Скифы - хозяева степи

Часть 1. Кто такие скифы, откуда они взялись и куда делись?

С развитием ДНК - генетики, археологам и историкам ломавшим голову в запутанных лабиринтах сведений и материальных свидетельств, многое стало яснее. Дороговизна ДНК - экспертиз пока сдерживает массовые проверки имеющихся в запасниках музеев останков, но процесс запущен и все время ускоряется.

Стали понятны пути миграций народов, их многочисленные названия по пути следования, поглощение, смешение и выдавливание из ареалов обитания. Оказалось, что ВСЯ степная Евразия вплоть до 1-ой половины первого тысячелетия нашей эры, была заселена европеоидными кочевыми народами. Большинство их пришло с территории Центральной Европы через Русскую равнину и может быть отнесено к арийским народам.

Молодые воины занявшие чужие территории, имели нехватку женщин своего рода и активно брали жен (пленниц, наложниц) из покоренных или соседних племен. Поколение за поколением, расовые признаки матерей становились все более ярко выраженными, изменяя внешний облик кочевников. При этом надо учитывать, что темный цвет глаз и волос является доминантным у человека.

Но кровь не обманешь! Мужская гаплогруппа крови Y - передается только от отца к сыну и не замещается материнскими генами. Так, в настоящее время, мы имеем многочисленных (внешне) ярко выраженных китайцев, узбеков, таджиков, пуштунов, туркменов, персов и так далее, с гаплогруппой крови R1а и (реже) R1b - потомков ариев и эрбинов.

Встречные миграции, также перемешивали расовый состав кочевников. Это хорошо определяется например, по поднятым захоронениям сарматов: ранние - ярко выраженные европеоиды, среднего периода - метисы, а поздние - почти все монголоидного типа. Еще интереснее и сложнее обстоит дело со скифами - королями евразийских степей.

Скифское разнообразие

В настоящее время, в сознание людей вбили понятие, что Скифия - это территория северного Причерноморья, куда пришли с Востока и расселились "неведомые" кочевники, вытеснив оттуда киммерийцев. Это только часть правды.

Геродот в частности, описывал скифов как один народ, но состоящий из разных племен (что естественно): скифы-пахари, скифы-кочевники и царские скифы. Их происхождение он ведет от сына Геракла по имени Скиф. А ареал обитания заключает в область между Доном и Дунаем, с южной границей по Черному морю, а северной в 1100 - 1200 км от него, то есть где-то в районе Москвы.

Скифами их назвали собственно греки, персы называли саками, а общее самоназвание - сколоты, кроме того, между собой они прозывались по родам (авхаты, катиары, паралаты и так далее, а всего 72 рода).

О скифах активно писали и спорили в древнем мире. К примеру, римский историк Помпей Трог (I век до н.э.- I века н.э), в своей Всемирной истории из 44 книг, уверенно доказывает преимущественную древность скифов относительно египтян и уж тем более евреев.

Справедливости ради стоит отметить, что Геродот не ограничился приведенной выше формулировкой проживания скифов, далее он также описывал скифские области на Севере и Востоке, другое дело, что об этом не особенно принято вспоминать.

Другими словами, нам с вами рассказывают историю лишь одной из многих частей скифских народов - подменяя Великое малым. На самом деле, скифские народы состояли их многочисленных расселявшихся по Евразии ариев с Русской равнины.

И (почти) ВЕСЬ путь их переселения на Восток и Юго-Восток, был в последующем включен в Великую Скифию и ее союзников/данников сателлитов.

Преемственность

Как отмечают древние авторы, скифская государственность пришла с Востока. С этим согласны и современные генетики с археологами. Классическая скифская гаплогруппа R1а.. Z93 найдена на Алтае и датирована примерно тремя тысячами лет назад - время совпадает образованием скифских царств по данным древних источников. Времена царя Прометея....

Геродот Гераклийский (древнегреческий историк, 484-425г до н.э.) утверждает, что легендарный Прометей из мифов – это реальная историческая личность. Считает его одним из великих скифских царей, правившего около 3 600 лет тому назад. Его царство, Геродот уверенно располагает на реке Аэт (Орел), которую Геракл соединил с морем. А границы царства Прометея, простирались по обе стороны Урала.

