и рассмотрение  родового дерева, такого рода людей мне там обнаружить не удалось.

Позиции родовой знати, где в старые времена пестовались люди с высокими нравственными и интеллектуальными качествами, сейчас сильно ослабли во всем мире. Таких инкубаторов аристократии становится всё меньше   и роль королевских домов Европы становится чисто декоративной. Правда Российский императорский дом до сих пор существует в зарубежье.. и даже присваивает дворянство известным россиянам, в попытке сохранить «старую» Россию.
В список дворянских родов, составленный при императоре Павле I, входило  более 3000 их наименований и гербов («Общий гербовник Российской империи», указ Павла I от 1799 года). Революция 1917 года рассеяла их представителей по всему миру, многих уничтожила Гражданская война и красный террор… В юности и долгие годы потом очень горевал, не понимая смысла этой ужасной трагедии, но потом под влиянием духовных наставников и собственных размышлений картина прояснилась: это трагедия была закономерной, она была «бичом божьим», которым пытались вразумить весь русский народ и наказать её лучших представителей за пренебрежение к кормильцам и поильцам….
Но  наследие русской аристократии, некоторые дворцы, парки, коллекции художественных ценностей сохранились и сегодня являются нашим национальным достоянием. В этих прекрасных, когда-то богатых  усадьбах и парках разбросанных по всей территории страны, любят гулять и любоваться их красотой многие наши современники, и я сам прекрасно себя чувствую под сенью их вековых голландских лип.  К сожалению, их не так много осталось… В наших музеях сохранились прекрасные коллекции картин и других произведений искусства из частных аристократических собраний. По всей стране есть следы их жизни и деятельности. Без чувства корней на родной земле жить невозможно. Историческая память нашего народа стала восстанавливаться: сейчас стало появляться много благодарных  публикаций, посвященным нашим родовитым предкам. Многие из нас и сами пытаются разобраться со своими родовыми чувствами. Меня эти глубинные духовные явления очень радуют и вдохновляют на продолжение исканий.

Должен признаться, что меня восхищают лучшие представители   аристократического сословия. Вспомните картину художника Валентина Серова «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой», прекрасной, чистейшей и умнейшей русской женщины-аристократки, Это о ней Серов говорил, что если бы все богатые люди были такими, то в мире бы установилась справедливость. Разумная Зинаида Николаевна так поучала своих сыновей: «Чем больше дано вам, тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это». В моем представлении - это аристократизм и мудрость высшей пробы…. О женщинах-аристократках, их воспитании  не говорю - в них для меня вся магия женственности.
Еще от одного аристократического лица взгляд с трудом могу отвести, от лица князя Владимира Павловича Палея, прекрасного поэта, воина, члена царской семьи, сына Великого князя Павла Александровича.  Благородство черт его внешнего облика отражает высокую нравственность этого молодого аристократа и его неспособность на бесчестный поступок.  В марте 1918 года он был приглашен на допрос в петроградское ЧК, где его председатель Урицкий предложил ему отказаться от своего отца, чтобы избежать участи членов семьи Романовых.  В. Палей с возмущением отказался, после чего был арестован и летом этого же года стал одной из жертв Алапаевской трагедии. В момент зверского убийства и гибели в шахте ему был 21 год.
Меня поражает глубина религиозного  чувства молодого князя, представление о котором можно получить из его стихов:

Господь во всём, Господь везде:
Не только в ласковой звезде,
Не только в сладостных цветах,
Не только в радостных мечтах,
Но и во мраке нищеты,
В слепом испуге суеты,
Во всём, что больно и темно,
Что на страданье нам дано…
Господь в рыданьи наших мук,
В безмолвной горечи разлук,
В безверных поисках умом —
Господь в проклятии самом.
Мы этой жизнию должны
Достичь неведомой страны,
Где алым следом от гвоздей
Христос коснётся ран людей…

И оттого так бренна плоть,
И оттого во всём — Господь.

