Фикус!

«Восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами.
Настоящий день ещё впереди.
Наше солнце - всего лишь утренняя звезда».
(Генри Дэвид Торо.)


    Мне был подарен фикус 6 февраля 2002 года, в день ангела-хранителя моего. Живое юное дерево. Крепкий взрослеющий ствол его был некогда, в недавние от тех дней времена, сплетён аккуратным образом в толстую косу, пока нежные зелёные стебельки ещё по-детски податливыми были и голыми росли, свободными от идеи флориста, глупыми и бесхитростными. А теперь уже к дню блаженной Ксении Петербуржской этот изогнутый под влиянием дизайнерской мысли серый ствол фикуса венчала изумрудного цвета густая, подающая надежды крона.
    Дерево это посреди гостиной в большом подарочном вазоне с землёй я обнаружила, когда проснулась в упомянутый выше день. Это был настоящий сюрприз, вызвавший бурю эмоций. Подарок 13-летней дочери моей, Любаши. Девочка, уже видно, росла чуткой, наблюдательной и, добавлю для полноты картины, неизбалованной и хрупкой. И как только она умудрилась скопить в те времена столько денег и доставить в нужный день и час невредимым этот тяжёлогабаритный подарок из удалённого десятками километров магазина вплоть до нужного этажа? Все эти и другие на данную тему вопросы в миг пресекли иные и даровали мне мгновенную реакцию в виде слёз не сколько радостного одобрения, сколько недоумения. Как, должно быть, искренне Любаше моей желалось видеть счастье в глазах матери и в доме! Ведь на последние средства человек приобретает лишь недостающее.
    Так Дерево стало новым членом семьи.
    Мы соблюдали все инструкции по обихаживанию. Учитывая, что фикус свето-, тепло- и влаголюбивое растение, мы выбрали для него свободное от сквозняков место в гостиной, где солнечный свет рассеивался равномерно. Увлажняли воздух из пульверизатора, устраивая одновременно фикусу ежедневный душ. Поливали только отстоянной водой комнатной температуры, следуя рекомендациям: лишь когда земляной ком просыхал до глубины сантиметров четырёх. Нельзя сказать, что дерево не откликнулось на заботу совсем, но зелёная масса редела-редела, да и месяцев через 10 сошла на нет. Кое-где жалкие листочки ещё топорщились вялые, безжизненные, но природа взяла своё, и дерево, в конце концов, облысело. Никто не знал, готовилось ли оно к зимней спячке, или цеплялось за последнюю возможность жить.
    Нам, несведущим, однако, смотреть на жалкие потуги дерева было невыносимо. Я принялась подкармливать его специальными - для фикусов - удобрениями. Кое-кто из родни, приехавший погостить издалека в солнечные эмираты, доброжелательно посоветовал выкинуть и забыть. Очевидно, этот высказанный вслух моментальный исход от всех забот и затрат возымел противоположный отзыв в моей душе, и, вовремя распрощавшись с гостьей, я решилась на очередную попытку по реанимации древа и вынесла его на открытый воздух, на балкон. Так себе решила: коль суждено, выживет, нет - пусть на воле вольной дух и испустит.
    Оказалось, что фикус в первую очередь есть свободолюбивое растение. Он выжил. Да ещё и как зазеленел. Листья возбудились пуще прежнего. А рост, рост его стало не унять. И, спустя лет пять, я пересаживала уже очень взрослое дерево из того подарочного вазона в самый огромный, который только мне удалось отыскать на садовом рынке.
    Надо сказать, что фикус этот пережил ещё одну смерть. Уже настоящую. При переезде на виллу мы «вырвали» корни его из зоны комфорта, пересадив в открытую почву сада, и, спустя год-другой, дерево зачахло и засохло, и расплелась его коса, распалась на жесткие стебли. И торчали они безжизненные ровно до пор нашего следующего переезда. Нам бы оставить его, мёртвый фикус наш, превратившийся в жалкое подобие природы, но муж забрал «останки» с собой - друзей, говорит, не бросают - и воткнул их в песок в самом тенистом месте нашего нового сада. И свершилось чудо. Сегодня это крепкое, высокое - пятнадцатиметровое - жизнелюбивое дерево, которое нашло свое место рядом с человеком.
                16.04.2021


Рецензии