Начав объединение земель с Востока и продвигаясь на Запад/ Юго-Запад, скифские царства соединились в Великую Скифию. Вобрав и возможно возглавив родственников, которые остановились при миграции R1а ранее и образовали к тому времени отдельные народы, Скифское Царство раскинулось от Дальнего Востока до Восточной Европы.

Только представьте себе: за тысячу лет до появления Римской империи, на территории нашей страны возникла более ранняя империя имеющая огромную территорию и многонациональное население, передовую армию и технологии. Этим стоит гордиться.

Период доминирования Великой Скифии в Евразии, составил почти 1 500 лет. Ни персидские, ни парфянские, македонские или китайские цари не могли успешно воевать с ней. Вы об этом знали?

Но и по прошествии тысячелетий, потомки могучих скифов никуда не исчезли, народы вообще не возникают из ниоткуда и не исчезают в никуда. Их сменили сарматы, потом гунны, затем тартары. Десятки самых различных народов, на просторах принадлежавших некогда Великой Скифии и сегодня имеют генофонд и культуру скифов.

Часть 2. Легенды и мифы о Великой Скифии

Человеку вдумчивому и склонному к анализу может показаться, что типичный представитель западного мира, понятие Родина в полной мере не понимает, во всяком случае так, как понимаем его мы. Столетиями, их выхолощенная система воспитания, отравленная сегодня глобализмом и толерантностью, вытравила это понятие вроде бы насовсем, наглухо.

И тем не менее, что-то не дает им покоя, тянет, необъяснимо тащит на Восток Евразии - к своей генетической Родине, месту зарождения своего Рода. Но этот неосознанный порыв, ввиду отсутствия Души, западный мир (сейчас это прежде всего Штаты) толкует единственным известным для себя способом: это мне надо - значит надо отобрать!

И тут включается механизм сохранения вида - с Востока столько раз им прилетало по мордасам, что влечение на генетическую Родину переходит в страх на подсознательном уровне - оттуда к ним приходит Смерть! Может отсюда берут начало все их небылицы и страшилки про непонятную, варварскую территорию - Россию, Тартарию, Скифию?

Напуганные этими сказками в детстве, они вырастают и хорохорятся, пытаясь самоутвердиться угрозами в адрес страшной и вечной Евразийской Державы...

Эллинские сказки о мире

Весь современный западный мир считает себя продуктом римского мира. А тех в свою очередь, продуктом греческой культуры. Нельзя не признать, что древние греки были те еще придумщики! Фантазировать они не стеснялись, со вкусом додумывая и приукрашивая (или демонизируя - по степени влияния на эллинистический мир) появляющиеся сведения о народах и странах.

Именно благодаря трепетному отношению западной культуры, все мало-мальски интересные объекты (космос , так вообще чуть не весь) и явления называли и продолжают именовать используя греческую мифологию. Все мы слышали про Гиперборею, кентавров, амазонок, змееногую богиню. Самое интересное, что все они имеют отношение к скифам!

Кентавры - образ восточных варваров

Кентавры - одни из самых древних мифологических существ. Доподлинно неизвестно, какой народ придумал первым миф об этом удивительном племени. До нас дошли в основном (естественно) древнегреческие легенды о диких смертных существах с головой и торсом человека, но телом лошади.

Есть версия, что греки столкнувшись в Северном Причерноморье со скифами, использовавшими лошадей не только в хозяйственных, но и в военных целях, были настолько поражены мастерством кочевых наездников, что придумали миф о едином существе: человеко-коне.

Примерно такую же реакцию выдавали и более поздние западные путешественники при столкновении с бытом и обычаями кочевых племен, описывая изумлявшее их единение всадника и коня под ним. Некоторые даже предполагали, что кочевники годами не сходят со своих коней, научившись делать все необходимое для жизни - верхом.

Греки мнившие себя единственной цивилизованной наций, выводили кентавров от своих богов:

Иксион, царь Лариссы будучи приглашенным на пиршество на Олимп, до такой степени обнаглел, что стал приставать к Гере. Серьезным оскорблением это (в глазах греков, имевших куда как свободные нравы) не было и муж Геры Зевс нашел на двусмысленную ситуацию оригинальный несимметричный ответ - создал из облаков копию жены под именем Нефелы. Иксион подмены не заметил и состоялась связь, в результате которой появились собственно кентавры.