И такая Вера жила в душе совсем молодого человека, в то время, как вся либеральная интеллигенция страны путалась в дебрях богоискательства и готовилась предать монархию и отдать свой народ на растерзание Антихристу…. Бог даст, обязательно когда-нибудь,  напишу о нем…

Эти строки написаны 14 апреля 2021 года.. В ночь с 14 на 15 апреля 1912  года в северной части Атлантического океана столкнувшись с айсбергом затонул «Титаник». Сообщение о  гибели самого большого на то время корабля всколыхнуло весь мир. Эта катастрофа унесла жизни около 1500 людей, ушедших под воду вместе с гигантским кораблём и утонувших в ледяных водах океана. Смерть нескольких, которых не исследуя их родословной, можно смело назвать аристократами, показала, что идеи христианства, несмотря ни на что живут и спасают человечество  от гибели. Спасибо автору недавнего поста в Фейсбуке за обнародование сильно взволновавших меня  фактов в Интернете.
Когда утонул «Титаник», на борту корабля был миллионер Джон Джейкоб Астор IV. Денег на его счетах в банках было достаточно для того, чтобы построить 30 таких «Титаников». Такие экстремальные ситуации, когда борются чувство долга и страх смерти, выявляют сущность каждого человека: столкнувшись со смертельной опасностью, он выбрал то, что, по его мнению, было морально правильным, и уступил свое место в спасательной шлюпке двум испуганным детям.
Исидор Штраус, совладелец крупнейшей американской сети универмагов Macy's, который тоже был на «Титанике», сказал: «Я ни за что не сяду в спасательную шлюпку раньше других мужчин». Его жена также отказалась садиться в лодку, уступив свое место только что нанятой ею служанке Эллен Берд. Она решила прожить последние минуты жизни вместе с мужем.
Эти аристократы предпочитали остаться без своего богатства и даже жизни, но не поступиться своими нравственными  принципами. Их выбор  в пользу чувства долга и христианских ценностей показал, что искупительная жертва Христа была принесена не напрасно, и совесть присутствует в жизни лучших последователей его учения. Много историй такого рода носят сомнительный характер, но такие факты являются неоспоримыми. Может быть ради того, чтобы такое можно было утверждать, и погиб «Титаник»!
Катастрофа «Титаника» стала поистине древнегреческой трагедией с потрясающим воздействием на весь христианский мир ещё и потому, что судно тонуло под звуки оркестра, состоявшего из английских музыкантов и решивших для моральной поддержки  пассажиров до конца оставаться на тонущем судне..  Эта мизансцена трагедии прекрасно описана в стихотворении «Титаник» Сергея Таратуты:

Не сбавил скорость ни на узел,
Не свел тогда ее к нулю.
А океан фарватер сузил,
Подбросив айсберг кораблю…
Уже в ногах была вода
И в небе Петр гремел ключами.
Встал дирижер: «Мы - англичане,
Мы - англичане, господа!»
Тонул под музыку «Титаник»,
Глотал Атлантику разрыв.
Навечно он ко дну пристанет,
До цели так и не доплыв.
А звезды, говорят, сияли
Над ним в ту ночь как никогда…
И мы плывем, мы, россияне,
Мы - россияне, господа!

Стихотворение про англичан и россиян очень сильное. Благородство и мужество редко так ярко проявляются. Красивый поэтический образ, а в кают-компании тем англичанам очень страшно было захлебываться ледяной водой, обнимая свои музыкальные инструменты... Это стихотворение пользовалось огромным успехом в постперестроечный период, когда в России всё качалось и рушилось - казалось, что она тонет - и все понимали, что спасти страну могут какие-то новые, нравственно преображенные люди, освободившиеся от пут большевизма и его безбожной идеологии.
Привел эти несколько примеров истинного аристократизма для того, чтобы была понятна сущность этого явления, показать, что это не только знатные предки, высокое понимание чести, прекрасное образование, осанка, манеры и красивая одежда.

        Сущность аристократизма, как явления общественной жизни, заключается в гармоничном развитии телесной, душевной и духовной составляющих личности  человека. Достичь такого состояния возможно только при наличии у индивида особых мыслительных способностей, при наличии разума, о котором много было сказано в статье-эссе «Два ума». Такие способности должны быть развиты правильным воспитанием и образованием. При дисгармоничном развитии одной из составляющих появляется люди-животные, обыватели (наиболее многочисленная часть населения любой страны) или тончайшая, но спасительная прослойка старцев  праведников, которых после смерти церкви канонизируют и объявляю святыми. 

