Земля на таких держиться

       Разгар лета. Созрели хлеба. По обширным полям, словно океанские корабли, чётким строем «плывут» комбайны. Золотом сверкающее на солнце зерно наполняет бункера уборочных агрегатов. Автомобили, поднимая пыль пересохшей земли и натужено гудя моторами, мягко двигаясь по неровной полевой дороге и как грудного ребёнка сберегая каждое зёрнышко, везут на своих плечах этот дар Господний на зерновые тока, в засеки складов, Государственные хлебные хранилища.
Подвижный председательский УАЗик незаметно подкатил к хозяйственному двору предприятия. Все тихо, без суеты. Только еле слышно цепями гремит зерно-сушильный комплекс, в металлических рукавах поскрипывают шнеки, шелестят решёта, звучит приятная серенада просыпающегося в объёмные бункера золотистого зерна. Зерна крестьянского счастья.
Заметил тень оператора. Столкнувшись взглядом тот, удовлетворённо улыбаясь, скороговоркой отреагировал: окей, хозяин.
     -Хозяин-народ,- на приятную шутку вполне серьёзно отреагировал руководитель. Ответил, а мозг не успокаивался. Окей, хотя и иностранное словосочетание, но более близкое по восприятию. Пышет добротой и ответственностью. Не было бы оно таким, не принял бы наш народ его даже в редким обиходе. А так: нет- нет, да и вылет оно из уст и молодого, и взрослого. Поднимая пыль,к весовой подкатило два доверху загруженных зерном самосвала. Невдалеке следовал третий. Вспомнив оператора зерносушильного комплекса, вслух произнёс: окей. Посчитав малоубедительным оценку ситуации, чужое слово повторил по нашему, по- русски: хорошо. К этому готовились-вот и результат.
      Посмотрел на часы: на циферблате значилось без четверти четырнадцать. Время обеда полевых работников. Однако столбики светло- серой пыли по-прежнему поднимались вверх. На смену основным комбайнёрам за штурвалы встали их помощники. Как в знакомой песне: ни минуты покоя. И действительно. Каждая минута на счету. Подумалось: легко управлять производством когда каждый на своём месте.
     Удовлетворённый организацией труда, повернул в сторону противопожарного водоёма.
     Не отдыхается, председатель? От внезапного обращения содрогнулся. По-за развесистым кустом ивы, что на противоположной стороне водоёма, сидел дежурный слесарь-сварщик. Напротив него на воде суетились домашние утки. С чёртову дюжину, а может немногим больше.
    -Только и время для отдыха, обогнув берег водоёма, неопределенно ответил руководитель.
    -Что по работе, Дмитрий?
    -Всё спокойно. До этих пор заточкой инструмента занимался,  решёта к зерно-очистительному комплексу со слесарем готовили. К этому времени передвижная полевая столовая подоспела. Сменяя один другого, подкрепились.
   -И как питание? Не обидятся на нас механизаторы Дмитрий, хитро улыбнувшись и покосив глазами на председателя, несколько замявшись, произнёс:
   -Могут и обидеться, председатель.
   -С чего бы?
   -Известно. От такого питания не работать, а спать хочется. Назовите
спортсмена, который бы-ожиревший, бегал, прыгал, как щепки ломал мировые рекорды. У нас тоже «олимпиада». Только не спортивная, а сельскохозяйственная. На ней так же устанавливаются рекорды. И по урожайности,  по валовому сбору зерна, и по производительности труда.
   -Мудрец ты-Дмитрий. Так в далёкую старину философов называли. Старые люди и сейчас не гнушаются этим выражением. Наоборот, гордятся им. И ты такой: мыслящий, рассудительный, трудолюбивый... Дмитрий, восприняв похвалу, застеснялся.
   -С чего бы поменялось настроение,- подметил руководитель.
   - Похвала и коту приятна, — ещё больше ощутив прилив крови к лицу, вяло произнёс собеседник.