Почему родились именно человеко-кони, не поясняется, но миф довольно известен. Эллины считали кентавров дикарями с необузданным нравом, не способным к земледелию и наукам. Правда были и исключения, например Хирон, обучивший Ахилла, Ясона и даже Геракла, а также Фол - личный друг Геракла, что интересно, последний обоих друзей-учителей "случайно" и порешил.

Как бы то ни было, кентавры ставшие одними из наиболее любимых персонажей легенд и мифов различных народов, возможно имели своим прототипом скифских всадников.

Амазонки - смесь воительниц и эротики

Еще один из самых устойчивых и встречающихся у многих народов мифов - амазонки. В древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство.

По легенде (опять таки греческой), амазонки произошли от Ареса и Гармонии. Для воспроизведения потомства, амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой версии - убивали), а из девочек воспитывали новых амазонок.

О них писали практически все древние классики: Гомер, Геродот, Плутарх и так далее. Помещали они их в район Северного Причерноморья, Каспия, Кавказского хребта и Дона. Описываются походы амазонок на Аттику, войну с греками на стороне Трои.

Многие греческие герои, такие как Геракл, Тесей, Ахилл и вплоть до Александра Великого - особо отличались в боях с амазонками, отмечая при этом их смелость и боевой дух.

А вот Мавро Орбини предполагал, что амазонки были женами славян сарматов и проживали на берегах Волги, что кстати подтверждается археологическим находками.

Захоронения-курганы, в которых находят женщин похороненных с боевым оружием и имеющим характерные для воинов повреждения костей и черепов, во множестве встречаются на обширных территориях Евразии от границ современного Китая до Венгрии.

Здесь прослеживается логика: греки считали Скифией территорию Северного Причерноморья, Азова и Каспия, там же локализовывали и амазонок, хотя отделяли их от обычных кочевников. То есть поместили и тех и других там, куда сами могли добраться. На самом же деле, территория Скифии - вся степная Евразия, на которой повсеместно существуют легенды о женщинах-воительницах.

Проживание на одной и той же территории, может указывать на тесную связь скифов (сарматов) с легендарными амазонками.

На то же прямо указывают некоторые истории, рассказанные например, Геродотом. Скифы делились друг с другом этими историями во время безудержных пьянок, а он мотал на ус. При этом, по словам Геродота, они "разбавляли" свои рассказы эротическими подробностями.

Рассказывали, что обычно амазонки, будучи вдвоем или втроем, предлагали скифам сексуальные утехи. В итоге они убеждали скифов отправиться вместе с ними в земли к северу от Меотийского озера, как древние греки называли Азовское море. Возвращались оттуда не все.

Амазонки, как бы заняли у греков промежуточное место между обычными женщинами и партнерами-мужчинами (у них это считалось обычным делом), вобрав в себя значительную часть эротических фантазий и от одних и от других. Некая недостижимая мечта, когда и хочется, и колется...

Часть 3. От тайги до Балтийских морей - скифский мир

Как я уже отмечал, древние греки совсем не стеснялись выводить все окружающие народы от себя любимых (как впоследствии евреи - интересное сходство, правда?). Вот и скифов они, само собой, произвели от Зевса или от Геракла (в разных версиях). Две легенды о происхождении скифов рассказал миру Геродот живший в V веке до н. э.

По первой легенде, у Зевса и дочери реки Борисфена родился сын Таргитай, а дальше все как в русских сказках: и было у него три сына Липоксай, Артоксай и Колаксай. Сбросили боги им с неба (в славянских легендах много похожих моментов) золотые (сакральные) предметы: плуг, ярмо, секира и чаша (олицетворяют все сферы жизни человека).

Взять их смог только Колаксай (младший сын - знакомый поворот?) и стал он потому, скифским царем. Три брата стали родоначальниками трех скифских народов, Геродот при этом уточнил, что "общее же название всех их - сколоты, по имени одного царя; скифами назвали их эллины".

По второй, Геракл "гоня БЫКОВ Гериона", очутился за каким-то делом в пустынной (когда это степи пустынные были?) стране, замерз, уснул, а когда проснулся.... его КОНЕЙ угнали. В результате поисках быков (лошадей) Геракл нашел полудеву-полузмею, каковая призналась в угоне, но отдавать согласилась только после того, как он (Геракл) с ней "сообщится".