        Новые времена - новые песни

Демократия делает своё дело… Очевидно время родовых аристократов прошло.  Однако природа и стоящие за ней силы не могут допустить опасного уменьшения разумной и нравственной прослойки человечества: люди с такими качествами всё равно появляются на свет Божий, и так или иначе пробиваются через асфальт  современной жизни, и рано или поздно заявляют о себе в обществе различных стран. О других странах не буду здесь говорить: дальше только о нашей многострадальной Родине, России, в которой цвет нации был уничтожен в результате трагедии Великой октябрьской социалистической революции…
Проблема выявления разумных (о значении этого понятия и его отличии от интеллекта говорилось в статье «Два ума») и нравственных людей очень серьёзная. В РФ люди, озабоченные исторической преемственностью, стали в современном обществе  по разным признакам выискивать людей, которых можно было бы отнести к разряду «новых аристократов». Известный политолог по образованию историк М.Ю Виноградов  по своим критериям составил и опубликовал список таких людей, в него вошли 86 человек. Там много детей известных политических деятелей, в том числе и  сегодняшний министр сельского хозяйства Д.Н. Патрушев, сын Секретаря Совета безопасности РФ Н. П. Патрушева. Именно ему, отцу Дмитрия Патрушева и было присвоено дворянство  главой Российского императорского дома, великой княгиней М.В. Романовой, проживающей сейчас в Испании…. Привел эту фамилию для конкретики, не анализируя причин и поводов, с полным уважением относясь к этим людям и выбору великой княгини. Кто хочет, может под разными углами исследовать список, составленный Виноградовым.
Комментировать это явление никак не могу, пока рано. Понятно, что это новые богатые русские, но в какой степени они аристократы, покажет время.   Однако,  мысли политологов в этом направлении представляются очень интересными, тем более, что и со стороны Президента РФ В.В. Путина сейчас предпринимаются шаги по  созданию механизмов поиска и селекции молодых талантов для укрепления кадрового состава на всех уровнях власти… При  Академии народного хозяйства и государственной службы действует Высшая школа государственного управления (ВШГУ)  На последних выборах в сентябре
2019 года 10 из 16 избранных глав регионов были выпускниками или слушателями ВШГУ., после чего она стала неофициально называться Школой губернаторов.. Сейчас эта цифра уже подходит к 40.. Возглавляет эту  Школу  Алексей Комиссаров, чрезвычайно одарённый и широко мыслящий российский предприниматель.
А. Комиссаров  также генеральный директор успешно и масштабно действующей АНО «Россия - страна возможностей». Для  отбора управленцев по 26 различным направлениям в рамках этой организации создана специальная платформа «Россия - страна возможностей» с институтом наставников, куда входят министры правительства РФ и руководители крупнейших российских  корпораций.. Эта организация ежегодно проводит конкурсы по отбору талантливых управленцев,в которых участвуют сотни тысяч соискателей со всей страны. Победители конкурсов - это будущие лидеры нашей страны, её новая аристократия.  Видел недавно на одной из встреч, как президент любовно и ободряюще   смотрел на своих «птенцов»….
Вспомнил при этом многочисленных «птенцов гнезда Петрова», с которыми русский царь-реформатор перестраивал боярскую Россию. Сейчас эта работа по поиску талантов и формированию новой российской элиты получила новый импульс: создано пространство развития для молодёжи, не имеющей опыта управленческой работы, студентов высших учебных заведений. Эта программа под названием «Твой ход» нацелена на помощь ищущим  молодым людям в  определении траектории своего развития.. Мысли Платона по созданию основ для построения идеального государства работают в современной России.
Идея создания национальной платформы для поиска талантов получила своё дальнейшее развитие после создания в 2020 году в рамках сочинского городского образования независимой (с самостоятельным бюджетом) федеральной территории «Сириус». Особый статус эта «кузница талантов» получила недавно, но работать начала в 2015 году, и с тех пор её выпускниками стали более 40 тысяч ребят с выдающимися способностями  Кто ищет, может много позитивного увидеть в современной России. Похоже, снова стал как никогда актуален завет-обращение М.В. Ломоносова, высказанный им более 250 лет назад в «Оде на восшествие на престол Елизаветы» (1741 год):