   -Питание полевых рабочих, Дмитрий, должно быть не только приятным, но и калорийным. Их работа не из лёгких, не покормишь-не поедешь. И отдых требуется. Только когда отдыхать, если столько хлеба на полях. Отдыхать, конечно, будем, но это когда работа закончится. А её в конце лета-начало осени-невпроворот. Говорят же: пришла осень-работ восемь. Помолчав, откровенничая продолжил: только будет ли в нашей отрасли спад этой напряжёнки? Спешим убрать зерно, а уже сроки сева озимых на "пятки" становятся. Сельское хозяйство, Дмитрий, это производство под открытым небом. Это не только знать, а подчас и приспосабливаться надо. Вот и сейчас: погода хорошая, работа, как говорится, "кипит", стоит только появиться тучкам, прогреметь грозе, сыпануть по земле дождику, как эта техническая армада остановится. С неудовлетворением будем созерцать на созревшие буйные хлеба. Хотя и влага земельке надо. Вот почему так важно вложиться в требования этого природного цеха. Зазевался, как говорится, не рассчитал-значит потерял. И руководитель, и ведущие специалисты в этом виноваты.
      -Что это?- показывая на уток пальцем руки, тревожно спросил руководитель.
       -Утки из соседнего домовладения. Без присмотра содержатся. Вот отдыхаю и чужую живность выпасаю, а её хозяин смотрит со стороны да безнаказанно улыбается.
За заботу об народном добре спасибо, Дмитрий. Я разделяю твою гражданскую позицию.
  Но делать надо цивилизованно, по закону. Что бы хозяина живности проучить и авторитетом не погрешиться.
-Как это, председатель?
-Порядок обеспечивать, Дмитрий, прерогатива местной власти. С её участием всё будет правильно. Сначала предупреждение вынесут. Ослушается-накажут. «Гроза не по лесу ходит...», - бытует в народе.
Так и он: остепенится. Руководитель, глубоко вздохнув, поднялся.
-Господь Бог таким людям судья и, как я сказал, местная власть. Рядом лежащим прутиком поправил примятую траву. Окинул взглядом водоём. Утки, не обращая внимание на озабоченность стоящих на берегу людей, по-прежнему «носились» по его водной глади. Подплывали к берегу, выпрашивали угощения, гонялись за насекомыми, головастиками и другой для них съедобной живностью.
-Так они живут здесь.
-Шутник ты, Дмитрий. Отдохнули, а сейчас принимайся за работу.
А я к комбайнёрам. Поступающий хлеб на ток-это важное, а люди а этом деле-главнейшее. С этими словаки председательский УАЗик,поднимая пыль, покатил в сторону высвобождающегося хлебного поля.
И когда он отдыхает- только один Господь Бог знает. Весь в работе,- подумал Дмитрий и снова встал за рабочий станок. А сознание не уставало повторять: руководитель прекрасный, уважением пользуется и сам авторитетом дорожит. Не зря в народе говорится: земля на таких держится.


Рецензии
Хорошо написано. Сельское хозяйство это особый вид производства. Не хочется обижать представителей технических специальностей, но у станочника, например, задачи и проблемы предсказуемее. А вот на земле трудящийся со многими неприятностями встретиться может - и каждый год с разными. И, к сожалению, любая из них на конечный результат - будущий урожай - влияет. И только человек, любящий и понимающий своё дело, может предусмотреть и избежать вредных последствий погодных "вывихов", например - верно выбрав сроки посева. А так же понять, чего не хватает растению и подкормить его, или вовремя профилактику болезней сделать.

Но и вознаграждается он, при этом, великой радостью созерцания всходов, здорового вида развивающихся растений, наливающихся плодов или колосьев. Жаль только, что радость такая многим незнакома и непонятна - из-за повального стремления к городской жизни.

Рассказ понравился, творческого вдохновения и новых интересных сюжетов желаю.

Вадим Рубцов   01.10.2022 10:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.