Тот до этого дела был большой любитель, вдобавок не был замечен в завышенных требованиях к "сообщаемым". Все у них сладилось, да так хорошо, что затянулось на долгие годы, ну и как водится, родилось три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. Папаше вдруг занадобилось в Элладу, коней (быков) ему все же отдали, а на вопрос, как быть с сыновьями, он ответил:

"Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, поступи лучше всего так: посмотри, который из них натянет вот так этот лук и опояшется по-моему этим поясом, и тому предоставь для жительства эту землю, а который не в состоянии будет выполнить предлагаемой мною задачи, того вышли из страны".

Сказав это, Геракл отдал полудеве свой лук и пояс с золотой чашей на конце пряжки. Надо ли уточнять, кто смог выполнить наказ легендарного родителя? Так Скиф стал родоначальником скифских царских династий, а все скифы стали носить на поясах пряжки в виде чаши.

Древние славяне о скифах

Но не все же греческие мифы слушать? Есть у нас и свои (не утерянные) сказания. Летопись "Сказание о Словене, Русе и городе Словенске" гласит:

"В лето от Сотворения мира 2244 (3264 до н.э.) второе лето после потопа, Ной разделил землю между своими сыновьями. Афету отошли западные и северные страны до полуночи (крайний север). Годы спустя правнуки Афета: Скиф и Зардан - отлучились от братии своей и рода своего в западных странах".

Братья пришли в южные страны и поселились у Черного моря, где в согласии прожили много лет, плодя детей и внуков. Потомки их размножившись, решили взять себе отдельное название и приняли имя прадеда своего Скифа. От этого названия пошла Великая Скифия.

Их стало так много, что места, хлеба и добычи всем уже не хватало, что привело к усобицам и распрям. Князьями тогда были Рус, Словен, Болгар, Коман, Истер и Мешех (оговаривается отдельно, что он был их родич, видимо не кровный).

Тогда Словен и Рус, посовещавшись со своими родами, решили идти искать себе новое место, что и сделали в лето от сотворения света 3099 (2409 год до н.э.).

Поиски их заняли 14 лет и наконец увенчались успехом. Братья вышли к озеру, которое назвали впоследствии Илмером, по имени своей сестры. Волхвы сказали свое слово и народ Словена осел у реки, получившей затем название Волхов.

Срубленный город, сначала назвали по имени князя - Словенск, а позже переименовали в Великий Новгород. Сами же с тех пор стали называться славянами, хотя прежде были скифами (сколотами). Такая история...

Великая степь

Геродот правильно оговорился, что скифами, кочевников назвали подселившиеся к ним греки, сами себя они называли по разному, ибо велико множество было народов скифского Рода.

Вся Великая Скифия по сведениям древнейших историков делилась на внешнюю и внутреннюю. Скифы заселяли не только южные степи, но их владения распространялись вплоть до Северного (Скифского) океана. По сведениям Геродота, они поклонялись одному Богу, символами веры которого служили курганы с крестом на вершине.

Иван Евсеевич Кольцов (1926-2012 г/ж), автор работ по древнейшей истории, разделял скифов и близкие племена на 23 народности: скифы приднепровские;  невры; агафирсы; андрофаги; меланхлены; гелоны; будины; сарматы; тавры;  тиссагеты; иирки; скифы отколовшиеся; аргиппеи; исседоны; аримаспы;  гипербореи; предки калмыков; массагеты; скифы царские; скифы енисейские; скифы индигирские; скифы заволжские; скифы волго-донские.

В период своего наивысшего расцвета (800–400 гг. до н.э.) Великая Скифия занимала пространство от Дуная до Тихого океана. Скифские армии, задолго до гуннов топтали копытами своих коней побережье Средиземного моря и долины Нила в Египте. Громили царства в Малой Азии и Ближнего Востока.

Скифские государства существовали и вне Великой Скифии, например Иран (саки), Северная Индия (индоскифы) и северо-западная часть будущего Китая (тохары). Во всех этих странах, на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н.э. правили династии скифских царей.

На территории Великой Скифии в 7-4 веке до нашей эры сложилась так называемая "культурно-историческая общность, называемая скифо-сибирским миром".