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Напомню, что дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна влила свежую русскую кровь в созданную при Петре Академию наук, в которой до неё было засилье иностранных ученых. Реформировала Академию и утвердила её новый устав. В 1755 году ей был подписан указ о создании Императорского Московского университета. В 1759 оду Елизаветой Петровной был создан также Па;жеский корпус, престижное учебное заведение для молодых аристократов, одним из выпускников которого был упоминавшийся одарённый многими талантами Владимир Палей. В 1802 году Александр I  реформировал его в военно-учебное заведение, поставлявшее кадровых офицеров лейб-гвардии вплоть до закрытия большевиками в 1918 году.  Лейб-гвардия,  русская императорская гвардия - отборная  привилегированная часть Русской императорской армии и Флота, наиболее подготовленная и боеспособная.  Период  правления Елизаветы называют русским Ренессансом....

Считаю, что поиск людей с выдающимися нравственными качествами и умственными способностями должен производиться повсеместно с привлечением всевозможных средств. Для всех отраслей и областей народного хозяйства, в том числе - и в первую очередь - для восстановления традиций русской духовной культуры, восстановления её духовной составляющей… Здесь нужны специальные люди, мудрецы-мыслители, способные указать нашей стране правильный путь в будущее с учетом сделанных ошибок и особенностей загадочной русской души.
Мне показалась чрезвычайно близкой и перспективной в указанном выше отношении мысль, высказанная Алексеем Комиссаровым  27 апреля 2021 года телеведущему программы «Главная роль» Юлиану Макарову. В этой программе Комиссаров рассказывал о деятельности возглавляемых им организаций в области формирования резерва руководящих кадров. Говоря о культурной составляющей этой важнейшей для нашего государства работы, он сказал, что важнейшей проблемой сейчас является отсутствие методов погружения участников кадровых проектов в мир культуры. Кому-то эта мысль может показаться странной и далёкой от практики современной жизни руководителей-управленцев. Но на самом деле этот вопрос образования и подготовки руководителей - ключевой вопрос подготовки новой русской аристократии, вытекающий из сложившегося за годы советской власти дефицита гуманитарных знаний у выпускников всех видов и уровней учебных заведений. Следствие - низкий духовный и нравственный уровень работников властных структур. Коррупция только одно из проявлений этого дефицита, одно из многочисленных, но наиболее сильно разъедающее Россию.
Посмотрел образовательные модули программ подготовки резерва руководящих кадров - в них отсутствует Поэтика, преподававшаяся в старых элитных учреждений для аристократов, а это и есть самый главный и апробированный веками метод погружения воспитанников в мир культуры.  И игра в бисер тоже работает в этом направлении.  Сильно обрадовался этому открытию, поняв, что мои работы и Игра в бисер с Сергеем Таратой в тренде этой важной работы… Дело за «малым» - в признании и использовании. Автор эссе не одинок в пропаганде духовных знаний, давно во всех своих лекциях говорит об этом талантливый советско-шведский искусствовед, пропагандист искусства Михаил Семёнович Казиник, проводящий во многих странах мира бизнес-семинары на эту тему. В 2017 году  М. Казиник выступил в Совете Федерации РФ с речью о важности роли искусства и образования в жизни Российского общества.
М. Казиник в своих лекциях часто  вспоминает - в контексте и моих мыслей  -  нобелевского лауреата Германа Гессе и его роман «Игра в бисер». Мне он тоже представляется чрезвычайно важным для сохранения духовной составляющей нашей жизни. Таких особенных людей, какие представлены в этом знаковом романе, обладающих  высокими мыслительными способностями и нравственными достоинствами,  можно было бы  называть аристократами духа, такой термин уже используется в Западной Европе: там тоже этой проблемой озабочены.  Такого рода поиск-игра сродни фундаментальным исследованиям в науке:  сегодня они кажутся бессмысленно далёкими от жизни и абстрактными, а завтра - переворачиваю мир неожиданными  практическими результатами….
 
