Ворошила незабытое - очерк

Журналист, писатель, краевед Пётр Александрович Васильев пишет книгу о войне. Да и человек он неравнодушный, это - редкое качество. Мы с давних пор знакомы. Для своей книги Пётр Александрович собирает материалы, сведения о В.О.В. Предложил и мне: - Напишите о человеке, которого знали!

Я задумалась. У автора книга о войне. Но я никогда не слышала, чтобы Георгий Иванович Лазовский рассказывал о том периоде своей жизни, хотя и знала, что он воевал. Убеждена, что многие жители добрым словом его вспоминают. Немало пользы доктор Георгий Иванович Лазовский принёс людям. Просто он был настолько скромным, что я диву давалась!

Мы познакомились на берегу Онежского озера, где на лодках-"Прогрессах" проводили отпуск. В то время на берегу Онеги дикарями отдыхали туристы отовсюду, у кого имелись плавсредства. А Георгий Иванович, работая в то время заведующим инфекционного отделения в городской больнице, на побережье, где с родителями плавали и ребятишки, являлся тем самым Айболитом. А его спокойствие, кладезь знаний и лучезарная деликатность располагали к нему как маленьких, так и взрослых! Сама ощутила, когда Георгий Иванович (мы рыбачили на двух лодках) без суеты, сказав: - "Галя, не шевелись!" одним движением удалил впившегося в шею клеща и, чем-то помазав место укуса, успокоил: - В понедельник пойдёшь в больницу, 5 уколов надо сделать!  А докторский саквояж у него всегда в лодке лежал.

Его жена Прасковья Андреевна каждое лето плавала вместе с мужем. Она тоже была на фронте и порой рассказывала о своей армейской жизни. Прасковью Андреевну приглашали на все городские мероприятия, посвящённые Дню Победы. Стояла в Почётном карауле и делилась воспоминаниями. Она в то время секретарём партийной организации была и тоже работала в больнице. Люди они были хлебосольные. А так как на Онеге мы отдыхали, то могли позволить себе и лишнее - расслаблялись! Утром же "это лишнее" давало о себе знать! И Георгию Ивановичу было необходимо принять хотя бы пару глотков! Но недремлющее око жены - нарколога бдительно следило, чтобы муж её не слинял бы из лагеря. Но если очень хочется, то и выход найдётся!

Из всех мужчин в нашей компании не похмелялся только один. Прасковья Андреевна это знала и когда видела, что Георгий Иванович уже с тоской глядит на тропочку и без радости слушает птичек, то разрешала ему прогуляться по сосновому бору, но только с моим мужем! Надо было видеть в это время Георгия Ивановича! Морщинки разглаживались, глазки сияли и всё лицо преображалось. Словно благодать на него снизошла! Наши мужчины, сначала не спеша, а потом убыстряя шаг, двигались к заветному местечку, где у Георгия Ивановича была спрятана чекушка!

И, поправив своё здоровье, Георгий Иванович с сопровождающим возвращались в лагерь. После такой прогулки из Георгия Ивановича жена могла верёвки вить - он на всё был согласен.  Прасковья Андреевна нюхом чувствовала, что-то здесь не так.И носик у Георгия Ивановича красненький, и сам он какой-то несерьёзный, но заподозрить его в том, что он похмелился - веских причин не было. Она переводила взгляд с носа Георгия Ивановича на лицо напарника. Принюхивалась к мужу, но тот..

Мы и в городе, случалось, одной компанией встречали праздники, дни рождений! И я никогда не видела его раздражённым или недовольным. В ссоры с женой он не вступал. И всё-таки однажды он пришёл к нам без Прасковьи Андреевны. Я что-то поставила на стол и, задушив в себе любопытство, ушла. Он же не ко мне пришёл, а к мужу и не по делу! Это уже позднее домыслила, что ему нужно было поговорить с человеком, кому безгранично доверял! Человеку не его круга: один - в профессии своей был дока; другой - технарь с золотыми руками и светлой головой. И оба - умные, немногословные и безмерно деликатные мужчины!

О первой жене Георгия Ивановича ничего не знаю. Я бы и расспросить его  не посмела. Просто слышала, что на фронт его призвали из Ленинграда, когда он уже семейным был. С войны же в Ленинград не вернулся, а поселился в области. В Ленинград он за разводом ездил. (не сам рассказывал, молва донесла).

Я уже где-то писала, что война - беда общая! Но ведь ни для кого не секрет, было и такое, что кому-то война - мать родна; а кому-то - злая мачеха! Вот эта самая мачеха и Георгия Ивановича настигла. Да и плюнула так, что, похоже, плевок окатил молодого Георгия по самое "мама, не горюй!" И загремел он под суд, - правый или не правый? Не знаю! А может, и суда не было? Действительность же такова, что оказался Георгий Иванович в лагере в Подпорожье. Где и появилась у него вторая семья. Родившаяся дочка стала тем солнышком, под лучами которого отмякла душа Георгия Ивановича. А любовь отцовскую он не делил между приёмной дочерью и родной. Обеим с избытком хватало! Выросли дочери и ушли...

Врач Георгий Иванович Лазовский ушёл из жизни тихо, не залежался, не изболелся! Говорят, так уходят из жизни только очень хорошие люди! Он и был таким! Служил людям, жил среди людей в маленьком городке Подпорожье, что на берегу Свири. В нём и остался навсегда. Многие его помнят! Светлая память!

И в завершение. У меня есть подарки четы Лазовских. Один мне очень дорог, потому-что выполнен он руками Георгия Ивановича. День 8-го Марта отмечали у нас. Георгий Иванович, раздеваясь, на тумбочку что-то ёмкое выложил. Оказалось, что это картины. Поздравляя нас, Георгий Иванович, сняв обёртку, каждой вручил картину собственного производства.

Люсе Махмудовой он подарил Белочку, славную такую, с орешками в зубах. Мне - Лосиху с маленьким лосёнком, жмущимся к маминой т...ке. Что остальным - память не сохранила. Все картины одного размера на деревянных дощечках, лобзиком работал, и сам же обжёг! Даря нам картины, он уже тогда дал понять, что выбор его не случаен. Если в Люсе он видел Белочку, её и воспроизвёл. А я, глядя на Лосиху с высокоподнятой головой на длинной шее, благодарна Георгию Ивановичу, что меня он такой представлял. Теперь, правда, шеи нет; голова с ушами на плечах сидит, и лосёнок от т...ки отвык.

Я вхожу в квартиру и меня сразу встречает Лосиха. Дощечка-память о Георгии Ивановиче Лазовском живёт вместе со мной.

И ещё. Быть может, осталось на земле семечко Георгия Ивановича Лазовского из той, первой ленинградской жизни? Вдруг семечко с годами не потеряло всхожесть и дало  такие же всходы, как у пра-прадеда? Кто знает ответ? Или всё он унёс с собой?

   апрель 2021 г.


Рецензии
Светлая память
Очень трогательные , душевные воспоминания о светлом Человеке!
Галина!
Творческих успехов и радости вдохновения Вам желаю! С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   11.11.2022 22:30     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемая Альбина! С теплом

Галина Балдина   29.11.2022 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.