Основанием этой общности, являются идентичные в археологическом и материальном планах культуры саков, савроматов, пазырыкской и тагарской культуры в Минусинской котловине, культуре Ордоского плоскогорья и многих других.

Государственность этого скифо-сибирского мира подтверждали такие ученые как Н. М. Ядринцев, П. Рейнике и Э. Минзом. На этом фундаменте возникло настоящее Срединное (географическая середина Евразии) царство скифов, название которого впоследствии иезуиты приписали ханьцам (современным китайцам).

Считается, что в состав Великой Скифии входило семь мощных скифских царств, объединенных в скифский союз, с общим населением примерно 60-70 млн человек! Огромное, по-настоящему могучее государство.

Часть 4. О чем рассказали курганы сибирских скифов

Согласно исследований генетиков, гаплогруппа R1a зародилась в районе Алтая 22-23 000 лет назад. Некоторая часть их мигрировала в западном направлении, дойдя до Европы и заселив ее наряду с автохтонными жителями. В пределах Центральной Европы образовался субклад R1a-Z645, представители которого известны в истории как АРИИ.

От него произошли следующие субклады: Z280 (восточнославянский), M458 (западнославянский) и Z93 (скифский). Первые две группы остановились на Русской равнине, а Z93 продолжили движение в южном и юго-восточном направлении, образовав по пути следования многие археологические культуры: срубную, синташтинскую, андроновскую, карасукскую, тагарскую, таштыкскую и так далее.

Здесь следует отдельно оговориться, что миграция это не марш войска. Масса двигается постепенно, проживая по ходу следования разные промежутки времени и оставляя на пройденных местах желавших остаться там жить. Обратная миграция и миграции других групп пересекались с оставшимися, создавали союзы и сражались, то есть смешивали кровь. Не нужно все воспринимать слишком линейно.

Дойдя до Алтая, переселенцы образовали там культуры так называемого скифского круга и продвинулись далее (в современном понимании) в Северный Китай, где встретились с древними носителями R1a Таримского бассейна. Поскольку большинство скифов, гаплогруппы которых определены, имеют маркер R1a-Z93-Z94-Z2123, то ясно, что все они – прямые потомки южных ариев, вышедших с Русской равнины.

Таким образом, разошедшиеся веером на юг и юго-восток прапредки скифов заселили большую часть евразийских степей. Где они столетиями благополучно кочевали и жили оседло, воевали и вступали в союзы с сопредельными народами. Пронырливые греки познакомившись с этим суперэтносом, тут же решили примазаться и вывести его прародителя от своих богов, таким незатейливым образом давая понять кто есть кто.

Скифо-сибирский мир

Поскольку миграция шла с запада на восток, то совершенно определенно, языком этого народа изначально были производные от индо-европейских языков. В научном мире считается, что скифы, саки и савроматы, вероятно говорили на диалектах североиранской языковой группы. Позднее, уже во времена Средневековья, с расширением влияния тюркского этноса, многие из племен скифов переняли тюркские языки.

Тюркский этнос формировался в среде смешанных европеоидно-монголоидных форм, поэтому при своем расселении на запад, он нес как монголоидные признаки, так и европеоидный комплекс. Все это в полной мере прослеживается в могильниках скифов и сарматов. Восточный вклад в их антропологию, возрастает по мере приближения к нашему времени.

Интересно, что в тюркских легендах есть упоминание о происхождении скифов-савроматов от браков между скифами и амазонками. А греки кстати, утверждали, что скифы называли амазонок ойорпата, переводя это как "убийца мужчин".

Вскрытые могильники не оставляют сомнений в этническом, культурном и идеологическом единстве скифо-сибирского мира. Но современные ученые, зафиксированные на миллеровской исторической парадигме (о не историческом Сибирском регионе), ломают голову - кому бы приписать происхождение той высочайшего уровня культуры, которая бесспорно имеет место в скифских курганах.

Лично мне ближе точка зрения археолога М. П. Грязнова, которая была выдвинута в конце XX века. На основании археологических материалов он показал, что формирование культур происходило на всем протяжении степей в предскифское и раннескифское время.

Около десяти центров (археологических культур) участвовали в процессе создания новых ценностей скифо-сибирского облика. И это логично, ведь праскифы несли с собой уникальную культуру ариев.