Чтобы связать рассуждения о новых аристократах с мыслями, высказанными в начале этого раздела эссе, добавлю, что всякий талант, проявленный в любой области человеческой деятельности - это отражение деятельности  души рассудочной  и проявление не только интеллекта, но и разума индивида. И поэтому, когда объявляют о поиске талантов, всегда имеется в виду, что ищут разумных людей… Хочется пожелать успеха тем людям, которые в нашей стране этим занимаются. Сейчас эту задачу по поручению президента В.В. Путина пытается решить Первый заместитель Руководителя Администрации президента РФ многоопытный и много переживший С.В. Кириенко.

Мне перечисленные выше тенденции близки и в профессиональном плане -  это продолжение и моих идей, которые я развивал в советский период своей деятельности.  Придётся очень долго ходить и искать - и места надо знать, - если  захотите увидеть разумного человека. Но по своему опыту могу сказать - ищите и обрящете! 
Такое заявление мне позволяет сделать и мой советский опыт работы заведующим лабораторий совершенствования методов подбора и расстановки руководящих кадров и моя кандидатская диссертация по этой тематике. Должен сознаться, что в то время мы протестировали несколько тысяч  руководителей различного уровня в системе одного из отраслевых министерств на предмет отбора наиболее талантливых из них и формирования резерва руководящих кадров. В советское время кадровыми вопросами очень глубоко и серьёзно занимались: в системе каждого министерства существовали школы подготовки и повышения квалификации руководителей-резервистов.



        Послесловие с P.S.

Работа по поиску Платонов и быстрых разумом Ньютонов и  воспитанию из них современных руководителей всех уровней по важнейшим направлениям продолжается,  и я рад, что в своё время мне удалось в этом поучаствовать. Тогда их называли партократами, все они должны были быть членами КПСС, сейчас - новыми русскими аристократами…  Новые времена - новые песни! Важно, что и те и другие рождены из недр нашего Отечества и готовы дерзать во славу своей Родины, во славу Новой России.

P.S. К вопросу об уровне образования аристократов прошлых времён.  В Средние века и в Новое время в элитных учебных  заведениях изучали аристотелевскую поэтику, искусство правильной литературной речи и письма. Там же студенты изучали законы поэтического языка. В то время считалось что человек, претендующий на высокое положение в обществе, должен был, если не писать стихи, то хорошо понимать поэзию. В «Игре в бисер с Сергеем Таратутой» преследуется та же самая задача, т. к. через тайны поэзии образованному человеку могут открываться тайны Вселенной. Я проверил и написал об этом  - это действительно так.
С поэтом Сергеем Тапатутой у автора, как сейчас говорится, связь  on-line: я нередко первый узнаю о появлении новых стихов и принимаю их в свои теплые руки, и  это случается довольно часто.  Захотелось продуть это эссе свежим ветром поэзии, привести здесь с небольшими комментариями написанное в День космонавтики стихотворение Таратуты о весне в городе, о траве, снова вонзающейся в нашу жизнь, и о многозначительном полёте шмеля, зимовавшего в лоджии поэта:

Это бабочка? Нет, это лист.
Но летит, словно крыльями машет.
На газонах зелёный батист,
То трава в жизнь вонзается нашу.

Рвётся сквозь неприглядную прель,
Что под снегом скрывалась так долго.
Коль за дело берётся апрель,
Будет много и смысла и толка!

Спал, наверное,   в лоджии шмель,
В том, что было так нужно когда-то.
И торопит к полёту апрель,
Видно старта назначена дата.

Как трава, рвётся чья-то душа,
Так лети в направлении рая…
А весна, как всегда, хороша,
Как всегда, «без конца и без края»!