Кому культура, а кому сокровища...

Как я уже рассказывал в статье "Кто украл у России историю сибирских скифов?", массовое расхищение скифских курганов в Сибири, началось приблизительно с 17-го века, когда произошло замещение традиционной степной культуры европейскими ценностями, носителями которых выступали переселенцы из Европы и западных областей России.

В те времена вся евразийская лесостепная полоса, была буквально "захолмлена" курганами различных размеров - памятниками полутора тысячелетнего господства скифского мира.

Бесчисленное количество археологических и культурных артефактов было уничтожено и утеряно безвозвратно. До нас дошли лишь осколки былого великолепия, но даже они поражают ученых мастерством и тонкостью исполнения изделий, а также сложностью использованных технологий.

Главные опознавательные признаки скифских захоронений - это так называемая триада: оружие, конская упряжь и предметы искусства звериного стиля, истоки которого ученые определяют не ранее VII века до нашей эры. Именно звериный стиль стал визитной карточкой скифов.

Отдельно стоит отметить, что факт пребывания на какой-либо территории носителей древней цивилизации совсем не означает, что этносы, появившиеся там позже, являются "генетическими преемниками" этой цивилизации. Так что не следует торопиться приписывать наследие скифов, именно своему народу.

Особенно интересными оказались находки на севере Тувы, в "Долине царей", объединяющей несколько курганов, с датировкой рубежом VIII- VII веков до нашей эры - временем, когда скифов в Причерноморье, по археологическим данным еще не было. Это в общем подтверждает сведения Геродота о приходе скифов в Причерноморский регион из Азии.

Тувинские курганы

Наиболее ценным оказался курган, обозначенный учеными как Арджан-2. Под 80-ти метровым насыпным холмом, обнаружилась деревянная погребальная камера, накрытая двумя слоями наката из бревен лиственницы. Внутри камера была сплошь покрыта войлочными коврами искусной работы, а на деревянном полу, на толстом войлоке лежали тела правителя ("царя") и правительницы ("царицы").

Кроме царской пары, в кургане нашли останки еще 33 человек (включая 5 детей) и 14 жеребцов в полном боевом облачении, украшенном золотом. Верхняя одежда царя и царицы буквально усыпаны различными золотыми изделиями, а всего в гробнице найдено 9300 золотых предметов (а это около 20 кг золота).

Не трудно себе представить, какие барыши получали грабители таких курганов. Хуже всего то, что большую часть добытого, "бугровщики" безжалостно переплавляли на лом. Настоящее варварство.

Анализ ДНК останков из этого не разграбленного захоронения показал, что все погребенные в нем были местными, за исключением "царицы"- явно принадлежавшей другому народу, что сразу наводит на мысль о династическом браке, распространенном в традиции тех мест.

Показательны на этом фоне, выводы многих ученых изучавших подобные погребения (например: Громов, Моисеев, 2004) о преобладающем вкладе европеоидов в большинстве исследованных скифских погребениях.

Вместе с тем, замечают исследователи, явно наблюдаемое смешение с монголоидами в погребениях Арджана, уверенно можно рассматривать, как следствие родственных связей в этом регионе и как начало общей тенденции изменений, между азиатским и европеоидным населением степной зоны Сибири.

Массовая миграция и проникновение монголоидных групп в скифо-сибирский мир начнется позже - в гуннскую эпоху. А в то время, активно происходила ассимиляция численным большинством скифов, народов автохтонной таежной популяции, так называемых уральцев (в будущем финно-угров).

Продолжение следует...

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) Великая Евразия.

Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.

Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: Добро пожаловать или посторонним В.

Рекомендую к прочтению мою первую книгу (https://ridero.ru/books/vera_nashikh_predkov/) «Вера наших предков. Неизвестные страницы» . Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries, где возможна услуга «печать по заказу», а также в приложение МТС «Строки» и «билайн книги».

В самое ближайшее время выйдет моя вторая книга, она посвящена скифам. Кроме того, чтобы «умыть» пиратские сайты, незаконно распространяющие первую книгу, планирую дополнить её содержимое новыми частями, обновить компоновку всего материала и в таком, законченном виде предложить в печать. Следите за новостями на моём сайте.


Рецензии