Этому стихотворению тоже присуща постоянно удивляющая меня двойственность, характерная для лирических настроений поэта: он воспевает красоты окружающей природы и в конце намекает на существование небесного рая, куда по его мнению должен улететь-вернуться этот шмель. И если вы последуете за шмелём, вам откроются совсем другие немыслимые красоты уже духовного мира.  И он своими стихами нас постоянно приглашает оторваться от земных красот-радостей и совершить это путешествие. Шмель - магическое насекомое, его образ  и А.С. Пушкин использовал в «Сказке о царе Салтане» для телепортации князя с острова Буяна в царство славного Салтана...
Чтобы правильно оценить глубину поэтической речи, подскажу читателям, что души умерших людей часто используют шмелей для того, чтобы полетать около близких или родных этим душам… Это обстоятельство подтверждено многими мистическими фактами…. Кроме того,  шмели - одно из любимых насекомых поэта: в своих стихах он сравнивает их с медвежатами. Этот последний огромный, мохнатый шмель действительно зимовал на лоджии в его квартире среди старых советских времён журналов с публикациями стихов Таратуты того времени. Это второй шмель, который к нему залетает за время пандемии… Первого он обнаружил и выпустил на волю осенью предыдущего года…  Предположительно с этими шмелями к нему прилетали души его любимых умерших родителей…. С родителями ему повезло, писал о них в очерке «Поэт Сергей Таратута». А в этом стихе в нескольких завершающих строфах скрывается история его семьи, ранней смерти мамы и родительского подвига его отца…. Это одна из маленьких тайн поэтического языка этого необычного поэта. Такова моя версия толкования этого образца мистической лирики поэта. И лирики такого рода у него довольно много…. Взятое в кавычки словосочетание заимствовано у А. Блока.
Для завершения поэтической виньетки эссе хочу привести в заключение ещё одно недавнее стихотворение того же автора, чтобы показать, как, играя в бисер с поэтами можно развивать своё мышление и познавать окружающий мир. Думаю, таким же образом развивали умственные способности молодым аристократам в старое доброе-недоброе время в упоминавшихся   элитных университетах:

Альбатросы наверное спят  на лету,
Бесконечно над морем летая.
Человек, столько лет ты лелеял мечту,
Чтоб летать словно птица большая.
Был когда-то Икар, но растаял в огне…
Без ответов остались вопросы…
Всё же люди порою летают во сне,
Если спят на лету альбатросы!

Вы поразитесь глубине этого коротенького стиха и глубокомысленности его образов…. В этом восьмистишии главная фигура конечно альбатрос, бесконечно летающий  над южными антарктическими морями, упоминается там и несчастный юноша Икар, погибший во время полёта со своим отцом Дедалом. Всем известная хрестоматийная история. Считается, что она об  извечной  мечте человека обрести крылья и парить в небе вместе с птицами. В другой интерпретации Икар - символ высоких стремлений, обреченных на гибель. Таковы сложившиеся и бытующие стереотипы восприятия этого мифа.
При внимательном прочтении мифа о Дедале и его сыне Икаре откроется следующее.  Дедал был художник, скульптор, видимо со всеми присущими талантливым людям страстями.  На острове Дедал скрывался от справедливого афинского суда за убийство из зависти племянника. Он был приговорён судом к смертной казни и сбежал на Крит к царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Там у него от связи с рабыней и родился Икар. У критского царя была красавица-дочь Ариадна.
Именно Дедалом по легенде был построен Лабиринт - дворец с запутанными ходами, где поселился ужасный человек-бык Минотавр. Как ни странно, Минотавр был единоутробным братом Ариадны. Существом он был страшно кровожадным и ежегодно требовал от афинян предоставлять ему на съедение семь самых красивых юношей и девушек (по семь каждого пола). Когда афинский герой Тесей одолел  чудовище и с помощью нити Ариадны сбежал из Лабиринта, Минос заточил в этом дворце Дедала с сыном (Дедал помогал Тесею выбраться из Лабиринта). Именно оттуда Дедал вместе с Икаром и пытались бежать сделав себе крылья, скрепленные воском. Вот одна из распространенных версий этого мифа. И именно эту загадочную смерть Икара и предлагает разгадать вдумчивым читателям Таратута в своем стихотворении:

Был когда-то Икар, но растаял в огне…
Без ответов остались вопросы…

Чтобы не запутаться в ответах, не нужно думать, что прекрасны поэт придумал этот стих с Альбатросом и Икаром и изложил её стихотворным языком. Если бы это было так, то мне было бы совершенно неинтересно заниматься его домыслами, как бы красиво они не были изложены. Особенность поэзии Тараты, во всяком случае большинства его стихов, которые я отнес к мистической лирике, заключается в том, что он сам не знает о чем пишет. Это и меня поразило, но первыми это отметили близкие друзья его отца Л.С. Таратуты в самом начале творческого пути поэта. Такие стихи ему кто-то диктует сверху.. Многократно уже говорил об этом, поэтому здесь на эту тему распространяться не буду. Такие стихи интересно читать и разгадывать их смысл, потому что это откровения каких-то неведомых материалистам сил…
А за этими намёками скрывается очень много интересного для человека озабоченного познанием окружающего мира. Сейчас все виды искусств отравлены материализмом, который предоставляя человеку удобства и комфорт, методично разрушает его душу.  Однако были времена, когда люди были очень близки к ангелам и Богу, Такое было во времена античности и средневековья, когда по словам известного британского писателя, поэта и богослова (ирландского происхождения) Клейва Льюиса (1898-1963) главной и самой глубокой мыслью искусства был уход из материального мира. Посмотрите работы художников  эпохи Возрождения и сами в этом убедитесь. В этом же можно убедиться, читая мистическую лирику Сергея Таратуты. Поражающее открытие, но это так.  В этом и заключается уникальность его поэзии. Честь этого открытия я приписываю себе и своим многолетним исследованиям его творчества.

Вернёмся снова к этим магическим строчкам. Какие вопросы остались без ответа после гибели Икара? Первая версия самая простая - это Дедал был наказан смертью сына за убийство своего племянника из корыстных побуждений. Закон кармы, закон причины и следствия - наказание за убийство неотвратимо! От человеческого суда Дедал сбежал, от Божьего это сделать ещё никому не удавалось. В чем прелесть истинного искусства и поэзии в том числе, толкований может быть много - путь к Истине извилист - в зависимости от уровня подготовки читателя. Разрабатывая свою версию мы становимся соавтораами произведения. И это главный результат нашей работы над произведением искусства. Можно конечно получить просто удовольствие от разглядывания картины или читая хорошие стихи. Но это другой уровень восприятия прекрасного, мышление зрителя-читателя в этом случае не включается. Уверен студенты, изучая поэтику в престижных университетах, на этом этапе не останавливались. Абсолютно уверен! Именно таким образом и воспитываются аристократы духа.

Чтобы закончить это затянувшееся послесловие, выскажу ещё одну версию истолкования намёков, содержащихся в этом коротком, но ёмком стихотворении. Лабиринт и Минотавр - это материалистическое мировоззрение человека, из которого очень трудно выбраться на свободу. Такое мировоззрение сжирает, попавшего в его лабиринты человека. Дедал с сыном пытались это сделать,  Но грехи,  смертные грехи Дедада его  на свободу не отпустили. Рад бы в рай, да грехи не пускают…  Может быть смерть сына была искуплением. Может быть, не знаю, подумайте сами…. Много вопросов осталось после смерти Икара, на все я не смог ответить в таком коротком эссе.
Но вообще-то это стихотворение о Свободе, которую символизирует Альбатрос, о вечном стремлении человека к навсегда утраченной свободе и о невозможности её обретения в материальном мире. Бесчисленные  достижения материальной культуры (крылья, скреплённые воском, воздушные шары, дирижабли, вертолёты, самолёты, ракеты) дают человеку только зыбкую иллюзию полёта, иллюзию освобождения от тяготения Земли и всего того, что держит его на её поверхности крепкими путами, в том числе и такого рода преступления, которые совершил Дедал.

Человек может обрести утраченное только в области Духа, в выборе своего пути к Богу, в выборе пути познания окружающего его мира. Можно было бы написать целый трактат о свободе и о  связывающих человека путах по мотивам этого небольшого стихотворения. Такие сочинения, я думаю, и писали в тех элитных университетах молодые аристократы, когда изучали поэтику…. Возможно, сам Сергей Таратута сильно удивится и обрадуется, но многие его стихи мистической направленности  именно на эту тему, и он  своей лирикой   как и художники старых времён пытается освободить нас от пут материализма и  вывести  из сумерек материального мира к свету Разума.….


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.